Авторский блог Татьяна Воеводина 15:37 2 октября 2018

Экономика обмана: три фактора

старая знакомая – финансовая пирамида

Она снова тут как тут: на этот раз под именем КЭШБЕРИ. Пирамиды всегда оживляются в моменты обеднения и растерянности маленького человека. Вроде насекомых-паразитов – вшей, например. В благополучные времена где-то они живут, но никак себя не проявляют. А случись какое бедствие, падает иммунитет людских масс – и они тут как тут, невесть откуда наползают; и это вовсе не связано с отсутствием мыла и горячей воды. Видимо, чувствуют кровососы какие-то бедственные эманации, исходящие от людей. Так было в начале 90-х – и с вшами, и с пирамидами.

Что такое финансовая пирамида, сегодня знают, кажется, все. Это система сбора денег с населения под огромные проценты, в которой предыдущие вкладчики получают доход из взносов последующих. Никакой хозяйственной деятельности пирамида, ясное дело, не ведёт. Потому она обречена на то, чтобы рухнуть, что и происходит с неизменностью смены дня и ночи. Пирамида рушится на пике своего успеха, когда деньги текут рекой, музыка звучит, на сцене вопят всё более дорогие и модные эстрадные кривляки, а бедолаги-вкладчики всё громче хлопают в ладоши и всё твёрже верят в успех. Пирамидам очень свойственны эти сборища в престижных и дорогих залах, где их жертвы заражают друг друга тем самым духом толпы, склоняющим к самым нелепым поступкам, о чём говорил ещё дедушка социальной психологии Густав Лебон. Очевидно, что сбегать с деньгами вкладчиков организаторам сподручнее всего тогда, когда денег очень много – именно поэтому все пирамиды рушатся, когда всё идёт вроде бы замечательно и до всеобщего процветания – рукой подать. А дальше все плачут, рассказывают, как отдали проходимцам «гробовые» и требуют «найти и обезвредить». И так повторяется вновь и вновь, хотя истории обрушения пирамид, хотя бы МММ, известны каждому.

Почему же опять идут, несут, плачут? А вот почему. Питательная среда пирамид состоит из трёх ингредиентов.

1) Растерянность и массовое ослабление духа. Американские гуру торговли давно заметили: деньги имеют свойство перемещаться от того, чья энергетика слабее, к тому, чья в данный момент сильнее. Впарить, втюхать, впендюрить что-нибудь ненужное гораздо легче растерянному и ослабевшему. Именно поэтому очень успешны торговцы разной мурой якобы для здоровья, за которую люди платят огромные деньги.

2) Жадность, стремление получить всё и сразу, притом без труда. Попросту говоря – любовь к халяве. Второе совершенно не противоречит первому: бедственное положение, растерянность не только не ослабляет жадность, но и почасту её усиливает.

3) Вера в чудо. Сегодняшний человек живёт в сказке, словно шестилетний ребёнок. Он давно перестал различать, что возможно, что невозможно. Его окружают фейковые новости, выдуманные факты и прочая «пост-правда». Всё это касается и мира денег. Это в прежнем, скучном мире деньги получались от производительного труда, на большие покупки – копили, жили по средствам и не мечтали о несбыточном. Теперь продвинутые и успешные деньги получают в кредит, зарабатывают игрой на бирже, куда-то их вкладывают, формируя некий таинственный «инвестиционный портфель», который сам собой зарабатывает деньги. Для современного человека деньги давно стали какой-то волшебной материей.

Вот эти три фактора работают на успех финансовых пирамид. Можно ли защититься, не попасть на удочку и т.п., что принято в подобных случаях говорить? Конечно, можно! И даже очень просто: не участвовать. Не ходить на шумные сборища, не слушать разговоры об успехе, о финансовой независимости, о том, что деньги должны работать. Как услышите что-нибудь подобное - немедленно удаляйтесь, придерживая карман: в него хотя залезть. Именно для этого вас заманивают невероятно высоким процентом.

Иногда пирамиды делают вид, что производят какой-то продукт или что-то продают. Была такая, где требовалось сначала внести деньги, а потом вырезать из бумаги какие-то цветочки и их сдавать, получая какие-то деньги из тех, что принесли лохи, пришедшие позже. Предвижу появление подобных конструкций под вывеской «работа для пожилых».

Как понять, что это пирамида? Просто. Спросите себя: ЭТО кому-нибудь может быть нужно? Как товар, как потребительская стоимость, выражаясь по-марксистски. Нет? Тогда вам мимо. К тому же за работу деньги платят работнику, а не наоборот. Когда наоборот – это пирамида.

Важный вопрос: пирамида и сетевой маркетинг. Сетевой маркетинг – это определённый способ продажи товара. Товар может быть хорошим, плохим, любым: сетевой маркетинг – это только метод доставки его до потребителя. Иногда финансовые пирамиды используют приёмы сетевого маркетинга для вовлечения новых простаков. А бывает и по-другому. Сам по себе сетевой маркетинг не страшен, надо только понимать, что с его помощью продают. Если участие в пирамиде – держитесь подальше.

Можно ли раз и навсегда пресечь, запретить, положить конец? Думаю, не получится: это в человеческой природе. Меж тем нельзя исключать, что некоторые пирамиды имеют высоких покровителей: очень уж наивно-нагло они орудуют. Вот с этим хорошо бы разобраться.

1.0x