Авторский блог Александр Дугин 09:05 8 июня 2021

Убаюкивающая ложь экологии

спасение природы: только через спасение культуры
22

Экология сегодня активно выталкивается на первый план. Стоит только вспомнить отмороженного подростка Грету Тунберг, пытавшуюся с другими детьми остановить полет самолетов, поскольку они подвергает облака харассменту или по какой-то иной, но в целом схожей причине. То есть Грета сегодня празднует и опять в которой раз прогуливает школу, развлекаясь на яхтах с пожилыми миллиардерами, то же экологически озабоченными.

Мирча Элиаде великий знаток мифов и религий однажды сказал: природа целиком обусловлена культурой, nature is culture bound. Это гораздо более глубокое замечание, чем самая глубинная экология. Иными словами, никакой природы самой по себе нет. Природа проекция культуры и ее бытие вытекает из субъекта, из духа, из культуры. Каков дух, такова и природа. И если дух прозрачен и чиста, если культура возвышена и божественна, то таковой будет и окружающая человека среда. Чистому всё чисто.

Русские религиозные философы говорили о софийности мира. Мир софиен, то есть пронизан лучами Божественной мудрости. Но снова не сам по себе, и в силу прорыва человеческого бытия в самые далекие и высокие горизонты.

Человек творит мир вместе с Богом или – если без Бога, то безжалостно портит, искажает его. Загрязняет окружающую среду. Потому что он сам становится грязен душей или вообще о ней забывает. Чисто телесный человек живет в чисто телесным мире. Он делает окружающую среду чисто телесной. Но это уже само по себе гадость – жить в мире плотным, гравитирующих к самому низу непрерывно разлагающихся тел.

Покидая рай, человек начинает превращать окружающий мир в ад, в торжище, в объект присвоения и эксплуатации. Он начинает извращать природу, видит в ней только врага и объект для извлечения выгоды.

Но такая природа – грязная, тупая, агрессивная, наполненная миазмами нечисто и разложения – это тоже лишь порождение человеческого духа. Павшего духа, больного и извращенного. Какова культура – такова и природа.

Окружающая нас среда это продукт капитализма. Она плотна, распределена между субъектами как частная или государственная собственность и торгуется на рынках. А все отходы беспощадно бросаются в нее как в огромную разверзшуюся помойку. Но это помойка не просто творение рук человека, это проекция того, что сам человек капитализма, материализма и Нового времени стал помойкой.

И вот теперь человек начал это замечать. Но он видит только, что с окружающей средой всё катастрофически плохо. И может быть искренне, а чаще всего потому, что глобалистские фонды за это подплачивают, озаботился её спасением. Но это же просто откровенное лицемерие или скудоумие. Разве можно что-то улучшить в природе, оставив человеческое общество в том же состоянии? В той же духовной грязи? В том же материально-телесном низменном копошении?

Сегодня принято говорить, что мы живем в эпоху капиталоцена. Как ранее новый аналог плиоцена, плейстоцена или голоцена. Именно этой капиталистической культурой, капиталистическим эгоистическим и жестоким мировоззрением и предопределена современная природа. Спасти её можно только начав с главного – с человека. Гибнет и разлагается именно человечество эпохи глобального капитализма, как кульминации европейского Нового времени. Именно в Новое время человечество решилось на то, чтобы убить Бога. И убило само себя.

А окружающая среда лишь зеркало. В ней мы созерцаем свой собственный конец.

И в такой ситуации сколь же бессмысленны попытки «излечить зеркало», оставив оригинал в том же состоянии.

Если мы хотим спасти природу, надо спасать культуру, надо спасать человека. Вся проблема в нём и только в нём. Экология на самом деле область парализующей иллюзии, убаюкивающей лжи. Вместо истинного врага – европейского Нового времени и его материалистических идеологий, кульминирующих в либерализме и глобализме – нам предлагается сосредоточиться на спасении пчёл. Пчёлы, кто спорит, прекрасны, трудолюбивы и мудры. И им на самом деле грозит гибель. Но если человек будет двигаться в том же направлении, в каком сегодня, то даже спасение пчел ничего не изменит, тем более, что они просто вымрут окончательно – если у человека больше не будет культуры. Ведь сама природа предопределена культурой и страдает от того, когда эта культура рушится. А она сегодня рушится.

Публикация: Katehon

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
8 июня 2021 в 10:43

Дугину.

Александр, извините, но природа вокруг нас нестабильна, вне зависимости от деятельности людей. Через какое-то время и Земле прийдет конец, и всему живому на Земле, и людям - тоже. Это знал еще Фридрих Энгельс. Так что потуги "сохранить" бессмыслены.

8 июня 2021 в 12:03

Природа вокруг нестабильна именно из-за человека. Когда в прошлом случилось страшное землетрясение в Спитаке, многие связали это с конфликтом, который тогда был между народами, живущими бок о бок. То есть, именно с деятельностью человека. Но сейчас люди полностью сняли с себя всякую ответственность и превратились в наблюдателей за активной и меньшей частью, которая творит беспредел.

Но молчание - знак согласия. И соучастие. По всем законам этики. Дугин - философ, а философы такие вещи понимают. Философия не есть что-то абстрактное и отвлеченное. Философия - это деятельность на ментальных планах. А именно сознание определяет бытие. То есть, как мыслим, так и живем.

9 июня 2021 в 08:49

Всё так, но почему-то философ Дугин не различает понятия материальности и материализма. Материализм утверждает материальное как "подложку" для идеального, духовного, и предлагает человечеству отрыв от материальной зависимости и развитие духовного предназначения. Материализм определяет приоритет Истины, а понятие Истины в философии тождественно понятию Бог.

9 июня 2021 в 15:49

Геннадий, так ведь Дугин выражает свое философское мнение. Имеет право. И совсем не обязательно с ним соглашаться..

Все мнения разные. И только в своей совокупности дадут нам общую картину. Природа так устроена (так говорят некоторые философы опять же, и я с ними соглашаюсь в этом мнении), что если где-то зародилась негативная энергия (ситуация, событие), в тот же самый момент зарождается и сильная хорошая энергия во Вселенной. И она себя обязательно проявит, вопрос времени.

Так Вселенная сохраняет равновесие.

По части сложения пазлов (разных мнений) в общую картину мне очень нравится проект независимых журналистов (наших, русских) "В чьих руках твоя судьба?". Когда я смотрю его, то в уме возникают вопросы, на которые дают ответы следующие кадры повествования. Очень хороший анализ ситуации, на мой взгляд!
http://www.stop-obman.online/

Даже заграница смотрит этот проект! Вон, Билл Гейтс сетует прям, бедный..
https://vk.com/id536609029?z=video436914062_456239234%2Fe0233bb39e111b2634%2Fpl_wall_536609029

Уверена, что и власть имущие следят за выпусками.. Вчера поздно вечером вышла 14-я серия. Думаю - посмотрю чуть-чуть и спать лягу..утром на работу.. Посмотрела всю серию на одном дыхании!

9 июня 2021 в 20:56

Арина, в доме для сумасшедших каждый, само собой, имеет полное право нести любую чушь. НО среди нормальных людей таких прав нет даже у т.н. "философов".

8 июня 2021 в 11:02

О какой религиозной духовности, божественном духе, проецирующем культуру на Природу говорит автор? Может быть о язычниках, идолопоклонниках, поклоняющихся Природе, об индусах, которые бояться случайно раздавить букашку, тем более убить корову или другое животное. Но и эти замечательные, культурные религиозно, духовные люди, не гнушались убивать венец Природы, человека, в религиозных духовных разборках, войне за свой, придуманный образ бога. Что уж говорить о духовной культуре христиан или мусульман, уничтожавших язычников и друг друга с особой духовной божественной культурной жестокостью. И всё это под ханжеские, сладкоголосые духовные религиозные песнопения в прекрасных храмах посвещённых своим идолам, образам своих богов. Такова религиозная культура, проецирующая образ Природы – ханжеская показуха, прикрывающая неприглядность реальных дел, убийство и пожирание животных, убийство людей ради доминирования, эксплуатация людей и животных ради прибыли, богатства, культа своих прихотей, культуры. Самое богатое и культурное религиозное государство – Ватикан, центр религиозного духа. Чтобы по настоящему, честно любить и понимать Природу, надо быть материалистом, научно-технически образованным человеком, знающем настоящие истоки жизни и духа, природу Природы, её необыкновенную сложность, красоту, хрупкость. Берегите Природу, Мать вашу.

8 июня 2021 в 21:32

Гончар, коль вы ссылаетесь на науку и образованность, то наверное представляете себе вполне - что есть наука. Или вы отождествляете науку с техникой? И если вы противопоставляете материю и дух, и устанавливаете примат одного из них над другим, то наверное точно определили их сущность. Может вы не знаете, что за каждым определением понятия стоит вся обширная взаимосвязанная сеть формально-логического отражения природы? И в том числе человека- как природного феномена? Но скорее всего вы воспринимаете т.н. материализм и т.н. идеализм в довольно узком, не прояснённом до конца значении, чисто в прагматическом, зацикленном, туповатом смысле, типа смысла знака,символа, который только себя и обозначает. Наука, Гончар, не есть свод догматических и непреклонных истин, а передовой, опытный, системный способ познания и освоения бесконечно потенциальной Реальности. А она, эта Реальность - Дух, или Материя? Так что, вослед Дугину, упоминающему пчёл, касательно вашего понимания науки и техники, уместно напомнить анекдот про пчёл, с его этим "всё фигня кроме пчёл!".)

9 июня 2021 в 10:41

Веселый текст!

Кроме разве этой фразы в нем:

«А она, эта Реальность — Дух, или Материя?»

Сыр бор-то тут весь из-за этого.

А не из-за пчел.

8 июня 2021 в 12:12

«РУССКИЙ ЛЕС» И РУССКАЯ «ДОРОГА НА ОКЕАН»

Это всего-то на всего, как кусок рафинированного сахара, манифест субъективного идеализма в его неоавангардистских одеждах.

Только очерченный уже в уменьшительных и окукленных берегах сегодняшней постсоветской действительности.

С примерами из сегодняшнего вяло текущего репертуара времени и пленерами его.

Где нет ничего лишнего, что могло бы как-то мысль всякого читающего отвести в сторону.

И где даже сильная сторона этого философского учения, как обличение и борьба с либерализмом, блекнет и растворяется во всех этих вдохновляющих гимнах человеческому сознанию, а точнее — человеческому «Я», что по существу — тождественно.

Я — Я.

Это из формальной логики.

Сколь тут вдохновенно с примерами Греты Тум(н)берг материализм из общественного сознания не изгоняй, а на освободившуюся табуретку не сажай боговлохновленный идеализм.

И где в метафизике слов (!!! — а где здесь практика?) теряется (как минимум) всякая причинно- следственная связь между понятиями.

До элементарной улыбки.


Но сказать это, это сказать не все.

Понимая, что представляет из себя эта фигура философского совершенства на котурнах блистательно-утонченного идеализма, одновременно интересно дотошно проанализировать рисунок и покрой одежки в которые оно с неописуемым блеском и треском в театре абсурда ложно понятых понятий глобализации (нашего пути к Океану — о чем проникновенно, но и разом более чем непросто писал автор «Русского леса — чем не тема тем экологического репертуара?) одето.

Как никак — это занятное явление для тренировки всякого не верящего на слово ума.

А вообще — это более чем занятное и содержательное дело, ум тренируя, читать такие переполненные патетикой и страхами (верными друзьями западно-европейского экзистенциализма) тексты, за что всем присутствующим в зале и «мерси» огромное, и тут же разом огромное русское спасибо.


Но и при всем при этом, читая это текст, даже в таком вот ярком, с сильными элементами мистики и броской позы слова, меня вопрос не покидал:

А есть ли во всех этих громких и как бы духоподъемных манифестах, с изгнанным из них материализмом, одухотворенность «Русского леса» и русской «Дороги на Океан»?

И что это такое Океан?

Завтра, восчеловеченное во всех видах гуманизма и свободы человеческого совершенства. Или это дорога на Океан, имя которому — Средневековье. Во всеми его оковами и веригами все того же самого духа обкромсанного со всех сторон духа.

Я — Я!

И ведь точнее тут и не скажешь.

8 июня 2021 в 21:16

Дело, видимо, не только в капитализме. Вспомним: "Мы не можем ждать милости от природы..." И щепки летели.

9 июня 2021 в 08:57

Истина превыше всего, и в данном случае я с Дугиным согласен, за исключением непринципиальных в данном контексте частностей, в т.ч. по Грете Тунберг, которая всего лишь подросток, которого легко спровоцировать и далее управлять, а "отмороженными" являются те, кто сотворил с нашей страной и планетой такое.

И с заголовком резко не согласен.

9 июня 2021 в 10:37

Что ж,для философа неплохая попытка начать думать. Но увы. " Для чистого все чисто" - это про другое( и дальше по тексту). Я никого не осуждаю - человек слаб. К тому же,я оптимист,и не считаю безнадежным любого философа. Как и местного Гончара .... Et cetera ))).
P.S. Все таки добавлю.Чтобы ожить и действительно начать думать, взрослому человеку ,надо признать ,что ошибался всю жизнь. По сути - отказаться от себя прежнего. Это невероятно трудно,но вполне возможно. И как ни крути,как не изворачивайся умом - все(!) дороги ведут в....к Православию. Ибо это и есть начало смирения. Нет другого пути. И дарована человеку свободная воля. Не за горами и ответ держать,как и на что он, человек,ее употребил. А время идёт....

9 июня 2021 в 11:48

Если человек говорит о духе, как о неком нематериальном, мистическом, божественном явлении, то он либо тупой, либо притворщик, использующем плутословие о божьем духе во вполне себе материальных целях, либо больной с повреждением рассудка под влиянием религиозных манипуляций. Хотя, для большинства, религия и бог с его духом, это игра на подмостках жизни. Для большинства людей закончивших среднюю школу, тем более, ВУЗ, тем более советский, совершенно очевидно, что то, что мы называем духом, это материальное проявление физико-химических реакций органов чувств, включая головной мозг, на воздействие внутренней и внешней материальной окружающей среды. Разница религии и науки в том как они взаимодействуют с окружающим материальным миром, внешним и внутренним, в методике взаимодействия – религия взаимодействует как свободный художник, но выдаёт свои художества за истину в последней инстанции, которая не подлежит сомнениям, которой надо верить без сомнений, а наука исследует окружающий мир требуя сомнений и доказательств результатов исследований, их проверки, без объявления истиной в последней инстанции, предлагая углублять и расширять полученные знания. В инженерно-технической деятельности художественные фантазии приводят к катастрофам, или к ошибкам в проекте, что влечёт позор и депремирование, или перевод на профсоюзную, комсомольскую или партийную работу. Пахомов, вам можно позавидовать – вы философ, свободный художник, вас никогда не депремируют. Когда-то, до развития науки и научного метода познания, свободное художество религиозных и светских философов были главной движущей силой развития общества, но сегодня уровень развития общества определяется наукой и технологическим развитием, в том числе и в области управления общественной жизнью и в самой общественной жизни, становящейся всё более технологичной, даже в сферах художественного творчества, включая и религиозное, даже боги не гнушаются использовать достижения науки и техники.

9 июня 2021 в 16:43

С Виктором Гончаром соглашаюсь через раз. Порой и через два.

Но в том-то философии и прелесть!

В разномыслии.

Ибо мысль стандартизации и унификации поддается не всегда и не всюду.
….

Тут же — соглашаюсь стопроцентно.

9 июня 2021 в 13:17

Расплодились не только лимонадные-джо. Множатся лимонадные экологи,географы,физиологи,биологи...и хорошо. Но медленно. Надо быстрее. Количество лимонадные скотологов должно достичь критического уровня - тогда Событие. Очещение воздуха.

9 июня 2021 в 16:34

Блестяще, Александр Гельевич. Могу подписаться под каждым словом.

9 июня 2021 в 16:39

НАШ ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ!

Уж что нам тут всем осторожничать,
Когда оптимизм нам нужен.
На десять Грет отмороженных
Мы им в ответ — сотню Дугиных!

И мысль выражая красиво,
Встаем, океаном шалея…
Русские люди России
И с русской своею идеей!

9 июня 2021 в 16:55

Дугин, ну Вы даёте. Земля это совершенное существо, полностью в сознании, причем таком что не снилось никому. А люди, как не верти как не крути, мы продукт её. И ничто и никто не может от людей избавиться. Нету человека не будет планеты. И конечно наоборот. Ну хорошо, а что, The quantum law of entanglement уже отменили?

10 июня 2021 в 12:23

ДВЕ ВЕЩИ МЕНЯ ВПЕЧАТЛЯЮТ

Две вещи меня впечатляют разом в Александре Дугине: это его субъективный идеализм, относящий мысль к Фихте и Кьеркегору, только на русской почве. С элементами привычного ныне авангарда. Времен окончательного кризиса капитализма, извивающегося в агонии глобализма.

И разом на фоне вызревающих новых тенденций этой глобализации имеющей своим началом прежде всего теперь отрицание через отрицание всего сущего, теперь уже но корневого основания.

Что и дает более чем основательную почву для ренессанса идеалистической мысли в самых запредельных ее высотах.

Надо быть очень отчаянным мыслителям, так себя из традиции выломать и так субъективно и недосягаемо себя поставить на подмостки мысли!


И разом его антилиберализм, высшей, чистейшей рафинированной пробы, опять таки относящий мыслью нас ко временам Фихте и первого и второго его периода творчества. С этими его фихтевскими шараханиями от Я до Бога, от гимна Великой Французской революции, до зашкаливающей немецкой самобытности и идентичности выросшей из корней отрицания как бы первого.

Что делает ему как философу в его непримиримости к либерализму честь. И у нас, такого уровня отваги и пытливости пока таких философов нет.

И то, что с либерализмом он борется именно этим оружием и никаким другим.

И тут флаг Средневековья в чем-то даже более чем уместен. Когда либерализм на нас со всех сторон нагоняет страх и мистику. То клин должен выбиваться клином, и ничем иным.

Восчеловечить человека через Бога и с помощью Бога.

Почему это должно материалиста коробить?

А почему бы и нет?

Мистику мистикой поправ.


И даже волюнтаризм Троцкого из корней все того же субъективного идеализма рогато проглядывающий с искупительной улыбкой, как суррогатное проявление все того же в общем-то либерализма, тут разве пугает?

Нет! Лишь веселит.

Поставленный на твердую почву и понятий и дефиниций надлежащим образом в эпоху всеобщего сумасшествия и смятение с ног на голову.

10 июня 2021 в 19:36

Владимир, человек по-природе скрытен, подозрителен и лжив, потому что выжить в агрессивной окружающей среде будучи открытым и честным сложно, и эта скрытность и лживость образовалась в животном мире миллиарды лет назад, с первых молекул ДНК как программа, код поведения выживания. Будучи подозрительным, человек и других подозревает в скрытности и лживости, пока находится в зрелости и в здравии, так что обмануть взрослого, здорового человека не просто, он недоверчив и с лёгкостью притворяется хоть коммунистом, хоть верующим в бога, когда ситуация этого требует. Можно-ли попрать мистической ложью природную человеческую лживость? многоТысячелетний опыт подсказывает, что это дело безнадёжное, поэтому чтобы выжить не надо впадать в мистические иллюзии, в идиотизм, и воспринимать человека таким каков он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, воспитывая достоинства честным отношением к человеку и поощряя человеческое достоинство честными законами, помогающими выжить в агрессивной окружающей среде.

10 июня 2021 в 21:06

Гончар, что ж это вы опять как и всегда навязываете Человеку и его сути свои личные субъективные представления о себе? Вам же давно советуют проветрить и почистить ваш личный инструмент познания мира.Разве может быть полезным и продуктивным мышление как интеллектуальное исследование вне исследования и понимания механизмов самого этого вашего мышления ? Дух Дугина конечно движется. летит в информационном пространстве, ограниченном колеёй православных установок. Но он всё-таки философ, а не теолог, и потому способен выходить на высшие, запредельные для обусловленностей сферы сознания. Откуда , как это и свойственно только философу, он как бы снисходит в мир вещей и понятий , уже подразумевая их действительное предвечное состояние и сущность, но только формируя, выстраивая. дефинируя и как бы дискурсируя в обычных, средних, общих возможностях восприятия большинством мыслителей этого удивительного
и воистину чудесного мира. В этой его статье нет никакой мистики, и понятие культуры,назначаемой предшествующей любому вещественному или знаковому оформлению и варианту воплощения в физике и нравственно обусловленном калейдоскопическом фрактале ценностей и смыслов - совершенно справедливо. Я так думаю, горшечник!))

1.0x