Авторский блог Лидия  Бирюкова 23:19 17 декабря 2016

СССР из первых рук. Музыкальная школа

Воспоминания о музыкальной школе в Комсомольске на Амуре в пятидесятых годах прошлого век.
43

Детская музыкальная школа.

Музыкальная школа в мои годы в городе Комсомольске на Амуре была одна. Она располагалась на втором этаже многоэтажного дома в центре города на улице Кирова. На первом этаже был универмаг. Иногда я в него заходила полюбоваться чем-нибудь. Видела там лисью шубу, которая стоила 4000 рублей. Я знала, что зарплата нашего папы была 4000 рублей. Это было в середине 50-х годов ХХ века. В этом универмаге мы с мамой увидели и купили сервиз, на котором изображены ягоды крыжовника.

За музыкальную школу надо было платить. Плата назначалась в зависимости от доходов семьи. Сначала приносили справки из бухгалтерии, потом производили начисления и вывешивали список, кто сколько платит. Мне рано давали деньги на оплату 150 рублей, и я сама вносила их в бухгалтерию школы.

Учитель музыки Борис Трифонович Плотников оставил в моем сердце самые теплые воспоминания. Он много дал нам и в воспитании, и в кругозоре. Б.Т с детства жил в эмиграции в Харбине. Там он учился в английском колледже, поэтому хорошо говорил на английском языке. Там же его учили музыке. Он возвратился в СССР к моменту службы в армии. Как это все происходило, я не знаю. Он служил на Сахалине. Там познакомился с журналисткой по фамилии Конн. Она была старше мужа. Яркая, вибрирующая, оптимистичная энергетика исходила от ее взгляда и от всего облика.

Прихожу на урок; еще не ушла Мирра Рубинчик. Изящная еврейка, скромная, старше меня с черными вьющимися волосами . Они с Б.Т. играют в четыре руки вальс к драме Лермонтова «Маскарад». Борис Трифонович отвлекается на мгновение, берет свои меховые рукавицы, надевает мне на руки, а руки кладет на батарею — «Грей руки» и опять играет. Музыка вызывает во мне тоску, томление, грусть. Я стою у окна и жду своего урока. Снежные вихри за окном, огни в сумерках… Мирра ушла, и я начинаю урок: гаммы, аккорды, арпеджио, этюды, полифония. Как же он «возится» с нами! Все проверил, все поправил терпеливо и заинтересованно. Когда я играю, то, кажется, в его голове нет ничего, кроме моей игры. Он, словно, играет вместе с моими руками. Он так внимательно читает со мной текст, как будто я попадаю в его логику и подчиняюсь ей. Вот так и удалось ему выучить меня.

Жила я далеко, и ездить надо было автобусом. Зимой пурга заметала дороги, и доехать было невозможно, потом начинался карантин по гриппу, потом сильные морозы и т.д. Выпадала почти вся зима. Но я не отставала от программы. Сдавала все зачеты и академические концерты. Конечно, чаще всего, все было сырое, все слеплено «на белую нитку». Но были и яркие моменты.

В концерте класса из музыки Э.Грига я играла Халлинг. Что-то мне в нем так нравилось, что раздались аплодисменты, единственные за весь тот концерт. Моя живость, подвижность совпали с танцевальными ритмами этого народного танца. Но предшествовала работа в классе и пояснения учителя. Б.Т. нарисовал мне яркую картинку быта простого норвежского народа. Тяжелые многослойные юбки женщин и их деревянные башмаки. Желание мужчин повеселиться после тяжелого трудового дня. И много чего еще рассказывал учитель. Не рассказ, а его отношение любви, восторга, пафоса к этим зарисовкам вошли в мое сердце, а рукам ничего не оставалось, как исполнить огонь, загоревшийся в моем сердце от учителя.

Борис Трифонович сожалел, что я много пропускаю. Он приводил мне в пример Галю Щербинину, нашу отличницу. Говорил, что мне надо с ней соревноваться. Она была умница-философ, а я огонь и страсть. Мне захотелось сыграть «Итальянскую польку» С.Рахманинова. Вот и все на что меня хватило в этом соревновании.

Был ученик Гена Глинин. Высокий, интеллигентный. Б.Т.его очень любил. Они могли говорить о разных вещах, такой Гена был образованный и открытый. Б.Т. уговаривал его поступать в музыкальное училище, но Гена во всем был талантлив и поступал в какой-то институт.

Б.Т.готовит нас к академическому концерту, и собрал в классе на репетицию. На столе стоит огромный бабинный магнитофон. Борис Трифонович объявил нам последовательность выступлений и включил магнитофон. На английском языке он объявлял учеников, автора произведения и записывал наши усердные выступления. Как же мы старались соответствовать обстановке! Это было примерно в конце пятидесятых годов.

Я играю долго и путано. Это Моцарт. Ничего-то я не слышу, ничего не понимаю. Мне сейчас хоть Моцарт, хоть «Барыня». Борис Трифонович понимает, что нужно садиться и со мной все выучивать. «Лиля! Это же кощунство так играть Моцарта! А ты знаешь, что такое кощунство? — вопрошает он. — Нет, не знаю. — Это, когда папа поливает подбородок после бритья мамиными французскими духами. А мама хранит их и по капельке наносит за ушко по большим праздникам».

Он произносит, какие-то ошеломляющие вещи! Французские духи маме за ушко! Это так красиво и ново. Я ничего подобного никогда не слышала. И это как-то связано с моей игрой. Как нехорошо! Так нельзя. Ужас! — Вот мои чувства тогда.

По коридору слышны шаги, короткий стук и сразу распахивается дверь. В двери преподаватель скрипки, друг Б.Т. Он невысокий, кругленький, на нем рубашка с украинской вышивкой на воротнике. Его вход неслыханный. Никакой деликатности, чего не принято и никогда не бывало!

— Боря! Пастернак умер!

Резко развернувшись на стуле в сторону друга, — «Доконали старика!» восклицает он.

При этом, нам ничего не поясняется. Тоже небывалое поведение, - разговор «над головами» учеников. Да еще при нас короткое личное обращение - «Боря»!. Гость ушел и учитель продолжает урок. Но, видно, что теперь мысли его не с нами.

Комментарии Написать свой комментарий
18 декабря 2016 в 00:55

Здравствуйте!
Не знаю Вашего отчества, поэтому (уж извините) обращаюсь обезличенно. Так интересно и приятно прочесть воспоминания от первого лица, о детстве. Наверное, это возрастное. Чем старше становишься, тем чаще в мыслях возвращаешься к прожитому. Время отфильтровывает воспоминания, поэтому даже чужое трогает и вытягивает своё, родное, светлое, из глубин. Спасибо. Здоровья и успехов в Новом Году!
С уважением,
Евгений Владимирович

18 декабря 2016 в 04:30

Спасибо, Евгений Владимирович! Сейчас в интернете выкладывается много материалов о нестабильности в мире. Хочется найти опору и обращаешься к детству, когда мир был, или казался стабильным. С уважением, Лилия Ивановна.

18 декабря 2016 в 06:31

Вот это и и есть настоящая народная история. А из уст нашего мудрого и доброго автора она слушается совершенно особенно. Почему-то вспомнил отрывок из фильма *Весна на заречной улице*, там где молодая учительница читает рабочим отрывок из книги. Какой, не помню, но образы, что вел режиссер - настоящие.

В тему лишь добавлю, что в советское время была цела планета внешкольного образования - Дома пионеров, юных натуралистов, техников, изостудии, станции детского туризма. Ребенок из Калининграда шел в поход во Владивосток и за все это платила страна. Это было Светское христианство.

Сегодня внешкольное образование - уничтожено. Полностью. Все за деньги. Ребенку с рабочих окраин - только улица.

18 декабря 2016 в 07:59

"Ребенку с рабочих окраин - только улица."

А ребенку, вообще, - социальные сети, что пострашнее улицы.
Мы все детство провели на улице, во дворах, с ключом на шее. Всем двором ходили записываться то в балетную, школу, то на баскетбол, то в кукольный театр при при домоуправлении, то в театральный кружок, который бесплатно вел артист местного тюза.
Короче искали себя, учились общению, умели дружить. Домой придешь, а там радио молотит с 6 утра до 12 ночи, просвещает. Послушаешь клуб знаменитых капитанов и в школьную библиотеку, надо же про всех этих капитанов прочитать. Какое упоение в детстве все это прочесть! Правда, Тартарен из Тараскона не пошел:(. Театр у микрофона, музыка классическая, КОАПП - Цикл радиопередач, под названием «Репортаж о событиях невероятных» - как это все цеплял детский ум.
Все это говорит о том, что в государстве была установка на формирование грамотного человека, знакомого с достоянием мировой культуры.
Сейчас достаточно 5 мин. послушать любой радиоканал, чтобы понять кого выращивают сегодня.
Но самое страшное для современного ребенка - это социальные сети, дети живут в дурацком не существующем мире, опасном для здоровья и для жизни. Книг не читают, мало бывают на улице, мало двигаются, мало общаются со сверстниками, мечтают быть сетевыми блогерами - тоска.

18 декабря 2016 в 21:58

Сергей! Да! Планета внешкольного образования! Самодеятельность - поём хоре, читаем стихи играем спектакль, спортивные соревнования, стенная газета, организация школьных тематических вечеров, походы в лес весной и осенью Во всём проявляется наше творчество, а игрушки на ёлку делали на уроке труда - бесконечные бумажные гирлянды. И в этом, как-то и родители принимали участие.

18 декабря 2016 в 08:12

Уважаемая, Лидия Ивановна, спасибо за публикацию, за возможность вспомнить и свое детство.
Я училась в художественной школе: живопись, лепка, гончарное искусство. За 3р. в месяц!
Целое здание было отдано детям, два больших зала занимали юные художники. Какие замечательные учителя у нас были, какая удивительная атмосфера творчества была на этих вечерних занятиях.
Уже давно нет этой школы, в известное время здание отдали под магазин, теперь там платная клиника.

18 декабря 2016 в 22:01

Вадим, мне тоже приходилось пользоваться талонами во время спортивных соревнований. Нас кормили в кафе "Север" Это было так волнительно. По-взрослому.

18 декабря 2016 в 23:13

Ольга! Как обездолены сейчас дети. И не знают об этом. Есть у меня знакомая - молодая мама. У неё трое прекрасных детей. И сама она умница и труженица. Но дети кроме школы ни чему не учатся. Я пыталась учить мальчика играть в шахматы, затевала домашнюю газету, предлагала книги, шитьё, печь пироги. Наконец она мне сформулировала вот такую позицию "Лиля (мы с ней на ты) , я обыватель и всё, что ты нам предлагаешь, для нас лишнее!".

19 декабря 2016 в 05:51

Лидия Ивановна, то о чем Вы написали очень печально.Но еще печальнее, что таких обывателей становится все больше.
Конечно, встречается и другая крайность - малыша начинают таскать по всяким школам так, что ему просто не остается время побыть ребенком. Часто это происходит от желания родителей вывести чадо в люди, развить в нем честолюбие и гордость.
Во всем нужна золотая середина и здравый смысл,а вот с этим последнее время напряженно.

18 декабря 2016 в 08:37

Уважаемая Ольга Шахова. Наши представления о том, утраченном мире детства, очень созвучны, мы чувствуем в унисон. Союз любил ребенка, он его боготворил, отдавал все самое лучшее. В одной из своих работ я предельно тщательно это собрал. Скажем, ребенку был предоставлен обширный список периодики, начиная от Пионерской правды и кончая журналом Юный натуралист. Это журналы для всех возрастов: Веселые картинки, Мурзилка, Пионер, Костер и т.д. Вся система была направлена на воспитание Человека.

А чтобы подтвердить нашу созвучность (хоть и не в моих правилах) приведу маленькую цитату из своей работы. Прошу не журить за такую вольность.

... Практически все передачи были построены в лучших традициях эпохи Просвещения. Это свойство в солнечном десятилетии особенно проявилось в детском радиовещании. «Пионерская зорька», одна из массовых передач, имевшая миллионную детскую аудиторию, выходила в эфир по утрам ежедневно. Эта передача по своей человечности и позитивной направленности была безупречна. За окном еще темно, пасмурно, и вставать лень, а «Пионерская зорька» подсказывает тебе – будь бодрым, активным, тебя ждет в этой жизни много интересного, не теряй время. «Зорька» рассказывала о сверстниках со всех уголков нашей страны, об их делах и заботах.
Детских просветительских радиопередач было много, и у каждой из них имелась своя аудитория. Вот популярное «Заседание КОАПП1»: здесь для юных биологов животные ведут интересные разговоры про удивительный мир природы. Вот невероятный по популярности «Клуб знаменитых капитанов»2, в нем литературные герои поют: «Медленно и чинно, сходим со страниц…» и посвящают в тайны истории и литературы. И самый простой вопрос любого персонажа вызывает шквал писем в редакцию с разгадками, рассуждениями, интересными наблюдениями. Не менее востребованы были радиовстречи в корабельной кают-компании с юнгой Захаром Загадкиным, которого озвучивал молодой актер Лев Дуров. Перед слушателями открывались далекие страны и континенты, необычные географические факты и события. Бурю эмоций вызывал его географический диктант, в котором среди простых предложений ловко спрятаны географические понятия. Найти их совсем непросто – для этого надо очень хорошо знать страны и континенты. Такое радио было миром юных исследователей, испытателей, ученых.

КОАПП – цикл популярных детских радиопостановок о заседаниях «Комиссия особо активной помощи природе», или репортаж о событиях невероятных. Эта передача была прообразом, как бы сейчас сказали, экологического образования. Но кроме этого она несла большой пласт информации о животном мире планеты.

Клуб знаменитых капитанов – цикл детских литературных радиопередач, выходящих в 1940-1970 годы. В озвучивании героев радиоспектаклей принимали участие многие популярные артисты, так, всем известного пятнадцатилетнего капитана Дика Сенда озвучивала актриса Валентина Сперантова.

18 декабря 2016 в 08:47

Да, Сергей, на одной радиоволне! Прямо унесли в детство! Спасибо.

18 декабря 2016 в 09:03

И вам. Тогда уж скажем на *волне нашей памяти*. :)

18 декабря 2016 в 15:08

Вадим Рахматуллин
В то время я точно знал, что нужно делать для решения текущих и перспективных задач. Сегодня не знаю.


Это хорошо, что мы пока еще не знаем, что делать, пока еще время разбрасывать камни. Хотя от потерь, что несет наша страна, как ее терзают и отщипывают жирные куски Абрамовичи, Гусинские, Ройзманы, Герберы, Сатановские и прочие познеры, пепел Клааса начинает стучать в моем сердце.

И все же. Главное, что коллективная мысль Сопротивления работает, ищет решения.

18 декабря 2016 в 15:46

Вадим, ну предположим что Рудого прочили больше, и что? Прочли, что новенький, что самец-мачо, коим он себя представляет. Но два очерка и дурь уже видна. А нам важна не читка, нам важна работа мысли. Вот в теме * что делать*, я вбросил три тезиса, которые считал безупречными, чтобы начать наконец Сопротивление, полагая, что далее речь пойдет о технологии, скажем проведения Референдума о национализации. А тема проскочила в окантовке чего то второстепенного. Значит ей еще не время. Главное не терять силу духа, чувствовать локоть и продолжать работать. Сопротивление есть, оно слабо, деморализовано, но оно есть.

Ищем и обрящем.

18 декабря 2016 в 20:13

Ужакину

Маленькое, но существенное замечание: КОАПП это КОМИТЕТ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ ПРИРОДЫ.

Далее просто воспоминания.

Передача была потрясающая: информативная, грамотная, с прекрасным подбором актёров. Текст с замечательным юмором, ни капли пошлости. Я, тогда уже вполне себе взрослый, при случае не пропускал эту детскую передачу. Вспоминаю и даже сейчас улыбаюсь.

18 декабря 2016 в 22:09

Евгений, Я т оже помню эту передачу и, даже голоса артистов слышатся.

1.0x