Сообщество «Посольский приказ» 03:38 10 сентября 2018

Старый конь

Зачем демократам вновь понадобился Обама и при чем тут Россия?

Бродивший полтора века назад по Европе призрак коммунизма внезапно объявился за океаном. Стоило одному из ястребов Холодной войны, до недавнего времени жившему в собственном мирке атмосферы «красной угрозы», покинуть этот опасный мир, оставив американскую политику без значительной доли удалого маразма, как паника по поводу коммунистов, лезущих из всех щелей и страстно мечтающих уничтожить Америку, охватила его коллегу, куда более молодого и несколько более живого. Речь идет ни много ни мало о бывшем президенте Обаме, сопернике покойного сенатора на президентских выборах 2008 года. Официальный регламент подразумевает обращение к любому бывшему президенту так же, как к действующему - «Президент Буш» или «Президент Клинтон», что очень воодушевляет сторонников демократов, многие из которых так и не признали Трампа своим президентом. Так и получается, что Обама, имеющий свое бесконечно ценное мнение почти по всем вопросам, тревожащим американское общество, зачастую оказывается голосом демократов, не имея никакой формальной должности в структуре этой партии парадоксов – пожираемой внутренними раздорами, но мощной, как никогда. 7 сентября бывший президент выступал перед студентами в своем родном Иллинойсе с первой политической речью со времен выселения из Белого дома. И хотя уходящий с должности главы государства Обама пообещал держаться подальше от политики, это обещание, как и многие другие заверения демократического идола, оказалось забытым. Речь эта произвела большой фурор в США, но, что куда интереснее, не осталась она незамеченной и нашими СМИ.

Речь началась с довольно типичной для Обамы и напоминающей выступление некого репера «раскачки» толпы посредством многократного и совместного произнесения названия штата аудиторией и выступавшим. После слов о том, как приятно вновь оказаться дома и формальных приветствий присутствующих высокопоставленных сторонников экс-президент перешел к сути. Объяснение сути началось с типичных для второго срока Обамы оправданий в том, что лидер нации оставил ее в трудные времена, в самый, что ни на есть, темный час, как выразился, цитируя Черчилля, один колумнист Washington Post этой весной. В разгар антитрамповских протестов, бешенства СМИ и безумия орд студентов на улицах университетских городков, на пике, казалось, непопулярнейших решений президентской администрации за всю ее историю и грязных сплетен и отвратительных скандалов, окружавших центральную фигуру этой администрации, у сил, противостоявших Трампу, не нашлось лидера. Побитая Хиллари уползла в свою конуру, откуда первое время тявкала, обвиняя в своем невозможном и унизительном провале все подряд – от русских хакеров до самого Обамы, тем самым вызывая насмешки даже от своих вчерашних сторонников. Социалист Берни Сандерс, боготворимый американской молодежью в начале 2016, уничтожил сам себя, слив свою кампанию в пользу пропитанной ложью и симонией Хиллари, а затем купив на деньги с пожертвований наивных, но окрыленных великой идеей студентов, два огромных дома и несколько дорогих машин. Так и получилось, что «сопротивление» прошло без явного лидера. У этой сказки не было главного героя, храброго рыцаря, был лишь злодей в Белом доме и толпы благонамеренных пешек, не имевших целей и методов. Отсутствие же Обамы во главе этого мощного движения было объяснено самим бывшим президентом во время своей речи. Выяснилось, что после 8 лет на виду у всего мира Бараку было необходимо провести некоторое время со своей супругой и дочерьми, которые, отметил Обама, передавали привет всем присутствующим.

Воспоминания об отцах-основателях, фигурах, имеющих в США почти что религиозное значение, сегодня могли бы стать началом конца карьеры какого-нибудь амбициозного демократического оратора. Дело в том, что образы людей, стоявших у истоков страны, ныне деконструируются и подвергаются всеобщему презрению. «Эти белые, старые чуваки, - говорят молодые американцы, будущее мощнейшей политической системы мира, - владели черными рабами и разрешали владение оружием». Именно поэтому любое их упоминание – огромный риск. Тем не менее, бывший президент США обернул очередное свое оправдание в пример Джорджа Вашингтона, ныне особенно ненавидимого культурной элитой. Вашингтон, сказал Обама, подал нам пример того, как надо отходить от президентских дел. После отставки нужно тихо уйти в тень, давая дорогу новым голосам и не позволяя сформироваться правящему классу, способному навсегда сконцентрировать всю власть в своих руках. Вашингтон, пожалуй, усмехнулся бы горькой иронии, если бы увидел, как все обернулось – надпартийная неизбираемая элита захватила все кабинеты американской столицы, а группу людей, бросившую этой элите вызов, ненавидят СМИ, культурный мэйнстрим, значительная часть простого народа, противостоящая партия и большая часть партии собственной. Обама же анонсировал свое возвращение в мир большой политики, став первым с начала ХХ века президентом, открыто решившимся на такое.

Речь экс-президента явилась одой двухпартийной системе, однако, по словам Обамы, нынешние республиканцы, сидящие в Белом доме, находятся вне этой системы, они радикалы, они отщепенцы. Настоящие республиканцы, подразумевает демократ, сидят в Конгрессе, противостоят безумным затеям Трампа и поддерживают разумные и светлые инициативы демократов. Идеальный республиканец – полезный болванчик в меньшинстве на подтанцовке у демократического Белого дома. Таким был «военный герой» Маккейн, таких Обама и люди, стоящие за ним, желают видеть в Сенате и Палате представителей. Расчет, очевидно, таков, что речь внесет сумятицу в ряды сторонников республиканцев, которые перестанут понимать, кого следует поддерживать. Обама отметил, что традиционная дихотомия американской политики «демократы-республиканцы» или, говоря шире, «либералы-консерваторы» на протяжении всей истории США не была вполне актуальной, ведь именно демократы на Юге были самыми влиятельными сторонниками рабства, а отменивший его Линкольн был основателем Республиканской партии. Обама, тем не менее, удобно забывает, что Линкольн был таким же радикалом и отщепенцем, как Трамп и стоял, наверное, на втором после Трампа месте по уровню ненависти СМИ к своей фигуре.

Отрезок речи, особенно повеселивший российские СМИ, касался того, что нынешнему американскому государству, по мнению Обамы, как и полвека назад, необходимо противостоять красной угрозе, вот только те самые республиканцы-радикалы, что оккупировали Белый дом, не желают этим заниматься, вместо этого всячески потворствуя проникновению красной заразы в США. Любой российский наблюдатель понимает, что усредненный образ американского сенатора, растиражированный кино и телевидением – слегка пожилой, седоватый и очень обаятельный мужчина, этакий Фрэнк Синатра – имеет свою обратную сторону. Эта сторона связана с рождением, взрослением и созреванием в условиях постоянного страха перед советской идеологической экспансией. Именно поэтому любые идеи, хотя бы отдаленно напоминающие коммунистические, немедленно душатся политиками на корню, а любые страшилки, пусть и самые абсурдные, типа хакеров, взломавших выборы, идеально ложатся в почву мнения американских политиков. От престарелого маразматика Маккейна, способного потягаться с самим сенатором Маккарти, организовавшим кровавую охоту на советских ведьм в 1950-х, в своей панической боязни увидеть русских у себя под кроватью можно было ожидать подобных речей, но Обама, относительно молодой (57-летний) человек, заставший распад Союза в 30-летнем возрасте, удивил таким отголоском старческого паникерства. Удивил он, впрочем, только российские СМИ, поскольку в США все давно уже привыкли к подобным заявлениям даже от более молодых политиков, заставших «красную угрозу», лежа в люльке. Особенно иронично это заявление Обамы, кстати, звучит в контексте того, что радикально левое крыло Демократической партии, то самое, что поддерживало Сандерса в 2016, чуть ли не открыто признает себя коммунистами и не видит в этом никакого противоречия с курсом верхушки партии, озвученным Обамой.

В 2007 году Обама потряс всю страну образом нового политика – открытый, честный, улыбчивый и вызывающий ассоциации с собой у самых разных людей самых разных политических ориентаций, он давал многим то, что было написано на его знаменитом предвыборном плакате – надежду. Образ Обамы, его манера поведения, его речи и улыбки стали идеально точным пиар-попаданием, один на миллион. Его речи представляли собой обращение вообще ко всем, иногда дружелюбно-игривое, а иногда – по-президентски внушительное.

двойной клик - редактировать изображение

Речь, произнесенная Обамой в Иллинойсе спустя 11 лет, была президентской по содержанию, но напоминала не того амбициозного и улыбчивого идеалиста, а одного из тех пластмассовых клонов Синатры из Конгресса – бездушного болванчика, не первый десяток лет поющего по кругу одну и ту же старую песню. Обама напоминал подражателя самому себе, он не хотел здесь находиться, это было совершенно ясно, как и то, что единственная по-настоящему честная, напоминающая о том Обаме старых времен, часть этой речи рассказывала о том, как хорошо бывшему президенту жилось на пенсии. Так зачем же его вырвали из идиллической гармонии преждевременного пенсионера?

В преддверии домашнего для нашей сборной Чемпионата мира команду России постигла почти что катастрофа – за месяц до стартового свистка матча-открытия оказались выведены из строя все умелые центральные защитники. Оставался лишь один Сергей Игнашевич – 38-летний ветеран, давно завершивший карьеру в сборной, но согласившийся вернуться в трудное время. Профессионализм и хладнокровие позволили лучшему защитнику российского футбола на равных играть со звездами мирового уровня и вывести российскую команду на доселе невиданную высоту. В Демократической партии, разобщенной и лишенной не то, что лидера, но даже вменяемого созидательного начала своих идей, неспособной ни на что, кроме картинного сопротивления «тирану и фашисту», необходимо навести порядок. Пока только растут и набираются сил, опыта и авторитета новые лидеры, которым суждено через один-два десятка лет одной рукой получать Нобелевские премии мира, а другой – бомбить ливийские города беспилотниками, за дело восстановления Демократической партии вот-вот возьмется старый конь, который, как известно, борозды не испортит. Весьма вероятно, что скоро мы снова увидим Обаму в теленовостях, а в продаже вновь появятся стикеры на авто с лозунгом «Обама – чмо!»

27 октября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
31 октября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x