Тридцать лет назад, в апреле 1995 года, Банк России стабилизировал курс рубля, потом появился валютный коридор, а в июле заработал первый организованный российский рынок ценных бумаг – Российская Торговая Система. Долларовый индекс РТС, изначально он рассчитывался просто по суммарной капитализации компаний, а не капитализации free float, до сих пор главный индикатор нашего рынка акций. РТС не был биржей в нашем понимании. Это была информационная система, т.е. не было гарантии поставки против платежа. И «рисковик», который определял лимиты на контрагентов, был очень уважаемым человеком в любой инвестиционной компании
Соответственно, у многих журналистов и аналитиков инвестиционных компаний есть точка зрения, что россияне несправедливо оценивают деятельность Анатолия Чубайса. Ведь фондовый рынок является результатом приватизации, которую провел именно он. Все наши основные фишки, кроме банков, сотовых операторов, кибербеза и Роснефти (IPO 2006 года) есть результат проведенной им ваучерной приватизации. Должны ли мы благодарить Чубайса за фондовый рынок? Однозначно - нет.
Приватизация - это не идея Чубайса, это важная и необходимая часть экономических реформ. И проведена она была, мягко сказать, очень спорно. За бортом оказались советские сберкнижки, которые можно и нужно было обменять на акции сырьевых, электроэнергетических и телекоммуникационных монополий, а не продавать другу Соросу 25% «Связьинвеста». Многие россияне отнесли ваучеры в ЧИФы, большинство из них оказались финансовыми пирамидами или тихо умерли, не вписавшись в рынок. «МММ», «Гермес» и прочие сомнительные организации с рекламой на федеральных телеканалах нанесли серьёзный удар по вере рядовых россиян в инвестиции. В итоге они стали выбирать не акции, а наличный доллар.
Ваучерная приватизация завершилась летом 1994 года. А фондовый рынок заработал только в 1995 году. Господин Чубайс, а именно он тогда у Бориса Ельцина отвечал за рынок акций, год курил бамбук. Иностранный капитал мог начать заходить в Россию на год раньше, но этого сделано не было. В том числе именно это стало главной причиной «чёрного вторника» или девальвации рубля октября 1994 года. Вспомним, каким тогда был рынок. Права миноритариев вообще не были защищены. Кроме «Лукойла» торговались добывающие дочки, прибыли из них выводилась через трансфертные цены, миноритарии в них фактически не участвовали. При переходе на единую акцию они часто теряли деньги. Международной отчётности почти не было, даже, например у «Газпрома», зато всегда был риск размывания твоей доли с помощью дополнительной эмиссии. Самое главное, Чубайс построил фондовый рынок для себя и своих друзей. Cтандартная сделка в РТС $250-400 тыс., так было по бумагам «Лукойла». Кто из россиян с зарплатой в $1000-2000 мог это себе позволить? Только иностранцы, кучка «красных директоров», коррумпированных чиновников, силовиков и откровенный криминал.
С точки зрения экономики советская административная система это утопия, она лишена здравого экономического смысла. Но капитализм бывает, как мы теперь знаем, разный. Разрекламированного IPO «Роснано» мы так и не увидели. Голубой фишки не состоялось. А вот нормальный, для народа, а не кучки избранных, капитализм в России состоялся. Только не благодаря, а вопреки Егору Гайдару и Анатолию Чубайсу. Поле прямоугольное, трава зелёная, а самое красивое - счёт на табло. «Лукойл» или «Спартак» – чемпион. Сейчас на Мосбирже 35 млн. инвесторов. С семьями 100 млн. Капитализм по Путину, Сечину, Кудрину, Грефу, Богданову это хорошо, а по Чубайсу, Березовскому, Гусинскому, Ходорковскому* - это очень-очень плохо. И он вместе с Чубайсом не вернётся в Россию никогда.
Фото: Николай Малышев/ИТАР-ТАСС
*лицо, признанное иностранным агентом