Судьба свела меня с Натальей Ивановной Субашы, главным врачом наркологического диспансера, прекрасным врачом психиатром-наркологом, психотерапевтом и удивительным человеком. Мы с ней часто встречались и много беседовали на темы профилактики наркомании и алкоголизма. Она рассказывала случаи из своей богатой врачебной практики, я бывала на различных тренингах и "круглых столах", которые довольно часто проходили в наркодиспансере.
В последнее время наркомания становится национальной проблемой. Круг тех, кто потребляет наркотики, стремительно помолодел — и сотрудников наркологических диспансеров уже перестали шокировать случаи, когда на наркологический учёт им приходится ставить подростков. Ребёнка не получится изолировать от этой реальности, запретив употреблять наркотики или появляться в местах, где их можно приобрести.
Как уберечь детей от этой заразы? Ведь именно на детей и подростков нацелено внимание дельцов нечистого бизнеса, именно за их счёт наркоторговцы расширяют рынок сбыта.
Каждый человек, будь то взрослый или ребёнок, начиная употреблять алкоголь или наркотики, думает, что уж он-то не станет зависимым от них. Захочет — бросит, захочет — нет, всё в его власти. В этом — главное заблуждение, ведь начальная стадия заканчивается очень быстро, и пути назад не будет, это засасывает, как болото. Хотя в мире существует небольшой, мизерный процент людей, которые могут всю жизнь пить, и при этом не становятся алкоголиками. Но это — исключение, которое лишь подтверждает правило. Большинство же людей быстро попадают в зависимость, начинают испытывать непреодолимое влечение, постепенно увеличивая дозы.
Одной из серьезных проблем сегодняшнего дня является практически полное отсутствие хороших государственных реабилитационных центров. Частные, причем достаточно неплохие, есть, а вот государственных нет. Кстати, в свое время Наталья Ивановна приехала в Подмосковье именно с такой целью — открыть реабилитационный центр. Но… не получилось. Жители испугались, что сюда съедутся бывшие наркоманы со всей страны.
Между тем, реабилитационные центры необходимы сейчас, как воздух — мало получить только медикаментозное и психотерапевтическое лечение. После дневного стационара люди выходят в социум, а у них нет профессии, нет навыков жизни и общения. Но ведь понятно, что без всего этого и результата не будет. Вот и продолжает Наталья Николаевна мечтать о хорошем реабилитационном центре с современными трудовыми мастерскими. Но не с теми, где учат забивать гвозди или строгать дерево. Время меняется, и сегодняшние пациенты наркодиспансеров — это современные люди. Поэтому и готовить из них нужно дизайнеров и компьютерщиков, учить их бизнесу и маркетингу. Конечно, среди пациентов встречаются и люди с низким интеллектом, с психопатологией, а порой и психопаты, которым помочь очень и очень сложно, а порой и невозможно. В этом случае очень хорошо помогает творчество в любом его проявлении. Человека ведь нужно чем-то заинтересовать, заполнить пустоту, которая появляется после того, как из его жизни уходят алкоголь или наркотики.
Городок Лосино-Петровский невелик, его население чуть больше двадцати тысяч человек. И практически каждый его житель тем или иным боком коснулся наркодиспансера — кто-то сам обращался за помощью, у кого-то родственник или знакомый. Почти каждый день Наталья Ивановна встречает на его улицах своих бывших пациентов. Многие из них вернулись к нормальной жизни, у них семьи, дети, работа. К сожалению, излечиться полностью от пагубной привычки нельзя, возможна только ремиссия, которая может длиться годы и даже десятилетия. Правда, иногда приходится видеть своих бывших пациентов и валяющимися. Тогда главврач подходит к ним со словами: "Что-то ты давно к нам не заглядывал. Приходи, мы постараемся помочь". Многие приходят.
"Мы не Боги, а самые обычные люди со своими плюсами и минусами, которые так же, к сожалению, могут ошибаться", — говорит про себя и своих коллег Наталья Ивановна. Может быть, и обычные. Но они стараются менять этот мир к лучшему, помогать по мере сил и возможностей попавшим в беду и заболевшим (а алкоголизм и наркоманию медицина рассматривает именно как болезнь) людям. Бывали в их практике случаи, когда им приходилось в буквальном смысле слова отмывать своих пациентов (для этих целей в диспансере есть ванная комната), приносить для них из дома какую-то одежду и покупать продукты, чтобы накормить обедом.
Предупредить болезнь всегда легче, чем вылечить. Эта народная мудрость не теряет своей актуальности и сегодня, особенно в деле лечения наркомании и алкоголизма. Профилактика — это отнюдь не дань моде. Нельзя закрывать глаза и делать вид, будто наркотиков нет. Они есть. И если вовремя не предпринять необходимых мер, то "отрава" опутает и поглотит наше молодое поколение. Многолетняя практика показывает, что лучший путь — это сотрудничество врачей-наркологов, учителей, взрослеющих учеников и их родителей.
Подросток, обучающий своих сверстников — один из самых эффективных способов привлечения внимания обучаемых к этой непростой теме и влияния на изменение в их поведении. При этом замечено, что поведение волонтеров меняется в той же мере, что и поведение ребят, с которыми эти занятия впоследствии проводятся. В подростковом периоде влияние сверстников является, пожалуй, наиболее сильным. А успешность, компетентность и привлекательный имидж волонтеров увеличивают положительный эффект подобных занятий.
В Лосино-Петровском вот уже несколько лет успешно действует программа "Стоп — наркотикам!". Она включает в себя меры профилактики не только наркотиков, но и ВИЧ-инфекции, СПИДа, токсикомании, табакокурения. Работа ведётся сразу по нескольким направлениям. Во-первых, регулярно проводятся семинары, тренинги, "круглые столы", на которые приглашаются педагоги, медики, социальные работники, инспекторы отдела по делам несовершеннолетних. На одном "круглом столе" (он проводился в форме семинара-тренинга) мне довелось поприсутствовать.
Участники "круглого стола" говорили о детях, попавших в паутину наркотиков, — по роду своей деятельности они часто с ними общаются. И хотя все сопереживают им и делают всё от них зависящее, чтобы помочь вырвать их из этого ада, часто ощущают своё бессилие — разговоры, увещевания, даже лечение оказываются бесполезными. Ведь главное — чтобы человек сам захотел принять помощь и выздороветь. А иначе ничего не получится.
Затем так называемые тренеры предложили всем поучаствовать в ролевой игре. Собравшихся разделили на три группы: наркоманы, родители, городская администрация. Первые должны выдвигать свои требования, вторые — высказать предложения по лечению детей и претензии к власти, а третьи попытаться решить проблему наркомании в отдельно взятом городе N. На подготовку отводилось десять минут. И вот тут… тут началось самое трудное. Сложнее всех пришлось третьей группе. Легко и просто рассуждать, глядя на проблему со стороны. А когда в руках оказались так называемые рычаги власти, участники немного растерялись. И хотя осознавали, что это всего лишь игра, спокойнее от этого не становилось. Было понятно: какие бы решения ни принимали, что бы ни делали, вряд ли это полностью нейтрализует проблему…
Первыми слово получили "наркоманы". Их требования были незамысловатыми и в принципе ожидаемыми — не мешать жить так, как хочется, предоставить место, где можно было бы собираться, дать каждому по сто тысяч долларов. Как говорится, комментарии излишни…
Затем настала очередь "родителей". Основная мысль, прозвучавшая в их словах, они ждут, что кто-то им поможет. Уже перепробованы всевозможные методы воздействия на детей, но ничего не помогает. "У нас просто опускаются руки, — сказала одна из "мам", — вы должны помочь, мы не знаем, что делать, нам некуда больше идти. Вы — последняя надежда".
А "последней надежде" было очень непросто. Все ждали, что вот сейчас они выступят, и проблемы наркомании в городе N будут решены. Но по мановению волшебной палочки ничего не происходит. Они озвучили свои предложения — организовать реабилитационный центр в городе N. Ведь после лечения детям необходим длительный восстановительный период, а иначе все труды пропадут зря. Затем — организовать совместные дежурства сотрудников полиции, отдела по делам несовершеннолетних и родителей в школах, чтобы препятствовать распространению наркотиков. И, наконец, запретить продажу несовершеннолетним шприцов в аптеках.
Это была игра. В жизни всё иначе. Решить эту проблему одним махом невозможно. Для того, чтобы добиться положительных результатов, решать её нужно всем миром.
Кстати, Натальей Ивановной в рамках общегородской программы "Стоп наркотикам!" разработана программа, которая включает в себя профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди подрастающего поколения. Она охватывает учащихся 5-11 классов, и составной ее частью являются психологические тренинги. У ребят необходимо выработать позицию "активного отрицания" наркотиков, алкоголя (они должны быть готовы к решительному отказу, если предложат попробовать их) и выявить учеников, составляющих так называемую группу риска. С этой целью организуются группы по 15 человек, в которых и проводится работа. Технология проведения несложная. Ребята садятся в круг для того, чтобы вокруг них было открытое пространство. Процедура знакомства проходит в игровой форме. Ребята могут представляться любым именем, каким они хотят, чтобы их называли, необязательно своим.
Основные правила тренинга — не перебивать друг друга, дать возможность высказаться каждому, честно отвечать на поставленные вопросы, всё сказанное на тренинге должно остаться между ними. У детей обязательно спрашивают: согласны ли они, чтобы во время беседы присутствовали учителя. И довольно часто — ответ утвердительный.
Начинается так называемый "мозговой штурм". Предлагаются вопросы: "Как относишься к проблеме наркомании?", "Что чувствуешь, когда видишь пьяного человека?" и т.д. Каждый ребенок высказывает свое мнение. И уже через чувства делается коррекция. Затем переход к вопросам личного характера: "Куришь ли ты?", "Предлагали ли тебе попробовать наркотики?", "Чем опасно принимать наркотики?" и т.д.
Степень честности при ответах довольно высокая. В разговоре ребят стараются нацеливать на то, почему необходимо отказываться от предлагаемых наркотиков (не хочу губить здоровье, это — не для меня). Если же выясняется (а поскольку общение откровенное, такое случается), что в классе есть ученики, которые уже пробовали наркотики, то основная задача — развеять миф о том, что можно однажды попробовать наркотик и остановиться. Такому ребёнку требуется вторичная профилактика в наркологическом диспансере, а иногда и серьёзное лечение.
Тренинги обязательно разбавляются игровыми ситуациями. Например, упражнение под названием "зеркало" позволяет определить: является ли ребенок ведомым или ведущим. Одному предлагается показывать движения, а другому повторять за ним. Затем они меняются ролями. Если подростку легче повторять, то он является ведомым. То есть, по натуре он — не лидер, и такому легче попасть в группу риска.
Нельзя забывать в такой важной работе и про родителей. Ведь без их помощи и активного участия решать проблему наркомании невозможно.
Профилактическая работа с детьми включает в себя и волонтёрское движение. Известно, что подростки больше склонны доверять информации, которая исходит от их сверстников, мнение же взрослых часто воспринимается "в штыки". И любые "страшилки" о том, что наркотики — это дорога прямиком к смерти, высказанные людьми старшего поколения, оказываются малоэффективными. А вот если кто-то из одноклассников скажет, что наркотики — это зло, способное разрушить жизнь, остальные прислушаются.
В лосинопетровских школах № 2 и №4 подготовлены группы волонтёров. Ребята проходят подготовку по специальной программе, и спустя какое-то время сами проводят антинаркотические тренинги и ведут профилактическую работу среди подростков. Наталья Ивановна говорит, что положительные результаты налицо. Это, кстати, подтверждается данными социологических опросов и анкетирований, которые проводятся сотрудниками наркологического диспансера.
А первые волонтёры, стоявшие у истоков этого движения в Лосино-Петровском в 2000 году, сейчас уже взрослые люди. У многих из них в жизни были ситуации, когда предлагали попробовать наркотики — и они смогли отказаться от них, поскольку были морально готовы к такому выбору.
Есть ли эффект от данного проекта? Есть, причем потрясающий. Когда проводился тест на приобретение навыка говорить "нет" на предложение попробовать наркотик, оказалось, что навык приобретен ста процентами участников. Представляете? Все, как один, смогли отказаться!
За последние пять лет в городе не было поставлено на учет ни одного подростка с диагнозом "синдром зависимости от наркотиков". Кроме того, не зафиксировано ни одного правонарушения среди них, связанных с употреблением наркотиков. Это по праву можно считать настоящей победой, а метод брать на вооружение!
Сегодня сотрудники этого наркодиспансера готовятся выступить с инициативой, чтобы все школы Московской области (а в идеале и все российские школы) приняли участие в разработанной ими образовательной программе, включающей в себя антинаркотические тренинги (за основу ими был взят кемеровский опыт — обучение равных равными). На мой вопрос: о том, делятся ли они своими наработками с соседями и коллегами, ведь у них накоплен богатейший опыт, Наталья Ивановна вздыхает: "К сожалению, на областном уровне это почему-то не востребовано".
На самом деле, проведение данных тренингов не такое уж легкое дело, как может показаться на первый взгляд, и без специального образования и соответствующей подготовки здесь просто не обойтись, но и можно даже нечаянно навредить. Только специалист может сразу определить, кого стоит отнести к группе риска, кто попадает в категорию созависимых, кого необходимо пригласить для консультации и т.д. Конечно, волонтеры прекрасно делают свое дело, но они могут проводить тренинги только на первичном, так сказать, поведенческом, уровне, когда нужно выработать умение сказать "нет". Если же необходим более серьезный уровень, то ребят приглашают в наркодиспансер, и с ними уже работают специалисты.
Сегодня большинство людей уверено, что лечение от наркомании стоит огромных денег. Между тем, в государственных наркологических диспансерах, например, в Лосино-Петровском, все проводится за счет бюджета, правда, при условии, что пациент становится на диспансерный учет. С недавнего времени здесь даже делают лечебный плазмаферез, если говорить по-простому, то очищение крови (для этого закуплено необходимое дорогостоящее оборудование).
Конечно, идеального общества, где люди не пьют, не курят, не употребляют наркотики, нет и не будет. Но к этому нужно стремиться, стараться самим не поддаваться соблазнам и удерживать от них других, особенно детей. Поспорить с этим высказыванием трудно…
Сообщество «Выживание»
00:00
25 июля 2013
Стоп-наркотик
Судьба свела меня с Натальей Ивановной Субашы, главным врачом наркологического диспансера, прекрасным врачом психиатром-наркологом, психотерапевтом и удивительным человеком. Мы с ней часто встречались и много беседовали на темы профилактики наркомании и алкоголизма. Она рассказывала случаи из своей богатой врачебной практики, я бывала на различных тренингах и "круглых столах", которые довольно часто проходили в наркодиспансере
1.0x