Соединённые Штаты
Эксперты The National Interest в статье «Модернизация американского ядерного оружия: ставки проекта межконтинентальной баллистической ракеты Sentinel» (07.03.2024) пишут:
«На протяжении десятилетий Соединённые Штаты выставляли на вооружение ядерную «триаду», состоящую из бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие, подводных лодок с баллистическими ракетами и межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Все три эти системы предотвратили ядерную войну и обеспечили безопасность Америки и ее союзников — во многом потому, что они регулярно тестируются и обновляются.
Бомбардировщики, способные нести ядерное оружие, такие как B-2 и B-52, помогают сигнализировать о намерениях Америки. Будучи видимыми, они успокаивают наших союзников и сдерживают наших противников. Подводные лодки с баллистическими ракетами всегда находятся в море, будучи незамеченными, что обеспечивает постоянное присутствие и гарантированную возможность нанесения второго удара, способного нанести сокрушительный удар по любой цели на Земле, если произойдет немыслимое.
Межконтинентальные баллистические ракеты, благодаря своей невероятной скорости и дальности, наносят быстрые удары на большие расстояния из контролируемой среды, и их практически невозможно перехватить. Размещенные в подземных шахтах, их трудно уничтожить, что усложняет планы нацелителей противника, которые знают, что для уничтожения одной ракеты шахтного базирования требуется как минимум два ядерных удара.
Все три эти системы модернизируются.
ВВС заменяют бомбардировщик-невидимку B-2, способный нести ядерное оружие, на бомбардировщик следующего поколения B-21.
Военно-морской флот заменяет подводную лодку с баллистическими ракетами класса «Огайо» на подводную лодку класса «Колумбия».
ВВС также заменяют межконтинентальную баллистическую ракету Minuteman III (MMIII), впервые принятую на вооружение в начале 1970-х годов и предназначенную для вывода из эксплуатации и замены, когда Рональд Рейган был президентом, на межконтинентальную баллистическую ракету Sentinel.
К сожалению, с ракетой Sentinel дела обстоят совсем не хорошо.
Перерасход средств и задержки графика
Америка размещает свои межконтинентальные баллистические ракеты в подземных пусковых шахтах на территории площадью 32 000 квадратных миль в Северной Дакоте, Вайоминге, Монтане, Колорадо и Небраске. Ракетами управляет ряд надземных и подземных командных центров. Согласно недавнему отчету Исследовательской службы Конгресса, Sentinel потребует меньше рабочей силы, чем MMIII, будет иметь большую гибкость в полезной нагрузке и улучшенную живучесть по сравнению со своим предшественником эпохи 1970-х годов.
Sentinel, по словам министра ВВС Фрэнка Кендалла, «вероятно, в каком-то смысле самая большая вещь, которую когда-либо брали на себя ВВС».
Программа Sentinel приобретет 659 ракет, из которых 400 будут развернуты в 450 шахтах в течение следующего десятилетия.
Первоначально его стоимость оценивалась в 96 миллиардов долларов, а производство было запланировано на 2026 год — более чем через сорок лет после того, как MMIII планировалось вывести из эксплуатации.
К сожалению, в программе наблюдаются значительные перерасходы средств и сроков. В прошлом месяце ВВС сообщили, что программа увеличится примерно до 131 миллиарда долларов, а ее развертывание, возможно, задержится на два года.
Почему это так?
Замена MMIII на Sentinel — это нечто большее, чем просто замена старых ракет на новые. Инфраструктура, большую часть которой ВВС построили пятьдесят лет назад, требует ремонта, а в некоторых случаях и строительства заново. Согласно отчету Счетной палаты правительства за июнь 2023 года , программа предполагает не только производство новых ракет и ракетных двигателей, но и модернизацию ракетных шахт, 7000 миль инженерных коридоров и дорожной сети, ведущей к ракетным полям в пяти штатах.
Кроме того, ВВС должны договориться о сервитутах на недвижимость с сотнями землевладельцев. Более того, компания Northrop Grumman, главный подрядчик программы, отметила и другие проблемы программы, в том числе проблемы с цепочкой поставок, нехватку обученной рабочей силы и задержки в обработке документов для сотрудников службы безопасности.
В январе перерасход средств и графика программы спровоцировал нарушение поправки Нанна-Маккарди к Закону США об оборонных полномочиях (1982 г.) о сдерживании роста расходов на американские программы закупки оружия, вынудив Канцелярию министра обороны пересмотреть программу и решить, следует ли реструктурировать ее или отменить.
В Министерстве обороны это было проявлением решимости и поддержки. По словам генерал-лейтенанта ВВС Ричарда Мура, «Sentinel будет финансироваться. Мы проведем сделки, необходимые для того, чтобы это произошло».
В ответ на призывы к дополнительному продлению срока службы существующей системы MMIII генерал Мур заявил: «Один из способов не решить эту проблему — думать, что мы можем просто продлить Minuteman III. Для Minuteman III не существует жизнеспособной программы продления срока службы, которую мы могли бы предвидеть. Он был использован в 1970-х годах как десятилетнее оружие».
Другие, особенно те, кто занимается разоружением, уже говорят об отказе от Sentinel и использовании только средств ядерного сдерживания подводного базирования или о продлении срока действия MMIII до 2040 года.
Продление срока службы, как отметил генерал Мур, больше не является жизнеспособным вариантом для MMIII, учитывая возраст самой ракеты, а также потенциальное влияние усталости металла ракеты, о чем, возможно, свидетельствует недавний отказ Тестового запуска MMIII.
Кроме того, устранение компонента триады межконтинентальных баллистических ракет создает проблемы с нацеливанием для ядерных сил противника, освобождает вражеские ракеты для обслуживания других целей, включая наши базы подводных лодок с баллистическими ракетами, военные базы или даже гражданские цели. Другими словами, вывод наших сил МБР де-факто увеличивает силу вражеских ядерных ракет.
Более того, нынешние силы подводных лодок США с баллистическими ракетами не имеют возможности пополнить или заменить то количество боеголовок, которые в настоящее время размещены на поле межконтинентальных баллистических ракет, а, учитывая наши текущие ограничения в судостроительных мощностях, ВМФ потребуется далеко в 2040-е годы, чтобы построить и развернуть достаточно подводных лодок с баллистическими ракетами, чтобы компенсировать списанные силы межконтинентальных баллистических ракет. Кроме того, как отмечается в недавнем отчёте RAND*, «отказ от сил межконтинентальных баллистических ракет — это просто плохая и потенциально дестабилизирующая стратегия».
Наконец, нынешний проект ядерной модернизации направлен не только на обеспечение безопасности и защиту США — он направлен на создание рабочих мест для американцев в сфере строительства, электроники, сантехники, сварки, механической обработки, бухгалтерского учёта, управления программами или получения докторской степени в физике и технике. Действительно, это крупнейший инфраструктурный проект со времен Эйзенхауэра по строительству системы автомагистралей между штатами, и он может обеспечить такое же количество рабочих мест.
«Соединённые Штаты должны полностью финансировать программу Sentinel. Этого требует его центральная роль в ядерном сдерживании США. Однако в то же время Конгресс должен быть хорошим распорядителем долларов налогоплательщиков. Если оплата перерасхода средств означает сокращение других оборонных программ, включая программы Northrop Grumman (управление БПЛА), которые менее важны для обороны Америки, чем Sentinel, то Конгресс должен рассмотреть этот вопрос».
Великобритания
8 марта Счётный комитет парламента Великобритании сообщил о «самом большом разрыве в доступности» с 2012 года между бюджетом Министерства обороны и потребностями в вооружении.
Отчет Счётного комитета появился через два дня после того, как правительство решило не выделять дополнительное финансирование для вооружённых сил в своем бюджете на 2024 год.
Дефицит 10-летнего плана по оснащению, который министерство опубликовало в конце прошлого года и начинается в 2023 году, составит 16,9 млрд фунтов стерлингов (21,5 млрд долларов США), установил комитет. Однако эта сумма может вырасти еще на 12 миллиардов фунтов стерлингов, если каждая из отдельных структур вооруженных сил будет использовать одинаковый подход к определению затрат на необходимое оборудование, отметил комитет.
Комитет ежегодно пересматривает 10-летний план оборонного вооружения в рамках своей функции по надзору за тем, как правительство тратит деньги налогоплательщиков.
В 10-летнем плане, основанном на финансовых данных от 31 марта 2023 года, министерство выделило бюджет на оборудование в размере 288,6 миллиарда фунтов стерлингов на следующее десятилетие до 2033 года, что на 46,3 миллиарда фунтов больше, чем цифры, представленные в 2022 году.
«Однако прогнозируемые затраты увеличились на 65,7 фунтов стерлингов до 305,5 миллиардов фунтов стерлингов, что привело к дефициту в 16,9 миллиардов фунтов стерлингов между потребностями Министерства обороны в возможностях и имеющимся бюджетом», - сообщил комитет.
Этот дефицит может вырасти до 29 миллиардов фунтов стерлингов, если отдельные структуры вооруженных сил будут последовательны в методах определения стоимости своего оборудования, отметил комитет.
Данные комитета показывают, что это может оказать существенное влияние на прогнозируемые затраты. Например, решение Королевского флота изменить свою предыдущую политику, включающую только те затраты, которые он может себе позволить, в прогнозируемые затраты на возможности, которые министерство ожидает от него, привело к дефициту в 15,3 миллиарда фунтов стерлингов в последнем плане по сравнению с профицитом в 15,3 миллиарда фунтов стерлингов в последнем плане. 700 миллионов фунтов стерлингов в плане оборудования на 2023 год.
Согласно отчету, основной причиной увеличения затрат, о котором сообщил комитет, является решение министерства полностью профинансировать британское оборонное ядерное предприятие.
Министерство согласовало с Казначейством минимальный 10-летний бюджет стоимостью 109,8 миллиардов фунтов стерлингов на ядерную деятельность за этот период.
Основная стоимость ядерной программы — строительство четырёх атомных ракетных подводных лодок класса «Дредноут» производства BAE Systems. Они должны поступить на вооружение в ближайшее десятилетие. Однако программа создания новых боеголовок и другие инициативы, связанные с ядерной тематикой, вместе взятые затмевают расходы на отдельные закупки обычных вооружений.
Поддержание ядерного сдерживания является одним из главных оборонных приоритетов министерства. Если для ядерной программы потребуются дополнительные средства, счета за обычное оборудование будут еще больше сокращены, отмечается в докладе.
Затраты Оборонной ядерной организации, которая отвечает за ядерное сдерживание Великобритании, увеличились на 38,2 миллиарда фунтов стерлингов с тех пор, как правительство опубликовало прошлогодний план, сообщил комитет.
Инфляция и обменный курс также нанесли ущерб британскому бюджету. По оценкам министерства, за 10-летний период инфляция добавит к его расходам почти 11 миллиардов фунтов стерлингов.
Несмотря на плохое состояние финансов Министерства обороны, говорится в докладе, ведомство отложило принятие важных решений об отмене программ, которые оно не может себе позволить.
«Вместо этого они оптимистично предположили, что план будет доступным, если правительство выполнит свое долгосрочное стремление тратить 2,5% ВВП на оборону каждый год, несмотря на то, что нет никаких гарантий того, произойдет ли это». отмечается в отчете.
Всё, что не попадает под ядерный бюджет, будет испытывать серьезное давление, сказал Малкольм Чалмерс, заместитель генерального директора Королевского аналитического института объединенных служб в Лондоне.
«Правительству придется принять некоторые неприятные, краткосрочные решения относительно различных возможностей обычного вооружения в то время, когда война на Украине привлекает внимание к забытым возможностям, в которые нашим вооруженным силам явно необходимо инвестировать больше», — сказал он.
Канцлер казначейства Джереми Хант был вынужден увеличить средства для восстановления истощенной британской армии на фоне продолжающейся войны на Украине. В своем выступлении по бюджету 6 марта он подтвердил стремление консервативного правительства увеличить общие расходы на оборону с нынешнего уровня в 2,1% ВВП до 2,5%, но не назвал конкретных сроков, сказав лишь, что это произойдет, когда экономические условия позволят это сделать.
Лейбористская партия пообещала реформировать оборону, но не обнародовала конкретные обязательства по расходам.
Всеобщие выборы ожидаются к концу года, и Лейбористская партия в настоящее время лидирует в опросах.
*нежелательная в РФ организация