пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Сегодня 08 апреля 2025
Авторский блог Елена Ларина Владимир Овчинский 15:58 2 апреля 2025

США – Китай: глобальная конкуренция роботов и ИИ

мир будущего наступил?

Илон Маск считает, что роботы — это бизнес стоимостью 10 триллионов долларов. Но у него есть серьёзные конкуренты из Китая

В январе 2025 года более дюжины человекоподобных роботов, прядущих ярко-красные платки и танцующих под народную музыку, выступили на самой большой сцене Китая, устроив эффектный дебют на ежегодном гала-представлении в честь Лунного Нового года.

Замечательное выступление, которое посмотрели более миллиарда человек, является ярким напоминанием о том, как далеко продвинулись китайские гуманоидные роботы. В феврале-марте 2025 года в интернете вызвали большой ажиотаж видео с китайскими роботами-гуманоидами. Эти роботы демонстрировали впечатляющие способности: катались на велосипеде, выполняли сложные движения ногами и даже делали акробатические трюки. Особенно примечательно, что они могли выполнять такие действия без предварительного обучения, благодаря новой системе искусственного интеллекта. Государственные СМИ Китая активно освещали эти достижения, подчеркивая их важность для будущего экономики страны. Они видели в этих роботах большой потенциал для экономического роста и развития технологий.

Несмотря на то, что очень немногие гуманоиды находятся в массовом производстве, конкуренция с Tesla Илона Маска, одним из признанных лидеров в этой области, накаляется. Обещание будущего из фильма "Я, робот", в котором машины будут заниматься домашними делами и выполнять функции сиделок, побудило почти все крупные технологические компании как в Соединенных Штатах, так и в Китае сделать ставку на гуманоидов или робототехнику.

Microsoft, Nvidia и основатель Amazon Джефф Безос инвестировали в американского производителя гуманоидов Figure AI. Между тем, Meta* планирует крупные инвестиции в гуманоидов, согласно отчёту Bloomberg в феврале 2025 года.

Маск, чей гуманоид Optimus вызвал глобальный интерес с момента его дебюта в 2022 году, предсказал в феврале 2025 года, что только этот проект может принести более 10 триллионов долларов дохода.

По словам Си Нина, профессора кафедры робототехники и автоматизации Университета Гонконга, хотя для того, чтобы человекоподобные роботы оказали реальное влияние на общество, может потребоваться еще 5–10 лет, в конечном итоге они могут стать следующим широко распространенным видом бытовой электроники.

«Они будут нужны всем, как автомобили, как мобильные телефоны, и потенциальный объем рынка будет огромным», — сказал он «Си-эн-эн» (25.03.2025).

В 2024 году Goldman Sachs прогнозировал, что к 2035 году мировой рынок гуманоидных роботов достигнет 38 миллиардов долларов. По их оценкам, через пять лет будет отгружено 250 000 гуманоидных единиц, в основном для промышленного использования, в то время как потребители будут покупать около миллиона единиц в год примерно через десятилетие.

Пекин, стремящийся повторить успех Китая на рынке электромобилей (ЭМ), хочет оказаться в авангарде этого роста.

Он стремится позиционировать страну как мирового технологического лидера и использовать динамику недавних достижений Китая в этой области, таких как модель рассуждений стартапа DeepSeek, занимающегося разработкой ИИ, которая ошеломила мир в январе 2025 года, особенно на фоне ужесточения США технологических ограничений для Пекина.

Несмотря на то, что китайские компании вступили в гонку позже американских конкурентов, включая Tesla, Boston Dynamics и Figure AI, эксперты говорят, что они быстро сокращают разрыв. Благодаря своей сверхъестественной способности оптимизировать цепочки поставок и сокращать издержки китайские компании также ускоряют массовое производство гуманоидов.

По данным Международной федерации робототехники, неправительственной организации со штаб-квартирой в Германии, Китай уже доминирует в сфере промышленных роботов, ежегодно внедряя их с 2021 года больше, чем все остальные страны вместе взятые.

По сравнению с гуманоидами промышленные роботы обычно обладают менее продвинутыми технологиями и выполняют менее сложные задачи. Они широко используются в промышленных условиях для производства или транспортировки.

Как и в случае с электромобилями, Tesla была одним из немногих известных лидеров в области гуманоидов, когда Маск представил проект в 2021 году и продемонстрировал прототип Optimus годом позже. С тех пор Пекин публично поддержал отрасль гуманоидных роботов, увеличив финансирование и государственную поддержку.

В политическом документе на 2023 год Министерство промышленности и информационных технологий Китая определило отрасль человекоподобных роботов как «новый рубеж в технологической конкуренции», поставив цель к 2025 году обеспечить массовое производство и надежные цепочки поставок основных компонентов.

«Китай начал сравнительно поздно, но у него есть свои преимущества, такие как огромный рынок и относительно полная цепочка поставок технологий, что позволяет им легко разрабатывать аналогичные типы роботов по более низкой цене», — сказал Си из Университета Гонконга.

По данным CNN, за последние три года различные местные органы власти, включая такие крупные города, как Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь, объявили о планах создания или запуска инвестиционных фондов, направленных на развитие робототехники, на общую сумму не менее 73 млрд юаней (10 млрд долларов США).

В феврале 2025 года китайский лидер Си Цзиньпин провел резонансную встречу с ведущими руководителями бизнеса страны. Среди сидевших в первом ряду был Ван Синсин, генеральный директор Unitree, компании, стоящей за вирусными танцующими роботами, что свидетельствует о растущем внимании Пекина к этому новому сектору.

Помимо Unitree, другими крупными отечественными игроками являются базирующаяся в Шэньчжэне компания UBTech, китайский гигант электромобилей Agibot, поддерживаемый BYD, базирующаяся в Пекине компания Robotera и базирующаяся в Шанхае компания Fourier Intelligence, а также производитель электромобилей XPeng.

Эксперты говорят, что Китай по-прежнему отстает от Запада в некоторых ключевых технологиях, хотя и доминирует в цепочке поставок. Согласно отчету Morgan Stanley за февраль 2025 года, около 56% компаний, занимающихся цепочкой поставок человекоподобных роботов, базируются в Китае.

Однако Китаю всё ещё необходимо достичь прорыва в «основных технологиях», таких как процессорные чипы, высокоточные датчики и операционные системы для роботов, чтобы снизить свою зависимость от иностранных технологий, считает Чжан Дань, профессор кафедры интеллектуальной робототехники и автоматизации Гонконгского политехнического университета.

Микросхемы искусственного интеллекта лежат в основе операционных систем гуманоидов, управляя их мышлением, восприятием и движением. Многие разработчики гуманоидов зависят от продукции гиганта чипов ИИ Nvidia. На своей ежегодной конференции разработчиков в середине марта 2025 года компания представила новую модель фундамента ИИ для гуманоидных роботов.

Ссылаясь на проблемы национальной безопасности, бывшая администрация Байдена постоянно ужесточала экспортные ограничения на передовые чипы, которые могли бы питать армию Китая. Пекин стремился развивать свою внутреннюю цепочку поставок чипов в рамках своего стремления к самодостаточности.

Кроме того, согласно отчету Morgan Stanley, опубликованному в феврале 2025 года, европейские, американские и японские компании продолжают доминировать на рынке более дорогих компонентов, таких как датчики, а также двигатели и винты, обеспечивающие роботизированные движения с более высокой точностью и стабильностью.

Чтобы преодолеть эти недостатки, китайские поставщики активно пытаются вести бизнес с Tesla. Многие из них отправили образцы компонентов для обзора Tesla, по словам П. К. Ценга, старшего менеджера по исследованиям в TrendForce, фирме по анализу рынка.

«Китайские компании, которые поставляют детали для Tesla, улучшают их после тестов и отзывов, а потом предлагают обновленные версии местным производителям», — сказал он. Со временем это создает цикл непрерывных технологических усовершенствований, повышая качество всей отечественной отрасли гуманоидной робототехники, пояснил он.

Несмотря на сохраняющиеся технологические разрывы, Китай стал нарушителем ценообразования в зарождающейся отрасли.

Базирующаяся в Шэньчжэне компания Engine AI выпустила свою модель PM01 в конце прошлого года всего за 88 000 юаней (12 175 долларов США), а модель G1 от Unitree, способная наносить удар ногой с разворота, продавалась за 99 000 юаней (13 697 долларов США).

Китайский гигант электромобилей теперь предлагает бесплатную технологию помощи водителю для автомобилей стоимостью менее 10 000 долларов

На мероприятии в 2024 году Маск оценил стоимость Tesla Optimus в $20 000–30 000. Снижение цен на гуманоидов станет важным шагом на пути к их возможной коммерциализации и более широкому внедрению.

Помимо стартапов, такие известные игроки рынка электромобилей, как BYD и XPeng, также рискнули выйти на рынок гуманоидов. Эксперты говорят, что годы жесткой конкуренции и ценовой войны в Китае отточили их способность быстро масштабировать производство, одновременно снижая затраты.

По словам Брэди Хелвига, заместителя директора по экономике в американском аналитическом центре Special Competitive Studies Project, поскольку сложность производства человекоподобных роботов схожа со сложностью производства электромобилей, особенно в таких компонентах, как датчики и аккумуляторы, производители электромобилей имеют преимущество в этой области.

В конце 2024 года XPeng представила своего гуманоидного робота Iron, массовое производство которого планируется к концу 2025 года. Примерно в то же время BYD начала кампанию по набору персонала для разработки собственной версии, инвестировав в других отечественных производителей гуманоидов.

По словам Хельвига, поскольку демографический кризис в стране ухудшается, китайское руководство рассматривает человекоподобных роботов как потенциальное решение для компенсации сокращения рабочей силы. Население Китая сокращается уже три года подряд.

«Если бы гуманоидных роботов можно было масштабировать и широко использовать в экономике, это был бы своего рода непредсказуемый поворот, который действительно помог бы сократить этот разрыв», — сказал он.

Подход Китая к искусственному интеллекту может дать американским политикам много ценных уроков

Дьюи Мердик и Уильям Ханнас (Центр безопасности и новых технологий (CSET) Джорджтаунского университета в статье в «Нэшнл Интерест» «Искусственный интеллект, Китай и следующая промышленная революция Америки» (27.03.2025) пишут, что представление о том, что Америка может бесконечно удерживать мировое лидерство, замедляя рост Китая посредством экспортного контроля и других препятствий, является близоруким.

«Ядерный потенциал Китая и его статус равного в области искусственного интеллекта (ИИ) демонстрируют глупость опоры на такую ​​тактику. Недавний шум вокруг моделей DeepSeek AI из Китая подтверждает эту реальность. Это не было неожиданностью для тех, кто следит за мировыми тенденциями в области ИИ — это просто отражает то, как распространяются исследовательские знания. Компьютерные инженеры могут воспроизводить алгоритмы, а экспертиза в области ИИ существует в глобальном контексте, а не концентрируется в одной стране».

«Использование слабостей Китая для склонения баланса в пользу Соединенных Штатов отдаляет политику США от реакции к определенным целям. Но она всё ещё не достигает того, что необходимо. В лучшем случае она дает Соединенным Штатам время для разрешения собственных противоречий и работы над высвобождением новой волны талантов и инноваций. Следующие задачи являются компонентами того, что необходимо, чтобы обогнать Китай.

Во-первых, администрация Трампа, руководители корпораций и филантропы должны стремиться к беспрецедентному уровню государственно-частных инвестиций в развитие талантов, включая промышленные навыки, не требующие высшего образования, а также в исследования и разработки с высокой степенью риска и высокой отдачей.

Мы предполагаем, что основы для этой промышленной трансформации в значительной степени находятся в американском сердце: переосмысление сообществ по всей стране как центров передового производства, новых ролей в сфере услуг и будущих инновационных идей, многие из которых основаны на создании команд из людей и ИИ. Крайне важно, чтобы Соединенные Штаты делали ставку на исследования и их применение в таких технологиях, как ИИ, способами, которые предоставляют американским гражданам новые возможности.

Во-вторых, технологий недостаточно для обеспечения гегемонии США. Китай понимает необходимость применения открытий к вариантам использования и оттачивал свое мастерство в этом на протяжении тысячелетий. В настоящее время в Китае действуют сотни финансируемых государством «центров коммерциализации» по всей стране — далеко за пределами прибрежных центров — для содействия переводу новых идей в продукты. Он также внедряет «полные цепочки индустрии ИИ», которые делают вычисления и ИИ доступными для местных компаний, в том числе и тех, которые находятся внутри страны.

Подход DeepSeek к открытому исходному коду является примером этой стратегии распространения. Публикуя конкурентоспособные модели, Китай одновременно демонстрирует техническую компетентность, поощряет разработку внутренних приложений в различных секторах и приобретает глобальное влияние в сообществе ИИ с открытым исходным кодом — и все это при сборе ценных отзывов для будущих улучшений. Это создает эффективный цикл разработки и развертывания, который увеличивает стратегические преимущества Китая в прикладном ИИ независимо от того, кто является автором основополагающих концепций. Конкурируя с Китаем, администрация Трампа должна усвоить эти и другие уроки, которые предлагает Китай.

Наконец, администрации Трампа нужен жизнеспособный механизм для сбора и анализа иностранных научных данных, аналогичный по духу, если не по масштабу, аппарату, который Китай использует для определения базовых данных своего собственного развития. Наши нынешние усилия по отслеживанию иностранной науки через агентства, специализирующиеся на секретном сборе, плохо подходят для задачи мониторинга информации, «скрывающейся на виду». Это окно в техническую инфраструктуру Китая поможет принимать обоснованные инвестиционные решения и обеспечивать дополнительную безопасность исследований, выявляя пробелы, которые конкуренты стремятся заполнить посредством незаконных передач».

«Чтобы полностью реализовать потенциал этой новой эпохи, Соединенные Штаты должны вкладывать значительные средства в людей. Это означает содействие грамотности в области ИИ на всех уровнях образования, создание путей для адаптации и приобретения новых навыков работниками и продвижение инициатив по непрерывному обучению. Нам необходимо расширить возможности педагогов, поддержать общественные колледжи и программы профессиональной подготовки, а также обеспечить широкое распространение преимуществ технологического прогресса. Более того, эти усилия не могут полагаться исключительно на федеральное правительство. Для этого требуется общенациональный подход, задействуя инновационную мощь частной промышленности, государственных и местных органов власти, образовательных учреждений и общественных организаций для создания динамичного кадрового резерва, готового к профессиям будущего».

«Представьте себе, как это сделал Китай, бывшие фабричные города превратились в центры новых рабочих мест — высокооплачиваемых должностей, не требующих четырехлетнего высшего образования, но не исключенных из экономики знаний. Это не производственные рабочие места вашего деда, и это не традиционные технологические рабочие места. Это что-то новое: рабочие, использующие ИИ для управления передовыми системами 3D-печати, специалисты по техническому обслуживанию, поддерживающие работу роботизированных производственных линий, и менеджеры по производству, использующие ИИ для оптимизации цепочек поставок.

Речь идет не только о производстве. Представьте себе медсестер, использующих ИИ для улучшения ухода за пациентами, колл-центры, использующие ИИ для решения сложных проблем, и квалифицированных рабочих, использующих ИИ для руководства ремонтом в режиме реального времени. Администрация Трампа может стимулировать создание местных производственных центров, где ИИ оптимизирует производство, а американские рабочие всем этим управляют. Это снизит нашу зависимость от зарубежных цепочек поставок, одновременно создавая хорошие рабочие места в сообществах, которые в них больше всего нуждаются».

«Этот акцент на укреплении наших внутренних возможностей не подразумевает отступления с мировой сцены. Фактически, именно через позицию обновленной силы Америка может наиболее эффективно взаимодействовать со своими союзниками, отстаивать принципы международного порядка, основанного на правилах, и работать с другими странами, включая Китай, когда это возможно, для решения глобальных проблем. Поддержание прочных международных партнерств будет иметь решающее значение для нашего долгосрочного успеха, а более продуктивная форма взаимодействия с Китаем, сосредоточенная на областях, представляющих взаимный интерес, поможет избежать конфликта».

«Критики справедливо укажут на проблемы. Да, технология ИИ все еще развивается и может разочаровать. Да, некоторым работникам может быть трудно адаптироваться к этим новым инструментам. И да, предыдущие попытки оживить американское производство не оправдали своих обещаний. Это проблемы, которые требуют тщательного рассмотрения. Однако риски бездействия намного перевешивают проблемы захвата инициативы. В то время как другие страны, особенно Китай, спешат внедрить ИИ в свои отрасли, Америка не может позволить себе ждать идеальных условий для разработки хорошо продуманных возможностей в среде, которая повышает американскую конкурентоспособность.

Так же, как информационная экономика помогла Америке преодолеть экономический недуг 1970-х годов, у нас теперь есть возможность внедрять инновации и производить наш путь в новую эру процветания. Но в отличие от технологического бума, который сконцентрировал богатство в нескольких прибрежных городах, этот ренессанс производства на основе ИИ может распространить возможности по всей центральной части страны, добавив меру креативности и социальной стабильности».

«Эти предложения не являются гипотетическими и не зависят от нереализованных обещаний ИИ. В настоящее время Китай активно участвует в спонсируемых государством усилиях по внедрению ИИ в целые муниципалитеты для оптимизации производства, ускорения образования и поддержки социального управления, начиная с провинциального города Ухань и распространяясь по всей стране. Конкурентные преимущества, которые принесет Китаю эта реструктуризация, должны быть компенсированы инвестициями в наши собственные знания и промышленные инфраструктуры на основе ИИ».

*компания, признанная экстремистской и запрещённая в РФ

1.0x