Церемония открытия «Евровидения-2017» состоится на территории древнего киевского монастыря. Так решили Европейский вещательный союз, Национальная телекомпания Украины и Киевская горадминистрация. Да, Софийский монастырь ныне не действующий. Государство, преемником которого официально признаёт себя нынешняя Украина, его отобрала у Церкви ещё в 1919 г. На этом основании представитель мэрии заявляет: «София Киевская сейчас не действует как храм — это музей. Поэтому мы не оскорбим никаких религиозных чувств верующих».
Так ли это, и только ли о чувствах верующих должна идти речь?
Проведем для начала небольшой ликбез для нынешних чисто начальников полуторатысячелетнего града.
Софийский монастырь, прежде всего, известен одноимённым собором первой пол. XI в. В храме сохранились самый полный в мире ансамбль мозаик и фресок XI в. Множество граффити, в т.ч. XI—XII вв., это ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник (как, например, азбука из двадцати семи букв (23 греческих и славянских б, ж, ш, щ) и автограф Анны Ярославны, королевы Франции).
Собор возводился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в ромейской архитектуре перелома I-II тысячелетий. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими. Похоже, Великий князь Киевский поставил задачу создания главного храма Руси. Отсюда и роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился правитель и его окружение.
Есть сведения о наличии возле собора подземных помещений. Несколько раз, начиная с 1916 г., предпринимались попытки их исследования, так и не завершенные. По одной из версий, в этих подземельях хранилась легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого». Ваш покорный слуга принимал участие в её археологических поисках у южной стены монастыря (проводившихся экспедицией под руководством академика П.П. Толочко), но обнаружено в том месте было кладбище, о чём ниже.
Софийский собор и Киево-Печерская лавра стали первыми внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятниками архитектуры на территории Украины. Однако сейчас София находится под постоянной угрозой изъятия из этого перечня, поскольку требования к содержанию памятников ЮНЕСКО постоянно нарушаются городской и государственной властью. В зоне Софии ведётся строительство, превышающие допустимую этажность исторического заповедника, а также представляющую опасность режиму грунтовых вод.
Всё это лишь подтверждает, что взывать к высоким чувствам властей нелепо. Для них всякая там пятинефная архитектура – такой же культур-мультур, как и «Евровидение» (на самом деле за последние сорок лет не оставившее никакого следа даже в поп-музыке). Впрочем, «Евровидение» даже «круче»: оно ведь теперь продвигает «общечеловеческие ценности» в виде бородатых кончит и разнополых сердючек с их столь востребованным в «цивилизованном мире» «Раша гудбай!».
Но вот что касается «недействующего храма», здесь, выражаясь языком нынешней городской власти, «отмазка не канает». Ибо незнание уголовного кодекса (в частности статьи об оскорблении религиозных чувств) не освобождает от ответственности. Правда украинские властиимущие и ответственность… Это даже не параллельные, какие-то перпендикулярные реальности.
Как бы там ни было, а храмов Христовых совершенно недействующих не бывает. Хотя бы потому, что Христовы они. Что подчёркивает архитектура Софийского собора. Изначально он – византийского стиля.
Софийский монастырь и собор. Рисунок Абрахама ван Вестерфельда, 1651 г.
В византийском стиле центральный купол храма всегда играл роль напоминания о Христе. Двенадцать меньших куполов ассоциировались с первыми апостолами, чья принятая за нас (в том числе, украинских кэрманычив) смерть, как правило, была страшна и мучительна подобно Христовой.
Подкупольное пространство собора имеет форму креста – символа жертвенного подвига Христа. Столпы собора также имеют в сечении крестообразную форму.
– Для кого-то Святая София – памятник, для нас, в первую очередь, святыня, – резюмирует глава пресс-службы УПЦ (МП) Василий Анисимов. – Храм Святой Софии Премудрости Божией – это храм Христа Распятого. То, что храм Христов до сих пор осквернен, в нем запрещены службы, — продолжающееся преступление против Бога. И оправдывать свои похоти преступлением – только усугублять его.
– Но допустим, Василий Семёнович, люди не знают или не верят в то, что жертва Христа, это подвиг их Отца, своими смертельными муками искупившего их грехи. Поэтому не осознают, что «продвинутая» тусовка полуголых трансгендеров в Доме Господнем, ещё более кощунственно, чем танцы на могилах собственных родителей. Очевидно, их духовные покровители – Филарэты да Гузары – не в состоянии своим объяснить своим праздничным «подсвечникам» это, да и не ставят такой задачи.
Но хотя бы советники мэра должны же просветить его та тот счёт, что согласно «Повести временных лет» София была заложена Ярославом Мудрым на месте его победы в 1037 г. над печенегами, подступившими к Киеву. Таким образом, это место массовой гибели наших предков.
– Софийский монастырь, сам по себе – некрополь, – рассказывает Василий Семёнович. – Девять веков здесь хоронили наших выдающихся соотечественников. В самом соборе было пять княжеских усыпальниц: Ярослава Мудрого (1054), Всеволода Ярославича (1093), Ростислава Всеволодовича (1093), Владимира Всеволодовича Мономаха (1125), Вячеслава Владимировича (1154).
В 1280 году в храме был похоронен сподвижник Александра Невского митрополит Кирилл, в 1497 г. – убитый крымцами священномученик Макарий Киевский, в 1690 г. митрополит Гедеон, затем, уже в XVIII–XIX вв. митрополиты Рафаил Заборовский (1747), Арсений Могилянский (1770), Гавриил Кременецкий (1783), Самуил Миславский (1796), Иерофей Малицкий (1799), Серапион Александровский (1824), Евгений Болховитинов (1837) — основоположник научного изучения Софии.
Вдоль ограды обители веками хоронили известных киевлян и монахов. В том числе троих священников, расстрелянных большевиками при экспроприации монастыря. Последним из киевских митрополитов здесь был похоронен в 1929 г. успевший пройти лагеря Митрополит Киевский и Галицкий Михаил. Так что Софийский собор — храм на крови.
В послевоенное время при «благоустройстве» уже музея-заповедника все могилы были срыты: кладбище превратили в зону отдыха экскурсантов: дерн, асфальтированные дорожки, скамейки.
– Но так было до Ющенко, изображавшего из себя, как мы помним, святошу Святее Самого… промолчу тут. Мы помним и «преломление хлебов» перед походом на ботоксную диоксиновую "голгофу", и созидание «поместной Церкви»… Но тот «мэссия» решил на территории Софии оборудовать зал президентских приемов.
– Ну да: банкеты, фуршеты, брызги шампанского, песни-пляски… Чем же еще заниматься на кладбище? Если он и любил Церковь, то какой-то уж очень странной любовью.
Банкетный зал разместили ведь в резиденции киевских митрополитов с 1730 г., вместо того, чтобы хотя бы это вернуть Церкви. Филарет же с Кравчуком митрополичьи покои на Пушкинской, 32 вместе с Владимирским кафедральным собором отобрали в первый год независимости.
Но на самом дел ещё Ющенко влез в Софию ещё в 2001 г. Когда его избирательный блок «Наша Украина» шёл на парламентские выборы 2002 г., он определили себе штабом здание Киевской духовной консистории на территории Софии.
– Руководителем штаба, кстати, был кум «мэссии» Петро Порошенко. А при Порошенко-«президенте» распивают уже даже не в митрополичьей резиденции, а прямо на могилах. Последний фуршет в честь годовщины «незалежности» был устроен на открытом воздухе.
– И как сейчас, так и тогда ради соратников кумовского дуэта Ющенко-Порошенко для посетителей при этом закрывают вход с ул. Владимирской. Тогда его сделали въездом-выездом для депутатских машин. Здесь же устроили автостоянку. Я интересовался у руководства музея-заповедника «София Киевская», не угрожают ли сохранности собора «Мерседесы-кубики», гоняющие по территории монастыря (Церкви же, её исконное имущество не возвращается под предлогом якобы невозможности обеспечить его сохранность во время богослужений). Но меня в очередной раз обозвали «антиукраинским элементом московского патриархата».
– Теперь здесь служат вполне украинские элементы. Филарэту отдали в пользование Рождественскую трапезную церковь монастыря или Малую Софию. И тот первым делом… переименовал её! Вот что рассказал директор Международного института афонского наследия Сергей Шумило. «Меня агентом Москвы назвали только потому, что я выразил удивление: как это так – храм 200 лет был в честь Рождества Христового, а потом кто-то неожиданно – с кем это согласовывалось, я не знаю – решил переименовать его в Ярослава Мудрого. Хотя именно этот храм никакого отношения к Ярославу Мудрому не имеет. Он был построен в середине XVIII века».
Подобное было бы невозможно, если бы «европейская» Украина прислушалась к рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1556 (2002 г.), где, в частности, говорится: «Гарантировать религиозным институтам, собственность которых была национализирована в прошлом, реституцию этой собственности…». Исконный же собственник того, что ныне называется «музей-заповедник» – двухтысячелетняя Православная Церковь, основанная Самим Христом. Самопровозглашённый же «Киевский патриархат» был основан 24 года назад Кравчуком.
Одно лишь радует – до 2014 г. этому самому «музею-заповеднику» принадлежала – не поверите – и Судакская крепость с храмом Евангелиста Матфея на её территории. Теперь хоть за их сохранность переживать не приходится.
P.S. Что же касается, «европейской культурной общественности» в лице Европейского вещательного союза, то она в прошлом году уже продемонстрировала, что не прочь завершить то, что не удалось гитлеровцам, намеревавшимся взорвать Софию, как это случилось с Успенским собором Киево-Печерской лавры.