“Общество, в котором нет
цветовой дифференциации штанов,
лишено будущего!”.
Фильм “Киндзадаза”.
Работая над статьёй “Слово в защиту Петра”, где осмысливал суть критики реформ Петра I, в том числе и критику таких нововведений, как иноземная одежда и бритьё бород, заглянул в ту область, которая меня особо не интересовала, и обнаружил интересные вещи.
Пётр I кроме всего прочего реформировал и внешний вид русского чиновника, то есть дворянства. Реформирование заключалось в переодевании в иноземное платье и бритье бород. Дворянство – это служилое сословие. Родившись дворянином, человек обязан был служить, это потом дворянство стало чисто паразитическим сословием.
Я абсолютно единодушен с теми, кто сожалеет об утрате русской национальной одежды допетровского времени - она не только прекрасна, но и гармонично вписывалась в русскую архитектуру того времени, она была органичной частью самобытного русского стиля. Но была ли это такая же петровская придурь, как табакокурение, или под введением западной одежды имелась рациональная основа?
Ни для кого не секрет, что одежда эволюционирует и со временем кардинально меняется без всякого насилия. Вряд ли кто обвинит японских императоров в уничтожении национальной культуры, но если мы посмотрим на одежду японских солдат времён Русско-Японской войны 1904-1905 годов, то увидим, что у этой одежды нет ничего общего с одеяниями самураев, она полностью повторяет западноевропейскую военную форму – таково было требование времени, а не прихоть императора.
Путь от одежды аристократа к одежде торговца
Стоит проанализировать эволюцию одежды в самой западной Европе допетровской эпохи. Западноевропейская одежда 17-18 веков отличается от одежды средневековья. Разглядывая западноевропейские средневековые рисунки, можно на них увидеть одежду с очень широкими или с очень длинными рукавами и прорезями посредине рукава для кистей рук; в такой одежде было невозможно работать. Из русского средневековья до нас мало что дошло, но русский язык – это живая разумная сущность и в отличие от людей бережно хранит для нас наследие прошлого. Русские идиомы “работать спустя рукава” и “работать, засучив рукава” говорят о том, что русская одежда имела такие же длинные рукава.
Утверждения, что вся старая русская одежда имела длинные рукава для защиты рук от холода, лишены здравого смысла. Бывая в походах, а ещё в советское время приходилось ездить на сельхозработы в колхоз, часто попадал в ситуации, когда своя одежда промокала, и приходилось надевать чужую несколько большего размера и, естественно, закатывать длинные рукава до нормального размера – работать было крайне неудобно, особенно выполнять какую либо грязную и тяжёлую работу. Чтоб закатанные длинные рукава не мешали работать, их приходилось закатывать до локтя. В этом я также убедился, работая три десятилетия на дачном участке. Не могли быть длинные рукава защитой от холода, потому что если закатать их до локтя во время работы, мёрзли бы не только кисти, но и вся рука. Я сам крестьянский внук; в деревне родился, и там прошло моё детство; я хорошо видел, насколько рациональна крестьянская жизнь в рамках традиционного хозяйства. Не стал бы крестьянин тратиться на длинные рукава да ещё терпеть неудобство в работе, он приспособил бы для этого онучи как на ногах, а скорее всего, пошил или связал специальные мешки, которые потом превратились в рукавицы. Длинные рукава могли быть только у аристократов, которые не работали, и такая одежда была у них повседневной. Допускаю, что и у простого народа могла быть одежда с длинными рукавами, но одевали её только по тем праздникам, когда запрещено было работать, чтоб показать, что они не нарушают запрет. Например, в иудаизме есть запрет на работу в субботу. Говорят, в Израиле на субботу лифты программируют так, чтоб они останавливались на каждом этаже, и люди не “грешили”, нажимая кнопку лифта.
Если и была у простого народа такая праздничная одежда с длинными рукавами, то скопировали её с одежды аристократов. Копирование народом атрибутов материально успешных людей – обычное явление.
Для средневековой аристократии, как западноевропейской, так и русской, одежда, которая не предусматривала возможности работать, демонстрировала социальный статус. Это было нормой и модой аристократии.
Когда в западной Европе на первый план выступил торговец - человек, не чуждавшийся работы, которому приходилось ходить по пристани, захлёстываемой волнами, по тесным трюмам кораблей, по грязным улицам, складам и мастерским, ему не нужна была одежда с длинными рукавами и полами, волочащимися по земле. Обрезаны были не только рукава, полы шуб и камзолов, обрезаны были даже штаны по колено, а голени были закрыты чулками, которые постирать или высушить проще, чем штаны. В шапке и шубе боярина не получится лазить по трюмам кораблей. Шапка боярина в полметра высотой и длиннополая шуба, которую они не снимали, заседая в тёплых царских палатах, были символами социального статуса.
Ко времени Петра I на Западе символом успешности были уже не аристократы, которые поголовно сидели в долгах, а торговцы – их одежду стало копировать общество, как наиболее успешных людей. По аналогичной причине женщины стали отращивать длинные ногти, даже если они им страшно мешают. Это тоже попытка скопировать недоступный им социальный статус.
Длинные ногти
Утверждается, что длинные ногти – это красиво. Длинные ногти не несут в себе эстетической ценности, а если отталкиваться от определения Ефремова, что “красота – это биологическая целесообразность”, то длинные ногти – это обыкновенное уродство. Длинные ногти возникли, как символ статуса, ими женщина говорила, что она может не работать. Длинные ногти пришли на смену белым рукам. От того времени, когда чистые белые руки были символом аристократии, сохранилось выражение “белоручка”, после революции приобретя отрицательную окраску.
Всё в мире меняется: мыло стало доступным, гигиена – нормой, чистыми руками уже никого не удивишь. Потребовался новый символ, чтоб обозначить свой статус, потому женщины привилегированного слоя вырастили длинные ногти, как новый символ социального статуса. Всем женщинам всегда хочется чего-то исключительного, даже если оно недоступно, потому и все остальные стали копировать длину ногтей.
Мода на длинные ногти имеет глубокие исторические корни. Многие путешественники отмечали, что во многих африканских племенах знать отращивала себе длинные ногти. И не только в Африке. Думаю, родоначальниками длинных ногтей были колдуны и шаманы. Ногти древнего человека изнашивались в процессе работы – даже вожди ходили на охоту. Длинные ногти могли появиться только у тех, кто не работал. Это же мы наблюдаем у домашних животных, когти которых приходится подстригать. Не имея той физической нагрузки на ноги, как у диких, когти домашних животных становятся слишком длинными.
У шамана племени вследствие низкой физической нагрузки ногти не стачивались естественным образом. Шаман в племени – личность особая, он всегда окружён ореолом мистики. Длинные ногти отличали его от остальных членов племени, потому им приписывали его мистическую силу. Вожди и прочая племенная знать, которые откровенно побаивались шамана, тоже отращивали длинные ногти, надеясь таким образом получить частичку мистической силы. А чтоб ногти стали длинными надо не работать.
Китайские торговцы, работавшие челноками в России после развала СССР, первое время сами таскали баулы и тюки с товаром, но разбогатев, стали нанимать для этого рабочих. А чтоб продемонстрировать всем, что они богаты и могут сами не таскать тюки, отрастили длинный ноготь на большом пальце. По документальным фильмам об этих торговцах видно, что ноготь даже мешает считать деньги.
Китайцы не впервые демонстрируют физическое уродство, как символ социального статуса. В средневековом Китае девочкам из аристократических семей туго бинтовали ступни ног, чтоб те не росли. Ступня развивалась с такой серьёзной патологией, что эти женщины потом с трудом ходили, но это считалось красиво, потому что демонстрировало социальный статус.
Фрак, цилиндр и котелок
Но вернёмся к одежде, потому что к концу 18 века в Англии произошла промышленная революция и на смену торговому капиталу, как самому успешному пришёл ссудный капитал. В кафтане, который использовали торговцы, а с ними и все остальные, неудобно сидеть за столом в банкирской конторе. Спереди полы кафтана мешают, да и кафтан морщится, если застёгнут. А если расстегнуть, то теряется деловой вид. Потому спереди полы отрезали, сверху сделали его открытым, чтоб была видна белая сорочка. “Сзади хвост, а спереди какой-то чудный выем, рассудку вопреки, наперекор стихиям!” – лучше описать фрак, чем это сделал Грибоедов невозможно. Но всё логично! Банковскому служащему не нужно было бегать ни по пристаням, ни по складам, ни по трюмам – “стихии” ему были не страшны в банковской конторе. Все нуждающиеся сами приходили к нему за ссудами, а в случае не возврата ссуды к услугам были судебные исполнители и приставы, потому не было нужды покидать банковскую контору.
Ссудный капитал перехватил лидерство у торгового, и банкир стал олицетворением успеха. Почему-то происхождение фрака пытаются вывести из мундиров кавалеристов. Гусары – наиболее престижный вид войск – носили короткие куртки с атрибутами, происходящими из венгерской национальной одежды. Одежда кавалеристов не имеет к фраку никакого отношения - чёрный фрак и чёрный цилиндр происходят из еврейской одежды банковских служащих. Еврейская шляпа увеличилась по высоте и превратилась в цилиндр, что увеличивало рост, как увеличивала рост боярская шапка и головной убор древнеегипетских фараонов, так же увеличивали рост и высокие солдатские кивера. Могут возразить, что дворяне не стали бы носить пародию на одежду евреев. Всего лишь отошлю к роману Льва Толстого “Анна Каренина”, где князь Степан Аркадьич Облонский досадовал, что “он, потомок Рюрика, князь… два часа у жида дожидался” приёма. Досадовал, потому что его унизили и отказали в приёме на работу.
Цилиндр – этот символ социального статуса капиталистов - потом уступил место котелку, хотя капиталистов до сих пор изображают в цилиндрах. К концу 19 века биржевые маклеры, заработавшие гигантские состояния на биржевых спекуляциях, стали новым символом финансового успеха. Цилиндр очень мешал суетливой работе биржевого спекулянта, потому что во время биржевых торгов, выкидывая руку вверх, можно было сбить цилиндр соседу, да и свой мог слететь, потому головной убор приобрёл более обтекаемую форму и меньший размер. Вскоре котелок, как и прочие атрибуты успешных людей, стал модным и перекочевал на остальное население. Фрак с его “чудным выемом” маклеру с его стоячей работой тоже не был нужен. Но фрак не умер, он до сих пор сохранился, как концертная одежда музыкантов и других артистов – за роялем “стихии” не страшны, а парадный вид не теряется и в сидячем положении. Впрочем, фрак сохранился не только у артистов, его продолжают использовать как парадную одежду в некоторых локальных сообществах.
Борода и старость как символ
Бороды, которые Пётр I сбривал у бояр, преподносят как символ, олицетворяющий мужское достоинство, а бритьё бород списывают на то, что у самого Петра борода не росла. Не берусь судить о том, росла ли борода у царя Петра, и это ли является причиной его нелюбви к бородам. Для меня важен вопрос: что такое борода, и какое она имела значение?
Историк Андрей Фирсов в одной из своих лекций упомянул, что царь Алексей Михайлович, отец Петра I, будучи уже немолодым, сватаясь к Наталье Кирилловне Нарышкиной, сбрил бороду! Что ж это за “мужское достоинство”, если от него отказываются ради женщины? Но если бороды носили и готовы были платить “налог на бороды” за право её ношения, значит: борода действительно имела статус. Но какой?
Как человек, некоторое время носивший бороду, могу сказать, что уход за бородой требует гораздо больше времени, чем её ежедневное бритьё – возможно, это было одной из причин петровской нелюбви к бородам, поскольку это был царь-труженник. Особенно много хлопот борода доставляет, если занимаешься какой-либо грязной и тяжёлой работой – волосы головы можно закрыть шапкой, а борода всегда открыта. У крестьян работа была тяжёлая и грязная, а бороды они носили.
Историки указывают, что неприлично было ходить без бороды после 30 лет. Здесь и лежит ответ.
В те далёкие времена детство было очень коротким, девочек отдавали замуж с 12 лет, а мальчики женились, начиная с 15 лет. После 30 лет мужчина уже считался стариком - у него были внуки и взрослые сыновья. Он был глава семейства, на него ложились распорядительные функции и контроль за выполнением работ, а большая часть мужской работы выполнялась сыновьями. То есть, если мужчина вырастил сыновей, работы на него ложилось меньше, работа была легче, работа была чище; он мог больше времени уделить своей внешности, тем более что это было необходимо, так как мужчины, имеющие за собой взрослых сыновей, становились старейшинами и стремились продемонстрировать своё благополучие перед другими. Полная аналогия с ногтями – владелец бороды демонстрировал, что он не занят тяжёлым физическим трудом и имеет социальный статус более высокий, чем у других. Естественно, потом это стало традицией, а борода в дополнение к символу социального статуса стала символом мудрости - Старик Хоттабыч свою магическую силу черпал именно в бороде.
Мудрыми стали считать всех стариков, даже тех, кто в маразме. Уважение также стало обязательным по отношению ко всем старикам, хотя уважение – это не седина и морщины, которые приходят сами, уважение надо заработать, но это уже не имеет значения, так как уважение к старости происходит от социального статуса старейшин (стариков) прошлого.
Пётр I брил только бояр и дворян. Эти сословия находились на государственной службе, и за эту службу получали в собственность землю и крестьян, которые обязаны были на них работать. Этим бритьём Пётр I указывал боярам и дворянам на необходимость работать и стремился символически отнять статус бездельника.
----------------------------------------------------
Куда ни глянешь, везде животное желание не только увильнуть от работы, но и продемонстрировать это другим. Мне очень хочется опровергнуть теорию Сергея Савельева о том, что человек такое же животное, как и все остальные, и основной инстинкт человека - доминировать над другими. Но факты с упорством танка ломают все попытки.
Ломают всё, кроме веры, что человек – это Человек. Вот только найти бы его.