Сообщество «Изборский клуб» 00:00 21 ноября 2013

Столица русской Победы

Изборский клуб побывал в Сталинграде. Среди множества проведённых мероприятий особое значение имела дискуссия на тему "Сталинград — идеология государства российского". Учёные, общественные деятели, ветераны говорили о значении для всей мировой истории Сталинградской битвы, о необходимости вернуть городу-герою его победное имя

Изборский клуб побывал в Сталинграде. Среди множества проведённых мероприятий особое значение имела дискуссия на тему "Сталинград — идеология государства российского". Учёные, общественные деятели, ветераны говорили о значении для всей мировой истории Сталинградской битвы, о необходимости вернуть городу-герою его победное имя.

Сергей БОЖЕНОВ, губернатор Волгоградской области

Дорогие друзья, для членов Изборского клуба, которых я искренне рад приветствовать, как и для волгоградцев, патриотизм, любовь к родине — не пустой звук, а реальные дела. Вы формулируете национальную идею России, идеологию её развития. Являетесь носителями подлинной российской государственности и своим примером привлекаете российское общество к духовному и интеллектуальному поиску.

История нашей земли и населяющих её народов пронизана идеями патриотизма, братства и взаимопомощи. Защитники Царицына, защитники Сталинграда проявили лучшие качества российского народа: бесстрашие, героизм и отвагу. Эти ценности и традиции и сегодня сохраняет русский народ и передаёт из поколения в поколение. Без этих ценностей теряет смысл задача нарастить и углубить, экономически расширить показатели развития. Мы должны двигаться вперёд, объединённые общей национальной идеей, которая делает наше существование осмысленным.

Александр ПРОХАНОВ, председатель Изборского клуба

Дорогой Сергей Анатольевич, мы провели на вашей земле день длиной в век, когда совершили странствие в открытую горестную степь, где сражались наши полки, дивизии. Мы оказались частью огромного, длящегося во времени Сталинградского сражения. Тема Сталинградской битвы, войны не локальна, не кончается 43-м или 45-м годами. И сегодня, когда Россия оправляется от катастрофы 91-го года, когда наш народ-подранок начинает целить свои раны, когда мы начинаем выстраивать в очередной раз государство российское, необходима идеология.

Все 90-е годы в России царила либеральная идеология, рождённая не в недрах нашей родины, а привезённая разными оккупационными системами и машинами. Но либеральный проект иссякает. И сегодня мировоззрение нашей страны меняет кожу. Старая либеральная оболочка спадает и разрушается. Сквозь эти трещины проступают новая плоть, новая светоносная жизнь.

Государство без идеологии невозможно. Идеология объясняет смыслы, пространственные и политические контуры страны, объясняет народу, к каким стратегическим целям он идет и кто он такой. И тема, миссия Сталинграда, в этом вопросе исключительна.

Возможность для человечества опять одержать победу над тьмой — это вновь обратиться к России, к русскому сознанию, русской истории и душе. Сталинград должен стать столицей русской победы. Ведь здесь произошло то, что неповторимо в отечественной и мировой истории, не произошло нигде — ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Казани, ни в Париже, то, что может сравнить Сталинград с Иерусалимом, куда явился Христос. Сталинград — святая земля, и эту святую землю нужно экспонировать как мировоззренческий проект. Это город огромной мистической светоносной русской тайны. Если мир, Россия увидят в Сталинграде исторический бриллиант, преобразится и сам город. Его хотели снивелировать, сделать обычным городом. Но обычный из святого не сделать. Поэтому возвращение городу его мессианского значения отразится и на судьбе самого города, на судьбе уже нынешнего поколения.

Не оставляет ощущение, что в Сталинградской битве присутствует неразгаданная тайна, которая не раскрыта в воспоминаниях наших великих полководцев, в научных трудах о Сталинграде.

Что должно было случиться, чтобы именно здесь, в низовьях Волги, произошла эта непомерная битва? Гитлер подошёл к Волоколамску, к Истре, и ему стоило лишь накопить резервы и ударить, порвать цепочку, что держали подольские курсанты, и он бы захватил Москву, воздвиг бы из уже привезённого гранита памятник великому рейху. Почему он отвернул свои войска и кинул их через Сальские степи сюда?

Гитлер был оккультист. Он трактовал законы мироздания и стремился ими управлять. Я убеждён, что Иосиф Виссарионович Сталин был не просто политический лидер, главнокомандующий, экономический стратег. Это был человек-прозорливец. Он понимал вещи таинственные, неведомые нам с вами.

Оттого и произошло это космогоническое сражение именно здесь. Здесь решались судьбы не отдельно взятой страны, политического строя, экономики, не отдельно взятого русского народа. Решались проблемы, связанные с мирозданием, как его задумал Господь. По чертежам, что Он начертал, должно было развиваться человечество. Но этот чертёж был свёрнут 2 тысячи лет назад, когда человечество впало в такую тьму, что Господь принёс великую жертву — своего сына, возвёл его на крест. И через 2 тысячи лет, к 1941-му году, человечество впадало в ту же тьму. Тьма фашизма надвинулась на мир и поглотила всю Европу, пол-Азии. Фашизм готов был стать абсолютной господствующей идеологией мира.

Чтобы этого не произошло, Господь послал на эту схватку русский советский народ. Потому что никакой другой народ не был способен выдержать удара тьмы. Русское мессианство подразумевает, что у России — огромная задача преодоления страшной тьмы. Битва эта стоила нам 30 миллионов погибших. Победа была одержана именно здесь. В Берлине алое знамя только закрепило победу. Именно в Сталинграде произошло крушение антипроекта, который противоречил ноосфере, господнему замыслу.

Поскольку здесь победили силы света, поскольку жертва равнялась или почти равнялась христовой жертве, то все участвовавшие в сражении, погибшие и выжившие, и те, кто помогал им, являются неканонизированными святыми, святомучениками. И утверждение, что советская красная эра являлась безбожной, не связанной с высшими смыслами, бьётся этой христовой жертвой: она делает советский период таким же духовным и мистическим, как все предшествующие периоды русской истории.

Этот период подтверждает, что наш народ — это мессианский народ, его доля — тяжелая, страшная. Русский народ постоянно терпит лишения, трагедии, потому что именно его мироздание посылает навстречу тьме. Он в постоянных борениях, сражениях. И сегодняшняя драма русского народа, его поражение должны быть осмыслены как жертва, которую мы приносим. А драму мы преодолеем благодаря нашей Победе.

Когда была одержана победа, Сталинград благодаря тому, что здесь формировался огненный кристалл этой победы, стал источником колоссальных энергий для всего нашего народа. Здесь во время битвы сформировалась раса великанов. На Мамаевом кургане — потрясающие скульптуры Вучетича: один великан уже убит, а второй несёт на плече убитого брата и стремится в атаку. Это героический эпос Сталинградского сражения, где бились великаны. Одни погибли. Но оставшиеся восстановили страну из руин, превратили в цветущий сад и полетели в космос.

А потом произошли процессы, которые превратили расу великанов — нас с вами — в расу лилипутов, карликов. Хрущёв отнял у Сталинграда имя, которое дало городу величие, не уступающее Иерусалиму.

Когда Хрущёв оккультно отнял у этого места его имя, он запечатал, забросал этот колодец хламом, и с этого момента, возможно, стала иссякать сила нашего народа. Эта победоносная энергия была зашифрована: с этого времени началось тихое сползание в перестройку, которая окончательно сделала нас немощными.

Задача восстания из праха, из пепла — задача новой русской идеологии. Идеология русского государства несёт в себе идею светоносной громогласной победы. Эта победная философия, победное одоление подтверждает вся наша русская судьба. Мы то создаём наше великое государство, великое царство, то опять скатываемся в тёмную бездну, нас одолевает тьма, гложет нашу плоть, наши кости. И вновь через чудо, воскрешение мы создаём новое царство, государство. Мы — народ пасхальной победы, народ, в котором пасхальное воскрешение действует постоянно и неизбежно.

Что мы можем взять из Сталинградской битвы в сегодняшнюю идеологию, чем можем напитаться? Да всем! В Сталинграде было потрясающее единство: не было ни русского, ни татарина, ни калмыка, ни узбека, ни эллина, ни иудея, — здесь были одни герои, мученики, светоносные жертвенники. Это мы должны внести в сегодняшний мир, который рассыпается, делится на молекулы. В Сталинграде, в том единстве был осуществлён великий бросок, рывок. Не в индустрию — тот рывок был совершен до войны, в сталинских пятилетках. А был рывок навстречу светоносной энергии. И сегодня нам опять придётся сконцентрироваться и совершить мировоззренческий рывок в победу.

Поэтому основой идеологии государства российского должна стать религия русской победы. Сталинград должен стать столицей победы. Отсюда, из столицы русской победы, должны нестись проповеди нашего духовного воскрешения, духовной победы. Здесь должны создаваться конгрессы, строиться университеты победы. Здесь должна быть гвардия победы. Отсюда должна нестись непрерывная проповедь.

Барма и Постник построили в Москве храм Василия Блаженного, и он был образом рая. Главы, купола, шатры, переходы храма таковы, как понимали наши пращуры красоту рая и воплощали её. И здесь, в Сталинграде, когда-нибудь будет построен дворец победы. Мы пригласим лучших архитекторов нашей родины — и они построят поразительный образ нашего рая, русской победы, русской мечты. У русских нет другой мечты, кроме райской. Мы не взыскуем земного счастья. Нам хорошо, конечно, кататься по гладким дорогам, жить в комфортных домах и есть хорошую еду. Но главная русская цель — это мессианская цель — взыскание рая.

Говоря о феноменологии Сталинградской битвы и Сталинградской победы, невозможно не касаться символизма, таинственных и возвышенных сил, которые просматриваются сквозь хронику этой битвы.

Я присутствовал на недавнем открытии вашего знаменитого фонтана, который своей белизной, пластикой напоминает античные скульптуры. Поразительно появление этого фонтана в предвоенные годы в Сталинграде, когда ещё даже не предчувствовался налёт люфтваффе.

В центре фонтанной композиции — крокодил. Чудище, которое олицетворяет символы зла, преисподней, тот самый дракон, которого пришлось колоть Георгию-Победоносцу. Вокруг дракона танцует хоровод, не странных матиссовских розовых существ на таинственном лугу. Это — хоровод советских пионеров. И дети берут в кольцо чудище, в ловушку помещают его.

Этот танец детей на лугу является кольцом, которое замыкает зло, не даёт вырваться на свободу. Символически пионеры являются духовными небесными силами, они замыкают силы тьмы, зла, не давая им вырваться из преисподней.
Немцы нанесли страшный удар, превратив Сталинград в пепелище. И возникает ощущение, что наносили удар именно по фонтану. Сталинград был побочной мишенью этих армад, а метафизически удар был по хороводу, этому кольцу света, который выставил наш народ — своих детей, полагая, что отроки будут взрастать, превратятся в светоносных великанов, что эти отроки являются будущим нашего народа и нашей страны. Немецкие бомбардировщики уничтожали пионеров, размыкали кольцо и разорвали фонтан на части. Потрясающая картина: пионеры без рук, без ног, с оторванными головами продолжают вести свой танец, свой хоровод вокруг этого крокодила.

Сталинград победил. И этот крокодил, чудовище, этот фон Паулюс не вырвался из "мешка", крокодил и Паулюс оказались загнанными в кольцо. Пионеры не выпустили фашистскую армию из этого кольца, и она там погибла.

Фонтан снесли. Но почему он воскрес в этом году? Есть в этом тайна. Видимо, нечто в метафизических слоях жизни очнулось, проснулось и стало всплывать на поверхность. И первым послало этот божественный фонтан. Фонтан, если переводить его образы, его предвоенный символизм на язык церкви, и олицетворяет Георгия-Победоносца, который закалывал это зло, вонзал копьё в пасть дракона. В нашем сегодняшнем сознании он является храмом, часовней, где бьёт живая священная вода. И всяк, кто оросит себя этой водой, приобщит себя к святым тайнам. Это живая вода сегодняшнего русского возвышения, движения к свету. И вся Сталинградская битва, все поля, на которых мы побывали, все рвы, взорванные фундаменты, склады неразорвавшихся мин, братские могилы — являются великим божественным храмом русской победы, что должна быть перенесена в нашу идеологию. И русская философия XXI века, со всеми её подробностями, сложными представлениями о типе государства, о форме общественной жизни, об идеалах, должна выражать религию, философию русской победы.

Жителям нужно бороться за возвращение городу названия Сталинград. Когда это имя было стёрто с лица земли, восторжествовал план Гитлера и Геббельса, которые хотели стереть это место с лица земли. И странным образом коммунист Никита Сергеевич Хрущёв воспроизвёл эту огромную гитлеро-геббельсовскую задачу. Этому не бывать. Наша русская победа неизбежна.

Анатолий ВЫРШИКОВ, доктор педагогических наук

Сталинградская битва — высшая ценность Волгоградской области. Сталинградская битва — это символ победы. Победа — это преодоление беды. Преодоление вызовов истории и современности, которые стоят перед личностью, обществом, государством. Нужна величайшая концентрация усилий всего общества и государства на преодоление вызовов.

В основе символа победы лежит понятие патриотизма, который имеет надконфессиональное, надэтническое, надполитическое выражение. Это объединяющая скрепа. Сегодня перед обществом стоят задачи консолидации, формирования российской гражданской идентичности. Эти задачи решаются через патриотизм и патриотическое воспитание. Мы ставим задачу формирования новых поколений победителей на героических традициях Сталинградской битвы.
Важно формирование отношения в Сталинградской битве как к величайшей ценности не только нашего народа, но всего человечества. Формирование ценностей возможно через образ. Много сил надо приложить, чтобы образ Сталинградской битвы вошел в современность, её символы, её значения. Всё связанное со Сталинградской битвой востребовано сегодня, как никогда, потому что Россия находится в сложном положении. И победа нужна всем. Надо формировать установку на победу, на преодоление и себя и проблем, стоящих в обществе. Нужно сказать обществу, человеку: проблемы ты можешь решить, можешь победить в этих условиях.

Идеология победы является основной с точки зрения осмысления образа Сталинградской битвы, она может стать фундаментальной идеологической основой развития российского государства.

Андрей ФУРСОВ, директор Центра русских исследований

Сталинградская победа имела несколько составляющих. Первым условием победы было то, что в тридцатые годы создали военно-промышленный комплекс. В результате к концу 30-х годов Советский Союз достиг автаркии по отношению к развитым капиталистическим странам, прежде всего промышленной автаркии.

Второе: в тридцатые годы в процессе индустриализации был создан модальный тип личности. Модальный тип — это минимум 7-8% активного населения, пассионарного сегмента. А у нас в стране их было больше, и то, как сложились исторические судьбы Российской империи и Советского Союза в первые годы их войн, очень показательно.

В 1915-16 годах был выбит офицерский корпус российской армии, за ним рухнула армия, а за этим рухнуло самодержавие и Российская империя. В 1941 году был выбит советский офицерский корпус призыва 40-41-го годов, но армия не рухнула. Потому что осенью была создана новая армия, пришли молодые мужики. Те самые, которые и сломают вермахту хребет и распишутся на рейхстаге. Те самые ребята, которых воспитала в 30-е годы советская пионерия модальным типом личности в рамках советской идеологии и проекта будущего. То есть хребет вермахту сломали люди, у которых было представление о их будущем. А вермахт и гитлеризм пытались его сломать.

Очень важный урок, актуальный сегодня — ликвидация "пятой колонны". Я не призываю к физической её ликвидации. Но эти люди должны быть нерукоподаваемыми. Один из важных аспектов противодействия "пятой колонне" — это психо-историческая война, которая состоит из информационной войны, концептуальной и метафизической, то есть смысловой и символической. Возвратить городу на Волге имя Сталина — это важный исторический акт в психо-исторической войне. Это необходимое условие нашего реванша, потому что Сталинград — это знамя победы.

Сталинградская битва — поворотный пункт не только Великой Отечественной войны, но и русской истории в целом. С 41-го по 45-й годы мы имели дело с таким противником, с каким русские, другие коренные народы России никогда не сталкивались. Сюда приходили хазары, половцы, печенеги, монголы, французы, шведы, поляки. Но никто из них не ставил задачу физически уничтожить половину населения и превратить в рабочий скот, дебилизировать вторую половину. В этом плане Сталинградская битва как поворотный момент в борьбе с немецким национал-социализмом, немецким фашизмом — это поворотный пункт в русской истории. Русские здесь бились и отстояли право быть в истории физически и метафизически.

Здесь была одержана победа, которой сегодня нас пытаются лишить, пытаются убедить, что разницы между сталинизмом и гитлеризмом не было. Кто пытается лишить нас победы? Те же силы, которые в своё время привели к власти Гитлера. Это транснациональные олигархии, портом приписки которых являются Великобритания и США.

Что такое был третий рейх в начале 30-х годов, когда Гитлер пришёл к власти? Валюты нет. И Гитлеру подарили склад валюты — Австрию. Аншлюс. У Гитлера не было достаточной военно-промышленной базы. И ему подарили Чехословакию. Подарили британцы, французы, итальянцы. У Гитлера не было выхода на советскую границу. Ему опять же подарили Чехословакию.

Наконец, в 1938 году немецкие генералы планировали на сентябрь свержение Гитлера. Но Мюнхеном этот заговор британцами был сорван. Транснациональные олигархии вели Гитлера к власти, накачивая его финансовые и военные мышцы. Он должен был сокрушить СССР, а потом они должны были сокрушить Гитлера. В этом плане мюнхенский сговор 38-го года — это не просто договор. Это была попытка создать блок, и военная сила этого блока — Германия, а мозг и направляющая сила — Великобритания. Советско-германский договор сорвал и разрушил этот блок.

Гитлер стремился уничтожить русскую цивилизацию не просто как представитель рейха. За ним стояли европейские наднациональные олигархии. Гитлер шёл к установлению "нового мирового порядка". Путь к нему был через уничтожение России. Яковлев, один из прорабов перестройки, незадолго до смерти сказал: перестройкой мы ломали не Советский Союз. Мы ломали тысячелетнюю модель русской истории.

Если посмотреть на ценности, которые пропагандирует значительная часть западной элиты, то по своему целеполаганию это близко к нацистскому целеполаганию. От экологизма как зачистки планеты от лишнего населения до сатанизма.

Поэтому Сталинградская битва — это победа СССР над фашизмом. Это победа России над гитлеровским Евросоюзом (ведь первый Евросоюз создал Гитлер). И это победа цивилизации над неоварварством.

Сетевая война, которая сейчас идёт, резко повышает значение символов психоисторического оружия. И возвращение городу имени Сталина важно в символическом плане. Это одно из условий исторического реванша. Мы должны это сделать не только для того, чтобы смыть позор горбачёвщины и ельцинщины, но и чтобы быть достойными своих предков, которые здесь сломали хребет военной машине.

Протоиерей Вячеслав (Жебелев), настоятель Казанского собора, Волгоград

Какие события происходили на нашей земле?

В IX веке патриарх Фотий посылает хазарам Константина для того, чтобы он нёс миссию православной веры. Он многих обратил. Впоследствии Константин — это равноапостольный Кирилл, и брат его — Мефодий, которые создали славянскую азбуку. То есть корни просвещения славян начинаются здесь, на нашей земле, между Волгой и Доном.

И если рассматривать Сталинград как идею, нужно рассматривать и идею просвещения, которая здесь родилась. Здесь Кирилл и Мефодий начали благовествовать православие.

Вы, Александр Андреевич, отметили не только метафизическую, не только небесную связь. Но и историческая связь налицо. Это имеет для нас, живущих на этой земле, особое значение.

Виталий АВЕРЬЯНОВ, доктор философских наук

Сталинградская битва произошла здесь еще и потому, что это место было очень притягательно для врага и с точки зрения геостратегической, и с точки зрения символической. Когда-то здесь была вторая столица Золотой орды, Сарай-Берке. Это место, куда приезжали князья за ярлыками на княжение. И в то же время это место, где Дон-батюшка и Волга-матушка сходятся очень близко, как мать и отец смыкаются и формируют лоно, в котором вырос русский народ. И наш народ всегда мечтал о том, чтобы можно было переплыть из Дона в Волгу. Стали возникать проекты строительства этого канала. И только в советский период и мощь техническая, и кадры необходимые, специалисты и та энергия, которую развил народ – позволили этот проект реализовать.

Все три великих русских канала были построены в эту трагическую и великую эпоху, эпоху Сталина: Волга-Дон, Москва-Волга и Беломорканал. Я сам родился на берегу канала Москва-Волга, и еще в детстве видел вдоль него проваленные могилы заключенных. И в то же время мы понимаем, что это было строительство не просто транспортных коммуникаций, это было строительство очага мировой цивилизации. Такая огромная созидательная деятельность, которая была развита в ту эпоху, означает, что Россия была предназначена к высшему развитию цивилизации.

Возвращая славное имя городу, мы будем способствовать возрождению и Волгоградской области, и всей страны. Потому что с именами связан продуктивный национальный миф. У еврейского народа на выходе из Второй мировой войны родился проект Холокост, символизировавший его жертву. А у русского народа до конца так и не сложился проект, символизирующий нашу победу. Я очень был близок с протоиереем Димитрием Дудко, у него была такая мысль: еврейский народ, несомненно, мессианский, и он сам себя называет богоизбранный. А русский народ тоже мессианский, но не богоизбранный, а богоносный. Русский не может жить без Бога, не может оставаться человеком без Бога. Это два разных типа мессианства.
Наш ответ на страшную для всего рода человеческого угрозу гитлеризма и стоящих за Гитлером мировых разрушительных сил, сил сатанинских, был иной, чем у евреев. Наш ответ был связан с тем, что русский человек отвечает на зло активным воинственным началом, воинствующей, гневной борьбой за Божию правду. И вот это мессианство, мессианство гнева и было явлено здесь.

Олег РОЗАНОВ, предприниматель, руководитель аналитического центра "Копьё Пересвета"

Нашей стране сейчас нужна идеология победы. 25 лет отступления сформировали определённый тип человека, который не любит свою страну, презирает её историю. Сейчас мы переживаем момент низшей точки, или точки роста, когда, дойдя до дна, мы оттолкнулись и поняли, что история нашей страны героична, а отступать нам некуда.

Сталинград — та отправная точка, с которой мы выйдем на новое понимание своей истории, роли в мировом процессе. И надо понимать, что каждый день, пока город не носит имя Сталина, Гитлер торжествует, ведь города на карте нет.

Гитлеру важно было уничтожить русский фактор в мировой истории. А Русская евразийская цивилизация доказала, что силы добра сильнее.

Передавая икону с частицей мощей Георгия-Победоносца Сталинграду, надеемся, что возрождение идеологии победы, которое уже началось, здесь получит новый импульс.

Николай СТАРИКОВ, публицист, лидер общественной организации "Профсоюз граждан России"


Любовь, знание, вера. Патриотизм состоит из этих составляющих. Вера в свою страну, в свою силу, вера духовная. Наш народ переживал крупные потрясения не раз. Если вспомнить XX век, то те же люди на той же земле той же численностью вдруг резко изменили ситуацию: создали промышленность, совершили великие научные открытия, выиграли самую страшную войну и построили одну из величайших держав в мире.

А потом вера стала уходить: вера в свои силы, в свои возможности, в свою страну и вера духовная. Результатом явился 1991-й год, когда народ, разуверившись во всём сразу, потерял страну, историю, чуть не потерял государство. И для преодоления всех проблем мы вновь должны обрести веру. Сталинград — едва ли не единственное место, где это может произойти. Потому что в самое страшное испытание нашей страны именно здесь народ поверил в свои силы. Немцы здесь веру в победу потеряли. Мы веру в победу, в свои силы и веру в её духовном смысле обрели в Сталинграде.

Виктор ПОПОВ, кандидат исторических наук, профессор

Сталинград — не прошлая история. Сталинград — современность.

В 1942 году Гитлер начал наступление на Сталинград не сразу. Этому предшествовало наступление Роммеля в Северной Африке. План "Ориент" ставил задачу овладения нефтеносными районами Востока и передней Азии. Армия Паулюса, группы А, которая нацелилась на Кавказ, тоже ставила задачей завоевание нефти. И синхронное наступление Паулюса и Роммеля имело глубокий смысл: в случае победоносного решения войска Роммеля и Паулюса должны были воссоединиться в передней Азии, и нефтеносные районы оказались бы в их власти. И Гитлер таким образом ломал ту геополитическую структуру, которая веками складывалась на территории нашей страны.

Величие командования и Сталина состояло в том, что он вовремя разгадал эти геополитические замыслы Гитлера. Сталин в 1941-м году, в момент битвы под Москвой дал команду укреплять оборону Сталинграда. И был принят совершенно секретный документ — план эвакуации Сталинграда. Предусматривался не просто вывоз населения, а стратегических объектов, чтобы планомерно ковать победу. Не было настроения эвакуации среди населения. Как мальчишка я помню: все уверены, что Сталинград никогда не сдадут.

Разгром Советского Союза и захват Сталинграда означали бы геополитическую победу Гитлера. Сталин, советский народ сумели тогда воспрепятствовать этому.

И почему мы должны, как предлагают, проводить референдум по возвращению имени городу? Переименовывая в 1961 году, нам в душу наплевал кто? Из Москвы Хрущёв. 1973-й год. Международная конференция, посвященная 30-летию Сталинградской битвы. Присутствуют военачальники: Чуйков, Кожедуб, Ерёменко. Генерал Батов поднялся на трибуну и сказал: "Я шёл до Мамаева кургана 3 дня. До этой трибуны 30 лет".

Отвечая на вопрос присутствующих, почему переименовали Сталинград, тогдашний секретарь обкома партии по пропаганде сказал, что "…Хрущёв выкручивал руки. Но вот я подписываю в архив документы 1961 года, у меня есть лист архива о заседании бюро обкома партии. "Слушали: о переименовании города Сталинграда в город Волгоград". Есть члены бюро, есть кандидаты в члены бюро. Нет ни одной подписи членов бюро и кандидатов, которые бы были за переименование города".
Так почему сейчас референдум, если волю народа в 1961 году никто не спрашивал? Как рассказывали, Хрущёв по три раза в день звонил и требовал немедленно переименовать город.

"Хирург", лидер мотоклуба "Ночные волки"

Мы проводили в Севастополе байк-шоу, и это была тоже своего рода борьба, было противостояние, мы по-своему сражались. Мои друзья из Сталинграда на севастопольской трибуне развернули транспарант: "Сталинград принимает эстафету". И на боксёрском матче, который был назван "Сталинградская битва", молодые люди, может быть, не очень и знающие историю, чувствуя правду, интуитивно, скандировали "Сталинград!"

А когда был матч Поветкина с Кличко, мы пришли, чтобы развернуть флаг Советского Союза над головой Кличко. А трибуна развернула банер: "Сталинград болеет за русского витязя".

В слове есть метафизическая составляющая. Этого слова до паники боятся наши враги. Его уже и нету, Сталина, а не дай Бог, даже слово такое произнести — у наших врагов шерсть дыбом. Нас так закошмарили, что мы боимся своей истории, своих побед. Позволяем оскорблять руководителей, которые привели страну к победе. Мы ведёмся на поводу и героизируем предателей всех мастей.

Но молодёжь начинает понимать, что за этим сила и правда. И начинают к этому примыкать. Это я почувствовал и в Севастополе. Тогда на кульминационное действие пришло 100 тысяч человек из 300 тысяч населения. А это 17-й километр трассы, куда ещё надо добраться. И когда закончилось действо, все разошлись, почти никто не остался на концерт групп.
Люди ждут справедливости. Имя победы пусть будет возвращено городу. И он достоин стать столицей, лидирующим городом в России.

Александр АГЕЕВ, генеральный директор Института экономических стратегий, профессор

Хочу обратить внимание на три аспекта Сталинграда, истории города. Первый. Здесь не только 41-42-е годы. Это 17-й, 18-й, 19-й, 20-й, здесь события 969-го года, события образования Донской республики, и более древние времена, о чём говорил и отец Вячеслав. Это сосредоточие важных событий, что прекрасно понимал Гитлер.

В то жаркое время 42-го года здесь были не только кадровые войска Паулюса и союзников, но работали зондеркоманды, которые занимались археологическими раскопками, пытаясь найти хазарские сокровища. Гитлер понимал сакральное значение этой земли, этой точки на евразийском континенте.

Второй важный смысл. Здесь, на огромной территории, разворачиваются события "Тихого Дона". И до сих пор мы не ввели в оборот даже экспертного сообщества взаимоотношения Москвы с тем устройством, которое здесь сложилось: как образовывались казачьи сообщества, как они взаимодействовали с Москвой, как они были на стороне орды в 1221-м году, как были на стороне Дмитрия Донского на поле Куликовом, каким был исход (колоссальный, на 150 лет) здешнего населения — казачьего, низовых и верховых казаков — на большие пространства Руси, на север. Каким было возвращение.

Это мощные пласты нашей истории. Надо знать, как взаимодействовала московская власть со здешним населением, роль казаков во взятии Казани, Астрахани. Как казакам удавалось бороться с различными влияниями — византийским, османским, Крымским ханством.

Третий момент. Когда немецкие альпинисты в те времена пошли на Эльбрус, мимо наших альпинистов, был жуткий холод. Наши их предупредили, что шансов выжить нет. И пропустили. И те действительно погибли. Тут была игра, и здесь показана сила именно наших спецназовцев и войск, которые дали немцам возможность поиграть в сакральность. Потому что сакральность была под контролем именно советской стороны.

Александр НОТИН, президент АНО "Переправа"

Для меня как православного человека образ Сталина — это образ служения. Этот образ обращен в настоящее и будущее. У нас сейчас происходит второй Сталинград. Мы пребываем в состоянии беспощадной, немилосердной войны на выживание. Страна подверглась натиску и с точки зрения физической — утраты территории, богатств, но и натиску духовному. Мы несём потери, занимая первые места по разводам, пьянству…

Чтобы провести мобилизацию, нужен образ примирения, который соединит эпохи, верующих и неверующих. Это не только город Сталинград, но и сам Сталин, в котором сочетались монашеское служение и воин.

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ, доктор политических наук, профессор

Кто выиграл Сталинградскую битву? Те самые пионеры у фонтана. Те, кто родился в тридцатые годы. И в битве под Москвой наступление остановили люди того же поколения — подольские курсанты. Это люди, сформировавшиеся в 30-е годы, которые знали, что они родились и воспитываются, чтобы создать новый мир — мир справедливости, счастья. Эти люди были воспитаны на имени Сталина.

Сталинград нёс на себе систему образов. Оборона Царицына. И этой обороной руководил Сталин. И пока он руководил обороной, город не удалось взять. Сталинград был и символом модернизации. Здесь создана промышленная база.
Итак, первый символ Сталинграда — оборона красного Царицына, второй — прорыв индустриализации. Третий — Сталин как политический вождь.

У Гитлера была политическая задача — взять город Сталина. Здесь было столкновение многоплановых символов. Борьба за имя Сталинграда становится столкновением символов и сейчас.

Наталья НАРОЧНИЦКАЯ, доктор исторических наук, президент Европейского института демократии и сотрудничества

Никакими рациональными законами объяснить нашу победу в войне невозможно. Ведь на нас была обрушена совокупная мощь всей Европы. Словно свыше был послан сигнал: сейчас старый и молодой, довольный и недовольный существующим государством, здоровый и немощный, русский и нерусский — объединитесь в невиданном сверхусилии и совершите величайший в истории акт самопожертвования. И этот подвиг изменил саму внутреннюю сущность той идеологии, что была привнесена в октябре 1917 года. Война востребовала национальные чувства в высшем, лучшем смысле этого слова, которое было порушено классовым интернационализмом, соединила в душах людей разорванную, казалось бы, навеки нить русской советской истории и произвела на свет национальное сверхусилие, акт самопожертвования. И в этом была мистика. Память о Великой Отечественной войне всегда была опорным пунктом нашего национального самосознания. Ибо она вобрала в себя всю русскую историю. Именно во времена войны были возвращены имена русских героев: Александра Невского, Кутузова, Суворова.

Когда мы победили, Запад сразу отметил, что Советский Союз — опасная форма и потенциал самовосстановления России. Россия не только выжила, но стала собирать под пеплом крупицы своего самостояния в истории. Нация, способная забыть распри ради спасения государства, имеет шанс улучшать своё государство.

Когда мы не можем найти согласия ни по одному вопросу, тогда нация несёт основные траты. А окопы Сталинграда становятся символом единства. Этот подвиг способен дать нам опору для восстановления единства страны.

Василий ГАЛУШКИН, вице-губернатор Волгоградской области

Переименовывая город, надо всё продумать. Ведь Волгоград носит имя более 50 лет, поколения сменились. Дискуссия о возвращении имени городу должна быть широкой и открытой.

Важно мостик от истории подвига пробросить в молодое поколение. Какой посыл мы им предложим, что они извлекут? С каким именем города они пойдут дальше?

На мой взгляд, в то время Гитлеру было важнее имя Сталина, и город, связанный с его именем, чем столица — Москва: если одержит победу в Сталинграде, то одержит победу над Сталиным.

И неслучайно именно сейчас появился новый учебник истории, где эпоха Сталина преподносится не так жестко, как это было в последние годы. Отмечается, что модернизация народного хозяйства проведена во времена Сталина. И ведь работающие ныне предприятия в Волгограде — эпохи Сталина.
Да, город Сталинград известен во всём мире. И когда говоришь, что ты из Волгограда — отношение уважительное. Но когда скажешь, что из Сталинграда — трепетное отношение.

Виктор ТУРОВ, руководитель клуба "Сталинград"

Как защитник Сталинграда выскажу недоумение: почему имя Сталинград не звучит даже на мероприятиях, посвященных победе в Сталинграде?

Призыв "За Сталина!" я услышал впервые, идя в атаку 18 августа 1941 года на Западном фронте. Это крикнул старший сержант, командир взвода: "Встать! За Родину! За Сталина!"

Что мы до сих пор льём грязь на верховного главнокомандующего, который обеспечил не только великую победу, но и подготовил страну к этой войне, подготовил народ?! Имя Сталинград должно быть возвращено нам, пока мы живы. Если не дождёмся, наши внуки будут бороться за справедливость: здесь, от Сталинграда наши советские войска стали освобождать нашу родину, потом Восточную Европу. И в Берлине покончили с мировым фашизмом. Ведь до сих пор нигде в мире не поднял голову фашизм.

Ведь и патриархат возвратился при советской власти. При Сталине были созданы духовные академии и семинарии по всему Советскому Союзу! Так что же мы поддерживаем Хрущёва, который нанёс столько вреда стране, что и предшествовало развалу Советского Союза?!

Воздадим честь тем, кто был защитником города-героя Сталинграда.

Андрей СЕРЕНКО, политолог

Наше новое государство в 91-92-м году возникло в результате национального предательства тогдашнего руководства. Грех предательства лежит в его основе. Последние годы предпринимались попытки избавиться от этого клейма, печати измены. Партия измены сидит в пределах Садового кольца, именно там находятся главные проблемные точки, узлы, которые мешают полноценному развитию страны. И решение о возвращении имени Сталинград должно быть принято не горожанами Волгограда, а руководством страны. Подписавшись под таким решением, руководство отрезает себе путь к отступлению.

Сталинград вошёл в историю страны как рубеж, за который не отступают. Это место, которое нельзя предать. Не народ предаёт свою страну, не солдаты предали свою страну — руководство предало и народ, и страну, и Сталинград. Поэтому первородный грех может искупить только руководство. Это даст сигнал общественному мнению.

Сталинград — это орден на груди всей России. И вернуть этот орден может только политическое руководство Российской Федерации. Такой акт будет свидетельствовать, что выбор дальнейшего курса страны сделан. Свидетельствовать о прекращении шараханья, от постоянных попыток усидеть на самых разных стульях: либеральных, сепаратистских, патриотических. Сделав ясный и чёткий выбор, и само руководство может ставить задачи перед гражданами страны. И только в таком случае будет иметь право именовать себя патриотической властью.

Гости из Грузии, сотрудница музея Сталина в городе Гори Лариса Газашвили и руководитель телестудии "Академия" Константин Рогава поделились, что нынешнее поколение грузин смотрит американские фильмы, где роль Советского Союза и Сталина в войне искажена. Есть идея снять фильм о роли Сталина. При предыдущем президенте это было бы невозможно. Сейчас ситуация поменялась.

Сергей БОЖЕНОВ, губернатор Волгоградской области

Нам близки идеи Изборского клуба, ваши идеи по развитию страны мы всячески поддерживаем. У нас есть и свои. Мы понимаем, насколько важно возвращаться к отечественной истории, чтобы найти духовные силы для движения вперёд.

Учитывая значение Сталинградской битвы, учитывая задачу сберечь нашу национальную историю и не допустить её фальсификации, предлагаю членам клуба с волгоградскими учёными создать учебник для начальной школы о Сталинградской битве и её героях.

Считаю правильным создать в Волгограде филиал Изборского клуба, в работе которого мы будем активно участвовать.

Материал подготовила Екатерина ГЛУШИК

1.0x