Не успел угаснуть скандал, вызванный провокационным опросом телеканала «Дождь», посвященным блокаде Ленинграда, как медийное пространство пополнилось новой кощунственной акцией. Атаке подвергся монумент «Мужество» мемориального комплекса «Брестская крепость — герой». Журналисты CNN определили ему «почетное» второе место в рейтинге наиболее уродливых памятников мира. Кто-то может подумать, что все это случайные недоразумения, за которые в обоих случаях были принесены «искренние» извинения. Но это не просто недоразумения, а только наиболее заметные акции в рамках общего прозападного русофобского тренда, направленного на отрицание победы СССР во Второй мировой войне, на пересмотр ее итогов и реабилитацию фашизма.
Кому это нужно
Мотивация пересмотра итогов Второй мировой войны проста. США, потерявшие в боевых действиях около 400 тысяч человек, путем медийных манипуляций заинтересованы окончательно убедить весь мир в том, что именно они предопределили исход Второй мировой войны и сыграли в ней ключевую роль, а вовсе не СССР, потерявший более 27 миллионов человек. В свою очередь Германия в лице ее наиболее влиятельной политической элиты больше не склонна каяться и чувствовать себя виноватой. Такое поведение связано не только с развалом Советского Союза и последующим выводом из Германии советских войск. Ситуацию усугубила и нынешняя главенствующая роль Германии в Евросоюзе, которая плохо стыкуется с каким-либо самоуничижением. Даже сами немцы соглашаются с тем, что такие германские политики, как президент Йоахим Гаук или канцлер Ангела Меркель, особенно склонны к публичному проявлению предвзятого отношения к нашей стране. Все это можно трактовать по-разному, в том числе и так, что современная Германия в очередной раз больна реваншизмом. Стоит напомнить, что реваншизм — это стремление государства к пересмотру результатов нанесенных ему военных и политических поражений. Как правило, реваншизм начинается с преуменьшения и замалчивания вплоть до полного отрицания вины за собственные агрессивные действия. Далее могут следовать призывы к подготовке новой войны с целью отыграться за понесенное поражение и восстановить утраченные в ходе прошедшей войны территории, политическое положение и др. Кстати, именно реваншистские настроения после поражения Германии в Первой мировой войне стали одной из основных причин широкой поддержки Гитлера немецким народом.
Время нацистского реванша
Если США всегда стремились приписать себе главную роль в освобождении мира от фашизма, то последний всплеск немецкого реваншизма (предыдущий пришелся на время правления нацистов) начался с падения Берлинской стены и последующего вывода в 1994 году Западной группы российских войск из Германии. Именно тогда наиболее радикальная часть немецкого истеблишмента принялась ускоренными темпами возрождать былое нацистское величие. Были поставлены две основные задачи. Первая — преуменьшение и замалчивание собственных преступлений против человечества вплоть до отрицания вины за свои действия. Вторая — реабилитация нацистских организаций. Именно поэтому сегодня все чаще можно слышать, что СССР — вовсе не страна-победитель и освободитель мира от фашизма, а один из основных разжигателей и виновников Второй мировой войны. Если же говорить о реабилитации нацистских организаций и самой идеи нацистской Германии, то число и влияние таких организаций растет с каждым днем. В данном контексте показательна выставка «Гитлер и немцы», открывшаяся 15 октября 2010 года в Немецком историческом музее в Берлине. Выставка имела ошеломляющий успех. Экспозицию, посвященную фюреру, где едва ли не каждый артефакт нес изображение свастики, в первый день посетили несколько десятков тысяч человек. При этом немецкое законодательство якобы запрещает националистическую идеологию и символику. Как водится, официально все это подавалось под тем предлогом, что немцы должны помнить свои ошибки и таких негодяев, как Гитлер, но на самом деле среди большей части посетителей ходили совсем другие разговоры, главным образом о том, какую великую и правильную Германию они потеряли.
Надо отметить, что наряду с туристической Германией, которая хорошо знакома многим россиянам, существует иная Германия. Практически в каждом крупном городе действует одна, а то и несколько радикальных националистических группировок, имеющих в активе тысячи агрессивно настроенных вооруженных неонацистов. Официальная власть прекрасно знает об их существовании, но не принимает никаких адекватных мер. Складывается устойчивое ощущение, что своим бездействием власть одобряет деятельность подобных организаций.
Если говорить о наиболее масштабных и открытых формах реабилитации нацизма, то сегодня они заметны в странах — сателлитах Евросоюза, таких как Литва, Латвия и Эстония, а также на Украине, в Молдавии и Румынии. Созданный в январе 2010 года в Риге «Центр мониторинга неонацизма» считает, что неонацизм в Прибалтике стал реальной политической силой. По оценке Центра, численность неонацистов достигает 100 тысяч человек, в том числе в Литве 40 тысяч, в Латвии и Эстонии по 30 тысяч. Это больше, чем общая численность армий стран региона. Что интересно, большинство неонацистских партий и движений поддерживается из госбюджетов вышеупомянутых стран, которые в свою очередь формируются не без участия Евросоюза.
Во всех упомянутых странах шествия ветеранов-фашистов всех мастей, воевавших на стороне гитлеровской Германии, стали привычным явлением, а снос памятников советским воинам, павшим в Великой отечественной войне, осквернение воинских кладбищ или циничный суд над 80-летними ветеранами, победившими фашизм, — и вовсе безобидными поступками. Что интересно, Евросоюз, в том числе и его лидер Германия, никак не реагируют на все эти циничные нацистские преступления и опять же делает вид, что ничего особенного не происходит. Такую же молчаливую позицию проявляет США, которые наряду с Евросоюзом имеют огромное влияние в регионе. Чего хотя бы стоит тот факт, что многие из глав прибалтийских стран в постсоветское время обладали гражданством североамериканских государств: бывший президент Литвы Валдас Адамкус, бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, бывший президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес — все на протяжении нескольких десятилетий проживали либо в США, либо в Канаде.
Миф № 1. Фашисты ничем не хуже коммунистов
Как показывает анализ СМИ, один из самых распространенных методов преуменьшения фашистских преступлений, в том числе и в российском медиапространстве, — сравнение фашизма с коммунизмом, вернее, постановка их на одну доску. В некоторых СМИ и социальных медиа активно распространяется мысль, что нацисты, цинично напавшие на СССР, проводившие бесчеловечные эксперименты на военнопленных и уничтожившие около 30 миллионов наших соотечественников (военных и гражданских; женщин, детей и стариков), якобы ничем не отличаются от коммунистов (и вообще всех солдат Красной Армии). Тогда как они фактически прекратили эти зверства ценой собственных жизней.
Наглядным примером такой манипуляции, уравнивающей героев и злодеев, может служить реконструкция мемориального комплекса на месте бывшего немецкого концентрационного лагеря Заксенхаузен, в котором погибло более 100 000 узников. Напомним, в апреле 1945 года узников Заксенхаузена освободили от неминуемой смерти именно советские солдаты. Поэтому вполне справедливо, что после войны в Заксенхаузене располагался спецлагерь НКВД, где в разное время содержались фашистские преступники: гитлеровские коллаборационисты, военнослужащие вермахта, представители нацистской администрации. Естественно, использовались лишь отдельные помещения бараков и административные здания. Так вот, в 2001 году Заксенхаузен был преобразован — добавилась экспозиция, посвященная тому самому советскому спецлагерю. Теперь посетители бывшего концлагеря могут иметь все основания думать, что здесь орудовали не только фашисты, но и коммунисты. В общем, получился уже совместный фашистско-коммунистский лагерь. Кстати, в 1992 году группа неонацистов подожгла один из «еврейских» бараков Заксенхаузена.
Миф № 2: Изнасилованных немок приравняли к 30 миллионам советских людей, павших в годы войны
Еще одной из наиболее муссируемых тем, призванных приравнять коммунистов, а заодно с ними и весь советский народ к фашистам, является история про массовые изнасилования советскими солдатами немецких женщин во время боевых действий на территории гитлеровской Германии в 1945 году. Немцы едва успевают снимать об этом драматические фильмы и тиражировать предсмертные интервью с рыдающими от горя фрау. Западные авторы необоснованно заявляют, что изнасилованные немки исчислялись миллионами. Строго говоря, это сведения из книги двух немецких феминисток, такая цифра получена ими путем произвольной экстраполяции данных, собранных в одном из берлинских госпиталей, на весь город и всю страну. Доказано, что при использовании иных исходных данных и произвольных авторских оценок можно получить абсолютно любое число жертв, в том числе превосходящее число населения восточной части Германии, занятой советскими войсками. То есть каждая немка может назвать себя изнасилованной советским солдатом, а вот более 27 миллионов советских людей, погибших за годы войны, уже наверняка ни о чем не расскажут. Нет сомнений, среди военнослужащих армий-участниц антигитлеровской коалиции и в Европе, и на Тихоокеанском театре военных действий встречались насильники, однако их преступления не были столь массовыми и систематическими, как об этом заявляют в Германии. К тому же не стоит забывать, что во многом это последствия самой безжалостной и кровопролитной войны в истории человечества, которую развязала Германия.
Миф № 3: Нацистская Германия была вынуждена напасть на СССР
Как говорил главный идеолог нацистской Германии Йозеф Геббельс, «если вы произнесете достаточно большую ложь и будете ее повторять, то люди в итоге в нее поверят». Одним из наиболее распространенных мифов, внедряемых сегодня в массовое сознание, является мысль о том, что Германия вовсе и не нападала на СССР в 1941 году, а попросту сделала упреждающий удар перед нападением на нее жестокого и беспощадного Советского Союза, руководимого Сталиным. Что интересно, как показывают результаты мониторинга интернет-СМИ и социальных медиа, эта несуразная идея в духе Геббельса с каждым днем находит все больше сторонников не только в странах, не познавших ужасы фашизма, но и среди россиян, особенно среди молодежи.
Неонацизм в действии
На открывшейся 31 января 2014 года 50-й Мюнхенской международной конференции по безопасности президент Германии Йоахим Гаук откровенно заявил: немцы не будут и дальше отстраняться от мировых событий только из-за чувства вины за исторические события. И если нужно будет пустить в ход вооруженные силы — это будет сделано. Надо понимать, что джинн уже выпущен из бутылки. Взять хотя бы наглость структур ЕС, где все судьбоносные решения принимает Германия, наглядно проявившуюся в ситуации с организацией массовых беспорядков на Украине. За ответные действия украинских властей по отношению к фашистским мятежникам — бандеровцам, действия которых направлены на свержение законно избранного правительства, на лишение Украины ее суверенитета и ее аннексию Евросоюзом, — они будут налагать санкции на Украину и лиц, отстаивающих ее конституционное устройство и суверенитет. Опять же нельзя не видеть, как Германия не гнушается сегодня вести дипломатические переговоры с украинскими радикально настроенными националистами и оказывать им поддержку, как не гнушался их вести в свое время Гитлер.
Что делать?
Автор статьи не утверждает, что все население современной Германии — это армия неонацистов. В Германии немало граждан, сторонящихся нацистов и крайне осуждающих их взгляды. В то же время с каждым днем появляется все больше фактов, свидетельствующих о реабилитации нацизма, его распространении, особенно на постсоветском пространстве, в странах — бывших вассалах Третьего рейха, воевавших на стороне Гитлера. Здесь упомянуты лишь отдельные примеры, на полное перечисление которых не хватит и десятка книг. Все это определенно должно вызывать тревогу и вынуждает нас принимать адекватные меры. Россия обязана деятельно защищать память «о войне и о Победе», подвергающуюся постоянным нападкам как извне, так и внутри страны. Однако добиться этого введением только одной уголовной ответственности за «отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне» невозможно. Нужен комплекс мер: поддержание исторических исследований, издание книг, съемка кинофильмов, мемориализация жертв нацистского геноцида, и самое главное — грамотная работа с молодежью. Все эти меры должны воплощаться не в «распиливании» выделенного бюджета, а в креативных проектах, близких и понятных сегодняшней молодежи. Ведь только так, сохраняя память о Великой отечественной войне и защищая молодежь от антироссийских манипуляций, можно противостоять новым попыткам неонацистов посягнуть на нашу жизнь и свободу.