Авторский блог Сергей Яновский 14:05 30 января 2019

О том, как воевода увидел сон на Волге

премьера Московского историко-этнографического театра
1

В Московском историко-этнографическом театре состоялась премьера пьесы А.Н. Островского "Воевода. Сон на Волге", принадлежащая к малоизвестному наследию классика отечественной драматургии. В царское время её упрекали за идеализацию разбойников, в советское — не устраивала идеализация православного начала и один из вариантов развязки сюжета, который как раз и представлен в данной постановке.

Действие спектакля разворачивается летом 1670 года в волжском городе Костроме. Тирану и самодуру, воеводе Нечаю Шалыгину противостоит вольный духом, беглый посадский Роман Дубровин, а также дворяне — отец и сын Бастрюковы. Все симпатии А.Н. Островского — на стороне Дубровина и Бастрюковых.

Пьеса блестяще передаёт отличительные черты славянского национального самосознания — жизнь по правде и справедливости, готовность постоять за неё и даже ответить головой. Воевода Нечай Шалыгин в своё время ограбил Романа Дубровина, разорил его дом, отнял жену, а его самого бросил в тюрьму, откуда тот сбежал и возглавил ватагу "благородных разбойников"…

В стране — "бунташное" время: на юге Руси "калина красная цветёт… и дарует волю Разин", уже взяты Царицын и Астрахань, удалая разинская вольница идёт вверх по Волге… Продолжать смиряться — означает нанести непоправимый вред своему духу. Ватага разбойников готовится отплыть к Разину, старший Бастрюков шлёт челобитную в Москву на воеводу, лихоимца и притеснителя, его сын пытается силой отбить у Шалыгина свою невесту…

Главный герой Роман Дубровин — беглый удалец, вольный человек, живёт радостно, а схваченный стрельцами, готов умереть достойно, не делая трагикомедии из своей жизни, как воевода Шалыгин.

Но все герои пьесы живут в среде одних и тех же нравственных устоев и представлений, которые на протяжении веков создавались их предками и были главным заветом потомкам. Недаром Островский уделяет повышенное внимание народному творчеству, всячески используя его при написании пьесы. И режиссёр-постановщик Михаил Мизюков сумел прекрасно это передать, а актёры — воплотить в своей игре. Со сцены раздаются яркие, причудливые сравнения, гениальные изречения, искромётные пословицы, присказки и прибаутки. Неудивительно, что И. Тургенев писал: "А "Воевода" Островского меня привёл в умиление. Этаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него… какая местами пахучая, как… русская роща летом, поэзия".

Исходя из народных представлений о вещем, пророческом содержании сновидений, Островский делает кошмарный сон воеводы, ярко демонстрирующий его внутренний разлад с самим собой, центральным событием пьесы и поворотным моментом в развитии сюжета. Ужас, переживаемый Шалыгиным, оттеняет фантастическая сцена с домовым, который приходит, чтобы навеять тихие мирные сны тем, кто этого заслужил. Недаром правитель-самодур в конце концов приходит к покаянию, чтобы иметь мир в душе и жить в ладу с собственной совестью. Счастливая концовка пьесы звучит крайне актуально для наших дней, когда общество, как никогда, нуждается в согласии и примирении.

***

Ближайшие премьерные спектакли: 2 и 15 февраля, 19.00.

Тел. для справок: 8 (499) 184-17-11, 8 (495) 411-11-35.

Адрес театра: ул. Рудневой, 3. Проезд: от станци метро "Бабушкинская", автобусами №№124, 174, 238; от станции метро "Свиблово" автобусами №№183, 185; от станции метро "Медведково" автобусом №601 до остановки "Станция "Лосиноостровская""; от станции метро "Комсомольская" любой электричкой с Ярославского вокзала до станции "Лосиноостровская".

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
3 февраля 2019 в 14:15

"общество, как никогда, нуждается в согласии и примирении"
Как в пьесе, нужно, чтобы "правитель-самодур" пришёл к покаянию, причём действенному. Очень сомнительно... Одни призывы ни к какому "рывку" не приведут

1.0x