Сообщество «Китай-Го (中国)» 11:32 4 мая 2021

Станет ли Китай мировым лидером?

6

Недавно группа экономистов под общим руководством Олега Комолова выпустила исследование под заголовком «Деглобализация». Одним из ключевых элементов этого многостраничного документа является анализ развития экономики Китая и попытка ответа на вопрос: Станет ли Китай мировым лидером и новым гегемоном капиталистической мир-системы?

Авторы пишут:

1. Идея о перемещении центра мир-системы в Азию была и остается популярной в среде представителей мир-системного анализа. Так, Дж. Арриги возвышение восточноазиатского региона ассоциировал с лидирующим положением Японии. Однако кризис «потерянного десятилетия» 1990-х и последовавшая за ним долгая стагнация японской экономики заставили его уточнить свой прогноз, ставя Китай на роль гегемона нового азиатского СЦНК. Как было показано в третьей главе, КНР действительно имеет притязания на то, чтобы вытеснить американский и европейский капитал с рынков Латинской Америки, Африки, Азии, а также активно проникая в сами экономики центра. У Китая сохраняется преимущество дешевой и дисциплинированной рабочей силы, ядерное оружие и относительная независимость финансовой системы.

Если КНР в недалеком будущем присоединится к развитым странам центра в рамках существующей модели неолиберальной глобализации, то кто-то будет вынужден покинуть ядро мир-системы, освободив место для Поднебесной. Таким кандидатом на вылет мог бы стать Европейский Союз, который испытывает серьезное конкурентное давление со стороны Китая и в настоящее время переживает кризис экономической и политической интеграции. Разумеется, такой сценарий может быть осуществлен после серьезных военно-политических конфликтов, к которым Китай, очевидно, готовится, активно наращивая военную мощь, модернизируя армию и флот.

В случае успеха КНР может последовать пути соседей по региону и начать перенос производств в менее развитые страны Азии, Африки и Латинской Америки. Их окончательное раскрестьянивание даст капиталистической мир-системе еще около 1 млрд рабочих рук, на которые можно переложить часть трудоемких производств, с одновременным развитием в Китае технологий шестого технологического уклада (ТУ). Однако эффект от экстенсивного роста капиталистической мир-системы будет значительно меньшим, чем в 1970–1980-е гг., когда вставший на путь индустриализации Китай предложил иностранным инвесторам не только большую массу рабочей силы, но и ее высокую концентрацию, которой невозможно достичь через вовлечение в мировую промышленность небольших стран, расположенных на разных континентах. Кроме того, переход КНР в группу стран центра и соответствующая деформация китайского социума в сторону общества потребления усугубит проблемы экологии, которые и сейчас являются значительным вызовам развитию Китая. Таким образом, мировая экономика перейдет в азиатский цикл накопления с центром в КНР. На первой фазе — материальной экспансии — международные экономические отношения будут развиваться менее интенсивно, чем в предшествующие десятилетия, а крупнейшие производители будут в большей степени сконцентрированы на внутреннем потреблении.

В этой связи встает актуальный вопрос: как долго капитализм может идти по пути глобализации, существуют ли исторические границы движения маятника глобализации? Глобализация позволяет центру капиталистической мир-системы перенести бремя кризиса на периферию. Таким образом, ее роль в развитии мирового капитализма становится принципиально важной. Однако в отличие от Р. Люксембург авторы не разделяют гипотезу об «автоматическом крахе капитализма», который может случиться вместе с исчерпанием периферии. Исторические реалии развития капитализма показывают, что гегемон вполне способен самостоятельно создавать себе периферию, разрушая национальные экономики вооруженным путем или подчиняя их политически.

Таким образом, ключевым фактором социально-экономического прогресса,который ознаменовал бы переход к новому способу производства, становится классовая борьба, т. е., в соответствии с идеями В. И. Ленина, борьба организованного пролетариата.

2. Несмотря на большие амбиции китайского капитала на мировое господство, внутренние противоречия социально-экономического устройства создают множество препятствий на пути КНР в центр мир-системы. Учитывая отставание от США и ЕС в освоении технологий шестого ТУ, Китай не сможет выдержать растущего сопротивления со стороны западного капитала. Поскольку преимущества китайской экономики проявляют себя только в условиях высокого внешнего спроса, а также постоянного притока инвестиций, посткризисный период деглобализации, затянувшийся уже более чем на десятилетие, в среднесрочной перспективе может свести на нет потенциал промышленности КНР. В случае реализации идей реиндустриализации Европы и США Китай потеряет основные рынки сбыта.

Капитал западного мира будет оказывать давление на экономику КНР через санкции и торговые пошлины, контроль над передовыми технологиями, доступ к природным ресурсам, через финансовые каналы, в информационно-коммуникационном пространстве, а также военным путем. Преодолеть эти преграды Китай сможет лишь за счет еще большего удешевления своих товаров посредством внутренней девальвации, т. е. урезания зарплат и социальной политики государства, еще большего давления на курс юаня. Это вызовет серьезные социальные потрясения в китайском обществе, которое сегодня не готово на повторение трудовых подвигов прошлых поколений. Эскалация внутренней напряженности может привести к глубокому социально-политическому кризису в китайском обществе и экономическому упадку.

3. Избежать описанного выше развития событий Китай может в случае, если осуществит отделение от капиталистической мир-системы. КНР станет центром притяжения тех субъектов моровой экономики, которые готовы бороться за выход из отношений экономической зависимости. Союз КНР с такими странами может стать политическим и экономическим противовесом американской гегемонии и вернуть человечество в состояние двухполярного мира. Развитие событий по такому сценарию может стать реальностью в случае победы в КНР политических сил, способных реализовать программу «новых левых». Это будет означать сворачивание неолиберальных реформ, ограничение оттока капитала, ориентацию производства на внутренний рынок и обеспечение роста доходов большинства трудящегося населения страны, борьбу с социальным неравенством и расширение плановых механизмов управления экономикой государством. В более радикальном варианте отделение от мир-системы означало бы для Китая и его союзников полный отказ от капиталистических отношений, что выражалось бы в обобществлении крупных производств, отказ от товарности в экономических отношениях в пользу планомерности, учреждение общественных фондов потребления и принципов кооперации с союзными странами. Эти меры авторы ассоциируют с движением к социализму. Россия также могла бы стать союзником КНР в создании такой интеграционной группировки, однако также лишь при осуществлении значительных политических преобразований в стране, связанных с приходом к власти леворадикальных сил.

Очередной кризис капитализма может создать лишь объективные условия для перехода общества к новой, социалистической ступени развития. Период глобальной турбулентности как никогда обостряет значимость субъективного фактора истории - социально-классовой борьбы. Дело остаётся лишь за тем, чтобы массы взяли на себя смелость стать творцом собственной истории.

В настоящее время Китай по отношению к менее развитым странам проводит политику очень напоминающую колониализм. Прежде всего КНР заинтересован в получении сырья для развития собственной промышленности. Для разработки месторождения полезных ископаемых за рубежом китайские корпорации обычно делают так: Китай даёт кредит на разработку месторождения, однако работы должны проводить китайские компании, устанавливая китайское оборудование и силами китайских рабочих. Транспортная инфраструктура создается по такой же схеме. Получается, что китайские деньги тут же возвращаются назад. А те средства, которые остаются в стране в основном идут на покупку китайских товаров. В отличие от западных стран китайцы пока опасаются использовать прямую военную агрессию. Однако китайские активы в разных странах охраняют вооруженные китайские сотрудники.

Очевидно, что используя такую схему Китаю сложно рассчитывать на развитие союзнических отношений со стороны стран в которых доминирует китайский капитал. Страны Запада неминуемо будут поощрять недовольных китайским империализмом. США не скрываясь формируют альянсы из стран, недовольных китайской экспансией. Идеологию такой политики разработал известный американский стратег Эдвард Люттвак (см. его книгу «Возвышение Китая наперекор логике стратегии»).

Сегодня формально коммунистический Китай на деле опирается на китайский национализм. Главный лозунг: Китайцы должны жить хорошо! Вряд ли такой лозунг поможет привлечь союзников в других странах (если только речь не идёт о китайских диаспорах). В идеологическом экспорте КНР опирается на Конфуция и классическую китайскую культуру, а не на коммунистические идеи. Стать мировым лидером без союзников невозможно. Китайцам нужно взять на вооружение опыт США, которые в рамках противостояния с СССР поощряли развитие своих союзников в Европе и Азии. Кстати, развитие Китая также было обусловлено этой политикой американцев. Правда, в отличие от ФРГ, Японии и Южной Кореи на территории КНР не было американских военных баз. Именно поэтому теперь Китай может бросить вызов мировому гегемону.

Не секрет, что самая протяженная граница у КНР с Россией и именно наша страна наиболее сильна в военном отношении по сравнению с другими соседями Китая. Если американцам удастся стравить между собой наши страны, то их гегемонии ничего не будет угрожать. Остаётся надеяться, что руководители наших стран это понимают. Можно согласиться с выводом авторов «Деглобализации», что только «левый поворот» в Китае и России сможет привести к долгосрочному союзу наших стран на основе взаимовыгодного сотрудничества и общей идеологии.

Cообщество
«Китай-Го (中国)»
Cообщество
«Китай-Го (中国)»
Комментарии Написать свой комментарий
4 мая 2021 в 11:42

- "...Можно согласиться с выводом авторов «Деглобализации», что только «левый поворот» в Китае и России сможет привести к долгосрочному союзу наших стран на основе взаимовыгодного сотрудничества и общей идеологии".

СОГЛАСЕН!!!

4 мая 2021 в 14:26

Сомневаюсь я, что Китай захочет повторить эксперимент с советским глобализмом СССР, скорее всего, он будет маневрировать в глобальном пространстве, ожидая когда мимо него река жизни понесёт трупы его врагов, по мере сил содействуя этому процессу. Имеет смысл маневрировать вместе с Китаем, не доводя до столкновения с ним, поддерживая его манёвры, не забывая о своих интересах. Каким должен быть уровень государственности социализма, это каждая страна решает исходя из своего исторического опыта, экономических и ресурсных возможностей, тут как и везде нужен хороший трезвый расчёт, а не эмоции.

4 мая 2021 в 17:46

На подобные темы нам простым людям рассуждать достаточно сложно, так как обычный человек просто не обладает всей необходимой информацией и все наши предположения скорей всего не имеют ничего общего с реальностью. Иными словами, не наше это дело!
С уважением.

6 мая 2021 в 09:19

Социально-экономический строй современного Китая одни называют капитализмом, другие - социализмом, поскольку в нем совмещены элементы обеих систем. Но вечно на двух стульях усидеть невозможно, а жизнь на месте не стоит. Поэтому в итоге что-то должно взять верх. То есть должно произойти либо скатывание назад в капитализм, либо рывок вперед - к социализму.
То, что китайское общество уже «сегодня не готово на повторение трудовых подвигов прошлых поколений», говорит о многом. Патриотический энтузиазм гаснет (или уже погас), настают времена откровенного потребительства. Это похоже на события в нашем СССР, когда трудовой энтузиазм ленинско-сталинских времен к наступлению брежневского «развитого социализма» постепенно переродился в психологию «повышения благосостояния», что в итоге привело к подпольной капитализации страны. И следующий генсек Горбачев, попытавшийся было усидеть одной задницей на двух этих стульях - капиталистическом и социалистическом, очень быстро был сброшен с «трона» ельцинистами - откровенными поборниками капитализма.
Китай ныне тоже, по сути дела, уже сидит на двух стульях. И долго так продолжаться не может: либо туда - либо сюда. Но если там верх возьмут местные олигархи - то дорога в мировые лидеры Китаю будет закрыта космическими эволюционными законами. Как закрыта она сегодня и России, в 1991 году уже совершившей ту эволюционную ошибку (выбор капитализма), на пороге которой сейчас стоит Китай.
Ибо эволюционно на Земле сейчас настает время для всеобщего сотрудничества, а не для конкуренции - время Мировой Общины, т.е. социализма (с переходом в отдаленной перспективе и к духовному коммунизму).
Избежать же этой ошибки (или исправить ее, коль уже допущена) можно только с помощью опоры на духовную идеологию.

6 мая 2021 в 09:45

«В идеологическом экспорте КНР опирается на Конфуция и классическую китайскую культуру, а не на коммунистические идеи»
Как известно, у китайцев духовная традиция связана, прежде всего, с конфуцианством, у нас же - с православной ветвью христианства.
Но и то, и другое в их теперешнем - искаженном и выхолощенном веками - виде для этой миссии не пригодно.
Положение могло бы спасти очищение Основ этих духовных традиций от наносной грязи религиозных суеверий и предрассудков, налипших на них за многие прошлые невежественные века, с одновременным их - Основ - философским углублением и расширением до уровня современных научных знаний. В этом случае стало бы ясно, что как истинное Конфуцианство, так и истинное Христианство носят, по сути, коммунистический (а значит и антикапиталистический) характер. И потому могут служить прочной идеологической Основой для пути общества по социалистическо-коммунистическому пути дальнейшего развития.
Однако, осуществит такое очищение и развитие сегодня практически невозможно - слишком много истерических документов навсегда утрачено, чтобы раскрыть и развенчать церковные подтасовки и неверные истолкования.
Однако, ныне есть другой путь для духовно-философского обновления

6 мая 2021 в 09:47

Подробнее:
Один прежний комментарий на сходную тему
«Будущее, действительно, «за созданием нравственного общества справедливости», которому будет свойственна «отмена спекулятивного капитала, отказ от личного богатства как признака греховности, общинное мироустройство, дезурбанизация, школа как воспитание созидательной личности», и др. Все это правильно .
Однако, на основе какого «нового слова» всего этого предполагается достигнуть?
Полагают, например, что на основе т.н. «апостольского», т.е раннего, христианства - с 30 по 325 гг. н.э, или даже просто христианства первого века.
Можно согласиться, что это лучше чем современная церковность. В частности, Е.И. Рерих, призывая изучать «Добротолюбие», говорила, что в христианстве она придерживается веры именно первых веков, считая ее очень близкой к тому, чему учил сам Христос
Однако, этого все же недостаточно.
Подлинно Новое Слово - это даже не раннее христианство, это - Новое Провозвестие И две великих Елены, через которых оно Дано - Е.П.Блаватская и Е.И.Рерих - как раз и есть те «первые пророки, возвестники, которых поначалу никто не услышит» (и все еще мало кто слышит).
Ибо все ныне существующие Писания в веках сильно искажены и подтасованы, и теперь восстановить их исходный смысл по ним же самим уже невозможно. Мало того: они при этом еще и морально устарели - ныне человечество вышло из детского возраста, и не может более питаться сказочками про Боженьку (пусть изначально и полными скрытого символизма). По этим двум причинам (и еще многим иным) в XIX-XX веках дано Высшими Силами планеты их новое Откровение, не отрицающее духовной Основы Мира, и при этом являющейся научно-философской доктриной.
Откровение называется Теософия и Живая Этика. В нем - решение Будущего
Новое Провозвестие вовсе не стремится уничтожить старое («Учение Христа ни в чем не расходится с Учением Живой Этики» - утверждала Е.Рерих), но углубляет и расширяет его, заодно и очищая от некоторых ошибочных толкований. Поэтому не закостеневшее в средневековых предрассудках и невежестве староправославие нужно ныне России, а именно - очищенное, углубленное и расширенное Новоправославие. Можно и нужно сохранить все религиозно-культурные традиции народа, но при этом надо вернуть им - причем, не на обрядно-религиозном, а уже на научно-философском уровне - исходные смыслы Учения Христа.
Как это сделать?
Это возможно только на основе возврата к вере самых первых веков христианства. Ибо не только католики и лютеране исказили в веках подлинное Учение Христа, но и православные (хоть и в меньшей мере) - тоже. Поэтому назад к Истокам должны вернуться все. А после этого идти и дальше - к единству с остальными великими религиями мира (исламом, буддизмом, маздаизмом, индуизмом и др.), которые перед этим также должны вернуться к своим истокам, путеводителем к чему служит гигантский труд нашей великой соотечественницы, кристальной чистоты человека (без кавычек), Е.П. Блаватской «Разоблаченная Изида».
Итогом будет единая мировая религия - религия Святого Духа.
И далее - необходимо также прийти к единству этой единой Религии с современной и будущей Наукой К пониманию, что фундаментальные законы Вселенной не механичны, а этичны, т.е. духовны.
Результатом будет духовное единство и Братство человечества. «Один Пастырь и едино стадо».

1.0x