Авторский блог Лидия  Бирюкова 20:38 13 мая 2017

СССР из первых рук. О трудовом воспитании.

Троудовое воспитание - это атмосфера деятельности и творчества.

-

В настоящее время в стране формируется новый взгляд на школу. В том числе, введение в школу трудового воспитания. Предлагается вспомнить хорошо забытое старое – трудовое воспитание советской школы. Конечно, постановка вопроса верная. Но вот формы, в которых это воспитание должно осуществляться может быть иным. Потому, что сама жизнь людей в стране организована совершенно иначе, чем в советское время. И это не значит, что хуже или лучше. Она менее удобная для сорганизации. Зато, предоставляет многообразие деятельности. И организаторам детского трудового творчества, есть, где проявить свою педагогическую изобретательность. Мне, например, это очень интересно и, я бы!... Но мне семьдесят три года. Приведу один эпизод личного участия в трудовом воспитания в советской школе.

-

В июне после восьмого класса, это в 1959 году, нас отправили на летнюю практику по Труду на разные предприятия города. Мальчики работали в депо и в автохозяйстве Управления железной дороги. Мы с подругами были направлены на местную швейную фабрику. Фабрика была построена рядом с нашим домом и все знакомые девушки стали работать на «швейке», поэтому вся жизнь фабрики составляла круг интересов местной молодёжи.

-

Фабрика - это огромное новое четырёхэтажное здание, хорошо оборудованное. Четыре цеха по одному на этаж. Верхняя женская одежда, лёгкая женская одежда, детская одежда и первый цех – конструкторское бюро. Раскроечное оборудование, прессы были привезены из Германии.

Предварительно в Новосибирск направили несколько групп девушек в техникум лёгкой промышленности учиться конструированию, моделированию и швейному делу. Тогда учили прекрасно! Девушки возвращались нстроенные на воплощение новых идей и брались за конструирование любых самых сложных фасонов.

Московский Дом Моделей и Рижский Дом Моделей соперничали и выдавали много новых предложений и готовых лекал – выкроек. Но рижский Дом Моделей был предпочтительней. И продукция фабрики, в результате, стала заметным достоянием всего Хабаровского края.

-

Вот в такую атмосферу мы и попали. Это было не просто интересно! Это было захватывающе интересно! Не смущал, даже, ежедневный ранний подъём. Меня поставили на конвейер к швейной машинке, спросив предварительно, умею ли я шить. Да, я шила дома с шестого класса. Один день со мной просидела швея, и показала, что и как я должна делать. За то время, пока продвигались ячейки конвейера, я должна была прострочить подворотничок детского бушлатика. Соединить крой сукна и бортовки. Затем отутюжить это изделие тяжёлым паровым утюгом. Один край нужно было оттянуть, а другой сутюжить. Шнур утюга висел немного в сторонке над головой на поворотной штанге. Была подушка для глажки, ткань и вода для того, чтобы мочить своеобразную кисть. Утюг прямо на сукно не ставился. Можно утюжить только через влажную ткань.Меня захватывала эта работа тем, что весь цех делал каждый свою часть, а в результате вечером мы проходили вдоль стойки готовых детских бушлатиков в морском стиле, на которых уже блестели пуговицы и якорёчки на воротничке. Многие навыки шитья и совместного труда мне пригодились в жизни.

-

-

1.0x