Отношение к Сталину и его наследию для меня лично – один из маркеров уровня мещанства в человеке. Чем мельче человечек, чем ниже уровень его восприятия, тем с большим остервенением он громит кровавого тирана. Уровень мышления и размах действий кровавого тирана непостижим для мещанина, он ужасает его, ну и потом, это уютное – и главное, безопасное – богоборчество – возвышает мещанина в собственных глазах, а кажущееся противостояние ужасающему молоху – очеловечивает. В глубине души мещанин понимает, что он таракан узкопленочный, рожденный ползать, а хочется воспарить все-таки. Ну вот, а проклятия в адрес усатого тирана – такой своеобразный фаст-фуд гуманизма – закинул щебня в топку и побежал дальше, довольный собою.
Сталин – величина, непостижимая никому, кто, например, не имел хотя бы минимального организационного и управленческого опыта. Из рамок «дом-работа-отвести ребенка в садик» она необозрима. Стоит человеку получить в подчинение хотя бы условный взвод в пять-семь бойцов, стоит человеку попытаться создать нечто из ничто – а не просто отсиживать свои офисные часы – как правило, он начинает смотреть на все процессы совершенно иначе. Сталин был машинистом, штурманом, двигателем, и одной из важнейших деталей сложнейшего, гигантского, практически непредставимого ныне механизма, двигавшегося в кризисных условиях, без точных карт, полноценного техобеспечения и даже порой практически без горючего. Каким образом он обеспечивал движение – и движение крайне успешное, в мировой истории аналогов этой проходки в принципе нет, - нам уже непонятно. Да и никому будет непонятно, кроме какого-нибудь нового Сталина, которого рано или поздно призовет история.
Потому и ломаются копья, потому и не утихают споры – нам до сих пор непонятно, что это было. Но оно было! И зримые подтверждения тому мы встречаем каждый день – хотя и уже не помним толком.
Сталин всегда рядом.
Горячая вода из твоего крана – это Сталин. Вообще, вода в Москве, где главная река пересыхала порой летом и куда в засуху привозили воду в бочках, - это Сталин. Метро, на котором ты каждый день едешь на работу и которое было спроектировано с таким запасом, что начало задыхаться только при шестикратно возросшей нагрузке – это Сталин. Самые дорогие квартиры Москвы – в домах, построенных в пятидесятые – это Сталин. Все московские проспекты – Сталин. Красный флаг над рейхстагом – Сталин. Своя атомная бомба, благодаря которой нас не стерли в ядерную пыль, как это сделали с японцами – Сталин. Школа советской науки, которую за четверть века так не сумели обрушить до конца – Сталин. Северный полюс – Сталин. Авиация – Сталин. Космос – чуть позже, но на самом деле – конечно, это тоже Сталин. Очертания Новосибирска – Сталин. Заводы Челябинска – Сталин. Шахты Донбасса – Сталин. Электричество Днепра – Сталин.
Только в период с 1938 по 1941 год Сталин построил: 40 электростанций, 13 шахт, 9 нефтедобывающих и обрабатывающих комплексов, 65 предприятий четной металлургической промышленности и 13 цветной, 4 коксохимических завода и 9 металлообрабатывающих, 136 заводов различной направленности, 25 электро- приборо- и радио строительных предприятий, 44 химических, 32 строительных и 33 стекольных…, подробнее можете тут.
Что-то строилось на базе уже существовавших предприятий, что-то с помощью зарубежных партнёров – но это не так важно – любой сложный процесс нуждается в грамотном управлении и оценивается по результату. Результат – не просто впечатляющ. Результат просто не поддается холодной оценке, настолько захватывает размах. А он прямо таки олимпийский.
Вот тут товарищи украинцы критикуют Сталина, но примерно процентов 30 современной Украины – это Сталин. Товарищи литовцы критикуют Сталина, но современная столица Литвы – это Сталин. Товарищи евреи больше всех критикуют Сталина – но Израиль как независимая страна – это таки тоже Сталин…
Мое любимое место в Ветхом Завете – это история, когда Иаков борется с Богом. И я в какой-то степени понимаю тех, кто виртуально дерётся со Сталиным; однако для того, чтобы схватиться в Богом, надо быть Иаковом, а стать Иаковом, значит подняться на один уровень осмысления со Сталиным, который, в известном смысле, именно что Иаковом и являлся.
А когда с Богом пытаются бороться тараканы, мне в лучшем случае вспоминается известная басня Крылова.