Авторский блог Леонид Иванов 10:19 25 августа 2017

Современные дискуссии о подготовке квалифицированных рабочих

Суверенитет, да и само выживание государства Российского немыслимо без развития промышленного потенциала страны. Важнейшей проблемой является состояние системы подготовки рабочих кадров.
26

Современные дискуссии о подготовке квалифицированных рабочих

Единственным позитивным изменением в области подготовки квалифицированных рабочих кадров за последнее время является, пожалуй, лишь то, что о важности этой проблемы заговорили на самом высоком политическом уровне. Наиболее реалистичными, соответствующими масштабам и характеру вызовов современного кризиса, представляются предложения той части властной элиты, которая тесно связана не столько с общеполитическим руководством, сколько с реальным управлением и, соответственно, с решением конкретных государственных задач. Условно говоря, “Рогозины” понимают колоссальную сложность ситуации в данной области значительно лучше, чем “Медведевы”. Так, статья Д.А. Медведева “Новая реальность: глобальные вызовы” (Российская газета, 23 сентября 2015 г.), декларируя необходимость импортозамещения, не содержит никаких конкретных механизмов его обеспечения, в том числе образовательных. Анализируя данный текст, известный экономист М.Г. Делягин резюмировал: “ Говоря об импортозамещении, Медведев блистательно игнорирует его невозможность без коренного изменения всей государственной политики: без дешевых кредитов реальному сектору, без подготовки системой образования квалифицированной рабочей силы (а не безумных хипстеров и "интернет-хомячков") …”. Позволим себе не совсем согласиться с М.Г. Делягиным. На заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике ещё в октябре 2014 г. Д.А. Медведев отметил: «Чтобы экономика развивалась, нужны профессиональные рабочие кадры, которых нам очень не хватает». Значение подготовки квалифицированных рабочих кадров Д.А.Медведев понимает, но, как явствует из приведенной выше программной статьи, не готов предложить по этому вопросу ничего конкретного.

Отвечающий же за развитие оборонно-промышленного комплекса Д.О. Рогозин, очевидно, осознает, что решение сложнейших научно-технических и производственных задач требует применения адекватных ситуации (а не либеральной доктрине) механизмов и фактически предлагает использовать отдельные аспекты мобилизационных механизмов Трудовых резервов. Так, в марте 2015 г. после обсуждения проблемы на коллегии военно-промышленной комиссии Рогозин предложил президенту идею создания при военных заводах «так называемых производственных рот», в которых работники ОПК проходили бы срочную службу в армии.

Однако пока такие своевременные идеи являются скорее исключением. Среди тех, кто относится к руководству образовательной системы, также преобладает стремление рассуждать о важности подготовки рабочих кадров, не подкрепляемое ни концептуально, ни инструментально. В материале с обнадеживающим названием “Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва” (журнал Эксперт, 12 марта 2015 г.), заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ В.Н. Дудин констатирует бедственное положение “российской системы настройки рабочих рук” в 1990-е – 2000-е гг. Наибольшие сомнения вызывает даже не само крайне неудачное определение системы подготовки рабочих кадров, а главный посыл: “Годовую потребность страны в специалистах рабочих профессий, составляющую по прогнозу на 2015 год около 2 млн. человек, система профессионального образования обеспечивает примерно наполовину. В целом это соответствует ситуации в других странах, где соотношение пятьдесят на пятьдесят распределяется между отраслью образования и, соответственно, системой подготовки рабочих кадров в результате переобучения и получения новых профессий ”.

Данный материал совершенно не объясняет, почему нужно сравнивать положение в России, находящейся под действием международных санкций и планомерно превращаемой западными партнерами в страну-изгоя с Германией или Швецией. Объективная реальность должна, во первых, четко осознаваться, а во вторых, служить основой для выработки практической политики. В этом смысле, абсолютно игнорируя тяжесть современного российского кризиса, автор материала указывает, что министерство образования и науки видит две приоритетные задачи – оптимизация сети учреждений НПО и СПО и повышение квалификации педагогических кадров. Это указывает на неизменность практической образовательной политики, ее оторванность от реального положения и потребностей государства.

Еще менее соответствуют им конкретные задачи, формулируемые министерством: “ Для дальнейшей модернизации необходимо создание условий по успешной социализации обучающихся. Минобрнауки РФ считает принципиально важным, чтобы в каждом субъекте страны, который получит субсидию на поддержку своей программы развития профобразования, был детализирован, уточнён прогноз потребности в рабочих кадрах на десятилетие в разрезе профессий и объёмов подготовки, а сеть образовательных организаций и их профиль приведены в соответствие с этими перспективами. В 2014-2015 годах будет осуществлена поддержка 45 региональных программ развития”. Внешне задачи выглядят вполне положительно, говорится о модернизации и программах развития.

В действительности, предложенные меры приведут к крайне негативным эффектам:

1. Под видом заботы о социализации, т.е. в данном случае трудоустройстве выпускников, сеть учреждений и объемы подготовки рабочих будут сокращены, поскольку в условиях кризиса и санкций прогнозы развития в большинстве регионов будут негативными. Особенно это ударит по отраслям промышленности с высокотехнологичным производством и высокой добавленной стоимостью, значит, сокращена будет в первую очередь подготовка именно высококвалифицированных кадров для машиностроения.

2. Составление детализированных планов подготовки рабочих кадров в разрезе профессий и объемов подготовки – безусловное благо. Однако искажение масштаба применения лишает эту меру всякого смысла, поскольку это задача общегосударственного характера. Возможно ли выполнение задачи кадрового обеспечения общегосударственных интересов в области оборонно-промышленного комплекса, космонавтики, промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока и др. при наличии десятков никак не согласованных между собой региональных программ подготовки рабочих кадров, основанных на десятках прогнозов и видений регионального уровня ?

К сожалению, масштаб и характер проблем в области подготовки рабочих кадров не находят адекватного понимания не только среди политиков и чиновников, но и в значительной части научного, экспертного сообщества. Даже вполне добросовестные исследования состояния ПТО попадают в ловушку заданности, неизбежности современной образовательной политики, что резко сужает область анализа подлинных причин современных проблем и возможных путей их преодоления. Так, в статье Г.Ф.Шафранова-Куцева “Новые сценарии подготовки квалифицированных рабочих в системе российского профессионального образования (размышления социолога)” (Вестник Тюменского государственного университета, 2012 г., №8, С. 6-20), констатируется, что “в целом по России анализировать ситуацию достаточно сложно именно из-за нехватки статистической информации и достаточно взвешенных прогнозов”. Однако автор никак не раскрывает причин такого положения – перенос планирования и управления подготовкой рабочих кадров на уровень субъектов федерации, разрушение целостной системы ПТО. Некому собирать и анализировать огромные массивы местных данных в общегосударственном масштабе и давать взвешенные прогнозы.

Зато исследователь нашел способ (правда, далеко не бесспорный) выхода из данной ситуации: “Но есть возможность изучить сбалансированность спроса и предложения на рынке труда и квалификации в отдельных городах и регионах и экстраполировать результаты на всю российскую экономику. Большой ошибки не случится”. Правда, не случится, если изучить ситуацию во всех отдельных городах и регионах или создать модель отбора частных данных по регионам и отраслям и обосновать её чего, к сожалению, Г.Ф.Шафранов-Куцев не делает. Далее, перечислив целый ряд негативных тенденции в развитии профтехобразования начиная с 1990-х гг., автор справедливо указал, что: “теперь нехватка квалифицированных рабочих кадров – основная проблема российской экономики”. Исходя из этого, автор делает вывод: “Обновление организационных, методических подходов и механизмов на всех уровнях профессионального образования должно обеспечивать его соответствие перспективным тенденциям инновационного развития, общественным потребностям”.

Столь подробное цитирование было абсолютно необходимым, поскольку в целом интересная статья Г.Ф. Шафранова-Куцева является убедительным примером того, что попытки анализировать реальные проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров в российской системе образования в рамках современной образовательной политики приводят в тупик.

Автор не случайно вынужден постоянно оперировать приблизительными данными – “некоторые училища”, “многие училища”, “разошлись преподаватели” и т.д. Выводы, полученные на таких основаниях, носят скорее публицистический, чем научный характер. Это результат отсутствия целостной государственной системы подготовки рабочих кадров, и соответственно, сбора и анализа информации, составления взвешенных прогнозов и просчитанных планов развития.

Из этой приблизительности данных, положенных в основание анализа проистекают и неконкретные, приблизительные выводы, напоминающие бесконечную либеральную мантру. Планы подготовки рабочих кадров, развитие соответствующих учреждений не могут и не должны основываться на чьем-либо видении “перспективных тенденций”. Видения всегда субъективны, а тенденции нередко изменчивы. Реальное развитие образовательных систем и подсистем возможно только на основании конкретных, выраженных в колонках цифр, данных соответствующих планов, рассчитанных на годы вперед.

Такие конкретные планы развития образовательных систем могут строиться только на основе государственного плана развития промышленности или по крайне мере, её стратегических отраслей. Если же следовать рецепту уважаемого Г.Ф. Шафранова-Куцева, то в реальных современных условиях, когда развитие системы подготовки кадров планируется на региональном уровне, мы получим десятки региональных программ, основанных на десятках различных “видений тенденций”, не стыкующихся между собой и, в лучшем случае, ориентированных на местные специфические условия и потребности. Как с такой организацией подготовки рабочих кадров обеспечить ими растущие потребности ВПК, космической отрасли, авиа и судостроения, всех сегментов экономики, ориентированных на выпуск технологически сложной продукции, которые по определению включают сотни предприятий-поставщиков в десятках регионов, т.е. предполагают исключительно общероссийский горизонт планирования? Как обеспечить устойчивое промышленное освоение Сибири и Дальнего Востока?

Наиболее взвешенное понимание роли подготовки рабочих кадров и необходимых принципов построения соответствующей образовательной системы, содержит известный доклад академика С.Ю. Глазьева на закрытом заседании межведомственной комиссии Совета безопасности РФ от 15 сентября 2015 г. С.Ю. Глазьев подчеркнул: “Для преодоления закритической внешней зависимости от импорта иностранной техники необходимы крупномасштабные программы импортозамещения, сбалансированные по материальным, финансовым и трудовым ресурсам. Это невозможно сделать в рамках существующей системы регулирования экономики, в которой утрачены методы планирования, включая составление балансов, целевого программирования, научно-технического прогнозирования, системного проектирования. Необходимо развертывание системы стратегического планирования с централизацией ключевых функций (курсив наш – авт.) на уровне Президента России”.

Значительно лучше, нежели чиновники от образования и многие эксперты, понимают жизненную необходимость такого подхода практикующие хозяйственники, директора крупных промышленных предприятий. В материале К.Куркина “Тонкие ростки импортозамещения” (журнал Эксперт, 31 августа 2015 г.) приводится мнение генерального директора ОАО «Звезда» Михаила Лобина : “ … машиностроение – сфера, в которой нельзя ждать сиюминутного результата. Все меры, направленные на поддержку этой отрасли, включая импортозамещение, скажутся в долгосрочной перспективе. Нужно всегда помнить о том, что высокотехнологичная продукция крайне требовательна к фактору времени. Именно поэтому производителям важно понимать не только текущие, но и перспективные потребности рынка, видеть долгосрочные отраслевые планы, иметь поставленную задачу, чтобы своевременно планировать развитие мощностей, подготовку кадров, внедрение инноваций (курсив наш – авт.)”. Когда директор крупнейшего машиностроительного предприятия говорит о долгосрочных отраслевых планах, обеспеченных подготовкой квалифицированных кадров, он понимает, что нужны не десятки региональных программ, основанные на несогласованных региональных прогнозах, а общегосударственная промышленная и образовательная политика.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
25 августа 2017 в 11:43

Статья полезная и познавательная. Например какой можно сделать вывод о способностях и возможностях Председателя Правительства по конкретному вопросу: "Значение подготовки квалифицированных рабочих кадров Д.А.Медведев понимает, но, как явствует из приведенной выше программной статьи, не готов предложить по этому вопросу ничего конкретного". Не правда-ли печально, учитывая,что он ещё и Председатель правящей партии, почти как Мао Цзэдун. Исправить эту ошибку и лёд тронется,господа присяжные заседатели.
Моё видение проблемы: для Армии у нас есть кадетский корпус,а почему для промышленных предприятий не организовать инженерный корпус??? Приём после 4 класса,для иногородних общежитие.
Так в Ейске не основе ликвидированных предприятий: станкозавода,полиграфмаша, пищекомбината,аттракциона,радиозавода,швейной фабрики,рыбного завода и др.

25 августа 2017 в 14:49

Виктор, конкретные формы учебных заведений могут быть разными, главное - восстановить общегосударственное (а не региональное как сейчас) управление учебными заведениями (после ликвидации системы начального профобразования все они теперь относятся к среднему профессиональному).

25 августа 2017 в 17:00

Нужно более приземлённо подносить свою идею. Региональное-это тоже государственное.
О чём я веду речь. Внучка учиться в лицее,но до 5 класса это обычная школа,а в лицейский класс будут принимать после окончания 4 классов из всех школ по результатам успеваемости и собеседованию. Практически все они в перспективе будут приняты в вузы.Остальным,чтобы определиться в жизни нужно протирать штаны до 9 или что ещё хуже до 11 класса. Это глумление над детьми,потеря ими времени и здоровья. Откуда возьмётся рабочий класс??? Для рабочего как для солдата на первом месте дисциплина и осознание своего долга. Школьная дисциплина не годится ни для солдата, ни для рабочего. Хорошо,что есть кадетские корпуса,но это пригодно только для Армии.
Для подготовки рабочих нужны инженерные корпуса. Учащиеся должны знать о будущем заработке и непременном трудоустройстве. Государство планирует и гарантирует. Во время пуска ВАЗ наши инженеры ездили за границу к рабочим за инженерными знаниями. При пуске Пермской ГРЭС машинисты энергоблока сдавали экзамены в Германии. Вот плитку класть и окна вставлять научились сами. А какие аварии от невежества на тепловых электростанциях-страшные,с миллиардными убытками.

26 августа 2017 в 02:00

Здравствуй,Виктор! Сам заголовок и Твои первые всего лишь четыре слова избавляют меня по моей немощи (а она разная,а то ж набросятся)) читать саму статью. "Кадры решают всё" - справедливо для всех уровней. Но определяющим является верхний.

У власти,похоже,нет чёткого плана,что делать в экономической части жизни страны. Кроме военной составляющей. "Всё возьму!" -сказал булат." (Пушкин). Следовательно,такой курс оправдан,разве что,только в ожидании недалёкой горячей войны.

ПС. Тебя постоянно читаю,где могу. И только в связке с Твоей любимой внучкой,когда Ты говоришь об образовании. Всех благ!

25 августа 2017 в 13:42

Виктор Степанов
Моё видение проблемы: для Армии у нас есть кадетский корпус,а почему для промышленных предприятий не организовать инженерный корпус??? Приём после 4 класса,для иногородних общежитие.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Мысль интересная, но, вот, благодаря Путину = вышли на 1-е место в Мире по БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ Гуманитарке, + ещё бандер начнём кормить (дабы, мол, не было хужеЙ), + Сирия, там, СНГ, + папуасы всех мастей...
Короче, денег не найдут, + потеряются в ПЛАНАХ и, блин, откатах, а, значит, даже замахиваться не будут = ДОЛГО?!

25 августа 2017 в 14:51

Николай, на подготовку рабочих кадров найти деньги ОБЯЗАНЫ, иначе можно все остальные планы выбрасывать.

25 августа 2017 в 14:55

Николай, на подготовку рабочих кадров найти деньги ОБЯЗАНЫ, иначе можно все остальные планы выбрасывать.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
И-эх, обязаны!

25 августа 2017 в 14:12

Леонид! Это - область Вашей работы? Ни фига не понял пока, зачем это Вам - надо...

25 августа 2017 в 15:00

Да, Виктор. Мне по работе приходится часто сталкиваться с преподавателями и руководителями учебных заведений СПО. Есть четкое понимание, созвучное приведенному мнению директора "Звезды", что без увязки четких планов развития стратегических отраслей промышленности и той системы подготовки кадров, которую разрушили, раздали региональным властям и которую нужно восстановить - никакого индустриального рывка не будет. Уже сейчас даже предприятия оборонки испытывают нехватку квалифицированных рабочих, умоляют поработать пенсионеров, приглашают из Белоруссии, с Украины. Колледжи и техникумы, в свою очередь, тоже "донашивают" советские кадры, но это отдельная тема.

25 августа 2017 в 17:41

Понял. Спасибо.

26 августа 2017 в 02:20

Мне по работе ... заведений СПО.
+++
Приветствую Тебя,мой защитник по Любви! И учитель по части рифмооружия. "Оружия любимейшего род,готовая рвануться в гике,застыла кавалерия острот,прижав к груди отточенные пики" (Маяковский,по памяти).

У меня к Тебе такой вопрос,Леонид. Зачем Тебе этот изысканный дворянский камзол? Лично я считаю,что по чеховскому желанию видеть в человеке ВСЁ прекрасным. Не ностальгия же по не лучшему прошлому. несмотря на "дым отечества".

За поднятую тему спасибо. Я 2 года отпреподавал и 3 года отучительствовал. На любительском уровне,конечно,но проблемы образования ВООБЩЕ,мне близки,дороги и ПОНЯТНЫ. Бо,сам в них варился.

Вот такая Планида.
Есть Леонид! Как без Леонида? (Перефраз Л.Филатова).

26 августа 2017 в 07:30

Александр, рад что посетили мой скромный блог. По поводу изображения И.И.Бецкого на аватарке - красивая версия. Когда-то давно, свой первый реферат на истфаке я написал по русским просветителям XVIII-го века. Бецкой, видевший в воспитании корень всего добра и всего зла, предложил крайне интересную систему, сочетавшую мягкое принуждение к совершенствованию с отрицанием физического насилия над воспитанниками. Актуально это и в наши дни - понуждать человека быть человеком - НЕОБХОДИМО, ограждать от дурных влияний наивную юность - ПОЛЕЗНО. И пусть далеко не факт, что благодарные потомки украсят твой монумент стихами Горация, всё равно - "делай, что должно!"

25 августа 2017 в 19:29

Почему удалили мои комментарии? Сайт предназначен исключительно для пустой болтовни?

26 августа 2017 в 02:39

Вадим,уважаемый мой "снайпер"! "Жираф большой,ему видней" (Высоцкий). Ты посчитай,сколько Твоих постов не удалили. Среди который есть наверняка такие,за которых Тебе уже и совестно. Онлайн - это и горячка. Сам,пожалуй знаешь. Только не сердись!

Цезура нужна. На днях я попытался отправить пост,где решил применить 3 синонима к слову "осточертело". С началом "осто". И мне тут же пришёл запрет. Я оторопел. Убрал "помехи" и пост улетел,даже не попрощавшись.

Так что,мелочи жизни. Хотя нам,"отдельным штатским лицам,может быть немного? невдомёк" (по памяти). И мы поднимаем вселенский шум. Грешный,поднимал и я. И,может,ещё подниму.

Жизнь,"понимашь",Вадим Рахматуллин! В моём переводе - Спасибов. Спасибо за внимание! Лицо твоё запомнил на всю оставшуюся. Оно мне нравится. Вот теперь,попробуй - рассердись!

25 августа 2017 в 19:48

Сколько можно повторять, что писать можно только о том, в чем ты понимаешь? Я, за свою жизнь, научил разной работе по разным специальностям много и рабочих и инженеров.

25 августа 2017 в 20:09

Рахметов, так и пишите о том, в чем понимаете. И, желательно, оценочные суждения подкреплять аргументами. Обучение на производстве еще в СССР признано лишь вынужденной мерой. Производительность труда выпускника ПТУ уже тогда сравнили с обученными непосредственно на производстве работниками. Вывод - производительность труда выпускников ПТУ в среднем на 20-30 процентов выше. Как всегда, ушёл ваш выхлоп в лужу. Последнее предупреждение!

25 августа 2017 в 20:20

Откуда вы все это взяли, если никогда не работали на производстве? А я каждый день работаю с разными людьми: студентами, стажерами, практикантами, рабочими. Текучесть кадров. Наглеть не надо!

25 августа 2017 в 20:29

Про производительность труда смешно – попробуйте заставить работать рабочего в полную силу! Какие вам нужны аргументы?

25 августа 2017 в 20:34

Рахметов, вы гуглом пользоваться умеете? Задайте запрос - получите соответствующие ссылки. Вы думаете случайно в той же ФРГ количество учащихся профессионально-технических учебных заведений (при значительно меньшем населении) стабильно превышало соответствующие показатели РСФСР? Немцы деньги считать не умеют, полагаете?

26 августа 2017 в 00:41

Мерзавцы! Что вы нам рабочих суёте? Сами работайте.

26 августа 2017 в 02:49

Кришниит Павел Комов! Ты тоже был забанен"? Пошто сменил славный лик на это чучело-мучило? Какая блажь тебя укусила? Ты помнишь мои три определения Бога? Ждал от тебя ответа,так и не дождался.

А называешь других "мерзавцами". Не буду говорить - "сам такой". Пошло. Скажу - "неча на зеркало пенять....". Только благ! Скажи,если знаешь - Фёдор Добросоветский сам отсюда ушёл или выжили? Светлый человек,на мой скромный (простите) взгляд. И русский в дупель. Может и оттого?!

26 августа 2017 в 13:10

"Ты помнишь мои три определения Бога? Ждал от тебя ответа,так и не дождался. "

Это где?

"Фёдор Добросоветский сам отсюда ушёл или выжили?"

Ничего не понимаю. Кто это? Помню какой-то ник здесь. Надо в поиске гляднуть.

Только твой стиль написания называется - компассирование мозгов.
Пиши понятно, а то не пойму, что ты хочешь выразить!

26 августа 2017 в 14:25

Гладко было на бумаге, да забыли про тех, кого они собираются учить квалифицированно работать. Какова мотивация у молодежи, про которую еще только думают, учить ее или не учить работать руками? Пришел у меня сын с уроков (даже не труда теперь, а технологии) и шипит о злости, на вопрос: - "что случилось", отвечает: -- "пилили доску тупой пилой вдоль". На вопрос: - Зачем? - ответа нет. Это не единичный случай, это система такая, подбора учителей по технологии на 20 с чем то тыс. руб. в месяц. К слову сказать, в десятом классе технологии уже нет. Видимо всему, чему надо детей уже научили.
Вывод первый: в школе современным детям не прививают желание трудится.
Далее... родители все время на работе, по телевизору о труде то же не очень, о бандитах и полицейских чаще. А так же банкиры, юристы и прочие менеджеры в качестве примеров успешных людей. А если родители работают на производстве, то это как правило, низкий заработок со всеми вытекающими отсюда проблемами ориентирования подрастающего поколения.
Вывод второй: в информационном пространстве современного подростка нет стимулирующих к труду примеров. Сейчас часто стали показывать Советские фильмы «Карьера Димы Горины и «Первый троллейбус» но они ситуацию не исправят, они про другую эпоху.
Современные подростки работать руками не умеют и не хотят. Они не освоили базовые навыки труда и ни о каком высококвалифицированном труде даже и не задумываются. Ну разве, что связанные с программированием, но это все же не рабочие кадры.
Согласен с мнением многих высказавшихся здесь на эту тему, что бы создать мотивацию стать специалистом надо показать человеку перспективу: в заработке, трудоустройстве, карьерном росте, личностном, профессиональном. Где она эта перспектива у современного рабочего? Кто расскажет и покажет эту перспективу современному учащемуся? Сколько в его словах будет правды если... "рынок диктует"... Может он и надиктует создание в моем городе производства требующего высокой рабочей квалификации, но только я об этом не знаю, а мой знакомый токарь 6 разряда несколько лет назад уволенный с металлопрокатного завода, т.к. завод прекратил свое существование (как производство), и не найдя применение своим навыкам - спился. Из того, что я вижу в своем небольшом городе под Москвой, единственная мотивация, которая предлагается современному российскому рабочему это "работать, что бы выжить". У детей полно сил, они ориентированы на достижение, а не на выживание, и в их представлении эти достижения не в рабочих специальностях.
Где то в сети прочитал фразу «фарт стал национальной идеей в России». Согласен с автором этих слов. По детям это очень хорошо видно. Только изменив (для массового сознания) эту идею, можно воспитать высококвалифицированного рабочего. Рабочего гордящегося своим званием. А пока, для большинства подростков, рабочий это тот, кто больше ни на что не способен.
Извините Леонид , что я эмоционально, для меня тема актуальная, я недавно отклонил предложение школы пойти работать учителем труда. Возможно буду, как и в прошлом году иногда давать уроки.

26 августа 2017 в 15:56

Олегу Майорову. Готов подписаться под Вашими словами. Проблема мотивации заслуживает отдельного обсуждения. Спасибо!

26 августа 2017 в 19:54

А вот у нас на работе проблем с кадрами нет. Более того, выпускнику ПТУ, " квалифицированному рабочему" устроиться к нам невозможно. Берут от 4 разряда и выше, с опытом работы и то после собеседования. Почему ? А всё просто - зарплата хорошая. Так что мне сдаётся, что проблема не в количестве ПТУ и даже не в количестве и качестве преподающих в них. Проблема , да , в мотивации. Проблема в государственных приоритетах - посмотрите, сколько тратится на олимпиады, чемпионаты, стадионы, сколько платят спортсменам и увидите, что действительно ценится в России. Можно наверное ещё привести примеры такого рода, но вывод напрашивается: квалифицированные рабочие на сегодняшний день России не нужны.

1.0x