Сообщество «Форум» 10:08 9 июня 2017

Современные аспекты исламской этики

этика и религия

Фото: улица Большая Татарская, где расположена Московская историческая мечеть, перекрывается по пятницам. В дни мусульманских праздников перекрывают также Климентовский и другие соседние переулки. Стоянка запрещена, машины эвакуируют, что создает значительные неудобства для живущих и работающих в этом районе. Альтернативной парковки у многих жителей нет.

Дискуссии по поводу обоснованности тех или иных религиозных догматов невозможны по определению. Однако, для общества важны инструкции, которые религии дают своим приверженцам. Лучший способ узнать какую-либо религию - прочитать ее Священное писание [1]. Эта статья написана на основании русского и английского переводов Корана [2,3]. Изучение Корана в сравнении с современной этикой и законодательством имеет большое значение, поскольку противоречия между религиозными и законодательными предписаниями могут поставить верующего перед трудным выбором. Положительное содержание исламского учения способствует утверждению ряда общечеловеческих моральных норм. Иногда Коран осуждает только те преступления, которые направлены против мусульман. Коран снабжен многочисленными комментариями, которые предлагают иносказательные толкования. Однако прямой смысл слов наиболее очевиден. В комментариях иногда подчеркивается, что текст Корана следует понимать в его прямом и ясном смысле. Коран содержит множество предписаний в отношении поведения, морали и закона. Нарушителей ожидает ад, где применяются огонь и кипяток, причем «всякий раз, когда кожа их приготовится, Мы заменим ее другой кожей, чтобы они вкусили мучения» (4:56). Угрозы адскими муками неоднократно повторяются почти во всех сурах. В случае противоречий между Кораном и Уголовным кодексом, многие верующие будут следовать первому, поскольку земное наказание ничтожно в сравнении с вечными муками. Неудивительно, что экстремисты находят смертников для выполнения террористических актов, тем более что «того, кто будет сражаться на пути Аллаха и будет убит или одержит победу, Мы одарим великой наградой» (4:74). Непосредственно на Коране основаны идеи панисламизма, направленные на создание Исламского государства, в котором мусульмане пользовались бы привилегиями.

В дискуссиях с мусульманами можно услышать, что насилие допускается в порядке самозащиты [1]. Однако все приведенные здесь цитаты и другие подобные предписания не содержат в контексте понятия самозащиты. С определением терроризма «в свете теории целей шариата» [1] едва ли можно согласиться: «Террористический акт – это акт, в результате которого невинным людям наносится ущерб с нарушением принципов справедливости и попиранием человеческого достоинства» [1], поскольку понятия справедливости и вины отчасти субъективны. Подобные определения дают террористам основания применять насилие к тем, кого они считают «виновными» в соответствии со своими (или кораническими) представлениями о справедливости. Определение террористического акта из Уголовного кодекса РФ (Статья 205) имеет очевидные преимущества: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека…». Одним из преимуществ исламской этики является принцип Ла-Харадж [4] (Ла – отрицание; Харадж переводят как тяготы, трудности, дискомфорт). Согласно трактовке этого принципа, исламский закон не может быть причиной крайних трудностей. При этом ссылаются на суру Аль-Хадж (22:78): «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии». Ла-Харадж согласуется с медицинской этикой и требует избегать непереносимых тягот и серьезного дискомфорта. Существует мнение, что данный принцип делает невозможным запрещение абортов при наличии медицинских и социальных показаний к прерыванию беременности [5,6].

Для многонационального общества важно, какие указания даются в отношении приверженцев других религий, а также атеистов и агностиков. Несколько примеров: «О те, которые уверовали! Не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих» (4:144). Мусульманину не позволяется убивать другого мусульманина (2:84; 4:92), но в отношении неверующих даются иные указания, например: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия не будет полностью посвящена Аллаху» (8:39). Вопрос ответственности решается просто: «Не вы убили их, а Аллах убил» (8:17). Есть и другие указания: «…не берите их себе в помощники и друзья, пока они не переселятся на пути Аллаха. Если же они отвернутся, то хватайте их и убивайте (4:89). «Если вы встречаетесь с неверующими («на поле боя» – имеется в русском переводе, в английском отсутствует), то рубите головы. Когда же вы ослабите их – то крепите оковы» (4:74). Джихад, священная война, считается обязанностью и должна служить распространению Ислама [7]; однако, в современной литературе данное понятие трактуется более широко [8].

Коран содержит осуждение «людей Писания», т.е., христиан и иудеев: они «являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения» (4:151). О христианах говорится, что «они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до дня воскресения. Аллах поведает им, что они творили» (5:14). В английском переводе [3], кроме того, говорится, что Аллах их отстранил (или поссорил): «We estranged them». По поводу «вражды и ненависти» между христианами есть о чем задуматься – cui bono? (кому выгодно). Наиболее полно отношение к «людям Писания» выражено в стихе 29 девятой суры: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день… пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными» [2].

Можно найти множество других противоречий между Кораном и действующим законодательством, например, в вопросах убийства: «Предписано возмездие за убитых: свободный за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину» (2:178). Соответственно, что вместо преступника можно убить невиновного человека из числа его родственников, женщину за женщину и т.п. Очевидно, в связи с этим в некоторых областях с преимущественно мусульманским населением сохранился обычай кровной мести, несовместимый с современным законодательством. Неравенство мужчин и женщин в исламском мире известно. Мужчина может иметь четырех жен; кроме жен, ему разрешается вступать в связи с «невольницами, которыми овладели их десницы» (23:6). Таким образом, можно оправдать насилие. Напротив, женщине разрешена связь только с мужем, иначе ей грозит наказание. Коран предписывает мужьям телесные наказания своих жен в случае непослушания: «А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте» (4:34). Несложная процедура развода на основании устной декларации является причиной того, что некоторые индивиды меняют в течение жизни многих жен [9]. Временное заключение брака может использоваться для прикрытия случайных связей. Муж может избавиться от жены, не объясняя причин, а жена для развода должна предъявить веские причины [10]. Законы Шариата дискриминируют женщин также в вопросах собственности, таких как наследство и раздел недвижимости. В арабских странах известны случаи убийства родственниками женщин, родивших ребенка вне брака; обвинение в таких случаях предъявляется не всегда [9]. Согласно свидетельствам медиков, имели место случаи убийства изнасилованных девушек. Убийство совершает отец «из милосердия» - жертва насилия якобы не имеет нормального будущего и обречена на страдания; а также, чтобы предохранить семью от бесчестия. Сообщалось также об убийстве женщин, родивших ребенка от неизвестного отца [8].

Политизация Ислама и экстремизм отчасти обусловлены демографическим взрывом и высоким уровнем безработицы среди молодежи. В условиях глобального перенаселения всем религиям придется пересмотреть некоторые моральные принципы. Необходимо изменить отношение к деторождению, которое перестало быть личным делом. Контрацепция, стерилизация и аборты не упоминаются в священных текстах, а значит, религиозные запреты лишены оснований. Неравное положение женщин, когда их основным предназначением считается домашнее хозяйство и воспитание детей, способствует высокой рождаемости. Это ведет в демографический тупик, особенно в регионах, где не хватает пресной воды и продуктов питания [11,12]. В тупик ведут также затяжные конфликты, стимулирующие приток мигрантов и повышение рождаемости. Обскурантизм не считается с реальностью, поэтому он ведет в тупик. Это касается не только Ислама, но и, например, иудаизма [11]. Призывы к наказаниям иноверцев можно найти также в Ветхом Завете, который предписывает по отношению к врагам следующее: «Да не пощадит его глаз твой: душа за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Второзаконие 19, 21). Очевидно, что использованные иносказательно слова глаз, зуб и пр. могут быть поняты по-разному, что может способствовать затяжным конфликтам. Для разрешения конфликтов необходимо руководство наиболее развитой части человечества, на основании принципов науки и гуманности. Христианские заповеди любви и прощения врагов, очевидно, имеют преимущества для многонационального общества. Однако прощение нераскаявшихся злодеев не имеет смысла, также как и неискреннее или неглубокое раскаяние. Можно, однако, простить злодея, если он перестал быть опасным для общества по возрасту или состоянию здоровья.

Множество мусульман руководствуются положительным содержанием исламского учения. Вместе с тем, Коран используется для оправдания терроризма, что способствует исламофобии и может вызвать ответное насилие. Необходимо сделать все, чтобы этого не случилось. Целью должно быть взаимное доверие в целях достижения мирного соседства различных этнических и конфессиональных сообществ, а также атеистов и агностиков. В этой связи трудно назвать конструктивным принцип Nafye Sabil о неподвластности мусульман немусульманам [13]. Начальником может быть представитель любого вероисповедания или атеист. Разные законодательные и моральные нормы не могут действовать в одном месте, а ссылки на божественный авторитет затрудняют компромиссы [14]. Что можно предложить для разрешения противоречий между требованиями религий и современным законодательством? Очевидно, лидеры всех конфессий должны заявить, что многонациональное общество может иметь мирное будущее только при условии соблюдения земных законов. В связи с этим, религиозные мотивы правонарушений нужно рассматривать как отягчающее обстоятельство в уголовном судопроизводстве. В условиях глобализации эти соображения приобретают международное значение.

Литература

1. Ауда Дж. Цели Шариата (Auda J. The objectives of Islamic Law). Москва: Марджани, 2014.

2. Коран. Перевод смыслов и комментарий Э.Р. Кулиева. Москва, Умма, 2004.

3. Yusuf Ali A. The meaning of the Holy Qur’an. Beitsville, Maryland: Amana Publications, 2002.

4. Alavi Gonabadi SJ, Habibi Mehr AA. A research to resolve the apparent conflict between the La Haraj Rule and the harsh acts of Islam; answers and analyzes. Journal of Fiqh and Usul. 2020;52(3):73-91.

5. Ajori Ayask A. Challenges for implication of the La-Haraj Rule and identifying its examples in therapeutic abortion. Sci J Forensic Med. 2019; 25 (1) :47-56.

6. Ejtehadi F. Therapeutic abortion in Iran; role of culture and religion. BMJ Rapid Response of 9 December 2012. http://www.bmj.com/content/345/bmj.e8161/rr/619197

7. Hughes TP. Dictionary of Islam. Lahore: Premier Book House, 1885.

8. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Москва: Диля, 2016.

9. Wells C. Understanding Saudi Arabia. New York, 2003.

10. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. Баку: Азернешр, 1987.

11. Jargin SV. Environmental damage and overpopulation: demographic aspects. J Environ Stud. 2021;7(1):4.

128. Яргин С.В. Причины гендерного дисбаланса. Народонаселение. 2011; № 4(54), стр. 122-124.

13. Narimani S. A study on the Rule ‘Nafye Sabil’ (Rejection of Foreign Influence). Jostar. 2008;6(20):55-75.

14. Ellis MS. Islamic and international law: convergence or conflict? In: Islamic law and international human rights law: searching for common ground? Anver M. Emon AM, Mark S. Ellis MS, Glahn B, editors. Oxford University Press, 2012; pp. 91-103.

1.0x