Чем дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем ближе становятся люди, принёсшие нашей стране Победу в этой тяжелейшей из всех войн. Яснее становится величие этой Победы, её значение для судеб мира. С тех пор уже никто не смеет открыто воевать с Россией. Наши недруги теперь используют подставные силы или переводят войны в разряд холодных, не вступая в военное столкновение с Российской армией. Ближе и роднее становятся ветераны, участники тех трагичных и героических событий. Хочется узнать о них больше, понять, в чём сила этих людей, и воздать должное всем, кто завоевал эту Победу с большой буквы.
Уже давно отмечалось, что некоторые прославленные полководцы Великой Отечественной имели офицерские звания Русской армии. При внимательном рассмотрении их судеб выяснилась удивительная картина. Оказывается, почти все они не просто родились в дореволюционное время, а начинали свой боевой путь в форме императорской армии. Все командующие фронтами на заключительном этапе Второй мировой были участниками Первой, а некоторые — и Русско-японской войны. Лишь Мерецков начинал уже после революции. Но и он в своих воспоминаниях признавался, что его боевым учителем был "старорежимный" офицер:
"Командиром объединённого отряда стал бывший царский офицер Говорков, перешедший на сторону Советской власти ещё в 1917 году. Меня назначили к нему комиссаром. …Его беседы со мной, рассказы о старой армии, о воинском искусстве, о принципах организации боевой работы сыграли немалую роль в том, что я решил стать красным командиром. …Я… учился, глядя прежде всего на Говоркова".
Все остальные комфронтами сражались ещё с кайзеровскими немцами в окопах Первой мировой.
Показательным в этом отношении был путь командующего 3м Украинским фронтом. После окончания церковно-приходской школы Фёдор Толбухин учился в Петербургском коммерческом училище. С началом войны он был призван в армию, служил солдатом-мотоциклистом и шофёром при штабе 6-й пехотной дивизии. Для пополнения потерь офицерского состава как особо одарённый воин был направлен на учёбу в школу прапорщиков. После обучения командовал ротой, затем батальоном. За боевые заслуги был награждён орденами Святой Анны, Святого Станислава и произведён в штабс-капитаны. Первые бои Великой Отечественной начал в должности начальника штаба Закавказского военного округа. Под его руководством была спланирована и проведена операция ввода войск в Иран. Во время Сталинградской битвы он командовал 57-й армией. С марта 1943 года Ф.И. Толбухин возглавил войска Южного фронта, а в следующем году — 3го Украинского. Советские войска под его командованием освободили Донбасс, Южную Украину и Крым, а затем освобождали Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию. Толбухин оказался несколько в тени по сравнению с комфронтами, атаковавшими Берлин, но и его вполне заслуженно можно называть маршалом Победы.
Отчасти в тени остаются и руководители Генерального штаба Красной армии. Хотя очевидно, что именно Генштаб был главным разработчиком и координатором всех крупнейших операций войны.
В июле 1941 года начальником Генштаба был назначен Борис Михайлович Шапошников, бывший полковник императорской армии. Ему принадлежат первостепенная заслуга в разгроме немцев под Москвой.
Шапошников начинал Первую мировую войну в должности адъютанта штаба 14-й кавалерийской дивизии. К тому времени за его плечами были учёба в Алексеевском училище, которое он окончил по первому разряду, служба в Туркестанском стрелковом батальоне, обучение в Николаевской академии Генерального штаба. Был причислен к Генеральному штабу.
В боях Б.М. Шапошников проявил личную отвагу, был контужен в голову разрывом неприятельского артиллерийского снаряда под Сохачевом. За боевые заслуги был отмечен Высочайшим благоволением. Всего за годы Первой мировой Б.М. Шапошников был награждён тремя орденами Святой Анны, орденами Святого Владимира и Святого Станислава с мечами и бантом.
В межвоенные годы Борис Михайлович Шапошников был одним из главных создателей обновлённой Красной армии, в особенности её Генерального штаба. Его книга "Мозг армии" стала обязательной для генштабистов всех последующих времён. Известно, что И.В. Сталин очень уважительно относился к Шапошникову и обращался к нему по имени-отчеству.
В мае 1942 года ему на смену пришёл его ученик Александр Михайлович Василевский, штабс-капитан императорской армии. Все последующие операции Великой Отечественной были разработаны под его руководством; командовал 3м Белорусским фронтом. Возглавлявшиеся им войска овладели неприступным городом-крепостью — "оплотом германского духа" Кёнигсбергом. Василевский руководил объединённой группировкой, разгромившей японскую Квантунскую армию и освободившей Сахалин и Курильские острова.
На смену Василевскому в Генеральный штаб пришёл уже его ученик А.И. Антонов, в прошлом прапорщик царской армии. Алексей Иннокентьевич до этого возглавлял Оперативное управление Генштаба и имел прямое отношение к разработке главнейших операций войны. А.И. Антонов закончил войну в чине генерала армии.
В целом пятнадцать советских маршалов-участников Великой Отечественной начинали свой боевой путь в рядах царской армии. Но не только маршалы. Слова старшины Поприщенко из повести Шолохова "Они сражались за Родину": "Я солдат старый — слава Богу, четвёртую войну ломаю", — с полным основанием могли сказать сотни тысяч солдат и офицеров. Из чего можно сделать вывод, что предпосылки для Победы в Великой Отечественной войне создавались ещё в период Первой мировой. Боевой опыт, полученный в те годы, причём в основном в боях с немцами, послужил хорошим подспорьем в сражениях сороковых годов. Всё это доказывает, что Советская армия произросла из старой царской. Она переняла и развила традиции Русской императорской армии.
Этот факт помогает понять, откуда у Верховного главнокомандующего Советской армии Иосифа Виссарионовича Джугашвили столь объёмное стратегическое мышление, позволившее ему управлять военными, мобилизационными и геополитическими процессами сложнейшей мировой войны. Он в царской армии не служил, но во время Гражданской был членом военных советов Царицынского, Южного, Юго-Западного и Западного фронтов. Его учителями (не в прямом смысле, а в качестве образца действий) были генералы и офицеры дореволюционной армии. Командующими этими фронтами были: генерал-лейтенант А.Е. Снесарев, генерал-майор П.П. Сытин, генерал-майор В.Н. Егорьев, полковник А.И. Егоров, полковник В.М. Гиттис, полковник П.А. Славен, генерал-лейтенант Д.Н. Надёжный. Начальниками штабов тех же фронтов были: генерал-лейтенант И.И. Защук, подполковник, выпускник духовного училища В.С. Лазаревич, полковник Н.В. Сологуб, полковник М.А. Баторский, капитан С.А. Меженинов, капитан И.И. Глудин, штабс-капитан А.И. Кук, полковник Н.Н. Петин. Причём вместе с Егоровым в качестве главнокомандующего и Петиным в качестве начальника штаба Джугашвили-Сталин воевал на трёх фронтах. (Неслучайно он долго сопротивлялся аресту Егорова.) Тогда другого опыта ведения войны, помимо имперского, просто не было. Закономерно, что в Красную армию постепенно возвращались традиции старой Русской армии, упразднённые революцией.
Могли бы полководцы Великой Отечественной выиграть войну, если бы Верховный главнокомандующий неумело руководил армейским механизмом? Нет. В той общемировой схватке даже малейшие неточности первого лица могли привести к непоправимым последствиям.
Это подтверждает Александр Михайлович Василевский, хорошо знавший Верховного главнокомандующего.
"Оправданно ли было то, что Сталин возглавил Верховное главнокомандование? Ведь он не был профессионально военным деятелем.
Безусловно, оправданно".
Все эти факты приведены в моей книге "Путь на рейхстаг начинался в окопах Первой мировой", вышедшей в издательстве "Вече". Как видим, обращение к подвигу воинов и полководцев Великой Отечественной войны позволяет нам получать из неисчерпаемого кладезя Великой Победы силу духа и осознавать себя наследниками великой русской истории.