Столетие есенинского феномена:
великие уроки духовности и красоты
(о работе И. Л. Матковской «Англоязычные
переводы сочинений Сергея Есенина в школьном
изучении»)
…По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.
Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот…
Сергей Е с е н и н.
«Возвращение на родину». 1924.
Россия поклоняется Есенину –
за светлый ум кудрявой головы,
за песню, что нежна до потрясения…
Какие б ни сквозили непогоды
И как бы ни менялись времена,
Его душа в большой душе народа,
Как соль в морской воде,
растворена…
Ты не грусти, рязанская берёза!
Перечеркнув разлуку долгих лет,
К тебе сегодня
вылитый из бронзы,
Навечно возвращается поэт!..
И чтобы песен искренность весеннюю
Не дать в обиду больше никому,
Россия
поклоняется
Есенину –
Бессмертному поэту своему!
Евгений М а р к и н.
Сто лет назад отрок из села Константиново Кузьминской волости Ря-занского уезда Рязанской губернии написал свои первые лирические стро-ки. С тех пор Россия и всё человечество прислушиваются к несказанному, нежному, сокровенному слову. - «Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали…»
Столетие есенинского феномена… «Есенин – чудо поэзии. И как о вся-ком чуде, о нём трудно говорить. Чудо нужно пережить. И надо в него верить.
Чудо есенинской поэзии не только убеждает, - сказал Юстинас Марцинкявичюс, - но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца».
В 2010 году – ещё несколько знаменательных е с е н и н с к и х дат:
115-летие со дня рождения Сергея Александровича Есенина, 85-летие его ухода из жизни; есениноведы трепетно отмечают «юбилеи» написания и выхода в свет есенинских произведений. К примеру, в 1920-ом опубликован его сборник «Трерядница», а в берлинском издательстве «Скифы» вышла его книга «Триптих»; в 1925-ом им написана поэма «Анна Снегина», изданы сборники и книги «Березовый ситец», «Персидские мотивы», «Избранные стихи».
… Перед нами – оригинальное исследование, входящее в число тех, которые вносят новые методические и содержательные акценты в научно и практически важную проблему «Есенинские уроки в школе». Ирина Львовна Матковская, учительница английского языка средней общеобразовательной школы № 25 города Москвы, предлагает целую систему уроков, факультативных, внеурочных занятий, посвященных изучению, осмыслению, раскрытию личности, биографии, наследия великого русского поэта – Сергея Александровича Е с е н и н а. Учитель-практик, педагог-просветитель намечает и успешно разрабатывает своеобразный аспект Есенинианы, а именно: англоязычные переводы сочинений Сергея Есенина в школьном изучении.
Перед педагогом-исследователем возникали серьёзные трудности: во-первых, нужно было «перелопатить» большой пласт библиографических источников; во-вторых, соотнести полученные результаты с потребностями школьного образования и воспитания; в-третьих, проследить межпредметные связи, культурологические «контакты» с другими учебными предметами: русским языком, русской литературой, историко-гуманитарными дисциплинми, мировой художественной культурой, этикой, эстетикой, искусствознанием. Кроме того, нужно было отобрать для разных возрастных групп наиболее «подходящие» есенинские тексты и их англоязычные «эквиваленты»; особое внимание уделено формам, методическим приёмам д о п о л н и т е л ь н о г о образования, предполагающего, наряду с сугубо п р о г р а м м н ы м материалом, включение в просветительско-образовательный и воспитательный обиход тех или иных есенинских сочинений, способствующих формированию активной жизненной, нравственно-духовной позиции учащихся.
Сергей Есенин в духовном мире нашего современника… Есенинские уроки в школе… Есенин всегда и сегодня… Есенинское слово для «физиков» и «лириков»…
Ранняя осень в Подмосковье и на Рязанщине. Просветлённые, сквозистые березняки. Радужная позёмка опавшей листвы в дубравах, рощах и перелесках. Сентябрьские листопады. Журавлиные прощальные клики с поднебесья. Умиротворенный шум пустеющего бора. Всполохи калиновых гроздьев, пламя рябиновых костров.
Есенинские дни поэзии. Есенинские чтения… Конкурсы юных чтецов-декламаторов, юных художников-иллюстраторов, юных любителей песенного слова.
Есенин как личность, мыслитель, художник – в центре особзаинтересованного внимания поэтов, прозаиков, драматургов,
публицистов, музыкантов, живописцев, культурологов, искусствоведов, кинематографистов. О «загадках» и «тайнах» Есенина страстно дискутируют и полемизируют «физики» и «лирики» ХХ-ХХ1 столетий.
За окном вечереет,
Туманно.
Как лавина, нахлынула грусть.
Снова томик заветный достану
И к страницам его прикоснусь.
Покоряя своим откровеньем,
Излучая загадочный свет,
Разговор начинает Есенин,
Ясноглазый российский поэт.
Спит за окнами город мой,
Нальчик,
Вьётся дум бесконечная нить,
А рязанский доверчивый мальчик
Мне торопится сердце открыть.
Обозначены чётко вершины,
Отливают в ночи белизной,
И не мальчик уже,
А мужчина
Говорит откровенно со мной.
В этой искренней, доверительной исповеди Максима Геттуева (звучавшей на «Есенинских встречах») и его лирического героя – глубокий смысл. Есенин дорог. Есенин жизненно необходим:
И тревожное,
Светлое имя
Шелестит,
Как весною трава.
Увлечённый мечтами своими,
Отыскать я надеюсь слова,
Чтоб мой край,
Величавый и милый,
Так же страстно и нежно,
Как он,
Мне воспеть!
Ведь с такою же силой
Я в родимые горы влюблён.
Ежегодно проводятся Есенинские Чтения… Часто они проходят в Рязани, Константинове, Спас-Клепиках, Солотче. И, конечно же, в Москве, Подмосковье.
В некоторых краеведческо-региональных, культурологических источниках встречаются термины «Рязанская Украина» (окраина),
«Рязанская Московия». Значительные территории нынешнего Подмосковья много столетий были р я з а н с к и м и, входили в состав великого княжества Рязанского. Вот, например, крупные центры Подмосковья –
З а р а й с к и Е г о р ь е в с к. Для Есенина и Зарайск, и Егорьевск звучали так же, как О к а, К о л о м н а, Д и в о в о, Р ы б н о е, Х о д ы н и н о, да и само К о н с т а н т и н о в о. Это его – «малая родина».
И.Л. Матковская предлагает учащимся совершить «англоязычную»
очно-заочную экскурсию на «малую родину» поэта.
С «Окой синеокой», Московией, Москвой, Подмосковьем связаны ономастика, топонимика есенинских сочинений. Древняя Русь ассоциировалась у Есенина-читателя, осваивавшего и осмысливавшего историю государства Российского, с Коломной, Серпуховом, Тулой,
Каширой, Окой, Москвой-рекой, Осетром.
Один из примеров: есениноведы до сих пор устанавливают психологические «истоки» есенинских образов:
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом,
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль…
Автор учебно-методического и просветительского пособия, используя различные библиографические источники, рассказывает о посещении Сергеем Есениным «ж у р а в л и н о й р о д и н ы» - подмосковного
Т а л д о м а (что, естественно, поможет поклонникам есенинского гения глубже постичь некоторые черты его творческой индивидуальности, его нравственно-духовного идеала).
…Художественный мир Сергея Есенина. Поэтический мир Есенина… Нравственный мир Сергея Александровича Есенина…
С детства, с самых благословенных минут, когда в наше бытие
пришёл солнечный и трево жно-мятежный Есенин, нашему «сердцу
снятся» неповторимые образы и картины.
Поёт зима – аукает,,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Образы, созданные поэтическим воображением пятнадцатилетнего автора, крестьянского сына из села Константинова, вошли в нравственно-этический мир его современников. Эти и многие другие есенинские образы вошли в сердце, душу каждого из нас. С осязаемой очевидностью видим мы, как, «отражаясь, берёзы ломались в пруду», как «выткался на озере алый свет зари», слышим, как «на бору со звонами плачут глухари», как ластится к берегу «нежнопенная волна», чувствуем, как «никнут шелковые травы». Англоязычные переводы есенинских сочинений дают дополнительные психолого-эстетические возможности приобщить школьников к сокровенному миру прекрасного, вечного, всечеловеческого.
Художественный мир Есенина властно захватывает нас, есенинское видение и чувствование мира обогащает, просветляет, врачует.
Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Пётр Фёдорович Юшин, несколько десятилетий возглавлявший отечественное есениноведение, констатировал: «…Второму, уже бессмертному возрождению поэта, обязаны прежде всего его неповторимому, большому таланту,
неиссякаемой любви к своей родине, к природе, к её наивысшему творению – человеку. Но чтобы всё это раскрыть в поэте, нужно было преодолеть десятилетиями накопленное неприязненное отношение к его лирике. В этой благородной деятельности требовались и мужество и бескорыстие, и зрелость, душевные и материальные затраты. Нужны были энтузиасты. И они нашлись…». Многое сделал Юрий Львович Прокушев, автор популярных книг о жизни и деятельности Есенина.
Евгений Долматовский – автор «Хождения в Рязань», поэмы о поэтическом «паломничестве» из Москвы и Подмосковья на «малую родину» гениального русского лирика. В экспозиции – начальные координаты «путешествия» («Есенинский бульвар в Москве Ещё не всем известен. В его младенческой листве Не слышно птичьих песен: Строительство пичужьих гнёзд Значительно отстало, Его опережает рост Высотного квартала. А раньше было здесь село – Видать по избам старым…»). Стержневая сюжетная линия условно-фантастична: «изваянный Есенин», растревоженный кипением жизни, обретает силу движения («Ни постамент, ни пьедестал Есенину не нужен. Он на краю бульвара стал, Готов бежать по лужам. И вдруг шагнул, весной храним, Минуя перекрестки, И тронулись, шепчась, за ним Поклонницы-берёзки…»). Педагог и воспитатель, обратившись к поэме Е. Долматовского, найдёт немало впечатляющих реалий и коллизий, позволяющих совершить поучительную «заочную экскурсию» по Рязанской Московии.
Есенинские нравственно-духовные уроки… Практика показала, что есенинские уроки стали уроками прекрасного, уроками, когда эмоциональное воодушевление сочетается с укреплением чувств гражданственности, патриотизма. Вместе с другими гениями мировой культуры Есенин формирует у вступающих в большую жизнь столь необходимую активность нравственной позиции в отношении к Человеку, Природе. «братьям меньшим» (« Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле»).
Перед методистами, историками литературы продолжает стоять задача создания целостной системы изучения творчества Есенина в школе. И, естественно, не только в старших классах. Особого обсуждения заслуживает вопрос об изучении Есенина как детского писателя в дошкольных учреждениях, в 1- 3 классах. Сам Есенин придавал серьёзное значение именно юному читателю; он сотрудничал в детских журналах, изданиях, адресованных, самым маленьким. «Малышам в острастку» создал Есенин сказки, лирические были, мудрые и звучные стихи. Без Есенина трудно представить уроки «родной речи», внеклассного чтения в 1-2 классах (без «Берёзы», «Пороши», «Поёт зима…», «С добрым утром!», «Черёмуха»).
И.Л. Матковская предлагает варианты собственных подстрочных переводов «детского Есенина» на английский язык, а также профессионально-образцовые художественные «эквиваленты» английских авторов.
…Убеждён, что вслед за автором оригинального творческого проекта «Англоязычные переводы сочинений С.А. Есенина в школьном обучении»
методически-образовательный и содержательно-просветительский материал будет использован в лицеях, колледжах, профессиональных училищах, техникумах. Этот материал будет, несомненно, полезен в работе библиотек и культурно-просветительских учреждений. Да и вузовские работники не должны пройти мимо интересных наблюдений и обобщений.
…Есенин всегда и сегодня… - «Сергей Есенин – поэт истинно гениальный, и это слово наиболее, может быть, полно отражает сущность его колоссального, стихийного дарования, которое выявилось с такой необыкновенной яркостью и в такой короткий срок. Он – подобно комете пролетел по небосклону, навеки оставив за собой сверкающий след, свою изумительную поэзию, - говорил Георгий Васильевич Свиридов. – Есенин – поэт России, его можно сравнить с такими художниками ярко выраженного
национального характера, как Фредерик Шопен или Гарсиа Лорка – испанский поэт, в судьбе которого так много общего с судьбой Есенина».
Есенинские нравственно-духовные и эстетические уроки… Кабардинский поэт Адам Шогенцуков в стихотворном цикле «Вровень с облаками» вдохновенно говорит о бессмертии Есенина («Мне твои глаза живые светят и поныне – Голубые, как нашей Русью небеса»), о врачующей и плодотворной силе есенинской лирики («Это снега молодого блеск и обаянье, Это на земном просторе первый лёгкий свет, Это русского начала звёздное сиянье, Это тёплый хлеб подовый ранних детских лет. Не свою ты славил славу – ты Россию славил, В эту землю, как в невесту чистую, влюблен.Совесть русскую - берёзу – в нежный стих оправил, Оживил бессмертной песней придорожный клён. Сердцу твоему всем сердцем жажду причаститься, Пусть поэзия России осенит меня. Если и зажёг я строчку, то она частица Только искра, только отблеск твоего огня»).
Сто лет с Сергеем Есениным…
Школа № 25 расположена совсем близко от комплекса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, где проходили многие ЕСЕНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. Есениноведы со всего мира собирались здесь на конференции, симпозиумы; под руководством ведущего есениноведа страны, профессора МГУ Петра Фёдоровича Ю ш и н а здесь готови лись к защите кандидатские и докторские диссертации по есенинской тематике; здесь готовились, составлялись, редактировались учебники и просветительско-методические пособия, которые переводились «на все языки и наречия».
Подвижническая деятельность таких педагогов, как Ирина Львовна Матковская, способствует формированию активной нравственно-духовной позиции воспитанников. Есенинская проблематика актуальна всегда, особенно злободневна есенинская тема в 2010-ые годы. Исполняется столетие с того времени, когда на Руси-матушке зазвучало вдохновенное, задушевное, несказанное слово Сергея Есенина. Столетие с е н и н с к о г о ф е н о м е на...
В 2012 году – ещё одна знаменательная дата: 100 лет назад константиновский отрок «прописался» в Москве, стал москвичом…. Сто лет с Сергеем Есениным… Ученики московской школы № 25 ведут свой д и а л о г с поэтом - классиком…