Сообщество «Оборонное сознание» 13:52 1 декабря 2022

США теряют глобальную инициативу

Перенос российско-американских консультаций по Договору о стратегических вооружениях: что за этим стоит?

Известие о том, что начало работы двусторонней российско-американской комиссии по Договору о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ), которое должно было пройти в Каире 29 ноября — 6 декабря, перенесено российской стороной на более поздний и пока неопределённый срок, в контексте текущих отношений между Москвой и Вашингтоном не выглядит чем-то из ряда вон выходящим.

Причиной переноса заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков назвал отсутствие согласованной программы работы комиссии, но сама эта причина является только «верхушкой айсберга» и следствием того, что в настоящее время системное взаимодействие двух ядерных сверхдержав современности носит всё более конфликтный характер, особенно после начала специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины (СВОДДУ), в ходе которой США и их союзники выступают открытыми противниками нашей страны, ведущими против неё глобальную «гибридную войну».

Вопрос о том, почему Россия в своей внешней политике даже на таком фоне задействует далеко не весь имеющийся потенциал военно-технических возможностей и не стремится к существенной эскалации боевых действий, остаётся дискуссионным. Но ясно, что происходит это не из-за слабости данного потенциала и не из-за недостатка решимости высшего политического руководства страны применить все доступные средства в случае необходимости. Ясно, что пока такой необходимости просто нет, а значит — цели России в текущем конфликте не сводятся к победе над киевским режимом или даже к его замене, что неоднократно заявлялось на самом высоком официальном уровне. Более того, все условия Москвы относительно прекращения СВОДДУ Владимиру Зеленскому и К° (а значит, и Вашингтону) давно известны, однако категорически для них (не столько для Зеленского и К°, сколько для Вашингтона) неприемлемы. Настолько категорически, что США и их союзники постоянно заявляют, что для них поражение Украины было бы равнозначно поражению Европы, Америки и всего «альянса демократий» в целом.

Конечно, слова у коллективного Запада никогда не соответствуют полностью его делам, а чаще всего даже расходятся между собой, как говорится, на 180 градусов. Но всё равно такой пафос выглядит неоправданным и чрезмерным. В данной связи поневоле вспоминаются слова покойного «гуру» американской и в целом западной политики Збигнева Бжезинского о том, что Украина является важнейшей клеткой на «мировой шахматной доске», поскольку якобы вместе с ней Россия является империей и сверхдержавой, а без неё — не более чем региональным государством с тенденцией к внутреннему распаду. И возникает впечатление, что данное утверждение сейчас является справедливым прежде всего не для России как таковой, а для США и их союзников по НАТО: контролируя Украину, они остаются империей и сверхдержавой («империей доллара» хотя бы), а вот утратив — даже номинально! — такой контроль, сразу же превратятся в нечто куда менее презентабельное и влиятельное.

Видимо, определенные основания для такого понимания ситуации странами «альянса демократий», прежде всего в лице Соединенных Штатов, действительно есть, но жизнь всегда богаче наших представлений о ней. При всех дискриминационных мерах, направленных против России, и через Белый дом, и через другие органы публичной власти коллективного Запада в адрес нашей страны непрерывно транслируется одна и та же «мантра»: о недопустимости прямого военного столкновения, в том числе с применением атомного и термоядерного оружия, а также о необходимости переговоров по обеспечению стратегической безопасности. Кстати, одним из первых шагов 46-го президента США Джо Байдена и его администрации, было срочное, уже «на флажке» продление на пять лет, до 2026 года, действия заключенного в апреле 2010-го и вступившего в силу в феврале 2011-го российско-американского Договора по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III).

Также хорошо известно, что в данной сфере американскую сторону в настоящее время интересуют три взаимосвязанных момента (по мере убывания их срочности): возобновление прекращенных Россией с августа 2022 года взаимных инспекций по договору СНВ-III (американская сторона прекратила их ранее, но «явочным порядком», под предлогом санкций); включение в грядущую редакцию ДСНВ новейших российских систем вооружения; наконец, подключение к ДСНВ стремительно растущего стратегического потенциала КНР. Видимо, дополнительный стимул американской активности в этом направлении придаёт растущий объём информации о том, что в ходе СВОДДУ и за её рамками РФ весьма активно и успешно проводит развёртывание и испытания своих не подпадающих под ограничения СНВ-III систем оружия: в том числе гиперзвукового и лазерного, а также «Авангард», «Посейдон» и т. д., — что создаёт всё менее предсказуемые и представимые риски для «глобального лидерства» США даже в финансово-экономической и информационно-коммуникативной сферах, где оно представляется всё ещё достаточно прочным. Но «глобальную инициативу» Соединённые Штаты и их союзники продолжают терять по всем направлениям, что наглядно проявилось и в истории с отложенными консультациями по ДСНВ.

Илл. российский ракетный комплекс «Авангард» (15П771), оснащённый управляемым боевым блоком

Источник

1.0x