Эрих Пауль Ремарк (имя Мария он возьмет в 1918 г., в честь умершей матери) родился 22 июня 1898 года в немецком городе Оснабрюк. Фамилия, которую он прославит и увековечит, имела французское происхождение и досталась ему от прадеда, который был родом из Пруссии. Отец Эриха, Петер Франц Ремарк, родившийся в Кайзерсверте 14 июня 1867 года, взял в жены коренную немку Анну-Марию Шталькнехт, которая была моложе его почти на четыре года. Семья жила скромно, но профессия главы семьи – переплётчик определила любовь будущего писателя к литературе, поскольку в доме Ремарков всегда было много книг. Детство Ремарка нельзя назвать счастливым, семья была многодетной, к тому же у Эриха сложно складывались отношения с отцом, всё это усугубила болезнь, а затем и смерть в пятилетнем возрасте старшего брата, но все эти тяготы компенсировались нежной любовь матери, с которой у Ремарка до самой её смерти были самые близкие отношения. Юный Ремарк мечтал стать учителем и в 1915 году, после окончания народной школы и католической учительской семинарии Эрих Мария Ремарк был зачислен в Католический Королевский Педагогический Колледж в Оснабрюке, который должен был окончить в 1919 году. Но кругом уже гремела мировая война. Вместо быстрой победной компании Германия втянулась в тяжелейшую позиционную войну на истощение. Для этой войны нужны были миллионные армии. И 21 ноября 1916 года восемнадцатилетний Ремарк был призван в армию и оказался в запасном батальоне 78 пехотного полка. Батальон размещался в Оснабрюке, здесь будущий писатель впервые одел военную форму, прошел начальную военную подготовку и 21 января 1917 года получил годичное направление в действующую армию.
Справедливости ради, отметим, данные о военной службе Ремарка крайне скупы и найти документы о его участии в военных действиях того периода практически невозможно. Мы можем судить о нем, как об опытном солдате и фронтовике только по его знаменитым произведениям - «На Западном фронте без перемен», «Возвращение», «Три товарища» и др.
5 мая 1917 года Ремарка направили в первую роту первого запасного батальона 78 пехотного полка, а 12 июня - перевели полевое рекрутское депо Второй гвардейской резервной дивизии, которая располагалась в Ленгле на территории Франции. Но и там он не задержался, и 26 июня оказался в подразделении под названием Schanztrupp Bethe – охранный отряд 15 резервного пехотного полка 2-й гвардейской резервной дивизии.
Интересная ситуация сложилась с пребыванием Ремарка в гвардейской дивизии. Обычно гвардейскими были самые прославленные и боеспособные дивизии. Но 2-я дивизия называлась гвардейской, но состояла из вестфальского и ганноверского резервных полков. Поэтому Ремарк, хотя и числился гвардейцем, но в полной мере им не был. Однако, именно в составе 15 резервного полка будущему писателю пришлось пережить свою главную встречу с войной. Спустя несколько недель, после своего прибытия на фронт, 31 июля 1917 года, во время отражения атаки французов он был ранен осколками гранаты в шею, левую ногу и в правую руку. Произошло это так, он выглянул из-за бруствера, и именно это и спасло ему жизнь. В этот момент прямо над головой взорвалась ручная граната. Стальная каска приняла на себя большую часть осколков, прикрыв голову и грудь, но несколько осколков всё же поразили руку и ногу, а один попал в шею –едва не задев сонную артерию.
О своих ощущениях в этот момент Ремарк подробно рассказал в своем антивоенном романе «На западном фронте без перемен», который принес ему мировую славу и признание. В нем повествование ведется от имени молодого солдата Пауля Боймера. Именно через его судьбу Эрих Мария Ремарк рассказывает и о своем ранении, и о том, как донес до части раненного друга на себе.
В реале же, самого Эриха, истекающего кровью вынесли в тыл. А дальше был санитарный поезд, а затем 309 полевом госпиталь, откуда его отправили в госпиталь Святого Винсента в Дуйсбурге. Этот госпиталь существует и сей день, и сегодня, каждый, попадающий туда, знает, что это место лечения и реабилитации великого Ремарка. Но это сегодня, а в 1933 году, пришедшие к власти нацисты решили, что у расово правильного немца не может быть таких пораженческих настроений, которыми пропитаны книги Ремарка, и гитлеровцы объявили писателя «предателем родины», лишили немецкого гражданства и устроили показательное сожжение его книг.
Но это было потом, а в 1918 году Эрих Мария Ремарк, залечив раны, продолжил свою службу в канцелярии госпиталя. И за месяцы работы здесь, он увидел так много крови и горя, что это навсегда сделало его противником войны. Странным образом это роднит Ремарка с русским поэтом Сергеем Есениным, который так же прошёл мировую войны санитаром санитарного поезда, а за тем писарем госпиталя. Так же как Ремарк, Есенин в госпитале стал убеждённым противником войны.
В романах Ремарка госпиталь в Дуйсбурге не раз служит сценой, на которой разворачиваются события, подсмотренные писателем в реальной жизни.
Из госпиталя его выписали 31 октября 1918 года, после чего отправили в 1-й запасной батальон 78-го пехотного полка в Оснабрюке. К этому моменту Германия уже находилась на грани поражения. Фронт разваливался, началось массовое дезертирство и революционные брожения в войсках. На фронт Ремарк уже не попал. 11 ноября Германия капитулировала.
5 января 1919 года Ремарк был демобилизован, и по возвращению домой, он неожиданно для окружающих стал носить лейтенантскую форму, «железный крест» и даже возглавил местный Союз ветеранов войны, хотя официально ни званий, ни наград он не имел. По другой версии 15 ноября 1918 года «Железным крестом» Первого класса Ремарка награждает совет солдатских депутатов Оснабрюка. В смутное время революции начались и такие награждения «от общественности». Впрочем, это уже споры его биографов, а сам Эрих Мария Ремарк был убежден в том, что имеет на все это право, поскольку человек, прошедший через войну, уже не сможет быть прежним….
И именно Ремарку, солдату одного боя, удалось через свое творчество выразить боль и разочарование миллионов солдат всех воюющих сторон, бессмысленной мировой бойней, в которой ему пришлось поучаствовать.
«Война сделала нас никчемными людьми. Мы больше не молодежь. Мы уже не собираемся брать жизнь с бою. Мы беглецы. Мы бежим от самих себя. От своей жизни. Нам было восемнадцать лет, и мы только еще начинали любить мир и жизнь; нам пришлось стрелять по ним. Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них. Мы верим в войну». Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен»