Георгий ПОЛТАВЧЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга.
Россия всегда была империей духа. Ценностей, которыми мы обладаем, не имеет ни одна другая нация, ни одно другое государство. Эти ценности нами и сейчас не утрачены. И ни в коем случае нельзя продолжать ту политику, которая велась многие годы (это касается не только нынешних времён, но и более ранних): когда то, что было прежде, объявлялось нехорошим, а то, что сегодня — хорошим. Нужно очень бережно относиться к нашей истории. И тем более — не идти на поводу у тех, кто нам навязывает видение нашей истории со своей, порой предвзятой, стороны.
Мне кажется, наша нация очень теряет то, что было присуще — умение слушать и умение прощать. Мы, беря пример с других (чему способствуют и СМИ), всё больше начинаем друг друга грызть, что ведёт к разрыву между людьми, между обществом и властью. А мы не должны допускать, чтобы этот разрыв разрастался. Идеи и мнения у людей могут быть разными, и надо стараться понять друг друга. Могут быть ошибки, но надо понимать, что это именно ошибки.
В этом плане общество и власть должны идти навстречу друг другу. Мы — я и мои коллеги — стараемся это делать. И хочется, чтобы общество отвечало этим же. Потому что взаимными обвинениями и невосприятием критики можно ещё больше расширить разрыв, который сегодня реально существует.
Нужна государственная политика в области подачи информации, пропаганды. Но без вашей поддержки — экспертного сообщества, журналистского профессионального сообщества — это сложно сделать. Очень важно, чтобы такие люди, как вы, смогли донести свои мысли до людей. У нас в Санкт-Петербурге есть свои СМИ, и если это вам интересно, мы готовы предоставить членам Изборского клуба возможность выступать с вашими идеями.
Александр ПРОХАНОВ.
Георгий Сергеевич, ваше предложение очень интересно и лестно для нас, и мы им, несомненно, воспользуемся.
Виталий АВЕРЬЯНОВ, директор Института динамического консерватизма.
Изборский клуб возник на гребне смены эпох. И для всех нас сама возможность объединиться — знак того, что мы устояли в очень сложную эпоху и можем предложить альтернативу той доминирующей идеологии, которая пришла в нашу страну в конце 80-х—начале 90-х годов и господствовала в течение этих десятилетий. Изборский клуб в эти полтора года после своего создания фактически разрабатывал своего рода резервную идеологию для власти.
Тема "творчество империи" является ключевой для Изборского клуба, потому что нам сегодня необходим миф империи. (Александр Андреевич это называет Пятой империей, кто-то называет это проектом).
Почему миф? Не потому, что это какая-то сказка, мечта. В научной дискуссии есть понятие аттракт — то, чего ещё нет, но что угадывается, это будущее, которое притягивает к себе настоящее.
Миф Пятой империи для нас является живым символом того, к чему мы стремимся. Какие-то характерные принципы обязательно будут присущи Пятой империи. И они, с одной стороны, являются чем-то небывалым, а с другой стороны — это собирание тех сильных черт предыдущих империй, которые либо были утрачены нами, либо не вполне действуют, и их надо восстанавливать. Эти два потока — творчество чего-то нового и собирание того, что утрачено, но для нас ценно, и создают империю. Фактически это и есть аттрактор — два встречных движения.
На мой взгляд, в XXI веке в России будет воплощён некий кентавр ортодоксии и инновационного подхода, традиции, высокого духа и новых высоких технологий. Этот "кентавр" — и будет образ новой Пятой российской империи.
Есть ключевые константы, что пронизывают российскую историю. Главная наша константа, на мой взгляд — это сам народ — образ народа русского, как он уже проявился в истории. Великие народы не похожи друг на друга — у каждого свой способ того, как он идёт в мир, как интегрирует другие культуры, народы, цивилизации, веры…
Некоторые народы, как финикийцы, евреи, склонны к торговой колонизации. Другие, как немцы, когда объединяли другие земли, были склонны к мирному апартеиду — разделённому существованию господ и колоний. Англосаксы — классика сепарации, когда были два разных мира. И когда разделение на рабов и господ становилось драматичным, англичане, в частности, лорд Маккавей, предложил выращивать в колониях элиту по образу и подобию английской: индусы по образцу англичан.
Совсем другой подход русского народа к данному вопросу. Это проявлялось и в государственной политике. И дух народа в Пятой империи должен выйти на новый виток своего развития и вновь показать мощь и силу, потому что это востребовано в России и в мире — дух.
Что востребовано из нашего прошлого? Из Московской Руси, например? Симфоничность. Это главная идея того периода, которая не до конца сегодня актуальна, не вполне реализована. Была симфоничность царя и земского начала. С другой стороны — это симфония духовной и политической власти. А такая симфония интересна не только сама по себе, но и как проекция симфонии веры и знания. А гармония веры и знания сегодня нам необходима, в том числе, когда возникают споры о значении веры и религии, о значении волевого начала, а не чисто религиозного.
Безусловно, востребована из нашего прошлого идея Третьего Рима, который предложил свой проект будущего общества. Русский народ всегда был склонен к утопичности, мечтам о Беловодье, о земном рае. И Третий Рим был реалистичным проектом бастиона среди бушующего мира. Это наследие, которое нам надо брать из московского периода, и оно не может устареть. Потому что исторически Россия показала себя как империю, способную удерживать мир от большого глобального зла, обуздывать это зло. Это и есть идея Третьего Рима.
Если говорить о петербургской романовской империи, о принципе служения, которое продемонстрировано Петром Великим, проросло через тот период и стало одним из его главных принципов, то отношение государства к территориальной целостности страны, что тогда было воплощено, представляется сегодня более органичным, чем более поздние попытки построить новые схемы федеративного устройства.
Это не значит, что надо возвращаться к старому. Но надо эти два опыта соединить, взяв оттуда сильные стороны. Потому что принцип унитарности не был линейным, это не было превращение всех народов и культур во что-то единообразное. А был сложный синтез, дифференцированный подход к разным народам, культурам. Но при этом он не спекулировал на теме самоопределения народов.
Есть сильные стороны советского периода, которые нами утрачены и которые надо возрождать. Из всех прошлых эпох именно советский период в наибольшей степени искажён, опорочен, и он должен возвращаться во всей своей правде и полноте.
Пятая империя — это прежде всего правильные здоровые способы рекрутирования элит. Всякий раз, когда возводилась новая империя, производилось такое рекрутирование. И должно произойти сейчас, потому что мы находимся на гребне смены эпох.
Николай СТАРИКОВ, лидер партии "Великое Отечество".
Империя — это многонациональное объединение, многонациональное государство, и никакой отрицательной нагрузки ни в этом термине, ни в истории российской империи никогда не было. Не случайно враги государства, которые как у любого мощного государства всегда были, есть и будут, постарались опорочить идею империи России в любой форме. В форме монархии, в форме Советского Союза, где существовала по сути монархическая, присущая русскому духу, форма правления. Как бы ни называлась должность руководителя страны — царь-батюшка или генеральный секретарь, президент — русские люди воспринимают главу государства как царя.
Империя многонациональна. Наполеон Третий сказал: империя — это мир. После того, как Российская империя, Советский Союз были разрушены, нашу землю покинул мир. Император Николай Первый говорил: "Там, где российский флаг был когда-либо поднят, не должен быть спущен". В 1991 году из-за предательства нашей элиты государственный флаг был спущен в самой России, а также во многих частях нашей многонациональной империи. Итоги печальны.
Сегодня — эпоха русского возрождения. Восстановления нашей духовной мощи, военной, экономической мощи. И противник пытается помешать этому восстановлению. Не только в духовной сфере, но экономической, вводя санкции, тормозя экономическое развитие, и в геостратегической области. Это мы и наблюдаем на Украине. Противники восстановления русского мира понимают, что его восстановление без Украины невозможно. Поэтому на Украине был совершён государственный переворот, к власти приведены русофобские фашистские силы, чтобы максимально оторвать Россию от Украины.
Нужно вырабатывать тактику преодоления искусственно создаваемых противником препон, чтобы русский мир мог объединиться. Украина формируется как националистическое государство — потому что главная задача создания такого националистического государства — уничтожение русского духа, уничтожение там части России, части русского мира и создание нового государственного формирования, которое будет противопоставлено России по всем параметрам — по историческим, политическим, чтобы создавать искусственный конфликт в русском мире. Интеллектуальная элита нашей страны должна делать всё, чтобы восстановление имперской мощи нашей страны происходило быстрее. Поэтому задача — продумать облик будущей российской государственности. который не является предметом какого-то отдалённого будущего, оно создаётся сегодня. Любое восстановление, любая конструкция создаётся сначала как мыслеобраз. Она сначала должна быть продумана, создана в голове, и после этого начинается её реализация в материальной сфере.
Интеллектуальная элита должна воспевать важные параметры восстановления русского мира. В первую очередь — сильное государство и в военном отношении, потому что это актуальная необходимость для выживания русского народа и русского мира. Воспевать русский мир во всём его многообразии — весь спектр народов, народностей, которые создают бриллиант русской государственности. Нужно ставить перспективы, задачи, рисовать будущее, которое мы хотим видеть. И нужно пропагандировать, освещать информацию о тех площадках, как, например, Евразийский и Таможенный союз, на которых наша государственность должна развиваться дальше.
Валерий КОРОВИН, член Общественной палаты РФ, директор Центра геополитических экспертиз.
Я хотел бы остановиться на развенчании расхожих мифов, касающихся нашей империи, русской и российской империи. Первый заключается в том, что империя, которую выстраивала Россия на нашем континентальном пространстве, подобна империям западным, и что колониализм является неким кровожадным проявлением русской экспансии, выраженной в шовинизме. Но само понятие "империя" существует в двух определениях — это морская империя и сухопутная империя. Морская империя действительно основана на принципах колониализма. В центре её находится метрополия, которая захватывает колонии и эксплуатирует их, выкачивая оттуда все возможные ресурсы.
Сухопутная империя строится по иному принципу. Это центр и периферия. И реализует она обустраивающий принцип — центр всегда обустраивает периферию, вкладываясь в неё, развивая её подчас даже в ущерб собственным интересам, и в этом сухопутная империя, наша, русская империя, всегда отличалась от западного колониализма. В этом — русская миссия — нести своим окраинам, присоединённым перифериям свет культуры, процветания и развития.
Империей, особенно нашей, русской империей, часто пугают. Хотя "империя" — это технический термин, который выражает лишь форму государственного устройства. Так же, как существуют государства-нации, которые сложились в ходе исторического развития европейского пространства, существуют и государства-империи. В определении немецкого юриста и социолога Карла Шмитта империя являет собой ни что иное, как стратегическое единство многообразия. Государство-империя отличается от государства-нации.
Государство-нация пытается гомогенизировать своё пространство, помещённое в жёсткие административные границы, создать унифицированное социальное пространство, то есть всех атомизировать и загнать в жёсткие регламенты и строгие рамки.
Совершенно по иному принципу строится государство-империя. Имперский центр отвечает исключительно за вопросы безопасности и за то, чтобы империя не распадалась, а наращивала свои масштабы, влияние. Бытовой уровень, внутреннее устройство, уклад, культурный формат жизни, сложившийся в тех или иных пространствах большой империи, отдаётся на откуп народов, этносов, народностей и тех территорий, которые в империю входят. Имперский центр — центр сухопутной империи — не регламентирует жизнь, быт и уклад своих жителей. Он следит исключительно за глобальными вопросами. И это отличает государства-империи от государства-нации.
Сухопутная империя — это империя народов. Она мыслит крупными категориями, то есть субъектом государства-империи является не атомизированный гражданин и индивидуум, а целый народ, автономия, община, любая коллективная субъектность, то, что русский мыслитель Николай Трубецкой определял понятием общеевразийский национализм. Он отличается от национализма европейского, национализма государств-наций тем, что субъектом этого национализма является коллективное образование, коллективный субъект — народ, этнос, община. В отличие от Европы, где гражданин есть мера всех вещей. Наша империя — это империя народов, империя плюральная, допускающая всё культурное, этническое многообразие укладов и быта. Она даёт полную свободу народам на самоопределение, исключая самоопределение в качестве национального государства.
Пульсируя, наша империя всякий раз превосходит предыдущие свои масштабы, предыдущие границы. Законченные формы наша империя, евразийская империя народов, демократическая, плюральная империя свободы самовыражения и самоопределения достигнет тогда, когда её границы совпадут с границами Евразийского континента. Это задача действительно масштабная, и она соответствует масштабу русской идеи. Русский народ настолько велик, что не довольствуется локальными задачами, проектами и идеями. Вот построение континентальной империи, совпадающей своими границами с границами континента, есть задача, соответствующая русскому масштабу и русской действительности.
И это будет империя справедливости, гармонизации и обеспечения глобальной безопасности. Империя народов, но и империя царств, которая вполне может включить в себя, например, Иранское царство, Турецкое царство, или Индийское царство, совершенно не претендуя на вмешательство в быт, уклад, жизнь простых людей, не ассимилируя, не порабощая эти пространства, а гармонично включая их в систему нашей общей глобальной безопасности, справедливости и гармонии.
Эта идея большой империи, Евразийской империи вполне может выступать в качестве цели для формирования новой имперской российской идеологии, мобилизующей не только русский народ, но и все народы Евразийского континента на созидательный труд по противодействию тому беззаконию и несправедливости, которые царят сегодня в мире.
Александр ПРОХАНОВ.
Развиваясь по вертикали, империя достигает царствия небесного.
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ, доктор политических наук.
Существуют империи, условно говоря, вертикальная и горизонтальная. Горизонтальная — стремящаяся к расширению для обеспечения сугубо практических нужд обеспечения жизни метрополии. Это через морское пространство и сухопутное может осуществляться. Империя вторая — это смысловая империя, утверждение цивилизационного или просто смыслового проекта с определёнными целевыми установками. Чем был Советский Союз в отличие от колониальных империй Запада. Но империя — это всегда объединение под единым началом разнородного. И в этом отношении это некая архитектура, некое здание, это продукт творчества, продукт созидания. И это здание — одно из важнейших характеристик — требует безлакунности, потому что здание не будет держаться, если в нём пустота, и оно не соединено ничем. То есть должна быть равноценность периодов и соразмерность этажей. Потому что если мы исключаем этаж 20 века в форме Советского периода и не находим в себе интеллектуальной готовности видеть в этом восходящую ступень развития, то мы ослабляем прочность этого здания в будущем и ставим под сомнение следующий шаг: является ли он шагом вперёд и ввысь. А во-вторых, мы даём возможность ценности и символы того периода, что пропущен, использовать для разрушения всего этого здания. Если из строительства империи исключить пафос созидания октябрьского периода, мы отдаём этот пафос тому, кто начнёт разрушать это здание.
И что соединяло периоды? Культура и творческое начало созидания. Само создание Петербурга — акт творчества. Культура часто понимается как совокупность произведений искусств и развлечений. Но культура — это прежде всего система запретов и система производства базовых латентных образцов социального и политического поведения. Это не означает ограничение свободы, потому что свобода цивилизованного человека — в принятии запретов, а не в отказе от них. Культурный цивилизационный человек и страна знают, что можно, а что нельзя. А дикость не знает ограничений.
Очень важна такая категория, как культурный суверенитет нации. Это право каждого народа жить в соответствии с теми нормами, ценностями, значимыми образцами поведения, которые принимаются народом. Эти образцы всегда выше каких-нибудь предлагаемых универсалистских начал, диктуемых извне. Второе — это право каждого народа и государства пресекать распространение тех образцов, которые разрушают базовые ценности данного общества. И третье — это право противодействовать распространению и продвижению культуры, опасной для политического суверенитета страны.
Империя не может существовать вне экспансии. Это характерная черта этой формы, она на этом живёт. Вопрос, это зкспансия чего? Экспансия разрушения или это экспансия сохранения в условиях угроза разрушения или экспансия созидания. Для нас приоритетной являются две последних.
Россия сегодня — последний бастион классической европейской культуры, и, возможно, миссия России и миссия её державного характера — это защита и сохранение классической культуры от той тенденции постмодерна, которая идёт сейчас в мире. А также соединение прошлого и инновационного будущего. То есть необходимо сохранить эту культуру и создать новое, но в обход разрушительной энтропии общества потребления и массовой культуры. Нужно использовать наш опыт, интегрируя всё то великое, что было создано, и всё то смысловое и сакральное стремление ввысь, которое было присуще культуре русских цивилизаций.
Александр ПРОХАНОВ.
При создании империи русское мессианство, которое всегда заключалось в бремени имперообразующего народа, должно быть делегировано и всем другим народам. И идея о том, что каждый народ является имперообразующим, выведет их из катакомбной стадии и сделает их ответственными за империю в целом. Поддерживать над собой часть имперского неба — это задача и татарина, и башкира. Это огромная синтезирующая миссия. Все народы новой империи — имперообразующие, нет инородцев в этом смысле.
Александр НОТИН, руководитель культурно-просветительского сообщества "Переправа".
Источником имперского творчества являются власть, а также интеллектуальные элиты и сам народ, который порождает власть, порождает элиты, является образующим всё и вся. Как каждый человек имеет свой путь, и его задача нащупать этот путь не только в измерении мира вещественного, зримого, но и мира невещественного, незримого, и в этом смысл его существование на земле, так и каждая нация, каждый народ тоже имеет свой путь. Из века в век, из поколения в поколение он предпринимает попытку этот путь нащупать. И движение нашей имперской судьбы проходило от эпохи к эпохе, от войны к войне, от поражения к победе. Ныне — важный момент синтеза новых смыслов.
Интеллектуально мы продвинулись в понимании имперской судьбы, имперского строительства, а с точки зрения практики, собирания новых сил, именно собирания, а не объединения, мы пока далеки от необходимого. Нужно объединение патриотических сил и преодоление разрухи в патриотическом движении. Мы накопили огромный опыт, создали немало серьёзных патриотических организаций, а единого стержня нет.
Суть строительства нового общества — соединения духовных и земных начал. Нужно, чтобы новая формация имперских созидателей сыграла роль стержня, который бы позволил достичь согласия. Без синтеза религии и прогресса, веры и науки, человека и Бога новая имперская модель создана быть не может. Имперское строительство должно идти как сверху, так и снизу: и от власти, и от народа.
Максим КАЛАШНИКОВ, писатель, футуролог.
Не нужно отключать русский великодержавный национализм от строительства империи. При этом нужно "отключить звук" у крайних националистов. Что они говорят? "Империя — это засилье бюрократии, это то, что подавляет народное творчество. Наша альтернатива — это народное самоуправление, небольшие аккуратно устроенные государства".
Но надо предложить наш концепт национально-футуристической империи, империи, опирающейся на сильное местное самоуправление. Этот вариант содержится в той сокровищнице, которая называется "русская история". Империя Ивана Грозного опиралось на сильную бюрократию? Ничуть! Она опиралась на сильное местное выборное самоуправление, которое выбирало себе силы поддержания порядка, собирало налоги, занималось делами своих городов и весей. Иван Грозный был отцом гражданского общества в России.
Теперь опять пришло время поднять идею сильного местного самоуправления. Это сразу отрежет многие силы наших противников, выбьет оружие из их рук. В новой империи центр должен больше отдавать полномочий не столько регионам, сколько муниципалитетам. Тем самым мы сразу решаем проблему этнократии, потому что при местном самоуправлении правит большинство населения с помощью развитых систем народовластия.
Наша новая империя должна быть построена на идее футуристичности. К прошлому относимся с уважением, но понимаем, что воспроизведения прошлого не может быть. Мы должны сознательно создавать новую цивилизацию. Нельзя возрождать старое. Да, российская империя была прекрасна, и при Сталине были сохранены все русские ценности духовные. Но сейчас воспроизвести империю 19 века невозможно.
Становыми проектами новой империи должны быть прорывные проекты — города будущего, человек будущего, образование будущего, индустрия будущего. Скоростная транспортная сеть, которая сошьёт новую Пятую империю.
Сила всех русских империй в том, что они в своё время могли творить будущее. Иосиф Виссарионович Сталин, создатель империи, ставил на футуристические тогда проекты, он смело шёл в будущее. И русские цари создавали будущее. Нам этому нужно научиться.
Без новой индустриализации, без отказа от сырьевой модели, без строительства заводов мы не выживем.
Нам надо создать футуристическую индустриализованную силу, чтобы под нашими традиционными духовными ценностями была сильная научно-индустриальная футуристическая подпорка. И только на пути смелого творчества мы сможем создать новую империю.
Георгий МАЛИНЕЦКИЙ, доктор физико-математических наук.
Будущее надо соединить с настоящим и прошлым. Что такое уникальная самодостаточная цивилизация Россия? Это прежде всего люди. Чтобы страна существовала, нужно единство слова и дела. Крым вернулся в состав России. Казалось бы, крымский импульс должен быть употреблён организационно и на всех иных уровнях. Но бюрократические препоны огромны. Академия наук решила создать крымский научный центр. Но никакой поддержки ни на одном уровне! Очень важно, чтобы высокие слова, которые говорятся на всех уровнях, были подкреплены конкретными делами и решениями. Как же можно развиваться без науки и образования?
Чем отличается успешное государство? Толстой говорил о семьях, которые все счастливы одинаково, а несчастны по-своему. А с государствами наоборот: все успешные государства успешны по-своему и все несчастные одинаковы. А в чем они несчастны? Есть чёткая грань: вот это мы, а это они, вот это элита, а это мы, и "мы" никак не можем достучаться до "них". Важно, насколько эта элита, власть может использовать творчество, энергию народа. Насколько она доверяет народу, насколько ставит разумные задачи перед ним и решает эти задачи.
Элита должна поверить в талант, силу собственного народа, а народ — в элиту. Это и будет русское чудо.
Олег РОЗАНОВ, предприниматель, руководитель аналитического центра "Копьё Пересвета".
Чтобы говорить о творчестве империи, надо ответить на вопрос: в чём состоит эсхатологическая миссия русского государства, русской цивилизации? Мне кажется, наша всемирная миссия состоит в том, чтобы мы построили империю. Но империю не в рамках государственно-территориального образования, а в рамках морально-нравственных норм — империю духа. В своё время, когда Столыпин сказал: "Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия", монархист Марков ему из зала заявил буквально следующее: "Это вам, Пётр Аркадьевич, нужна великая Россия, а нам нужна Святая Русь".
Опять противопоставление! А в чём? Его же нет! Нам сегодня всем нужна великая Святая Русь, империя, которая построена на традиционных принципах русского уклада. Потому что русский народ — народ богоносный, вся наша история это доказывает: мы всегда останавливали зло, о русский рубеж зло всегда разбивалось, мы спасали цивилизацию от сползания в крайние человеконенавистнические формы, истребляющие лучшее в человеке.
Формирование нынешней России должно строиться на большом глобальном деле, проекте. Определив этот проект, мы сможем выстраивать наше государство, выстраивать идеологию.
Но нашему правящему классу трудно выстраивать целеполагание, потому что в стране нет идеологии, и 13 статья Конституции даже запрещает государству иметь государственную идеологию. А без идеологии работать в рамках государственной машины очень сложно. Паисий Святогорец пророчески сказал: может сильно подуть. С Запада сейчас начало дуть сильнее и сильнее, и этот ветер может закончиться сильным ураганом, который сметёт русскую цивилизацию с исторической арены. Мы должны выстроить свою идеологию мобилизационного развития, потому что вопрос стоит о физическом выживании русского мира, русской цивилизации. Единственное противопоставление господствующей англосаксонской модели, ведущей мир к краху — русская модель. И это для наших геостратегических противников является краеугольным камнем. Они должны его, то есть нас, сломать.
Бенджамин Франклин говорил: либо вместе боремся, либо висим по отдельности. Вот сейчас и русская цивилизация должна решить: мы либо вместе боремся против угроз, либо… Другого не дано.
Константин ЧЕРЕМНЫХ, эксперт.
Очень естественно, что в Петербурге бытует многонациональный мир, ведь строительство города осуществлялось людьми разных культур, которые были собраны единой государевой волей. И это — именно имперское свойство. Люди разных культур развивали культуру и в результате сами становились частью этой культуры. В итоге образуется среда, в которой невозможно поступать попросту исходя из свободного рынка, без регулирования государства.
Нужно прежде определить, что есть добро и что есть зло для общества, и только потом строить политику экономическую, социальную.
Сейчас по-настоящему решающий момент не только для России. Я не представляю другой цивилизации, кроме России, которая была бы антитеза того, что сейчас разваливается и называлось "новым мировым порядком".
Александр ПРОХАНОВ.
Между обществом и государством действительно существовал и существует некий овраг, но сейчас через него перекинут Крымский мост, и удержание этого моста является гигантской насущной задачей как общества, так и власти и государства. Крымский мост сегодня — это и есть государство, а враг очень хочет его взорвать, и вокруг этого моста мы должны создать оборону.
Русская история — это история русских империй. Сейчас наступает время Пятой Империи. Империя — это синтез народов, культур, верований, потенциалов, соединение этих потенциалов не арифметически, не линейно, а на другом, более высоком уровне, который создаёт многократно усиленный эффект отдельно взятого народа. И этот эффект потом возвращается каждому народу из имперского центра. Внутри этой империи по-прежнему должен гореть огонь справедливости. В Советском Союзе эта справедливость называлась социальной, ей не хватало трансцендентной составляющей, в новой империи эта справедливость должна носить божественный универсальный характер, устанавливающий справедливость не только между человеком и человеком, человеком и государством, но и между государством и машиной, между машиной и природой, между машиной и цветком или звездой небесной. Всё это будет дышать, жить и плодоносить, если во всё будет внесена идея развития, рывка, идея мобилизационного проекта. Целеполагание этого развития в ближайшей перспективе — то, что мы должны ответить на страшные угрозы. С арктического направления, с европейского, с других. Для этого нужны супертехника, супертехнологии. Нужно прежде всего русское оружие. А его создание невозможно без создания новых заводов, новых производств.
Георгий ПОЛТАВЧЕНКО.
Спасибо всем за участие, очень интересным и познавательным был разговор, на некоторые вещи я посмотрел с иной точки зрения, чем была. И надеюсь, что наши встречи продолжатся.
Подготовила Екатерина Глушик
Рис. Илья Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1903)