Авторский блог Марина Алексинская 02:30 11 августа 2024

Сон. Пробуждение. И снова сон. Продолжение

Часть II. «Король» и шут

Не удержался Томас Бах. Глава Международного Олимпийского комитета заявил, что «научно обоснованной системы идентификации мужчин и женщин» комитету так никто и не представил. «Томас Бах не иначе, как окончательно с ума сошел на почве обслуживания ЛГБТ* идеологии и требований США», - прокомментировал выступление председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков… Тогда как в тени, за кулисами таинственной истории остаются два фигуранта. Король и шут.

«Король»

двойной клик - редактировать изображение

«Король» – Бернар Арно. Известный бизнесмен. Филантроп.

Самый богатый человек планеты, в июле 2024-го возглавил глобальный рейтинг Forbes с состоянием в $ 211 млрд, президент и генеральный директор группы французской транснациональной компании Moët Hennessy — Louis Vuitton (LVMH), производитель люксовых предметов под торговыми марками Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Moët & Chandon, Hennessy, Chaumet… Бенефициар Олимпиады в Париже, компания LVMH – официальный спонсор Игр. Сделка, по данным Bloomberg, стала «крупнейшим спонсорским вложением» в истории Игр, компания инвестировала в мероприятие более 150 млн евро.

«Король» роскоши:

«Люди не понимают, что для того, чтобы прийти к успеху, нужно обладать двумя абсолютно противоположными друг другу навыками: видением художника и пониманием логики маркетинга. Это очень сложный процесс».

«Король» - и на шахматной доске «современного искусства». Значительного, переживающего бум сегмента глобальной экономики.

Личная и корпоративная Фонда Louis Vuitton коллекция – это, по оценкам экспертов, 2500 работ, в том числе, таких культовых художников как Ричард Принс, Андреас Гурски, Пьер Юиг, Энди Уорхол, Дэмиан Херст… Рядом с которыми, проснись они, Боттичелли с Микеланджело стыдливо бы ретировались, почувствовав себя карликами.

Часть собрания впервые была представлена в 2009-м, на выставке в Гонконге.

А через десять лет Фонд Louis Vuitton привез коллекцию в Москву. В ГМИИ имени Пушкина состоялась выставка «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное».

Это была вторая попытка Дома привлечь внимание не только к моде, но и «современному искусству». Первая – выставка «Душа странствий» в поддержку благотворительного фонда «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой с треском провалилась. Павильон высотой девять длиной тридцать метров, что был возведён на Красной площади, оказался – никто не понял почему – камнем преткновения. Припомнили и Руста с его легкомоторным самолётом, в Думе кто-то назвал павильон «чемоданом бабла на сакральном месте», Владимир Жириновский – «троянским конем». Последовал запрос генеральному прокурору, мэру Москвы, в спецслужбы, в Администрацию Президента (Кремль открестился от проекта). Павильон разобрали.

Выставка «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» тоже не без скандала, взрыв в социальных сетях таки случился, но – состоялась. В экспозиции 65 произведений. Классика «современного искусства». Выражение неразрывной связи художественного произведения с его владельцем. Трансляция понятия красоты как кристаллизации идеологически господствующей повестки.

В списке среди лучших работ:

Магия «вуду» или Grillo Жан-Мишель Баскиа. Одна из первых, которую приобрел Фонд. Выражение эстетики «социально-отверженных художников Бруклина и Брунса – чернокожих авторов, говоривших новым языком - языком улицы».

двойной клик - редактировать изображение

«Антропометрия. Без названия» Ива Кляйна. Эксперимент всех времён и народов: обнажённые девушки-модели намазывали себя синим пигментом в вёдрах, ложились лицом вниз или растягивали друг друга на листах бумаги, прижимая изображения по ходу движения. «Забавный пережиток дофеминистских тёмных кругов».

«Гудрун» Герхарда Рихтера. Казалось бы, обычная, с позволения сказать, концептуальная мазня в жанре «новой американской живописи». Но – необычная. «Трагедия в красках». Размышление художника о терроризме и репрессиях (Гудрун Энслин – западногерманская террористка, одна из четырех погибших идейных лидеров леворадикальной группы «Фракция Красной армии»).

двойной клик - редактировать изображение

Вообще, слово в «современном искусстве» в высшей степени важно. Описание работы подчас важнее самой работы, с ним специально обученные люди формируют концепцию, вкладывают рефлексии художника в зависимости от конъюнктуры арт-рынка. Ибо арт-рынок – это не только про распределение, но и арена, на которой «сражаются за то, как следует рассматривать и оценивать искусство».

Гвоздь программы, ну, конечно, скульптура Маурицио Каттелана. Нельзя не заметить. На самом авантажном месте. Прямо под потолком холла музея, над белой из мрамора лестницей висит чучело лошади (обещала к теме вернуться). Называние – «Баллада о Троцком», посвящение Льву Троцкому, размышления художника о русской революции. Да и сам Каттелан – не простая «штучка». Художник-самоучка. Вырос в бедной семье уборщицы и водителя грузовика, работал на почте, был поваром, уборщиком, донором банка спермы, работал в морге… идиотизм называет своей исключительной чертой поведения. Сегодня – один из самых, если не самый дорогой из современных в мире. Бернар Арно приобрел «Балладу о Троцком» в 2004 году на аукционе Sotheby’s за $ 2,1 млн.

двойной клик - редактировать изображение

«Всё современное искусство – коммунистическое» – тиражируют фразу Джорджа Дондеро, члена Палаты представителей США от республиканской партии. Оригинально. Если принять во внимание тот факт, что весь проект «современное искусство» был инициирован «справа», выдвинут «мозговыми центрами» Великобритании и США как альтернатива «социалистическому реализму».

Но как бы то ни было, ставка на «левизну» - работает. Тему «миллионера из трущоб» никто не отменял.

И нож гильотины – заточен. Буржуазная революция, буржуазно-демократическая революция, социалистическая революция, культурная революция, сексуальная революция, цветная революция, Болотная революция, революция гордости… Левые оказываются правыми. Правые – ультралевыми.

Ça ira!

Вы определитесь: вы в старорежимном дряхлеющем прошлом или – в сверкающем всем спектром свобод, стирающем навстречу безудержному веселью все границы будущем?

Бунт, анархия, расшатывание порядка, ниспровержение основ задорого покупается-продаётся. Стратегия, как в рекламе, – на вспышку, мгновенную эмоцию, что переворачивает сознание, срывает голову.

Ещё никогда рынок художников не был столь переполнен. Но только десяток-другой (включаются технологии маркетинга) на первых позициях хит-парада, своими работами обслуживают вкусовые пристрастия всей мировой элиты.

Попасть художнику в орбиту Бернара Арно – всё равно, что пальцем в небо попасть.

Голубая мечта.

Причастность к миру богатых и знаменитых, к мировой элите.

Шут

двойной клик - редактировать изображение

И всё-таки главный герой драмы Гюго «Король забавляется» - шут.

Шут Трибуле.

Плебей, маленький горбатый уродец, он не нашел себе места в обществе и потому стал придворным шутом французского короля Франциска I. Цензура запретила постановку драмы как подрывающей авторитет королевского двора. Но Верди, великий Верди, создал через несколько десятков лет по её мотивам нечто восхитительное, чарующее, одну из своих лучших опер «Риголетто»; более популярной арии чем «Песенка Герцога» в природе просто не существует.

Меняются эпохи, трансформируются вкусы. Шут как феномен культуры не уходит со сцены, хоть что-то ещё остаётся неизменным. Шут, как говорится, он и в Африке шут. Забавный дурак при коронованной особе. Развлекает, смеется, веселит, трюкачит… порой под маской шутовства скрывает недюжинный ум и прозорливость.

Собственно говоря, весь мой интерес к Олимпиаде и продиктован явлением нового шута. Новизна, она вообще интересна. Гипнотизирует. Куда не посмотришь, кругом – новизна. «Новое мышление», «новая этика», «новая опера», «новый театр», «новое литературное обозрение», «новая нормальность». А тут новое имя на мировой арене: Томас Джолли меняет Жерара Мортье.

Жерар Мортье (1943 -2014) – персона слишком важная в контексте развития художественного процесса, чтобы о нём лишний раз не напомнить. Есть даже такое понятие – «эпоха Мортье». Включает те десять лет, на протяжении которых он, «левак», руководил Зальцбургским фестивалем, детищем диктатора симфонической, оперной музыки Герберта фон Караяна. В 2001-м показал «козу» караянистам, вывел в авангард постановку оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь» в редакции Ханса Нойенфельса. Режиссёр перенёс действие в гитлеровский Рейх, напичкал зрелище смачными «картинками» наркомании, гомосексуализма, мастурбации, инцеста, прозвучала и «хрустальная ночь» - на сцене принялись бить стекло… Публика, еще мало подготовленная к такому художественному высказыванию, пришла в пограничное состояние. Начались крики, посыпались проклятия, требования вернуть деньги, бросить «мистера Мортье в тюрьму»! Так Жерар Мортье стал кумиром мировой элиты. Мировые медиа, как по команде, подчеркнули «ту важную роль, - цитирую «Гардиан» (The Gardian), - которую он сыграл в роли enfant terrible, готового в любой момент разжечь эмоции зрителей и шокировать их так, что они выбегут из зала».

И Жерар Мортье – тоже не чужой в России. Был принят руководством Большого театра; в 2012, 2013 годах – председатель Дягилевского фестиваля в Перми.

Информация о Томасе Джолли (Thomas Jolly) или Тома Джолли, или Тома Джоли (написание имени варьируют) пока скупа.

Комик и режиссёр.

«Привлекают чудовищные крайности человеческого поведения».

Родился 1 февраля 1982 в Руане (кстати, родине и Бернара Арно), вырос в семье печатника и медсестры. Еврей. Открытый гей, живёт с парнем, также по имени Томас, шутит: «мы Томас в квадрате». Театр изучал в Университете Кана и Национальной школе Национального театра Бретани в Ренне. В 2006-м основал La Piccola Familia («Маленькую семью»). С января 2020 по ноябрь 2022-го руководил национальным драматическим центром на набережной Анжер. Среди постановок отмечают переосмысление «Ромео и Джульетты» для Парижского оперного с включением вакинг – уличного танца, что зародился в гей-клубах Лос-Анджелеса ещё в семидесятых, а также гендерную постановку киберпанк-оперы-мюзикла «Стармания» (Starmania). «Мы хотим дебатов, а не споров, - из интервью режиссёра журналу L’Obs («Новый обозреватель»), – любопытства, а не неприятия. Забота о других, а не страх ... вот для чего нужны шоу». С 18-часовой постановкой «Генриха VI» Шекспира Томас Джолли достал Жар-птицу, вырвал её перо; полная версия была представлена на Авиньонском фестивале ( 2014 год).

«… Занавес поднялся, и уже первая сцена – похорон короля Генриха V – постепенно, но достаточно решительно начала зачёркивать трагедию и переписывать её в буффонаду, - цитирую очевидца событий, офицера французского Ордена «За заслуги в области искусств», журналиста «МК» Марину Райкину.- Зал смеется, зал хохочет, несмотря на трагическое содержание. Временами это даже похоже на капустник, степень условности как на детском утреннике: рыцари скачут на стульях, как на лошадях, орлеанская дева — Жанна д’Арк бегает с синими волосами, сцена боя представлена в виде танцев в ночном клубе».

И что неудивительно: Томас Джолли – тоже не чужой в России.

На модной площадке «Гоголь-центра» своего друга «режиссёра с мировым именем» Кирилла Серебренникова поделился со зрителем не до конца «проработанным» психосексуальным опытом. Представил, но уже с местными артистами, один из своих дебютных спектаклей «Арлекин» по пьесе Мариво, историю о том, как жирная старая карга Фея-нимфоманка «воспитывает любовью» субтильного Арлекина, доводит мальчика до форменного озверения.

Но это – в прошлом.

Сегодня Томас Джолли – понты и пафос. Арт-директор, режисёер открытия и закрытия Олимпиады, самого представительного мирового политического форума. Барометр художественного процесса. К нему присматриваются.

Чего ждать от погоды?

Какие ещё задаст тренды?

Влево-вправо дернётся стрелка?

Париж в преддверии закрытия Олимпиады приоткрыл секреты.

Состоится на знаменитом, на 80 000 мест, стадионе «Стад де Франс» (Stade de France). И это будет «совершенно новое» (конечно, новое) шоу под названием Records («Рекорды»). Как будто Леди Гага присоединится к церемонии. Но точно, что 62-летний Том Круз исполнит опасный трюк в стиле «Миссия невыполнима»; спустится на веревке с крыши стадиона на поле арены c олимпийским флагом в руках. Сотни артистов, клоунов, акробатов, танцоров, всемирно известных певцов станут участниками шоу. Будут и оригинальный саундтрек, и новые интерпретации, частично шоу пройдёт в воздухе, а гигантские декорации, костюмы и впечатляющие световые эффекты отправят зрителей… уже не в кровавое вчера и гендерное разнообразие завтра, как это было на открытии, но - во «вневременную вселенную». Визуальное представление сразит воображение, над ним будет стоять подпись его художественного руководителя Томаса Джолли.

Ну что тут скажешь, резюмируя?

двойной клик - редактировать изображение

Понятно, что с «сатанинским шабашем» - открытием Олимпиады Томас Джолли арт-систему не перевернул. Да, он превзошёл инсценировку празднества «наслаждений, беспорядка, шума и кутежа» с центральным выходом Бафомета, что на десерт было устроено на импровизированной площадке для глав европейских государств по случаю открытия Готардского железнодорожного тоннеля. Но и с закрытием – при всех замашках на гигантоманию, всех головокружительных финансовых вливаний Бернара Арно – до бриллиантового «Бала сатаны» во французском поместье Ротшильдов Шато-де-Ферре ведущему режиссёру Франции не дотянуть.

двойной клик - редактировать изображение

P.S. Итак, сегодня, в воскресенье 11 августа, летние Олимпийские игры в Париже завершатся. Но игра, «Большая игра», – продолжится. Участие в ней России… ещё в одном. В рамках «Россотрудничества» проводят диктант по русскому языку.

*организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена

1.0x