Бросая ретроспективный взгляд на социалистические системы прошлого, замечаешь единый сценарий их постепенного сползания к капитализму. Одна из главных причин данного явления следующая. Находившиеся на руководящих постах, заведовавшие потоками капиталов и товаров люди постепенно начинали мнить себя особыми, избранными, которым само собой, якобы, должно полагаться более привилегированное потребление товаров и услуг. Этим "избранным" очень мешал социалистический принцип равного потребления. Находясь в непосредственной близи капиталов, им хотелось обладать ими на законных основаниях, извлекать из них выгоды. Они рвались к собственности, к обладанию гораздо большим количеством благ, чем полагалось обычным людям. Они жаждали капиталистического неравенства и богатства. Все рассуждения о свободе, о творческом раскрепощении личности были только прикрытием. К тому же при капитализме дорога к творческой самореализации самых способных открыта далеко не всем. Большинство потенциально способных вынуждены оставаться внизу капиталистической системы, служить расходным материалом, средством для достижения целей узкого круга "избранных". При капитализме подлинными целями в себе в кантовском смысле являются лишь некоторые. Основная масса людей - средства, винтики гигантской капиталистической машины, построенной на вопиющем неравенстве. К нему и стремились враги социализма.
Но сами по себе ревнители капитализма не смогли бы разрушить социалистическую систему. Им помогли другие важные факторы. И прежде всего - недоработанность теоретической базы социализма, слишком ревнивое следование букве классиков, не критическое к ним отношение. У руководителей социалистического лагеря во многом оставался буржуазный взгляд на основную часть общества. Полагалось, что трудящимся достаточно лишь необходимого минимума. Остальное можно тратить на общие нужды государства. Если в трудные времена это находило оправдание, то в дальнейшем начинало играть плохую службу. Перевес общих целей над частным потреблением подтачивало систему социализма. Но не только это. Социализм изначально задумывался как более прогрессивная модель общества во всём. И это было ошибкой. Ведь в чем-то социализм уступает капитализму. Скажем, в принципе максимального разнообразия вещей. Просто у социализма другие цели. Ведь он стремится к наиболее равному потреблению всех. Это общество более унифицировано. Хотя такую унификацию теперь надо понимать в более расширенном масштабе и разнообразии. Однако это разнообразие будет уступать капиталистическому. Ведь за счет нищенского прозябания и тяжелого труда многих людей капиталисты сосредотачивают в руках солидные состояния. И на эти богатства они стремятся приобрести как можно больше различных вещей. На это разнообразие и нацелена в первую очередь капиталистическая экономика. Правда роскошь изобилия, создаваемая ей, доступна немногим. У большинства трудового народа никакого изобилия в домах нет. В основном - лишь необходимые вещи и продукты. Капитализм - общество не всеобщего изобилия, а лишь изобилия для "избранных". Магазины "ломятся" от товаров только потому, что купить их могут далеко не все. Вот тебе и общество всеобщего благосостояния! Пыль в глаза. А на деле отдает рабовладельческими порядками. Ведь рабы - вещи, средства. К ним гуманное отношение ни к чему. Их надо использовать, эксплуатировать ради создания благ для "рабовладельцев". Капитализм - общество не свободы, а фактически - "рабства". Против этого чудовищного порядка и выступают теоретики социализма. Только его теорию необходимо тщательно дорабатывать, совершенствовать. Принцип потребления должен быть развит и при социализме. Конечно в разумных пределах. На решение этой проблемы должны быть нацелены целые исследовательские институты, подобные тем, что когда-то создавали первоклассные самолеты и танки для армии СССР.
В общем и целом я уверен, что за социализмом будущее. Надо только совершенствовать его теоретическую базу. И надо планомерно оттачивать и развивать критику капиталистического монстра. Когда-то нас заставили "убить дракона" в лице социалистического государства. Но теперь мы выяснили истинное лицо дракона. И мы должны снова его убить, чтобы расчистить место обществу будущего.
Авторский блог Рустам Светланин
22:02
6 июня 2017
Социализм прошлого и будущего
Несколько тезисов
1.0x