Незадолго до своей отставки, 16 ноября т.г., теперь уже бывший министр обороны США Чак Хейгел презентовал на Форуме национальной обороны им. Рональда Рейгана Третью инновационную оборонную инициативу США.
Как это ни парадоксально, именно отставка придает особое значение выступлению Ч.Хейгела. В американской политической традиции главным достижением для любого политика считается оставление следа в истории путем выдвижения тех или иных концептуальных доктрин, инициатив, положений. Поэтому прекрасно зная, как об этом свидетельствуют вашингтонские инсайдеры, о своей предстоящей отставке, Ч.Хейгел в своем прощальном выступлении выдвинул третью по счету в послевоенной истории США оборонную инновационную инициативу. Чрезвычайно важно место выступления и состав участников Форума. Они должны были подчеркнуть, что третья инициатива оборонных инноваций — это не инициатива лично Ч.Хейгела или администрации Б.Обамы. Это — результат межпартийного соглашения республиканцев и демократов относительно направлений и способов масштабов наращивания и повышения эффективности военного потенциала США на десятилетия вперед.
В ходе Форума с поддержкой инициативы выступали лидеры демократов и республиканцев, руководители комитетов Конгресса, наиболее уважаемые политики обеих партий, топ-менеджеры крупнейших американских корпораций, а также представители лучших университетов страны.
Форум стал своего рода местом подведения итогов по разработке инициативы и начал отсчет времени ее практической реализации. Кстати, характерно, что называемые сегодня в качестве наиболее вероятных кандидатов на пост министра обороны персоны также присутствовали на этом Форуме и выступали с основными, либо секционными докладами.
Содержание указанной Инициативы представляет большой интерес для всех, кто интересуется проблемами обеспечения национальной безопасности России. Поэтому мы максимально конкретно остановимся на основных положениях доклада Ч. Хейгела.
Представление Инициативы Ч.Хейгел начал с оценки ситуации. В частности, он отметил, что "после тринадцати лет, в течение которых Америка и ее союзники участвовали в войнах (почему-то отсчет взят после 11 сентября 2001 года, можно подумать, что до вторжения войск Коалиции в Афганистан США были самым миролюбивым государством на планете, — Е.Л и В.О), мы пришли к выводу о необходимости перестройки работы Министерства обороны. Она происходит в условиях, когда наша финансовая ситуация определяется постоянным сокращением бюджетных ассигнований на оборону и общей неопределенной ситуацией с бюджетом. Совершенствование работы министерства происходит в условиях исторических изменений в сферах влияния и направленности и интенсивности интересов ведущих мировых держав и негосударственных структур".
Темпы, сложность и жесткость изменений в мире нарастают. Поэтому перед Министерством обороны США поставлена задача — обеспечить готовность вооруженных сил эффективно реагировать на непредсказуемые кризисы в будущем, решать широкой спектр проблем в изменчивых обстоятельствах и предотвращать на опережение непредсказуемые кризисы в будущем. Это означает, что оборонные предприятия США должны обеспечить армию вооружениями, необходимыми для решения любых проблем и выполнения задач в неопределенном будущем.
"Мы сталкиваемся со стремительным развитием новых технологий, вызовами со стороны различных государств и негосударственных структур; с возникающими сложными, смертельными и часто асимметричными угрозами, начиная от кибератак до деятельности транснациональных преступных сетей". В этой связи Министерством обороны США ставится задача действовать на уничтожение и подавление опережающим образом как самой существующей угрозы, так и всех обстоятельств данной угрозы. А главное, резко ограничить возможности, парализовать или уничтожить субъект этой угрозы.
Можно выделить два важнейших обстоятельства, которые обуславливают принятие новой Инновационной оборонной инициативы. Во-первых, это американское лидерство. Во-вторых, партнерство между государством и бизнесом.
Ч.Хейгел сказал: "Мы должны, используя наши возможности, обеспечить военное и технологическое превосходство, и на этой основе готовность вооруженных сил опережать не только действия, но и планы любого потенциального противника".
Сегодня, отмечено в докладе, почти 400 тыс. человек, служащих в вооруженных силах, размещены на базах передового базирования почти в 100 странах мира, от Афганистана до Филиппин и Гватемалы. Это продолжающееся присутствие во всех ключевых точках мира, зонах конфликтов и сферах американских интересов дает руководству США непревзойденные стратегические и операционные возможности, обеспеченные кадровым, технологическим и организационным превосходством.
По мнению разработчиков инициативы, это превосходство никогда не было гарантировано в прошлом. Оно все чаще оспаривается и сегодня. Технологии и вооружения, которые когда-то были прерогативой развитых стран, сегодня доступны для широкого круга государственных и негосударственных акторов, начиная от Северной Кореи, до таких террористических организаций, как "Аль-Каида" и "Хезболла", которые представляют собой явные угрозы для Соединенных Штатов и их союзников.
Дальше в докладе следует весьма характерный пассаж: "В то время, как мы в течение более десяти лет были заняты стабилизацией, сокращением и повышением прозрачности бюджетных расходов на вооружение, такие страны, как Россия и Китай осуществили и продолжают осуществлять все возрастающие инвестиции в программы модернизации своих вооруженных сил. Они берут на вооружение все более современные самолеты, подводные лодки и все более точные баллистические ракеты.
Эти страны также разрабатывают новые типы ракет, космических аппаратов, развивают свои кибервойска, средства радиоэлектронной борьбы и т.п. Тем самым создается угроза технологическому превосходству наших вооруженных сил".
По логике руководителей Минобороны США, в то время, когда они были заняты "стабилизацией, сокращением и повышением прозрачности расходов на вооружение", Россия и Китай должны были тихо наблюдать за этим и помогать обеспечивать военное технологическое превосходство США? Но ведь именно в этот период "стабилизации и сокращения", по данным Российской академии ракетных и артиллерийских наук, руководством США приняты решения о создании полноценной системы ПРО, принятии на вооружение гиперзвуковых крылатых ракет, создании высокоскоростного кинетического оружия, лазерных комплексов, высокоточных бортовых систем управления средствами вооружения, бесплатформенных инерциально-навигационных систем, развитии мини-нано спутников, замещении традиционных систем вооружения беспилотными летательными аппаратами различного назначения, наземными и морскими робототехническими комплексами и т.д., и т.п….
Новая инновационная оборонная инициатива США направлена на то, чтобы Америка могла "по-прежнему сохранять свою способность к развертыванию мощи американских вооруженных сил в любой точке мира, осуществлению оперативной переброски войск, поддерживающих их авиации, военно-морских группировок через океаны и континенты.
Быстрое развертывание должно быть неразрывно связано с созданием устойчивых и гибких линий коммуникаций и снабжения группировок и подразделений американских вооруженных сил в любой точке мира. Если эти возможности будут утеряны, мир станет гораздо более опасным и нестабильным. Это будет мир гораздо более угрожающий и враждебный Америке и ее гражданам, чем когда-либо со времен Второй мировой войны".
Развеять сомнения в способности одержать безусловную победу Америки в будущих войнах — в этом суть новой инновационной оборонной инициативы США. "Если мы не осуществим усилия по оснащению наших вооруженных сил новейшим оружием, однажды они могут вступить в бой с противником, располагающим как минимум сопоставимыми по мощи и технологическому уровню вооружениями. Такая ситуация может поставить под угрозу слишком много жизней американских военнослужащих и потребовать от страны непомерных расходов всех ресурсов для успешного завершения конфликтов".
В этом плане Министерство обороны видит главную свою задачу в том, чтобы провести коренную модернизацию оборонного потенциала страны, оснащения ее вооруженных сил на принципиально новом технологическом уровне.
Объявляя новую оборонную инновационную инициативу, Ч.Хейгел заявил, что она станет основой третьей стратегической инициативы обеспечения превосходства и в очередной раз поменяет правила игры на любом поле боя, в любой точке планеты в пользу Америки. Эта новая инициатива является амбициозной. Она направлена на инвестирование в инновации, способные обеспечивать и усиливать военное превосходство Америки в XXI веке.
Суть инициативы — не только в выделении новых ресурсов на инновации, но и в ответе на вопрос, как это сделать в сегодняшних финансовых реалиях, как обеспечить технологическое превосходство американских вооруженных сил при меньших расходах ресурсов, в том числе, финансовых, чем раньше.
"Если мы будем осуществлять инвестиции, структурировать военное производство и снабжать вооруженные силы вооружениями, как это делали раньше, то в условиях продолжающегося фискального давления мы увеличим шансы для наших потенциальных противников. Чтобы преодолеть эти трудности и иметь наше военное превосходство, мы должны изменить привычные методы, найти новые решения, которые должны быть инновационными, операционными и деловыми".
Новая оборонная инновационная инициатива будет опираться на уроки предыдущих стратегий обеспечения технологического превосходства, и гарантировать сохранение превосходства и конкурентное преимущество Америки на ближайшие десятилетия. Выделено несколько основных направлений новой инициативы.
Прежде всего предполагается сосредоточить усилия государства, промышленности, университетов США на долгосрочных исследованиях и разработках, которые позволят осуществить прорыв и добиться практических инженерных и производственных результатов по перечню критических оборонных технологий, прежде всего, в области робототехники, автономных аддитивных систем, микро-миниатюризации, больших данных, производств, базирующихся на новых технологиях обработки, в том числе, 3D печати. Это направление будет реализовываться не только в этом и следующем десятилетиях, но и за их пределами.
В ближайшее время в США планируют собрать лучшие умы внутри и вне правительства, чтобы начать с чистого листа и оценить, какие технологии и системы в рамках Министерства обороны должны развиваться в течение ближайших трех-пяти лет. На каких технологиях, изделиях и системах предстоит сосредоточить государственные инвестиции и усилия в сочетании с самым широким, еще более активным, чем раньше, привлечением бизнеса и университетов к этой сфере. Ставится задача найти, усовершенствовать или даже разработать технологии и образцы вооружений, которые в течение максимально долгого времени не смогут скопировать и произвести конкуренты и потенциальные противники США.
В рамках оборонной инновационной инициативы будут изучаться и разрабатываться новые оперативные концепции, в том числе новые подходы к боевым действиям, позволяющие добиться максимального боевого и военного результата на единицу затрат инвестиций.
Инициатива сосредоточит усилия лучших умов, практиков и учебных заведений на качественном повышении уровня профессионального военного образования, его соответствия требованиям будущего.
Для реализации оборонной инновационной инициативы, по мнению ее разработчиков, придется не просто учитывать сложившиеся финансовые реалии, но и найти решение проблем в их рамках. В максимальной степени будет учитываться тот факт, что уже сегодня многие, если не большинство технологий, которые необходимы вооруженным силам США, разработаны и применяются не только не в рамках программ Министерства обороны США, но даже и не традиционными подрядчиками.
Отмечено, что сегодня Министерство обороны США больше не имеет эксклюзивного доступа к наиболее передовым технологиям, и не способно само стимулировать или контролировать их развитие.
Поставлена задача как никогда ранее стремиться к взаимодействию с частным сектором, в том числе, компаниями и академическими учреждениями за пределами традиционной орбиты Министерства обороны США. Сегодня значительная часть самых передовых исследований, разработок и перспективных технологий сосредоточены в гражданских сферах и делаются усилиями маленьких компаний, стартапов и даже небольших неформальных групп исследователей, разработчиков, инженеров и производственников. Сегодня вокруг новой экономики в Америке сложились движения деятелей (makers) и инноваторов. Они будут привлечены к реализации оборонной инновационной инициативы.
Оборонная инновационная инициатива станет определяющим фактором формирования всего бюджета министерства обороны США.
Успешное инвестирование в долгосрочные приоритеты требует, по мнению представителей обеих партий, бизнеса и научного сообщества, участвовавших в подготовке концепции, создания гибкого, работающего на опережение, по возможности лишенного бюрократии и подотчетности, учреждения. Это касается всего — от специальных операций и авиаударов до медицинской помощи военнослужащим и их семьям.
Перед Министерством обороны США поставлена задача стать более деловым, взять на вооружение лучшие бизнес-практики, используемые как в частном, так и в государственном секторах, не только в сфере управления, но и на производстве, в финансах и т.п..
Это предполагает обновление всего облика Министерства обороны через эффективное применение самых передовых информационных технологий, лучших организационных систем и процессов, установление наиболее эффективных и прозрачных форм взаимодействия с подрядчиками и т.п.
Одновременно предлагается обеспечить резкое сокращение ненужного документооборота, ликвидацию различного рода внутренних бюрократических правил, положений и регламентаций работы со сторонними заказчиками.
Это позволит сосредоточить всю работу Пентагона на ключевых, стратегических приоритетах. Помимо всех этих усилий, Инициатива нацелена на достижение конкретных результатов и по другим, казалось бы, не первоочередным направлениями, тем не менее, жизненно важным для боеготовности вооруженных сил и обеспечения комфортных условий жизни военнослужащих.
Эти усилия включают в себя улучшение системы здравоохранения военнослужащих и членов их семей, системы военной юстиции и преодоление нехватки персонала. Эти усилия будут также сосредоточены на повышении уровня военной этики и профессионализма, улучшении системы взаимодействия с ветеранами вооруженных сил и ликвидации сексуального насилия в армии.
Инициатива предполагает повышение самостоятельности руководства Министерства обороны США, что даст возможность сэкономить стране десятки миллиардов долларов.
Таковы основные направления новой Инновационной оборонной инициативы США, которая, по замыслу ее разработчиков, должна обеспечить "неоспоримое военное и глобальное лидерство" Америки в XXI веке.
Третья инициатива оборонных инноваций вместе с недавней публикацией Оперативной концепции Армии США "Победа в сложном мире. 2020-2040", а также подготовкой целого ряда других, не менее важных документов, говорит о том, что немалая часть американской элиты собирается и дальше придерживаться Концепции национальной безопасности-2006 или так называемой "Стратегии упреждения". Эта стратегия, в конечном счете, предусматривает достижение по отношению не только к сегодняшним, но и потенциальным противникам Америки трех целей: смены режима, изменение (строительство) новой нации или народа и его менталитета, создание нового государства. Стратегия упреждения оказалась нереалистичной в условиях финансовых ограничений и недостаточной эффективности технологий, методов и инструментов ее реализации. Сегодняшняя Америка, как свидетельствуют документы, хочет разработать принципиально новые, гораздо более эффективные и разрушительные, чем раньше, методы и технологии реализации этой стратегии и обойти финансовые ограничения. России в этих условиях необходимо действовать во всех смыслах и во всех сферах опережающе по отношению к Стратегии упреждения.
На фото: боевой «экзоскелет» для «джи-ай»