В конце 2022 – начале 2023 г.г. среди американской политической и политологической элиты наметился тренд на попытку смягчить отношения США и КНР, которые в 2022 году накалились до уровня возможной военной конфронтации вокруг Тайваня. Во многом, попытка смягчения отношений связана не с реальным желанием тесно сотрудничать с Китаем, а с желанием путем такого смягчения оторвать Китай от сближения с Россией.
Риторика о смягчении отношений США и КНР остается риторикой
Бывший разведчик, а ныне старший научный сотрудник Чикагского совета по глобальным делам Пол Хир 19 января 2023 года опубликовал в The National Interest статью «Сближение США и Китая не произойдет быстро». В ней автор констатирует, что Пекин и Вашингтон продолжают проводить политику, которая направлена больше на конкуренцию и конфронтацию, чем на поиск путей для сотрудничества.
Госсекретарь США Энтони Блинкен посетит Китай в начале февраля 2023 года. Эта поездка была согласована во время встречи президента США Джо Байдена с президентом Китая Си Цзиньпином на Бали, Индонезия, 14 ноября 2022 года. Визит Блинкена якобы направлен на продолжение договоренностей, которые, как сообщается, были достигнуты в Бали, особенно соглашения, о котором говорится в официальном отчете Белого дома о саммите, о «поддержании связи и углублении конструктивных усилий» по ряду двусторонних и глобальных вопросов. Два лидера пообещали продолжить такие усилия через «совместную рабочую группу», а также «обсудили важность разработки принципов, которые будут способствовать достижению этих целей» и позволят Вашингтону и Пекину «ответственно управлять конкуренцией США-Китай». В китайских СМИ сообщалось, что «а встрече на Бали обе стороны «предпримут конкретные действия, чтобы вернуть американо-китайские отношения на путь устойчивого развития».
Однако за два месяца после Бали было мало свидетельств «конкретных действий» или «конструктивных усилий» в этом направлении, включая совместную рабочую группу или прогресс в разработке принципов, определяющих двусторонние отношения. Да, пишет Хир, были дополнительные двусторонние встречи на высоком уровне: министр обороны Ллойд Остин встретился со своим китайским коллегой в Камбодже вскоре после саммита на Бали. Помощник госсекретаря Дэн Критенбринк и старший директор Белого дома по Китаю Лора Розенбергер отправились в Пекин в декабре 2022 года, чтобы обсудить предстоящий визит Блинкена. Министр финансов США Джанет Йеллен встретилась с вице-премьер Китая Лю Хэ в Цюрихе 18 января 2023 года.
Но, отмечает Хир, остается неясным, был ли достигнут какой-либо существенный прогресс на этих встречах: отчеты США показывают, что они в основном состояли из обмена предсказуемыми темами для обсуждения, и что американские официальные лица в значительной степени подтвердили необходимость «ответственно управлять конкуренцией» и «поддерживать открытые линии связи» — минималистская фраза, ставшая стандартной для Вашингтона характеристикой текущей цели американо-китайского взаимодействия.
Тем временем, считает Хир, Пекин и Вашингтон, по-видимому, вернулись на добалийскую траекторию взаимного недоверия и взаимных обвинений. Обе стороны продолжают проводить политику, которая направлена больше на конкуренцию и конфронтацию, чем на поиск путей для сотрудничества. Кажется, это было ясно даже на Бали, когда Байден (опять же, согласно резюме встречи в Белом доме) подчеркнул, что «США будут продолжать энергично конкурировать с КНР, в том числе путем инвестирования в свои источники силы и согласования усилия с союзниками и партнерами по всему миру». Критенбринк и Розенбергер повторили этот основной посыл в Пекине, прежде чем перейти к «изучению потенциальных направлений сотрудничества там, где интересы США и Китая действительно пересекаются». Координатор Белого дома по индо-тихоокеанской политике Курт Кэмпбелл 12 января 2023 года публично подтвердил, что «доминирующей чертой американо-китайских отношений по-прежнему будет конкуренция».
У Пекина, полагает Хир, есть свои причины для принятия конфронтационной позиции, в том числе его растущая уверенность, подкрепленная недавними свидетельствами, в то, что Соединенные Штаты, по сути, осуществляют стратегию сдерживания экономики и науки и технологий в отношении Китая, ослабляют прежнюю позицию приверженности «одному Китаю» (относительно Тайваня). В ответ Пекин явно проводит широкую стратегию максимизации своего глобального богатства, власти и влияния по отношению к Соединенным Штатам, подтверждая при этом свою волю к борьбе за Тайвань. Китайские лидеры, вероятно, пока сдержаны, потому что они сталкиваются с внутренней неопределенностью и уязвимостью после недавнего отказа Пекина от своей стратегии «ноль-Covid».
Кроме того, по мнению Хира, «есть также множество причин, по которым Вашингтон слишком медлит с содержательным и конструктивным взаимодействием с Пекином. Администрация Байдена, безусловно, не хотела брать на себя внутриполитические риски, связанные с демонстрацией уступчивости по отношению к напористому авторитарному Китаю, учитывая хрупкий баланс сил в Вашингтоне».
Одно из повторяющихся утверждений в Вашингтоне состоит в том, что Соединенные Штаты несколько раз стремились к предметному диалогу с Пекином по ключевым вопросам, но терпели неудачу, потому что китайские официальные лица не желали или не были готовы к конструктивному взаимодействию. Однако более вероятно, что Пекин не желает вступать в отношения на условиях Вашингтона. Действительно, это стало очевидным во время первого обмена на высоком уровне администрации Байдена с китайскими официальными лицами в Анкоридже, Аляска, в марте 2021 года, когда тогдашний высокопоставленный дипломат Пекина сказал своему американскому коллеге, что «Соединенные Штаты не имеют права говорить, что они хотят говорить с Китаем с позиции силы». Другой высокопоставленный китайский дипломат, позже обращаясь к призыву Вашингтона установить «ограждения» для американо-китайских отношений, сказал, что любые такие ограждения «не должны устанавливаться Соединенными Штатами в одностороннем порядке в качестве границы поведения для Китая».
Здесь, заключает Хир, есть «очевидная симметрия в нежелании Вашингтона взаимодействовать с Пекином на условиях Китая». Это было одной из причин, по которой администрация Обамы десять лет назад в конечном итоге отклонила китайское предложение о «новой модели отношений великих держав», поскольку оно было воспринято Пекином как попытка диктовать рамки и условия отношений. По сути, обе стороны, похоже, считают, что у них есть достаточные, если не решающие, рычаги воздействия, чтобы сопротивляться уступкам другой стороне или уступке ее предпочтениям и приоритетам в двусторонней повестке дня. Вот почему заявление Вашингтона о том, что Пекин не заинтересован серьезно в переговорах по ключевым двусторонним вопросам, почти наверняка отражается мнением Китая о том, что сам Вашингтон на самом деле не заинтересован в предметных переговорах.
В преддверии визита Блинкена в феврале 2023 года это уравнение было подкреплено очевидным восприятием в Вашингтоне того, что американская сторона, возможно, теперь усилила влияние на Пекин, потому что китайские лидеры одновременно борются с внутренними проблемами (после изменения политики Covid) и предпринимают дипломатические меры для улучшения глобального имиджа Китая после его прежнего «чрезмерного влияния».
Хир пишет, что Администрации Байдена удобно рассчитывать, что это дает Вашингтону преимущество. Но это создает риск ошибочно принять искреннее желание Китая предметно заниматься ключевыми вопросами, которые, как отмечалось выше, официальные лица США уже склонны отвергать как неискренние — за китайское чувство уязвимости, которое позволяет Вашингтону реагировать минимально или пытаться добиваться от Пекина односторонних уступок.
Действительно, Пекин почти наверняка выразил искреннюю и большую заинтересованность в конструктивном взаимодействии. Китайская интерпретация встречи Си-Байдена на Бали была более обширной и подробной, чем версия США, в отношении необходимости постоянного диалога и ряда двусторонних и глобальных вопросов, которые следует решать посредством «стратегического общения» и «регулярных консультаций». Более того, Пекин неоднократно критиковал Вашингтон, характеризующий отношения как в первую очередь конкурентные, вместо этого подчеркивая, что двустороннее сотрудничество должно быть расширено и максимизировано.
Эти темы были поддержаны министром иностранных дел Китая Цинь Ган, который будет главным сопровождающим Блинкена в Пекине после работы послом Китая в США. По случаю своего отъезда из Вашингтона Цинь опубликовал две статьи для американской аудитории: одну в The National Interest и одну в Washington Post. В дополнение к посланию Си на Бали, Цинь написал, что Соединенные Штаты и Китай «должны и могут слушать друг друга, сокращать наш разрыв в восприятии мира и искать способ ладить на основе взаимного уважения, мирного сосуществования, и взаимовыгодное сотрудничество». Он вспомнил о своих частых поездках по Соединенным Штатам во время своего пребывания на посту посла и подчеркнул свое активное взаимодействие с официальными лицами, учеными, бизнесменами и журналистами: «Хотя мы не всегда сходились во взглядах, я ценил их готовность выслушать мнение Китайская перспектива».
Как и ожидалось, прощальные статьи Цинь были отвергнуты в Вашингтоне как типично неубедительные и лицемерные усилия Китая в области публичной дипломатии. Действительно, в них были представлены стандартные китайские темы для обсуждения таких вопросов, как Тайвань и Украина; заезженная пропаганда о таких вещах, как стремление Пекина к глобальному «сообществу с общим будущим для человечества»; повторяющееся утверждение о том, что ответственность за улучшение отношений между США и Китаем лежит в первую очередь на американской стороне: «Китайский народ рассчитывает на то, что американский народ сделает правильный выбор».
Сообщается, что Цинь не получал особого внимания на высоком уровне со стороны администрации Байдена во время своего пребывания в Вашингтоне, отчасти потому, что его воспринимали как не более чем рупор такой китайской риторики или как одного из высокомерных и неприятных пекинских дипломатов-«воинов-волков». Таким образом, объявление о его назначении министром иностранных дел вызвало много комментариев о том, был ли это просчет со стороны Вашингтона. Некоторые наблюдатели отвергли идею об упущенной возможности Цинь на том основании, что послы Пекина и даже его министр иностранных дел на самом деле не являются ключевыми игроками в формировании внешней политики Китая. Но это оправдание задним числом, по-видимому, только укрепляет мнение в Китае и других странах о том, что Вашингтон не желает предметно взаимодействовать с Пекином.
Но препятствия на пути преодоления этого порога по-прежнему очевидны в том, как обе стороны формулируют свои ожидания. Представитель министерства иностранных дел КНР добавил, что Пекин «надеется, что Соединенные Штаты примут правильное представление о Китае, будут придерживаться диалога, а не конфронтации, и будут стремиться к взаимовыгодным результатам, а не к игре с нулевой суммой». Блинкен, со своей стороны, вернулся в своем прощальном разговоре с Цинь к скромной цели «поддерживать открытые линии связи».
Эти формулировки с обеих сторон предполагает низкие ожидания и ограниченный потенциал для существенного прогресса в отношениях между США и Китаем, по крайней мере, в ближайшей перспективе. На данный момент, заключает Хир, «осмысленное взаимное взаимодействие, взаимная разработка «принципов» для построения отношений и возможность устремления взглядов выше плинтуса будут медленными».
Вместо смягчения возрастает конфронтация
Вывод американского аналитика подтверждает специальное обращение на Всемирном экономическом форуме в Давосе – 2023 вице – премьера Китая Лю Хэ, который призвал «отказаться от менталитета холодной войны и стремиться к укреплению международного сотрудничества». При этом в обращении подчеркнуто, что Пекин выступает против односторонности и протекционизма. Естественно, что эти призывы обращены, в первую очередь, к руководству США.
Что касается американской правящей элиты и аналитического сообщества США, то они не собираются следовать этому обращению. Многие аналитики и политики сейчас утверждают, что Соединенные Штаты должны использовать всю свою военную мощь для подготовки к войне с Китаем в Тайваньском проливе. В октябре 2022 года глава ВМС США Майк Гилдей предупредил, что Китай может готовиться к вторжению на Тайвань до 2024 года. Члены Конгресса, включая представителя Демократической партии Сета Моултона и представителя Республиканской партии Майка Галлахера, поддержали мнение Гилдея.
Американские политики и аналитики продолжают и в начале 2023 года активно обсуждать, какое и когда оружие надо поставить на Тайвань, как будет проходить оккупация Тайваня силами НОАК, и как Америка этому будет препятствовать.
О разработке противодесантной доктрины против Китая
19 января 2023 года на сайте War on Rocks опубликована статья военных аналитиков Дилана Бака и Зака Ота «Аргументы в пользу совместной контрдесантной доктрины».
В ней авторы не рассматривают сложны политических нюансов отношений США и КНР. Они просто пишут, что Китай и Тайвань примерно разделены 100 милями воды. Таким образом, чтобы насильственно аннексировать Тайвань, Китайской Народной Республике, скорее всего, придётся провести десантное вторжение через пролив. Даже всеобщие усилия народа Тайваня не могут гарантировать защиту острова. Партнеры Тайваня в регионе значительно увеличат вероятность успешной обороны, быстро и слаженно помогая Тайваню в военном отношении. Стратегия национальной обороны США до 2022 г. ясно определяет «принудительную деятельность Китая в отношении Тайваня» как «временную задачу» для Министерства обороны США. Альянсы и партнерства были определены как «центр тяжести» стратегии, и эти партнерства преподносились как «величайшее глобальное стратегическое преимущество Америки». Наконец, стратегия отдает приоритет «сдерживанию агрессии при готовности к победе в конфликте» в Индо-Тихоокеанском регионе.
Однако, пишут авторы, несмотря на серьезность и безотлагательность этой признанной угрозы со стороны Китая, у США, Тайваня и ключевых партнеров нет объединяющей доктрины для противодействия десантному вторжению. Военная доктрина США «представляет собой официальную рекомендацию» Объединенного комитета начальников штабов, и пока существуют совместные доктрины для борьбы с терроризмом, противоповстанческими операциями и операциями по борьбе с наркотиками не существует совместной многонациональной противодесантной доктрины.
«Доктрина контрдесантирования лучше объединила бы военные возможности Тайваня, США и их близких партнеров, таких как Япония, Филиппины и Австралия».
Кроме того, контрдесантная доктрина будет способствовать быстрому и согласованному военному ответу региональных партнеров для отражения вторжения противника с моря. Наконец, успешная реализация доктрины противодействия высадке десанта и ее последующие последствия лучше сдержат десантное вторжение на Тайвань».
Без общей доктрины вооруженные силы могут быть не в состоянии реагировать с достаточными возможностями, сплоченностью и временем, чтобы сдержать или отразить вторжение противника. В то время как компетентные командиры и штабы могли бы определить необходимые условия для успешной контрдесантной операции при наличии достаточного времени, близость китайской угрозы Тайваню может не дать времени для принятия таких решений. Кроме того, отсутствие доктрины противодействия десантированию лишает возможности преднамеренно информировать о развитии критически важных средств противодействия десантированию в период, когда баланс сил в Индо-Тихоокеанском регионе быстро меняется. Более того, отсутствие этих преимуществ, связанных с доктриной контрдесанта, ослабляет сдерживание вторжения на Тайвань через Тайваньский пролив.
Причина 1: объединение усилий и ресурсов для приоритетной задачи
Совместная многонациональная доктрина противодействия десантированию обеспечивает основу для развития и интеграции оборонных возможностей ключевых вооруженных сил в западной части Тихого океана. ВМС и Корпус морской пехоты Тайваня, Силы самообороны Японии, Корпус морской пехоты Филиппин и Силы обороны Австралии модернизируют свои силы и концепции, чтобы противостоять растущей угрозе со стороны Китая. Доктрина контрдесантирования могла бы обеспечить общий подход к многостороннему командованию и управлению, поддерживая отношения, обмен информацией и рамки боевого пространства для защиты от китайского десантного вторжения.
В то время как ключевые вооруженные силы в регионе уже разрабатывают концепции и возможности для противодействия высадке морского десанта и противодействию высадке морского десанта, центральная сеть союзов в Тихом океане делает вооруженные силы США ключевым интегратором этих многонациональных возможностей. Военно-морской флот Тайваня, в состав которого входит корпус морской пехоты, уже имеет на вооружении местные противокорабельные ракеты Hsiung Feng и закупает произведенные в США мобильные системы береговой обороны Harpoon.
Японские гражданские и военные чиновники все больше осознают, что «тайваньский кризис будет японским кризисом», и улучшают возможности морского перехвата на юго-западных островах Японии у побережья Тайваня. Филиппинские сверхзвуковые противокорабельные ракеты BrahMos в их недавно сформированном полку береговой обороны отражают преобладающий подход к морской безопасности в западной части Тихого океана. Недавние закупки Австралии на морскую оборону на сумму 3,5 миллиарда долларов также свидетельствуют о растущем признании того, что сдерживание и оборона страны лучше всего достигается в прибрежных районах. При правильной интеграции эти средства противодействия десантированию дают Соединенным Штатам устойчивое преимущество перед потенциальными китайскими десантными силами.
Несколько служб Министерства обороны США также разработали отдельные и четкие будущие операционные концепции, направленные на достижение целей Стратегии национальной обороны до 2022 года. Однако вооруженные силы США должны стремиться к объединению этих разрозненных концепций, чтобы противостоять нарастающей угрозе в западной части Тихого океана. Генерал-лейтенант Эрик Уэсли, заместитель командующего Центром будущего и концепций сухопутных войск, заявил, что операции в Тихом океане «должны быть в состоянии быстро интегрировать все области, чтобы достичь превосходства», и что «мы думаем, нам нужно четкое описание того, как объединенные силы видят ход этой борьбы, и я думаю, что это следующее значительное усилие, которое должны предпринять службы». Вице-адмирал Стюарт Мюнш, заместитель начальника военно-морских операций по операциям, планам и стратегии, добавил, что военные должны достичь «степени интеграции, которую вы никогда раньше не представляли», чтобы включить космические и киберпространства, «о которых мы традиционно не думаем, что их необходимо ввести».
Китай инвестировал в свои военно-морские силы в большое количество гражданских грузовых судов, которые также могут поддержать вторжение. Учитывая неравенство в развернутых силах, противодействие военно-морским силам Китая, несомненно, потребует объединения усилий и ресурсов многочисленных партнеров, и эти партнеры больше не могут позволить себе подход, в котором отсутствует общая направленность, основа и руководство.
Концепции эксплуатации услуг часто связаны с уникальными программами приобретения, в которых часто отсутствует совместная интеграция и функциональная совместимость. Многодоменные возможности изменили характер войны, которая исторически была разделена между воздушным, наземным и морским доменами. В то время как будущие концепции учитывают операции в нескольких областях, не существует доктрины, позволяющей использовать совместные и многонациональные ресурсы для противодействия китайскому десантному вторжению в эти многочисленные области. Доктрина будет сосредоточена на обучении и приобретениях для создания совместных возможностей против наиболее опасного курса действий Китая по аннексии Тайваня. Американские военные должны воспользоваться этой возможностью для внутреннего согласования концепций и унификации оборонных приобретений.
Причина 2: содействие быстрому военному реагированию в рамках существующей политики
Хотя в Стратегии национальной обороны четко сформулированы задачи и приоритеты сдерживания агрессии Китая в отношении Тайваня, политические соображения ограничивают масштабы военного сотрудничества между многими ближайшими партнерами Тайваня. Однако с учетом этих ограничений военные в регионе рассчитывают на общую оборонительную доктрину, которая поможет сдержать вторжение. Репетиция принципов противодесантной доктрины с союзниками и партнерами в западной части Тихого океана повысит эффективность существующих оборонных потенциалов, сократит время, необходимое для реагирования на вторжение на Тайвань через Тайваньский пролив, и обеспечит готовность американских вооруженных сил реагировать на исполнительные листы.
С «официальными рекомендациями» Объединенного комитета начальников штабов, закрепленными в доктрине, боевые командиры могли раскрыть весь потенциал развивающихся концепций и возможностей каждой военной службы США для противодействия десантным операциям. Хотя потребность в этой доктрине наиболее остра в Индо-Тихоокеанском командовании США, все географические боевые командования могли бы извлечь выгоду из такого объединяющего подхода. Определяя роли, обязанности, командные отношения, отношения поддержки и рамки боевого пространства воображаемой противодесантной операции, боевые командиры могут более эффективно отрабатывать использование многонациональных сил для интеграции взаимоподдерживающих сил, сокращения времени реагирования на вероятные кризисы и, таким образом, усилить сдерживание.
Причина 3: интеграция сдерживания через доктрину
Сдерживание конфликта и защита союзников в Индо-Тихоокеанском регионе оставались неизменной целью последовательной стратегии обороны США. Стратегия национальной обороны 2018 г. предписывала Министерству обороны США «защищать союзников от военной агрессии», а обновленная стратегия 2022 г. расширяет эту цель, предписывая министерству «действовать в срочном порядке для поддержания и усиления сдерживания». Оба документа в подавляющем большинстве отдают предпочтение Китаю как «наиболее серьезному стратегическому конкуренту Америки».
Учитывая, что совместные силы Китая могут обеспечить большую боевую мощь в Индо-Тихоокеанском регионе, чем одни только Соединенные Штаты, некоторые утверждают, что Пекин больше не сдерживают односторонние демонстрации силы США. Как заявил бывший министр обороны Джим Мэттис, сдерживание достигается, когда решение принимает противник. Контрдесантный подход, применяемый сетью союзников и партнеров, укрепил бы сильнейшее преимущество партнеров-единомышленников над силами обороны Китая.
В этом контексте два субрегиона в Индо-Тихоокеанском регионе подчеркивают продолжающиеся усилия союзников и партнеров США по сдерживанию Китая: Восточно-Китайское море и морская часть Юго-Восточной Азии. В обоих субрегионах союзники и партнеры США наращивают потенциал для противодействия все более агрессивным действиям Китая. Возможности коллективного контроля над морем Соединенных Штатов и их союзников и партнеров в регионе представляют собой реальную проблему для Китая, но коллективные возможности вооруженных сил по воспрещению моря дают преимущество перед вооруженными силами Китая.
Пример 1: Восточно-Китайское море
Перевес союзников и партнеров в Индо-Тихоокеанском регионе приходится иметь дело с Китаем, предъявляющим агрессивные претензии на спорные территории в Восточном и Южно-Китайском морях. В 2013 году Китай также объявил о расширенной опознавательной зоне ПВО. Эта зона перекрывает две трети Восточно-Китайского моря и требует, чтобы иностранные самолеты сообщали планы полетов, поддерживали радиосвязь с Китаем и не отключали транспондеры. Он также пересекается с зонами опознавания ПВО Тайваня, Японии и Республики Корея. Эти страны столкнулись с быстрым притоком китайских военных вторжений в эти зоны с участием военной авиации, береговой охраны и морской милиции Народных вооруженных сил.
Соединенные Штаты, их союзники и партнеры в основном реагировали на вторжения, приводя в боевую готовность военно-морские и воздушные средства и выполняя миссии по обеспечению свободы судоходства. Однако эти операции являются дорогостоящими, уязвимыми для оружия угрозы и создают дилемму между готовностью и реагированием. Кроме того, некоторые ученые все чаще сомневаются в способности этих ответных миссий изменить поведение китайцев. Противодесантные операции могли бы более эффективно и действенно продемонстрировать способность и решимость защищаться от агрессии.
Япония постоянно наблюдает за воздушными и морскими угрозами со стороны России, Китая и Северной Кореи, которые вторгаются на ее суверенную территорию, однако в ответ она сосредоточила свою военную стратегию на сухопутных войсках, которые поддерживают комплексные оборонительные морские огневые действия. Япония направила средства разведки, наблюдения и рекогносцировки в район морских путей Сэнкаку, чтобы улучшить ситуационную осведомленность. Воздушные вторжения Китая вызвали 851 ответ Воздушных сил самообороны Японии в 2016 году, что почти на 800 процентов больше, чем в 2001 году. Сильная японская бригада с мандатом «защищать — и, при необходимости, отбивать — японские острова, которые могут стать целями вторжений». Япония также построила новые (и укрепила существующие) разведывательные объекты на островах Йонагуни и Миякодзима, которые находятся примерно в 70 милях к востоку от Тайваня, для наблюдения за китайскими воздушными и морскими силами.
Шесть зенитно-ракетных полков Японии обладают наибольшими возможностями для защиты ключевых морских территорий в первой цепи островов. Министерство обороны Японии недавно одобрило модернизацию с Mitsubishi Heavy Industries, которая, как сообщается, увеличивает дальность действия ПКР Type 12 с 200 километров (124 миль) до 900 километров (559 миль). При такой дальности действия японские силы могли бы перехватывать морские средства, действующие вблизи островов Сэнкаку или Сакисима, в то время как они использовались с материка. Такие активы могут создать еще большую оперативную дилемму, если они будут развернуты на самых юго-западных островах Японии, которые находятся в 70 милях от побережья Тайваня.
Совместная многонациональная доктрина противодействия высадке десанта могла бы стать основой для репетиций противодесантной операции в западной части Тихого океана. Улучшенный обмен разведывательными данными в сочетании с своевременными репетициями противодействия высадке укрепит общепризнанные воздушные и морские границы. Недавнее двустороннее объявление о преобразовании 12 -го полка морской пехоты на Окинаве в прибрежный полк морской пехоты подтверждает возможность и необходимость объединения усилий японских и американских сил на юго-западных островах.
Существуют предложения для вооруженных сил Соединенных Штатов и Японии создать «Постоянную объединенную морскую оперативную группу» для проверки и разработки возможностей и методов противодействия десантированию. Отработка быстрого развертывания на ключевой морской территории в первой цепи островов повысит доверие и возможности и продемонстрирует единый подход к противодействию китайской агрессии.
Пример 2: Юго-Восточная Азия и Океания
Доктрина контрдесантирования также укрепит многонациональный подход к проблемам вокруг Южно-Китайского моря и вблизи него. Начиная с захвата отмели Скарборо в 2012 году, Китай запугивал региональных партнеров в рамках «более широкой модели дестабилизации и принудительного поведения Китайской Народной Республики, которая простирается через Восточно-Китайское море, Южно-Китайское море и линию фактического контроля». «Союзники и партнеры США в морской Юго-Восточной Азии и Океании продолжают противостоять этой китайской тактике всеми элементами национальной мощи, и контрдесантная доктрина укрепит их усилия и эффективность.
После непродолжительного периода попыток сближения Филиппины вновь переживают интенсивную кампанию по принуждению к молчаливому согласию в отношении суверенитета владений в Южно-Китайском море. В мае 2021 года 287 судов морской милиции Народных вооруженных сил нарушили исключительную экономическую зону Филиппин. В ноябре 2021 года три корабля береговой охраны Китая обстреляли из водометов филиппинские суда снабжения, предназначенные для Второй отмели Томаса, заблокировав им доступ.
Китайская кампания запугивания активизировала усилия Филиппин по укреплению своей морской безопасности. Эти инициативы включают разработку концепции активной архипелажной обороны ВМС Филиппин и концепции архипелажной обороны корпуса морской пехоты Филиппин , в которой излагается, как филиппинские морские пехотинцы будут «интегрированы в военно-морские, совместные и межведомственные операции» в морском бою. Придерживаясь этих концепций, филиппинские морские пехотинцы в 2021 году создали свой полк береговой обороны и недавно подписали контракт с Индией на сумму 368 миллионов долларов на поставку трех батарей крылатых ракет береговой обороны BrahMos для оснащения этого нового формирования. 3 - й прибрежный полк морской пехоты недавно участвовал в учениях Баликатан с полком береговой обороны во время его первого развертывания на севере Лусона. Доктрина контрдесантирования позволила бы Корпусу морской пехоты США более эффективно дополнять и сотрудничать с этим ключевым союзником в будущих сражениях с возрастающей сложностью.
Как и на Филиппинах, Австралия решительно отвечает на китайское принуждение, разрабатывая концепции и возможности, соответствующие растущей угрозе. В рамках 20-летнего Плана структуры сил Силы обороны Австралии стремятся лучше маневрировать силами на побережье, вести дальний прицельный огонь в морской сфере и повышать оперативную совместимость с ключевыми союзниками, такими как Соединенные Штаты и Филиппины. Стратегический обзор обороны Австралии потенциально может ускорить это изменение в силах обороны Австралии. Доктрина контрдесантирования могла бы обеспечить общую основу для развития возможностей с этими союзниками в западной части Тихого океана. Кроме того, существующие многосторонние учения дают возможность отработать контрдесантные операции и использовать соответствующие средства для лучшего сдерживания китайской агрессии.
Авторы статьи заключают: «по всему региону ключевые союзники укрепляют свою решимость и оптимизируют свои силы для боевых действий на побережье. Япония укрепляет свои юго-западные острова, чтобы противостоять захвату, а филиппинская морская пехота готовится защищать свое побережье с помощью крылатых ракет береговой обороны. Одновременно в Силах обороны Австралии проводится реформа поколений, чтобы предотвратить угрозы в первой и второй цепочке островов. Теперь настала очередь Америки максимизировать конкурентное преимущество наших союзников и партнеров путем объединения этих концепций и возможностей в рамках единой доктринальной структуры.
Прошло почти 80 лет с тех пор, как партнеры-единомышленники создали оборонительную сеть в Тихом океане, которая лежит в основе сегодняшней региональной безопасности. Союзники и партнеры по-прежнему играют решающую роль в конкуренции и конфликтах, и многие из них продолжают разрабатывать сложные и передовые технологии для защиты своей территории. Общая доктрина встречной посадки будет опираться на инновации, среди прочих, на Тайване, в Японии, на Филиппинах и в Австралии.
Объединенный комитет начальников штабов США в координации с коллегами из ключевых союзников и партнеров должен как можно скорее обнародовать многонациональную доктрину контрдесантирования, чтобы лучше объединить усилия и ресурсы для наиболее опасных непредвиденных обстоятельств. Военные службы, особенно в Соединенных Штатах и Индо-Тихоокеанском регионе, должны затем использовать эту доктрину для информирования о развитии организационных возможностей. Командующие географическими боевыми действиями, особенно Командование США в Индо-Тихоокеанском регионе, должны одновременно с союзниками и партнерами отрабатывать контрдесантные операции на ключевой территории, чтобы совершенствовать методы и процедуры, итеративно информировать о приобретении услуг и улучшать реакцию на десантное нападение. Также есть прекрасная возможность применить контрдесантную доктрину в Европе, сдержать дальнейшую российскую агрессию. В совокупности эти действия улучшат способность многонациональных сил помешать десантным силам противника от их портов посадки до высадки у дружественных берегов — и, таким образом, лучше сдерживать потенциальных противников от начала такого вторжения.
Используя эту доктрину в качестве основы, командование США в Индо-Тихоокеанском регионе должно затем интегрировать эти взаимоподдерживающие возможности посредством планирования, общих процедур командования и управления и репетиций, которые противодействуют наиболее опасному курсу действий Китая. Уроки, извлеченные из этой деятельности, должны затем использоваться для развития возможностей во всех заинтересованных организациях. У Соединенных Штатов есть беспрецедентная возможность — и насущная необходимость — объединить концепции и средства противодействия высадке в Индо-Тихоокеанском регионе».