Авторский блог Михаил Делягин 16:20 26 июня 2022

Стиль Мишустина

особенности работы премьер-министра России
8

За почти два с половиной года эффективного руководства правительством премьер Мишустин сделал свой стиль управления и в целом ведения дел настолько привычным, кажущимся самоочевидным, что его резкое отличие от предшественника просто забылось.

Между тем именно уверенное управление правительством позволило нашей стране с минимальными потерями пройти коронавирусный кризис и преодолевать в настоящее время кризис, связанный с беспрецедентной всеобъемлющей гибридной войной, развязанной Западом в попытке окончательного уничтожения России.

Сейчас, когда русская цивилизация стоит на распутье между гибелью в чудовищных глобальных катаклизмах и стабильным развитием на основе достижения технологического суверенитета и построения техноэкономики, обозначенных главнокомандующим президентом В.В.Путиным в качестве стратегических целей, особенности управления главы правительства, которому и предстоит непосредственно осуществлять названный исторический выбор, приобретают особое значение.

Стоит отметить сразу – эти особенности свидетельствуют о потрясающем стратегическом чутье президента, сделавший весьма неожиданный и вызвавший большое удивление выбор в то время, когда вызовы, ответам на которые более всего соответствовал именно Михаил Мишустин, невозможно было ещё не только спрогнозировать, но даже и просто представить себе.

Понимание технологий

Принципиальным отличием великого политика от просто успешного является понимание и умение использовать исключительное значение, которое имеет появление и распространение новых технологий для общественного развития.

Премьер Мишустин полностью соответствует этому критерию: его фамилия стала своего рода синонимом и символом цифровизации, крайне успешное осуществление которой на его предшествующем посту главы налоговой службы и стало внешней, формальной причиной его назначения и пост главы правительства.

Резкое повышение комфорта налогоплательщиков, снижение общего уровня конфликтности, повышение цивилизованности бизнеса и серьёзное повышение собираемости налогов в условиях в целом неблагоприятной конъюнктуры стали лишь внешними проявлениями успешной цифровизации.

Значительно более важными, хотя и не менее заметными стратегическими последствиями её проведения оказались формирование всеобъемлющей цифровой среды, достаточной для обучения главного в современных условиях фактора суверенитета и конкурентоспособности – искусственного интеллекта, создание предпосылок для добровольного выхода из «теневой экономики» огромных масс людей (оформившихся как самозанятые) и связанные с этим общее смягчение деловых обычаев и укрепление доверия внутри общества.

Последнее, помимо общего укрепляющего влияния на экономику, сыграло ключевую роль в повышении жизнестойкости России в шокирующих условиях коронавирусного и санкционного кризисов.

Понимание ответственности

Премьер Мишустин приложил значительные усилия для коренного преобразования – причём без каких бы то ни было громких заявлений и лозунгов – федеральной исполнительной власти, весьма существенно повысившим её эффективность.

Прежде всего, была прекращена вице-премьерская вольница. Ещё со времен Гайдара заместители премьера были практически полновластными хозяевами в курируемых ими сферах, весьма часто определявшими государственную политику в них чуть ли не единолично. При этом, как правило, не заходило и речи ни о какой реальной ответственности вице-премьеров даже за последствия их собственных решений, не говоря о состоянии соответствующих отраслей.

Премьер Мишустин решительно положил этому конец, введя систему объективизированных показателей деятельности вице-премьеров и выстроив их деятельность в рамках единой правительственной политики.

Боле того: каждый вице-премьер стал куратором той иной группы регионов, отвечая в этом качестве не только за решение в них своих профильных, отраслевых вопросов, но и в целом за состояние региона и его динамику. Тем самым впервые после распада Советского Союза было реализовано на практике - причём на весьма высоком вице-премьерском уровне, позволяющем оперативно решать даже достаточно сложные проблемы, - интегрирование отраслевого управления с региональным, без которого успешная реализация какой бы то ни было социально-экономической политики представляется попросту невозможной.

Это глубокое преобразование федеральной исполнительной власти было осуществлено не само по себе, за счёт очередной оторванной от реальных проблем страны и системы управления административной реформы, а в ходе решения сложнейшей и насущнейшей задачи - выстраивания единой системы стратегического планирования, поуровнево проработанной от общих целей и принципов до конкретных мер, предпринимаемых теми или иными министерствами и ведомствами. Создание этой жизненно важной для развития страны системы само по себе, в силу внутренней логики её потребностей, во многом направляло процесс трансформации и совершенствования управленческого организма.

Стоит ли говорить, что и разработка, и согласование, и реализация этих планов, не говоря о контроле за их реализацией и оперативной корректировке, осуществлялись и осуществляются на основе самых современных цифровых технологий управления.

Во многом благодаря этим титаническим усилиям и глубокого обновления всей системы государственного управления исполнительная власть не просто выстояла, но и весьма эффективно функционировала в критических условиях коронавируса, в начале распространения которого даже рутинный приход на работу воспринимался как подвиг, а весьма часто и был им.

Понимание планирования

Системность, комплексность, основательность, кажущиеся в наш век безответственной саморекламы парадоксальным сочетание продуманности с быстротой действий и фактическим отсутствием рекламы, стали визитной карточкой правительства Мишустина.

Весьма впечатляюще неуклонную и строго логичную последовательность его действий описал президент В.В.Путин 17 июня 2022 года в своем выступлении на Петербургском экономическом форуме:

«Мы шаг за шагом нормализуем экономическую ситуацию.

Вначале стабилизировали финансовые рынки, банковскую систему и торговую сеть. Затем начали насыщать экономику ликвидностью и оборотным капиталом для сохранения устойчивости предприятий и компаний, занятости и рабочих мест.

Сегодня наша задача – создать условия для наращивания производства, для увеличения предложения на внутреннем рынке и сбалансированно с ростом предложения восстанавливать конечный спрос и банковское кредитование экономики».

За два с половиной года продуманная последовательность действий стала восприниматься как своего рода визитная карточка премьера Мишустина.

Эта последовательность опиралась на общий принцип частичного компенсирования последствий вымаривания страны искусственно созданным либералами денежным голодом - при помощи разнообразной и многоуровневой бюджетной поддержки реального сектора экономики.

Каждый отдельно взятый акт такой поддержки был незначительным, ограниченным и не вызывал опасений правящих социально-экономической сферой России либералов. Однако их было много - так много, что в целом они сливались в полноводную реку государственной поддержки народного хозяйства, имевшую все два с половиной года и имеющую также и в настоящее время зримое макроэкономическое значение.

Именно благодаря этой политике экономический спад 2020 года был минимум в полтора (а возможно и в два) раза меньше того, что должно было быть, исходя из общего состояния экономики на момент начала распространения коронавируса и последовательно либеральной политики Банка России и Минфина.

В апреле 2022 года бюджетная поддержка экономики превысила 640 млрд. рублей, став значимым стабилизирующим фактором, минимизировавшим нехватку товаров и комплектующих в условиях беспрецедентного, в разы падения импорта и разрыва многих необходимых логистических цепочек.

Именно благодаря этим вроде бы точечным мерам поддержки экономики удалось не только сохранить, но и развить военно-промышленный комплекс, обеспечив обороноспособность нашей Родины как раз накануне военного конфликта с Западом.

Однако не вызывает сомнений, что бюджетная поддержка, какой бы разветвленной, продуманной и масштабной она ни была, способна лишь частично компенсировать, но ни в коем случае не полностью исправить последствия чрезмерно жёсткой финансовой политики. Ведь эта политика, осуществляемая Банком России и Минфином, нацелена на сокращение денежной массы и искусственную организацию «денежного голода», в то время как маневр бюджетными средствами (и то в рамках устанавливаемой либералами общей величины расходов) может не увеличить общую денежную массу, но лишь сократить её нехватку в тех или иных направлениях.

Выходом из этой долго казавшейся принципиально не поддающейся решению ситуации стало коренное преобразование всей системы управления отечественным финансами.

Чрезвычайные финансовые полномочия

Не прошло и месяца после сделанного в Госдуме заявления видного либерала, министра экономического развития Решетникова, о недопустимости создания мобилизационной экономики (мол, вот Советский Союз попробовал, и потому это категорически нельзя), как Госдума внятно выразила отношение политической власти России к этой позиции, создав юридические рамки той самой мобилизационной экономики.

В скромный технический закон об использовании средств пенсионных накоплений, оставшихся после расчётов с кредиторами негосударственных пенсионных фондов, внесённый в Госдуму еще в январе и одобренный в первом чтении в мае прошлого года, правительство Мишустина внесло в прямом смысле революционные поправки, принятые во втором и третьем чтениях 6 и 7 июня.

Фундаментальный смысл внесённых поправок прост: теперь благодаря усилиям правительства Мишустина президент России в финансовой сфере может всё. На юридическом языке это звучит так: «Президент Российской Федерации вправе в качестве мер…, направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, устанавливать: …4) иные временные меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации…, направленные на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации).» И далее: «Меры…, направленные на обеспечение финансовой стабильности РФ, могут предусматривать: …13) установление иных обязательных требований»

Повторы подряд одних и тех же формулировок лишь подчёркивают силу мотивации тех, кто всё это писал, - и тех, кто принимал закон, даже не правя лексические корявости.

Дело важнее, и пусть будет написано криво, но зато понятно даже для жертв ЕГЭ, не способных прочесть с первого раза.

Целый ряд наиболее важных мер прописан в законопроекте прямо. Так, среди прочих президент России получил права фактически по своему усмотрению:

· замораживать практически любое имущество (включая денежные средства);

· запрещать и ограничивать отдельные сделки (операции), в том числе с валютой; корректировать исполнение «отдельных обязательств» (в том числе валютных);

· вводить разрешительный режим на проведение тех или иных операций (в том числе валютных);

· ограничивать объемы валютных операций; вводить требования к покупке или продаже финансовых инструментов;

· устанавливать «особенности» валютного контроля.

Должен признаться: требуя в самом начале специальной военной операции с трибуны Государственной Думы перевода экономики России на военные рельсы, я имел в виду значительно более скромный круг чрезвычайных полномочий. Но, вероятно, глобальный кризис (как и допущенное значительное промедление) предъявляет качественно новые требования к оперативности власти.

Политическое значение передаваемых президенту полномочий – создание принципиально нового, возможно, далеко не полностью формализованного центра финансовой (а значит, и в целом экономической) власти.

Понятно, что президент будет осуществлять свои новые полномочия (в неизвестной нам в настоящее время части того, что предусмотрено новым законом, часть его норм может так и остаться «спящей», то есть предусмотренной, но не реализуемой на практике возможностью) на основе анализа и рекомендаций профессионалов, и это точно - не полностью провалившаяся либерастия, пусть даже и системная. Ведь президенту передаются полномочия, касающиеся именно сферы её недавно исключительной компетенции, и это лучше всего характеризует реальное отношение к её представителям и правительства Мишустина, и администрации президента.

Сами набиуллины всех мастей формально остаются на своих местах, но их реальные возможности сведены к оперативному, повседневному, рутинному управлению в рамках «поддержания повседневности». Так уже случилось в некоторых других ведомствах, а реальная власть в важнейшей для рыночной экономики сфере финансов перейдёт профессионалам, которые не видны в администрации президента (она уже достаточно давно принципиально не занимается экономикой), но совершенно очевидны в правительстве Мишустина.

Теперь именно эти профессионалы «с подачи» председателя правительства получили возможность оказывать решающее воздействие на определение курса рубля и в целом на финансовую политику государства. Вновь оживилась надежда на то, что эти точно не либеральные силы могут начать комплексную блокировку офшоров для прекращения массированного вывода капиталов из страны и перерегистрации крупной частной собственности в России.

Скорее всего, Совет Федерации не будет тянуть с принятием, а президент – с подписанием этого в прямом смысле судьбоносного закона.

А значит, уже в обозримом мы примем участие в реализации политики модернизации, которая, вероятно, уже подготовлена премьером Мишустиным.

Потому что важнейшая составляющая его управленческого стиля – это отсутствие рекламной шумихи, сочетания продуманности, последовательности и неуклонности действий с их малозаметностью, обеспечивающей их высокую защищенность от враждебного политического воздействия и не порождающей избыточных и чреватых разочарованием ожиданий.

Комментарии Написать свой комментарий
21 июня 2022 в 17:12

Статья большая, а врачей-специалистов в Окуловке не осталось. Нахрена тогда ваша цифровизация в Москве и Питере нужна, тов. Делягин?

21 июня 2022 в 19:20

Беляев, вы бы лучше помолчали.
А в Окуловке, думаю, всё наладится. В конце концов, а может быть и проще переселить народ из Окуловки?
----
Беляев, вам же самому абсолютно наплевать на людей в Окуловке. Аб-со-лют-но. Вам бы только повод потявкать.

22 июня 2022 в 08:10

Вот именно, Беляев, вам же говорят, всё завтра, а вам сегодня подавай. "Вам же говорят, приходите завтра, а вы всё сегодня приходите".

23 июня 2022 в 16:19

Не только в Окуловке, в Москве в районных поликлиниках никакой или почти никакой помощи не дождешься, точно также нет специалистов, а те, что есть - больше похожи на клерков. На простой анализ крови раньше, чем за неделю или две не запишешься. Про то, что в последние два года творилось, лучше и не говорить.

21 июня 2022 в 22:14

Минимальные потери короновирусного кризиса это достижение "рекордной избыточной смертности" в 2020 и 2021 годах ? Да, " Россия щедрая душа".

23 июня 2022 в 03:13

Доброе утро!
Изогнутый, почти горизонтально стелющийся над землёй, толстый ствол старого дерева извилистой плавной синусоидой вольно или не вольно отражал пути дорожки современной экономики. Проблемы безусловно были всегда, но вот говорят, что они усугубились. Возможно утверждающие этот постулат правы, наверное правы, но если зайти за угол и подняться на небольшую возвышенность, то отсюда, с возвышенности, откроется совсем другая картина. Аналитики анализируют, а потом обо этом увлечённого рассказывают с экрана цветного телевизора. Про ставки, про падения спроса, про то,что вот раньше жизнь была красивая, а теперь не очень, но приходя на завод свой, морской судостроительный или отправляясь в командировку на другие, подобные  предприятия ты видишь , где именно сейчас жизнь идёт красивая, хоть и не без сложностей. 
  Сталь судостроительная очень прочная и выдерживает порой нагрузки просто космически за предельные, но и ей нужны добрые руки хорошего человека-кораблестроителя…, а ответ на вопрос, что именно сейчас происходит с экономикой знает морской, солёный, свежий ветер!
С уважением

  


  

  
.

23 июня 2022 в 09:06

- 100 (хоть и без 500)...

23 июня 2022 в 09:17

Наверно это и называется мещанство - уютный мирок в одно лицо, тихая гавань для своей лодчёки. А остальное для остальных на волю случая. Мне хорошо, пусть всем будет хорошо. Пусть будет... А оно есть? Только вот изливая свой личный елейчик на израненные души, врядли их лечит.

Как в американских кинах умирающим всегда говорят "всё будет хорошо". Так и у вас...

1.0x