пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Сегодня 07 августа 2025
Сообщество «Форум» 18:16 27 октября 2018

Создание "Потерянного рая" Джоном Мильтоном

Влияние различных наук на произведение

«Потерянный рай» был написан Мильтоном на закате жизни, до этого он успел написать много стихов на английском и латыни. «Сами названия некоторых из них свидетельствуют о религиозных склонностях поэта (« На утро рождения Христа», «Страсти господни», «На обрезание господне» и пр., но и «К Шекспиру»)» (№ 3, стр. 232). По окончании Университета, в Гортоне, Мильтон создал «две небольшие поэмы «Весёлый» и «Задумчивый» и драматический опыт «Комус»»(№3, стр.232). Уже тогда поэта «волнует тема искушения, конфликт Греха и Добродетели в их христианском понимании» (№3, стр.232).
В 1660 к власти в Британии вернулись Стюарты. Джон Мильтон уже не мог писать свои политические памфлеты. Но поэзия … Он мог к ней вернуться, что он и сделал, написав «Потерянный рай».
В учебных заведениях той поры было много схоластики, и Милтон, учась в Кембридже, в большой степени, образовывал себя сам – много читал, активно изучал иностранные языки. И это сыграло важную роль при написании его произведений, он мог поведать миру много интересного.
Несомненно, что в основе произведения лежит прекрасное знание религиозных книг, но и университетское чтение книг до поздней ночи тоже сыграло огромную роль. В книгах Мильтон почерпнул сведения из разных наук, благодаря книгам научился владению слогом. Религия и литературы чудесным образом переплелись в его творении, так рассказывая о сотворении мира, он взял за основу библейский текст «(Бытие, I и II, 1-9, 15-17), который включается в поэму почти без изменений. Помимо книги Бытия, главным источником изобразительного материала послужили М. 103-й псалом Давида (о сотворении мира) и поэма Овидия «Метаморфозы»(I)» (№1, стр.394-395).
Какие ещё произведения и авторы нравились Джону Мильтону, могли оказать на него влияние?
Прежде всего, стоит назвать «Кентерберийские рассказы» Чосера, сочинения Томаса Мора, сонеты графа Серри и элегии Томаса Уайета. «Эссе, плутовские романы, повести из ремесленного быта – ничто не проходило мимо его внимания. Книги Холиншеда, Полидора Вергилия, Кемдена, У.Рэли привили ему вкус к истории» (№9, стр.29). Он читал «Неистового Роланда» Ариосто в переводе Дж. Харрингтона и даже полемизирует с Ариосто в «Потерянном рае» («…не на Луне, //Как некоторым грезилось порой…» - с ХХХIV «Неистового Роланда», №1, стр.93 и 385). Читал Джон «Освобождённый Иерусалим» Т.Тассо в переводе Фэрфакса, «Декамерон» Боккаччо, «Адам» Дж. Андреини, «Изгнанный Адам» Г. Гроция, голландского писателя Йоста ванн ден Вондела, драматические произведения Дж.Лили, Р.Грина, Т. Кида, К. Марлоу, Бена Джонсона, и, конечно же, Шекспира. Драмы Мильтон не только читал, но и смотрел в театре. В строках поэта я почувствовала влияние Шекспира. Описывая многочисленность сатанинского войска, поэт употребляет такое сравнение: «…выросла как лес Щетина копий;..»(№1, стр.38). Это сравнение напомнило мне финал Макбета.
Слова Марло просто взяты в текст, мильтоновский Сатана повторяет слова Мефистофеля из «Трагической истории доктора Фауста»: «Везде//В Аду я буду, Ад – я сам» (№1, стр.105).
Знал Мильтон и младших современников Шекспира –« Бомонта и Флетчера, Мэссинджера, Форда и Ширли» (№9, стр.29). Из поэтов ему особенно нравились Спенсер, особенно его «Королева фей», и француз Дю Барта, автор эпической поэмы «Божественные недели и труды».
В «Потерянном рае» Джон Мильтон вспоминает и «Энеиду» Вергилия, и «Божественную комедию» Данте. Ведь и тот, и другой описывали Ад.
Можно найти и влияние Гомера: «…Господь//Весы на небе поднял золотые… - На золотых весах взвешивал судьбы героев и сражений гомеровский Зевс («Илиада», VIII,69-74; ХХII,209-213)» (№1, стр.134 и 390).
Читая эпос, я убедилась в глубине географических знаний Мильтона. Он знает географические закономерности, разбирается в понятиях долгота и широта(№1, стр.96 и 386-387), и во многом другом, связанном с географией(№1, стр107, 243, 397,275, 398, 145, 147, 391, 301, 400 - 401).
Поэт вспоминает и об открытии Америки Колумбом.
В эпосе можно найти большое количество географических названий. Хочется несколько слов сказать о «ледяной Оби»: Джона Мильтона интересовала Россия, он посвятил ей свой довольно любопытный труд «История Московии».
Есть у поэта познания и в области минералогии (№1, стр.97).
Интересно, что и в географии, и в биологии поэту свойственно некоторое предвидение, так, например он пишет о стуже в отдалённых краях к югу «от Магелланова пролива». Да, зная географические закономерности, он мог предположить, что там холодно, но тогда Антарктида ещё не была открыта, её открыли намного позже в 1820 году.
Астрономия привлекала Джона Мильтона. Находясь в Италии, во Флоренции, он побывал в гостях у Тосканского мудреца – Галилея. И о нём мы читаем в начале эпоса (№1, стр.31, 372). Галилео Галилей рассказывал Мильтону об издании своих «Бесед» и о своей переписке с Торричелли.
Скорей всего показывал ему и свой телескоп, увеличивающий в 32 раза, и астролябию, и модель системы Коперника. И, может, говорил Джону, как пишет Бертольт Брехт, о том, что «Земля весело катится вокруг Солнца, а торговки рыбой, купцы, князья и кардиналы и даже папа катятся вместе с ней» (№4, стр.102).
Во всяком случае, поэт пишет:
«Так видел ночью, с помощью стекла,
Материки и страны на Луне
Воображаемые – Галилей,
Но с меньшей чёткостью…» (№1, стр.145).
Эта «меньшая чёткость» помешала Галилео рассмотреть, что там за придатки у Сатурна. «Полвека спустя кольцо Сатурна открыл и описал Гюйгенс в распоряжении которого был 92-кратный телескоп» (№ 16).
Мильтон и до встречи с Галилеем имел познания в астрономии, так как в своём эпосе рассказывает и о других планетах, и о других понятиях этой сложной науки (№1, стр. 66, 97, 101). Излагая систему Коперника и Птолемея, Мильтон не показывает, какой из них он отдаёт предпочтение (№1, стр.222, 395).
Многое, по меркам своего времени, знал Джон Мильтон и по биологии. Так, он пишет о перелётах журавлей, уже имеет сведения о составе пчелиной семьи, о том, что там есть работающие пчёлы и трутни. Он воспевает труд муравья, я бы даже назвала этот отрывок из эпоса «Ода муравью», но знает об этом насекомом, видимо, мало.
Конечно, говоря о сотворении человека, поэт рассказывает об отличиях человека от животных.
Интересен тот факт, что в эпосе Ева сделана из левого ребра, хотя до этого нигде не говорилось об этом. Возможно, поэт специально сделал ребро именно «левым», так оно ближе к сердцу.
И последнее из того, что связано с биологией. Меня поразило следующее: в те далёкие времена, когда жил Мильтон, никто ещё не говорил о химизме Солнца, а он назвал Солнце великим химиком, то есть этим, как бы предвосхитил фотосинтез Тимирязева!
Разбирался Джон Мильтон и в военной науке, да и как без неё в эпоху двух гражданских войн. И мы читаем о фалангах, строе и манёврах.
Мильтон описывает, как сатанинское войско изготовляет новое оружие, и, к сожалению, пророчески и злободневно звучат его слова:
«Может быть, Адам,
Из твоего потомства, кто-нибудь,
Когда в грядущем злоба возрастёт,
По наущенью Дьявола создаст
Такое же орудье…» (№1, стр.182).
Я уже писала о влиянии Гомера и Вергилия на эпос Мильтона, но умолчать нельзя и об использовании в произведении греческой и римской мифологии. Так, в начале седьмой книги поэт обращается к покровительнице высокой эпической поэзии Урании. Вспоминает Мильтон и других мифических богов, существ и героев.
В университете состоялось «знакомство» поэта «с учением древнеегипетского мудреца Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), с орфическими и дионисийскими культами Греции, с учением Пифагора о числах как основном принципе и тайне всего сущего, с учением "божественного Платона и неоплатоников» (№9, стр.48). «В философии Платона Мильтона, должно быть, захватывала мысль о реальности мира идей – и относительности, несущественности мира вещественного, обыденного» (№9, стр.49).
Но в целом можно сказать, что произведение написано следуя философии идеализма, а не материализма, поскольку всё происходящее в мире объясняется Мильтоном с религиозной точки зрения. А сейчас, когда мир балансирует на грани катастрофы, мысли Мильтона даже более чем злободневны.
В произведении местами наблюдается некоторый отход от религии, но для этих отходов существуют реальные жизненные объяснения, и я об этом напишу позже.
Главная же философская позиция – победа Добра над Злом - в поэме сохранена.
О знакомстве Мильтона с трудами по истории говорит тот факт, что в «Потерянном рае» он ссылается на Геродота. Кроме этого он читал Евсевия, Руфина, Сократа Схоластика, Теодорета, Павла Диакона… А также книги Отцов Церкви: Киприана, Юстина Мученика, Клемента, Оригена, Тертуллиана.
Ещё бы я хотела сказать о космизме Джона Мильтона.
«Едва мы открываем поэму, как на нас обрушиваются штормовые ветры, грозы, раскаты грома, нас охватывают огненные языки адского пламени»(№3, стр.236). Огненные языки – это, похоже, на извержение вулкана. Как это красиво! Жаль разрушительно! И жаль, что подобную красоту редко показывают детям в школе, а ведь это очень просто: нужно просто подогреть немного бихромата аммония и перед вами извержение вулкана в миниатюре. Это завораживающее зрелище! Я всегда показывала это школьникам и говорила: «Представьте себе, что вы летите на самолёте высоко в небе над извергающимся вулканом».
В отличие от меня, Джон Мильтон воочию видел наполовину потухший, наполовину живой кратер вулкана Сольфатара в Италии. И это дало ему возможность красочно описать увиденное.
Но у Мильтона мы видим не только стихии, мы видим бесконечную Вселенную, планеты, звёзды, сражающиеся небесные войска, кидающиеся друг в друга горами (!). Тут же разверзается твердь, и рушатся миры. Имя всему этому – Бесконечность, поэтому надо говорить о космизме «Потерянного рая». Здесь мы видим космические соперничества «Хаоса и Закона, Зла и Добра» (№12, стр.258). Перед нами «макрокосм и микрокосм борьбы», по выражению Р.М.Самарина.
Известный писатель, выпускник Литературного института, Владимир Бушин в 2000 году написал стихотворение «Завещание» о гибели подводной лодки «Курск». Не от Мильтона ли, не от Данте ли в его уме возникли строки:
«Я вижу: в пучине морской
Страшнее библейского ада…» (№ 11, стр.1).
И в этой Вечности и Бесконечности перед нами предстаёт образ Сатаны.
(продолжение следует)

Библиография.
1.Джон Мильтон. Потерянный рай. Москва, «Художественная литература», 1982.
2.Агата Кристи. Собрание сочинений, том 27. Автобиография. Москва, «АРТИКУЛ – ПРИНТ», 2003.
3.Артамонов С. Д. История зарубежной литературы 17-18 веков. Москва. «Просвещение». 1988.
4. Бертольт Брехт. Мамаша Кураж и её дети. Москва, «Текст», 2008.
5. (Михаил Булгаков. Полное собрание романов, повестей и рассказов в одном томе)
6. Ионина Н. А. , Кубеев М. Н. 100 великих катастроф. Москва, Издательство «Вече», 1996.
7. Михаил Юрьевич Лермонтов – выходных данных нет, обложки утеряны
8. Никколо Макиавелли. Государь. Москва, «Планета», 1999.
9.Татьяна Павлова. Милтон. Москва, «РОССПЭН», 1997.
10. Н. Г. Помяловский. Мещанское счастье. Очерки бурсы. Москва, Издательство «Правда», 1981.
11. Поэзия Сопротивления. Книга первая. Москва. 2010.
12. Р. М. Самарин. Творчество Джона Мильтона. Москва, «Издательство Московского Университета», 1964.
13. Сочинения А. С. Пушкина в одной книге. Золотой том. Полное собрание. Издательский дом в Москве, «Имидж», 1993.
Ресурсы Интернета:
14. (Диссертация Тетериной о Милтоне. lib.ua – ru.net/diss/liter 208125…>копия)
15. А.Зиновьева. Чамеев С. Джон Милтон. 17v – euro – lit.niv.ru/17v – euro – lit…> копия
16. Галилей, Галилео – Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Галилей,_...
17. Геннадий Гусев. Странствия Великой Мечты. Москва, «Молодая гвардия», 1987 (не Интернет).


Cообщество
«Форум»
1.0x