"Времена не выбирают, в них живут и умирают" - сказал поэт. Наверное, это вполне себе широкоохватная фраза, которую мог бы произнести хоть Олланд, хоть жена террориста, которую ищет теперь вся королевская рать. Если подумать, то мало что изменилось в сути общественных отношений за тысячу лет. По-прежнему прав тот, кто сильнее. Наука прибавила к этому медиа-машину. Потому на Западе с прошлого века (конкретнее не могу сказать) появился такой как бы постулат, что в высказывании важна не ПРАВДА, а ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Тысячу лет назад французский король отправлял ненужных во Франции вооруженныз разбойников завоевывать Гроб Господень. Теперь Франция в авангарде борьбы с защитниками (вооруженными) святынь. Экое кирикуку! Прогресс налицо.
Мир раскололся по признаку отношения к богатствам. Причем не своим, а вообще. И христианство было нужно Европе до тех пор, пока действовала именно вооруженная сила. Фактор духа. Крест как символ правоты носителей колониальной политики. Далее за дело взялись капиталисты, а финансовый фактор сам себе прекрасное обоснование. Явилось римское право, естественное право, неотъемлемое право собственника. Да и здесь, этой сферой, среди своих, легче управлять, чем Ватиканом, да и дешевле это, чем Ватикан... Я говорю очень коротко, лишь намечая логическую цепочку, потому что на этот счет есть много литературы. Я думаю, что суть такова. Осталась одна проблема: сломать "авторитарное", ценностно ориентированное сознание масс, выработанное историей и теперь уступающее в конфликт с новым порядком.
То есть можно сказать, что эта проблема - человеческая личность. Рынку не нужна личность (ценностно-критическая надстройка над индивидом). Рынку нужна энергия индивида. Думаю, все это или поняли, или слышали. Очень вовремя явилась наука психология, а вместе с нею и замечательный фрейдизм. Враг определен: его имя Сверх-Я. Старый Сверх-Я должен быть заменен на новый (новое). И тут понеслось.
Что выводит человека из под власти абстрактных высоких чувств? Вернее всего - отсутствие представления о них. А так как человек существо более сложное, и будет искать, то ему надо дать замену. В первую очередь, Сверх-Я связано с социальным в человеке. Отсюда лозунг исключительности прав личности. При этом не поясняется, что под этим разумеют права собственника, который приобретает добро в социуме, но вот обязанным себя по отношению к этому социуму не считает. Есть он и его деньги.
Но это для начала. Пока важно обезопасить нажитое непосильным трудом первоначального накопления. Тут уж, извините, не до Гроба Господня (я очень грубо говорю).
Тем временем священный Грааль западной культуры (еще не цивилизации, а культуры) с остановкой в Ватикане переехал в подвалы банков Голландии и Британии, и принял вид колониального золота. Тут уж, так сказать"сам Бог велел" отринуть папство. Упрощая, укорачивая вопрос, просто скажем, что тут и победила Реформация, и настала эпоха "персонального Иисуса" и прочего бюргерства. Родилось "правовое государство".
Но техника совершенно не стоит на месте. Оказалось, что управлять масс-медиа еще проще, чем государством. Зачем государство, ежели ты властелин сердец?
Я вообще не берусь решить вопроса о существовании Бога. Но определенно могу сказать, что присутствие высшей силы (представление о высшей силе) служит общим знаменателем, объединяет людей и ставит определенные общественные ценности выше личных. И таким образом делает возможным общение людей на общем основании общих ценностей: "перед Богом все равны". Человек видит Другого, видит в человеке человека. И это тормозит рынок.
Как же сделать так, чтобы человек не отвлекался? А смотрел прямо в пасть питону экономики? Надо заставить человека полюбить только себя, чтобы вместо пары "Я - Другой" приоритет получила пара "Я - потребительская ценность". Тогда человечек побежит вперед не оглядываясь, будет ценить свои ощущения, свои грезы, оценивать себя по отношению к потребительской ценности. Диалектически сольется с ней, как языческий раб. Станет водой в мельнице рынка, паром в жерновах печатной машины ФРС. Как мы с вами сейчас: и конец года с его валютными делами это вполне ясно демонстрирует.
Я поспешил, и сказал выше о Сверх -Я, том в человеке, что несет социальные представления и альтруистические порывы (и так далее), одним словом можно сказать - личность. Личность, вот что надо ломать, если хочешь получить экономическое животное. Не буду плутать по общим местам. Личность - это завоевание христианства. И ясно должно быть, КТО главный враг "свободных современных людей". И кому посвящают пыл своих сердец французские карикатуристы.
Я не говорю - Христу, не говорю - Мухаммаду. Они посвящают свой труд всему, что мешает делать из человека экономическое животное с набором разрешенных представлений и паттернов. "Все относительно! Важен лишь ты и твой комфорт. Не верь ничему! Верь себе и свободе".
Не это же ли примерно подтвердили миллионы участников парижского марша 12 января? Какой потрясающий марш! Запад вышел на улицы, чтобы сказать: "сытый голодному не разумеет и разуметь не собирается". ИМХО. Как поступали в своих и только своих интересах, так и будем.
Это, конечно, явный признак современной тоталитарии: "либералитарной демократуры" по выражению Виктора Пелевина. Давайте посчитаем, что можно и что нельзя на Западе (я говорю о тенденции, не вдаваясь в конкретное наименование государства).
1. Считать и жестко утверждать гендерное (половое) равенство. Тем самым внося конфликт в отношения полов: так как их особенности внутренне присущи им, то отрицание природы пола уничтожает каждый пол на свой лад. Выступать против феминизма нельзя, это означает конец карьеры.
2. Одновременно можно заключать однополые браки и пропагандировать их как прогрессивную норму. ЛГБТ агрессивны, своим меньшинством противопоставлены большинству, имеют явную и мощную поддержку. Выступать против них нельзя. Ни в коем случае.
3. Можно отобрать малыша у родных, можно не позволять родителям видеть свое дитя. Почему? Потому что так а) работает запрет родителям на воспитание детей в соответствии с их представлениями (которые, конечно, гораздо более тривиальны, чем представления, выработанные в американских институтах и лабораториях), б) появляется мощный рычаг власти над родителями, контроля над ними и в) в итоге снижается рождаемость.
4. Нельзя акцентировать ни пол, ни возраст, ни национальную или расовую принадлежность, ни религию. Можно делать вид, что этих различий не существует... В итоге человек формально равен любому другому как обладатель паспорта или ИНН. Равен и отчужден от любого другого, его содержание - чисто экономическая функция, общается он с банковской картой, а нужное идеологическое обеспечение получает из новостей про ужасы нетолерантных стран, террористических организаций и религиозных фанатиков.
Наверное, все поняли, о чем примерно речь. Красноречивый и известный штрих - увольнения в западных странах за ношение традиционных крестиков. Как говорится, хочешь хорошо жить, забудь о Боге.
Впрочем, это известно нам еще из Нового завета. А теперь десятки храмов в Европе потеряли приходы и используются не по назначению...
Итак, ничто не важно под Луной, кроме благосостояния буржуев, подкрепленного самодовольством массового буржуа. Чтобы нивелировать классовый антагонизм создана вполне себе тоталитарная (все мы видим богатство технико-психологических средств) система монополизации смыслов. Более того, система эта рентабельна. Чтобы правильно (не вовне, а внутрь) направить социальную энергию, созданы десятки поводов для разногласий: мировоззренческих, политических, половых. Но все они имеют декоративный ("правые"/"левые", "евроинтеграторы"/"националисты", "зеленые", "вегетарианцы" и так далее) характер. Общество расколото по горизонтали и прочно контролируется по вертикали, причем, в лучших традициях кантианства (в широком смысле реакционной, как говаривал Владимир Ильич, философии) демократический индивид контролируется изнутри. И необходимость этого контроля диктует слом личности, который начинается в школе с уроков секс-просвета (Либидо против Сверх-я), продолжается на ЕГЭ, довершается кредитом и всесторонне поддерживается масс-медиа. Масса (большинство, от имени которого осуществляется власть) таким образом превращается в разновидность чернозема, на котором высятся деревья ТНК: их макушек мы не видим, но листья нижних ветвей прекрасны, как рекламный ролик национального достояния.
Как видите, мне опять не удается сказать ничего нового. Все старо как мир, только имеет более современные формы. Свет античности не мешал ей быть рабовладельческой. Христианство не отменило средневекового ужаса, триста лет английской демократии ничуть не мешали мировым войнам 20 века. Однако мир все гуманнее. Особенно, для своих и пока сыт.
Так что же дурного в том, чтобы быть благополучным и здоровым, пусть и не принадлежащим себе ни снаружи, ни внутри? Вопрос не решается, если только ввести в уравнение стоимость демократии как образа жизни золотого нашего, бриллиантового нашего, понемногу сходящего с ума миллиарда.
Предлагаю следующую метафору. Мировая экономика есть сепаратор по перегонке общемирового "молока" в строго западные "сливки". Так вот демократия это культура, которая водится только в сливках, создавая из них сметану "общечеловеческих ценностей". Часть сметаны уходит на прикорм западного обывателя, который в нужную минуту миллионами выходит на защиту сметаны и ее властителей. Властелинов. )) Еще часть - на поддержание работы "сепаратора" сверху, то есть в бюджет НАТО. Еще часть на оптимизацию расходов и повышение отдачи от потребительской гонки в среде главного потребителя - "свободного и современного" человека. И еще часть на работу среди поклонников западной "сметаны развития": их задача - разъяснять, что недостакок богатства в развивающихся странах напрямую связан с недостаточной отдачей своих активов странам развитым. Ну это как на Украине.
Теперь пару цифр. Говорю примерно, ибо важен сам принцип. Средний душевой доход развитых стран превышает 20000 тысяч долларов на человека. Половина стран Европы не дотягивает до этого показателя. Германия - около 30000, Испания 18000, Штаты - 36000. Говорю примерно и это данные не первой свежести. Важно то, что протестантские страны богаче католических. В России было примерно 13-15 тысяч долларов. В Китае, несмотря на все глобальные успехи, слишком много душ, и цифры гораздо ниже. Естественно, за исключением демократического Гонконга. Одним словом, демократия в каком-то приближенном к европейскому виде возможна только в богатой стране, для остальных она существует в виде пропаганды.
Идем дальше. Обогащение развивающихся стран возможно только на основе остановки глобалистского "сепаратора". И перетягивания части мировой "сметаны" на себя. Но это же грабеж! Это же антидемократично! За это следует бомбить и еще раз бомбить страны, где подверглась опасности работа Сепаратора!
Китай велик и страшен своей работоспособностью, неприхотливостью и идеологической закрытостью (прикрытостью). Китай тянет на себя мировое экономическое одеяло с такой силой, что на этом "одеяле" совсем не осталось складок, оно затрещало. В этом действительном противостоянии Китая и США Россия и Европа игроки второго плана, а Украина и Сирия и вовсе "попали под раздачу". Не углубляясь - благо, об этом уже и так написаны тома - скажу только, что уровень жизни "развитой демократии" невозможен для всех стран не только потому, что не все его по существу достоины, но и потому, что он невозможен в принципе. К примеру, электроэнергии средний американец потребляет в двадцать раз больше, чем средний китаец, и в тридцать, чем индус. Представьте себе, сколько должны стоить энергоносители в случае установления демократии (западного уровня потребления) в Китае и Индии. Китайские верхи и не надеются на это, скупая недвижимость в Лондоне... На этом фоне сегодня на Четвертом Гайдаровском форуме представитель "княжества Монако" чуть не плачет об экологических последствиях добычи ресурсов в Арктике. А Путин со товарищи создают там группировку войск. Углеводородов в Арктике, говорят, на тридцать трлн долл... Даже подумать страшно, что с нами сделать хотят за такие деньги. Одним словом, одно из двух: либо западным ценностям конец (включая материальные и нематериальные, о которых я пытался объяснить выше), либо конец всем остальным ценностям, каковые например наш Президент называет традиционными. И напряжение на поле боя нарастает. Вот отчего, когда в редакцию бойцов за разрушение традиционных ценностей влетает условный цивилизационный снаряд, Запад немедленно устраивает всеобщую демонстрацию верности принципам мировой сепаратной машины, преломленной в призме обывательских ощущений среднего класса. Благо это все несложно: ощущая угрозу своему буратинному счастью, построенному на вековом глобальном грабеже, и европейцы, и их назначенные правители демонстрируют удивительное единодушие, такое, какому позавидует мировой пролетариат индустриальной эпохи. Но о России в следующий раз.