СТИХИ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ
Поэт и Дерево
С начала 2000 года меня начинает посещать мысль, присутствующая в поэтическом произведении, написанном пятнадцать лет назад – осенью 1985 года. Суть её в том, что человечество, как единый Божий организм, идёт навстречу периоду времени, когда общественный климат в каждой стране будет определяться не политиками и поверхностно мыслящими газетчиками, а людьми с творческим складом души и сердца – истинно Божиими людьми.
Эта мысль не моя, а… Сергея Есенина. Моя заслуга разве что только в том, что я услышала её внутренним слухом и воплотила в стихах, которые были навеяны мне газетной статьёй, опубликованной осенью 1985 года в «Комсомольской правде». В ней рассказывалось о чуде, происшедшем в начале лета того же года с тополем, посаженным в своё время самим поэтом, под окнами родного дома в Константиново. Приведём вкратце её содержание.
«С наступлением весны, когда всё в саду и вокруг дома зазеленело и оделось в свой первый весенний наряд, есенинский тополь, превратившийся к тому времени в могучего великана, стоял по-прежнему оголённым, угрюмым и нелюдимым. Он словно не замечал ни ярких солнечных лучей, водопадом льющихся с небес на землю, ни тепла и ласки человеческих рук, столько лет обихаживавших его.
С грустью и болью в сердце смотрели на умирающее дерево все те, кто не понаслышке знал эту трогательную историю – родные и близкие Есенина. Словно с его гибелью могла исчезнуть, раствориться в космическом пространстве, и сама память о великом русском поэте!..
Но прошла весна, наступило лето, – говорилось далее в заметке. И в один из летних дней, словно скинув с себя колдовство чёрных сил, тополь стал на глазах оживать, наливаться соком. И вновь запела, зашумела листвой его могучая крона, повествуя людям о некой тайне! Тайне, только ему, тополю, да поэтам русским ведомой».
Язык газетной публикации был лаконичным, но ёмким: за каждым её словом мне виделся таинственный символ, который нуждался в раскрытии – наполнения соответствующим ему содержанием. Это, как видно, и вдохновило меня на создание этого стихотворения. По мере же того, как оно обретало словесную плоть на бумаге, перед внутренним взором всё явственней проступали черты иного мира – таинственного и непостижимого для человека, лишённого внутренних органов зрения и слуха.
Сегодня, спустя четверть века с момента создания этого стихотворения, многое удивляет меня. Удивляет не только таинственная связь одного поэта – с другим, но и многое другое. То, например, что хотя с момента создания этого стихотворения прошло много лет, я и сегодня хорошо помню всё то, что происходило в тот день и час, когда оно рождалось. Когда, с нетерпением отбросив газету в сторону, охваченная необыкновенным душевным подъёмом, схожим с экстазом, я бросилась к письменному столу. Стоило же сесть за стол и склониться над листом чистой бумаги, как потекли стихи! Потекли легко и свободно – рука едва успевала записывать их.
К вечеру того дня черновой вариант стихотворения лежал написанным. Оставалось отредактировать его, на что ушло ещё два дня. Многое удивляет меня сегодня в этой истории. Но самое удивительное, пожалуй, то, что в течение этих трёх дней – как ни странно это может показаться иному скептику или поверхностно мыслящему человеку! – меня не покидало ощущение, будто сам Сергей Есенин стоял за спиной и вначале диктовал мне эти стихи, а потом и правил их.
В самом деле: если внимательно прислушаться к звучанию этих стихов, человек, хорошо знающий и любящий поэзию Есенина, обязательно почувствует, что и язык, и мысли, и архитектоника, и рифмы – всё близко есенинскому стихосложению. Невольно поверишь, что сам Сергей Есенин, незримо присутствовавший в течение трёх дней за спиной автора, и надиктовывал их мне. Не в этом ли и заключена тайна поэтического творчества? Ведь рассудком случившееся с автором четверть века назад нельзя ни понять, ни объяснить… И не в силу ли этого знаменитый древнегреческий философ Платон сказал в своё время: «Кто владеет своим рассудком – напрасно стучится в двери Поэзии».
Прислушаемся же к мелодии стихов о песенном сыне России – Сергее Есенине. Приглядимся к их словесному наряду. И подивимся чуду, происшедшему с тополем весной и летом 1985 года. Подивившись же, помолимся Всевышнему Творцу: «Да возвысит Он наши мысли и чувства и вернёт сопричастность истинной Поэзии! Дабы возвратилось то время, когда всякий труд считался почётным, занятия же Искусством – Богоделанием (Теургией). И да начнут снова произрастать на нашей литературной ниве всходы от вечных семян, имя которым – Вера, Надежда, Любовь.
А теперь приведём и само стихотворение.
Снова осень, милый тополь!
И тревожно вновь листвой
Мне поёшь: «Судьбой отмечен,
Но не в меру, брат, беспечен
И распахнут всей душой!..»
Ты ещё так юн, мой тополь,
И не знаешь, что вдали
Так распахнуто всё взору,
Что орлам летать лишь впору!
Я ж поэт – дитя простора! –
И певец родной земли.
Здесь навечно, милый тополь,
В землю врос ты под окном…
Мне ж, с душой моей крылатой,
Неуютно в тесной хате! –
Птицы – сёстры мне и братья,
Синь да степь – мой Отчий Дом.
И, как птицы, милый тополь,
Я земных не знаю пут:
Не судьбой своей я мечен –
Русской удалью беспечной,
И огнём, что люди – «вечным»
Испокон веков зовут.
Ты шуми листвой, мой тополь,
Не тревожься обо мне!
Кто особой метой мечен,
В песнях тот, в народе – вечен!
Я навек с Живым Огнём,
Как с невестой, обручён.
Не кори меня, мой тополь,
Бесшабашностью моей:
Мне б, как Песне, жить на воле,
Иль как ветру, – на просторе,
Но, своей покорный доле,
Я живу среди людей.
И ведь я для них, мой тополь,
Лью стихом волшебный Свет!..
А ведь есть… Ярясь на Слово,
На смех всё поднять готовы,
Им неведомо, что кровью
Пишет истинный поэт.
Оттого и грусть, мой тополь,
Гложет душу всё сильней –
Заливаю водкой горе!
Не пловец в людском я море:
Ведь подчас собачьей своре
Песни пел, взамен людей.
Но я верю, милый тополь:
Скоро на моей Руси,
Что Искусством назовётся –
В сердце каждом отзовётся!
А Поэт, как рулевой,
Поведёт всех за собой.
Так звени листвой, мой тополь,
Не тревожь себя зазря:
Осень минет, а с весною
Прогремишь над всей страною! –
Ведь тебя, своей рукою,
Посадил на счастье я.
Сентябрь1985 года, г. Москва.






