Сообщество «Геоэнергетика» 12:39 18 декабря 2020

Соврамши!

Как Литва придумывает себе «энергетическую независимость»

14 декабря информационные агентства распространили очередную новость от министерства энергетики Литовской Республики: «Литовские, латвийские, эстонские и польские операторы Litgrid, Augstprieguma tikls, Elering и PSE подписали с Исполнительным агентством инноваций и сетей (INEA) при Европейской комиссии соглашение о финансировании второй фазы проекта синхронизации энергосистемы стран Балтии с европейскими сетями, сообщает литовское предприятие. До сих пор Европейская комиссия не оказывала подобной финансовой поддержки в энергетическом секторе, которая теперь выделяется на синхронизацию. Цитируются и слова министра энергетики Литвы Дайнюса Крейвиса: «Это ещё один важный этап в реализации важнейшего проекта по достижению энергетической независимости Литвы — синхронизация стран Балтии с сетями континентальной Европы».

Звучит всё солидно: энергетическая независимость, синхронизация энергосистем стран Балтии с европейскими сетями, сплошное «поражение России», которая спит и видит, как бы сохранить зависимость вечно страдающих от «гибридной оккупации» Литвы, Латвии и Эстонии. Но «червячок сомнений» от всех этих заявлений имеет такие размеры, что ему анаконда позавидует, поскольку с использованием профессиональной терминологии в этих литовских новостях как-то совсем нехорошо.

Профессиональная лексика политикам не игрушка

Начнём по порядку. «Синхронизация двух энергосистем — операции по выравниванию частоты, амплитуды и фазы напряжений двух энергетических систем с целью включения их на параллельную работу». У любой объединённой энергосистемы параметров её работы значительно больше, чем хорошо известная всем частота используемого переменного тока. Не менее важными характеристиками являются допустимое максимальное и минимальное значение частоты, допустимые максимальные и минимальные значения активной и реактивной мощности, амплитуды синхронных качаний по частоте генерирующих мощностей и линий электропередач высокого напряжения и так далее. Если совсем коротко, то в синхронизированных энергосистемах необходимо иметь унифицированные устройства первичной автоматической регулировки частоты, активной и реактивной мощности. Соответственно, в том случае, если бы речь действительно шла именно о синхронизации энергосистем стран Прибалтики с некими «европейскими системами», то инвестиции были бы направлены на модернизацию всех электростанций Прибалтики с европейскими электростанциями и всех подстанций, обслуживающих высоковольтные ЛЭП. Однако при перечислении инвестиционных проектов мы читаем нечто иное: 493 млн. евро предназначены на строительство подводного кабеля Harmony Link между Литвой и Польшей, ещё 166,5 млн. евро — на некие «синхронные компенсаторы» в трёх прибалтийских республиках. Кабель будет соединять энергетическую систему Литвы, которая входит в объединённую энергосистему BALTSO (так названы объединённая энергосистема Литвы, Латвии и Эстонии в ЕС), с энергосистемой Польши, которая входит в объединённую энергосистему Центральной Европы UCTE, но в заявлении энергетиков и министра Литвы «европейские системы» — во множественном числе. Если речь идёт о нескольких европейских системах, то энергосистема Литвы (читать как BALTSO) имеет соединение с энергосистемой Швеции при помощи морского кабеля Balt Link. Энергосистема Швеции входит объединённую энергосистему Северной Европы NORDELL. У BALTSO есть ещё два соединения с NORDELL — Эстония и Финляндия проложили два морских кабеля по дну Финского залива.

Может быть, речь идёт о синхронизации работы всех трех объединённых энергосистем: UCTE, BALTSO и NORDELL? Но только в UCTE входят энергосистемы 34 европейских государств, причём не только из числа членов ЕС, а в составе NORDELL — энергосистемы Норвегии, Швеции, Финляндии и восточной части Дании. С учётом BALTSO речь бы шла о синхронизации работы энергосистем 40 государств, и в этом случае нужны инвестиции в объёме не сотен миллионов, а сотен миллиардов евро. О столь грандиозном, сверхмасштабном проекте нигде нет ни байта информации, что и немудрено — объединение энергосистем от Лиссабона до Осло пока слишком масштабно даже для ЕС. Следовательно, можно сделать только один вывод: сообщения из Литвы не соответствуют реальной действительности или, как говорил незабвенный герой Михаила Булгакова: «Соврамши!»

Совой об пень или пнём по сове

Но и это еще не все искажения информации, содержащиеся в новости из Литвы. Господин Крейвис говорит о достижении энергетической независимости Литвы — государства, которое после закрытия Игналинской АЭС вынуждено импортировать до 75% необходимой ей электроэнергии. Реальная энергетическая независимость предполагает, что государство способно обеспечивать себя электроэнергией самостоятельно, однако речь ведь не идёт об инвестициях в строительство на территории Литвы новых электростанций. Откуда импортирует Литва электроэнергию: из России и Белоруссии или из европейских энергосистем, — абсолютно всё равно, независимость в любом случае не появляется. Кроме того, на сегодня Польша, с территории которой будет протянут кабель Harmony Link, — тоже энергодефицитна, импортируя около 15% необходимой ей электроэнергии. Морской кабель построить можно, пресловутые «синхронные компенсаторы» оборудовать, предварительно разобравшись, что это за устройства такие, — тоже можно. Но это не решает «простой» проблемы: Польше нечего поставлять в Литву, ей самой электроэнергии не хватает. Да, в начале 2020 года официальная Варшава объявила международный тендер на строительство морских ветряных электростанций, гарантировав потенциальным инвесторам серьёзные преференции по налогам и по гарантированным ценам закупки производимой электроэнергии. Вот только результатов этого тендера официально пока никто не объявлял: не исключено, что из-за проблем, вызванных пандемией COVID-19 и серьёзным падением потребления электроэнергии в Европе, принимать окончательные инвестиционные решения никто торопиться не будет.

Подведём итоги не самого сложного анализа литовских заявлений. Это — политика в самом дурном варианте, и не более того. Литва продолжает давление на Белоруссию в связи с идущим вводом в эксплуатацию БелАЭС, литовским политикам необходимо демонстрировать своему электорату бравый вид: мы отказываемся от сотрудничества с Белоруссией, но у нас все ходы просчитаны, мы «синхронизируемся с европейскими энергосистемами после дождичка в четверг, мы мудры и дальновидны, не забудьте проголосовать за нас ещё и ещё раз». А вот удастся ли ЕС реализовать проект одновременного строительства морских ветряных электростанций в Польше и строительства морского кабеля Harmony Link, станет ясно не ранее, чем закончится пандемия.

Иллюстрация: построенная в советскую эпоху Игналинская АЭС в Литве была выведена из эксплуатации по требованию Евросоюза.



15 марта 2024
Cообщество
«Геоэнергетика»
1.0x