Авторский блог Фрол Владимиров 08:59 3 мая 2021

Сочи: 300 дней подлости

Сегодня исполняется 300 дней со дня сноса монумента Подвигу русских солдат в Сочи

Как поется в известной песне из известного фильма, «мгновенья раздают — кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие». Сегодня мгновения раздают — позор. Сегодня исполняется 300 дней со дня сноса монумента Подвигу русских солдат в Сочи. История нашумевшая, но многие обстоятельства произошедшего остались за кадром или не были осмысленны в достаточной мере. Пришло время углубиться в подробности.

Итак, 30 июня 2020 г. в Адлерском районе города Сочи был открыт памятный знак в честь закладки укрепления Святого Духа, которая состоялась 18 июня 1837 года по старому стилю. Не все знают, что город Сочи – это наследие Кавказской войны (1817–1864), самой долгой в истории России. Поселения, которые стали впоследствии районами Большого Сочи, начиная с Адлерского и заканчивая Лазаревским, возникли с 1837 по 1839 год как цепь укреплений Черноморской береговой линии, «построенных Россией для обеспечения безопасности морских границ Восточного Причерноморья». Этот исторический факт сообщала памятная табличка монумента, который был демонтирован 8 июля 2020 г., то есть на девятый день после торжественного открытия.

Чтобы понять, как удалось постолимпийскому Сочи поставить этот невообразимый рекорд, нужно вернуться в далекий 1988 г. Тогда празднование 150-летия со дня основания города вызвало недовольство черкесского национального меньшинства, поскольку юбилейные торжества были приурочены к дате 3 мая. Кстати, весьма символично, что этот день сегодня. Сегодня город должен отмечать свою 183 годовщину. Но не отмечает. В этот день (21 апреля по старому стилю) в 1838 г. для покорения горцев русскими войсками был заложен форт Александрия, впоследствии переименованный в форт Навагинский, на месте которого возник нынешний Центральный район города. Под нажимом черкесских активистов в 1989 г. Сочинский городской Совет народных депутатов отказался от празднования дня города. 20 августа 1990 года этот орган выпустил документ «Об оценке празднования 150-летия Сочи в 1988 году», в соответствии с которым было решено «обязать отделы и управления горисполкома, городские ведомства, объединения ликвидировать на подведомственных предприятиях и организациях юбилейную символику, установленную в связи с празднованием 150-летия Сочи» и «изъять из продажи в подведомственных предприятиях товары с юбилейной символикой 150-летия Сочи». Ничего не поделаешь, «новое мЫшление». Как говорится, куй железо пока Горбачев. И ковали.

После разрушения СССР исторический ревизионизм вообще вошел в обязательную программу карьерного роста. Сигналом к борьбе с пережитками русско-советского империализма на Кавказе стало обращение Бориса Ельцина к народам Кавказа от18 мая 1994 г., в котором говорилось о появившейся возможности «объективной трактовки событий Кавказской войны как мужественной борьбы народов Кавказа не только за выживание на своей родной земле, но и за сохранение самобытной культуры». На этот документ черкесские деятели ссылаются до сих пор при всяком удобном случае как на образец правильного подхода к решению национальных проблем Кавказа. Справедливости ради нужно сказать, что «объективной трактовки событий Кавказской войны» как не было, так и нет, и, надо думать, появится она весьма нескоро. Трактовка событий Кавказской войны, это как норманнская теория, — не спокойный разговор о прошлом, а истерическое заклинание настоящего. Как только Россия разворачивается на Запад, легким движением пера варяги превращаются в норманнов, а Кавказская война — в мужественную борьбу народов Кавказа «за выживание на своей родной земле». Когда же Россия отворачивается от Запада, варяги оказываются славянами, а Кавказская война — цивилизаторским подвигом русского народа и российского государства. Ельцин дал команду дружить с Западом и каяться перед теми, перед кем Запад повелит каяться. Чиновнику приказали каяться — он и каялся. Чем строже приказ, чем искренней покаяние.

Но не успели местные карьеристы встать на колени перед потомками жертв колониализма, как нужно было опять «вставать с колен», ибо ветер политической конъюнктуры переменился. Заговорили о патриотизме, славном историческом прошлом России, начали даже устанавливать памятники русским полководцам Кавказской войны. Нужно было успеть проявить себя, поймать птицу карьерного счастья. И вот, в 2003 г. руководство Лазаревского района восстановило демонтированный ранее памятник Лазареву на перроне железнодорожной станции. Восстановило несмотря на протест черкесских активистов, несмотря на угрозу повторения попыток насильственного сноса памятника. Восстановить-то оно восстановило, но от личного участия в церемонии открытия памятника, на всякий случай, уклонилось. Помните, Беликова из чеховского «Человека в футляре»? «Для него ясны были только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь... В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: «Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло».

В 2015 г. футлярные люди Сочи были поставлены в еще более затруднительное положение. Некая почтенная организация подарила городу бюст. Да не кого-нибудь, а самого императора Александра II, в царствование которого Кавказская война завершилась выселением горцев с Черноморского побережья на Кубань и в Турцию. Не трудно представить себе, какую тревогу испытали чиновники при мысли о новых хлопотах. Однако организация была действительно влиятельная — обласканный Кремлем проект «Аллея Российской Славы» под председательством В. С. Ланового —, да к тому же патриотическая волна вздымалась в те поры девятым валом, поэтому, как ни пугал «черкесский вопрос», а пришлось ставить памятник неудобному царю. Казалось бы, тут и празднование дня города вернуть на 3 мая, но футлярные люди естественно подумали: «как бы чего не вышло!» … и не вернули. С 1989 г. местная власть дату празднования дня города переносила неоднократно, но в 3 мая не попала ни разу. Последними двумя остановками кочевой исторической памяти Сочи стали 21 ноября — день святого покровителя города Михаила Архангела, а с 2020 г. — 26 мая, когда в 1925 году Сочи получил статус курорта общегосударственного значения.

Застращали бедного сочинского чиновника неразрешимым «черкесским вопросом» — от мелкой музейно-архивной сошки до, страшно подумать, самого градоначальства, все запутались, никто не знает, как поступить, чтобы чего не вышло. Все время что-нибудь да выходит. Именно в двусмысленности жизненной ситуации местечковой бюрократии следует искать объяснение той чрезвычайной щепетильности, которую проявила межведомственная топонимическая комиссия во время заседания в Городском Собрании Сочи 13 февраля 2020, отказав инициаторам в установке ко дню рождения Адлерского района 18 июня 2020 года невинной композиции — информационной памятной таблички и исторического макета Адлерской крепости «Святого Духа». Ведь ежели Адлерский район вернул бы себе историческую дату основания, это что ж было бы? Опять бы заговорили о возвращении даты дня города? А чем этот юбилей закончился в 1988 – 1990 гг., местные сторожили помнили. Впрочем, многоопытные сочинские талейраны, опасаясь, как бы опять чего не вышло с заклятым «черкесским вопросом», подстраховались одновременно и от упреков в непочтительности к славному российскому прошлому. Причину отказа в установке памятника они объяснили тем, что инициативная группа не смогла предоставить документы, «подтверждающие историческое местоположение береговой крепости «Святого Духа». А члены инициативной группы, видимо заподозрив какую-то личную мелочную неприязнь — в самом деле, не церемонились же особо с доказательством исторического местопребывания Александра Освободителя, когда устанавливали памятник ему! — не поняли сигнал и монумент все же установили. Администрация города видимо тоже недооценила скользкость политического момента, ибо не предотвратила приглашение в Сочи для участия в церемонии открытия памятного знака Светланы Опар — праправнучки Николая Бестужева, брата погибшего при штурме мыса Адлер в 1837 г. декабриста Александра Бестужева-Марлинского. Не доглядели. Опростоволосились. Хуже того, мероприятие освещалось в выпуске новостей телеканала «Россия 1 Сочи», и — это уже полная управленческая катастрофа! — на официальном Интернет-портале города была размещена информация об установке в Адлерском районе памятного монумента — подумать только! — «подвигу русских солдат».

И началось…

7 июля 2020 г. на портале ОО «Кабардино-балкарский региональный правозащитный центр» было опубликовано Обращение к «Президенту РФ В. Путину, Местным властям Юга России» за подписью 55 активистов. Текст, начинавшийся вполне примирительным: «мы, равноправные представители народов России», переходил в дерзкие реваншистские выпады. Основные тезисы явно направленны на делигитимацию российского суверенитета над Кавказом: вместо устоявшегося в исторической науке термина «Кавказская война» — новый и конфронтационный термин «Русско-Кавказская война»; исторические деятели российского государства, среди которых Екатерина II, Суворов, Лазарев, Александр II, приравнены к «военным преступникам»; политика Российской империи определена как «колониальная». И словно этого всего было мало, один из «равноправных представителей народов России» указал в качестве места проживания «Причерноморскую Шапсугию».

Возникает вопрос: что должен был сделать идеологически зрелый и политически ответственный градоначальник, получив подобную оплеуху от крипто-сепаратистов? Или тот, кто стоит над градоначальником? Он должен был срочно, тою же ночью, собрать топонимическую комиссию, обзвонить чиновников в Краснодаре, чтобы уже утром следующего дня документы на установку монумента были в порядке. Он должен был пригласить представителей общественной организации адыгов-шапсугов «Адыгэ Хасэ» и сделать им внушение, ибо организация, получившая из бюджета Краснодарского края по 1 400 000 руб. в 2017 и 2018 гг. и 2 970 525 руб. в 2019 г. просто обязана бороться с проявлениями реваншизма и сепаратизма среди адыгов-шапсугов, обязана вести воспитательную работу с тем, чтобы люди не путали сохранение исторической памяти своего народа с посягательством на историческую память народа государствообразующего.

А как должны были поступить профессиональные историки и краеведы? Они должны были безотлагательно организовать конференции, выступить с лекциями, статьями и интервью в СМИ. Они должны были объяснить достопочтенной, но мало информированной публике, почему Российская империя в XIX в. не могла мириться с постоянной угрозой, исходившей от враждебных горских племен, которые жили «набеговым хозяйством» и поставляли живой товар на турецкие невольничьи рынки. Они должны были вскрыть подлинные причины, приведшие к трагическому выселению причерноморских черкесов в конце Кавказской войны и предложить задаться вопросом, согласилась ли бы, например, Британская империя на переселение такого количества великолепных воинов во враждебное ей и крайне опасное государство? Как Британская империя расправлялась с туземцами в Афганистане, Индии, южной Африке и других цивилизуемых территориях, хорошо известно. Российская империя дала возможность обозленным черкесам выселиться в империю Османскую, с которой, а в этом не было никаких сомнений, в будущем придется воевать. Историки должны были напомнить о том, что все серьезные державы возникли в результате покорения территорий. Кстати сказать, Турция, где обретаются самые ревностные борцы с памятниками «персонажам, развязавшим беспрецедентно жестокую войну» (цитата из Обращения 55-ти), целиком помещается на территории бывшей Византийской империи. Государства-гегемоны, раньше они назывались империями, сейчас — сверхдержавами, оформляли свои территориальные приобретения юридически посредством международных договоров и присяг местного населения, а символически — установкой памятников историческим событиям и деятелям, связанным с присоединением этих территорий. Историки и юристы должны были обратиться к недавно принятой поправке Конституции РФ, п. 2-3, ст. 67, гласящей: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается». Обязанностью историков, стоящих на страже нашей государственности, было показать, какой вклад в государственное единство внес Адрианопольский мирный договор от 2(14) сентября 1829 г. с Турцией, в соответствии с которым Черноморское побережье Кавказа переходило к России. Задача юристов заключалась в том, чтобы доказать, что воины, основавшие укрепление «Святого Духа» на восьмом году после подписания Адрианопольского мира, подпадают под определение «защитников Отечества». Специалисты обязаны были поднять архивные документы, свидетельствующие о том, на сколь выгодных условиях Российская империя первоначально предлагала горским племенам подданство — все эти списки подарков, подносимых местным князьям и подписи горцев под присягами на верность российскому императору, присягами, многократно приносимыми и столь же многократно нарушавшимися. Наконец, эксперты должны были с фактами и цифрами в руках показать, сколько делалось и делается в России для сбережения и развития черкесской культуры.

Однако, произошло нечто иное. На следующий день после публикации Обращения 55-ти, монумент был демонтирован. Тогда же, 8 июля 2020 г., «председатель Краснодарской краевой общественной организации "Адыгэ Хасэ причерноморских адыгов-шапсугов" Маджид Чачух сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что … он был на встрече в администрации Сочи, где ему официально заявили о демонтаже нового монумента». М. Чачух проинформировал о том, что имели место «обращения со стороны Международной черкесской организации», что вопрос был обсужден «на уровне федеральных уровней власти …, и глава города … принял решение о демонтаже памятника». Вот так. Инициаторы сноса не скрывали зарубежного следа. Активист Шамсудин Негуч, например, так и сказал: «Я считаю, что сноса памятника добились не мы, а это было давление диаспоры. С турецкой стороны подписантов было больше чем в России». Лидия Жигунова, доктор философских наук из университета Тулейн в США, с удовлетворением отметила, что «в этот раз подписались сотни черкесов из диаспоры, не только те 50, которые упомянуты в петиции».

По-видимому, градоначальство рассчитывало все спустить на тормозах. Мол как с переносом дня города, пошумят в Интернете и успокоятся. Тем более, что многие представители местной интеллигенции отличаются такой интеллектуальной невинностью, что готовы в самом деле поверить, будто власти убрали торжественно открытый памятник всего-навсего из-за проблем с документами — как обычный ларек или гараж. Но даже те из служивых интеллигентов, кто способен разглядеть некоторую причинно-следственную связь между обращением 55-ти и демонтажем памятника, предпочитают делать хорошую мину при плохой игре, ибо кто интеллигенцию ужинает, тот ее и танцует. Хотя можно было бы взять пример с организации «Адыгэ Хасэ», которую обильно ужинают из госбюджета, но которая при этом танцует и федеральные, и региональные власти. Представитель черкесской интеллигенции, доктор исторических наук, главный научный сотрудник АРИГИ в Майкопе (Республика Адыгея) Самир Хотко, не без гордости оглядывает пройденный с горбачевских времен путь, отмечая что «черкесское (адыгское) национальное движение (…) начинало в 1987-1988 годах как раз-таки с оппозиции «славным» юбилеям Сочи и Туапсе. Тогда это была история локализованная, в центральные советские СМИ она не попала. Но послужила эффективным раздражителем. Эмоции были нешуточные и дело дошло до разборок на уровне краевого комитета КПСС. (…) С тех пор черкесское движение заметно усилилось и структурировалось — до такой степени, что с ним контактируют АП и МИД»

Однако, на сей раз спустить на тормозах не получилось. Слишком уж неуклюжий конфуз приключился. Сочинские бы деятели в большинстве своем промолчали, но ответ пришел из большой России, вернее от патриотической части российского гражданского общества. В адрес сочинской администрации, губернатора Краснодарского края, в администрацию президента РФ полетели обращения с требованием восстановить памятник. Вышли статьи в газетах «Аргументы и факты», «Военно-промышленный курьер» и др., интернет-издание «Русская народна линия» опубликовало несколько статей на эту тему, даже в целом прочеркесское издание «Кавказский узел», в лице журналистки Светланы Кравченко, публиковало довольно объективные статьи. Хотя центральное телевидение и большинство официозных журналистов постарались не заметить скандала, недостатка в видеоматериалах о художествах сочинских гармонизаторов межнациональных отношений не было. Телеканал «Царьград» посвятил «черкесскому вопросу» отдельную передачу — «Щипков № 145. Война с памятью», журналист Роман Романов выпустил несколько роликов, благодаря которым вся страна могла увидеть фрагменты репортажа телеканала «Россия 1 Сочи» о торжественном открытии монумента в Адлере. Петиция Романа, составленная по горячим следам на портале change.org, за короткий срок собрала более 15 тыс. голосов. Подписные листы были переданы в общественную приемную сочинской администрации. Вторая петиция с требованием восстановить памятник, на сей раз опубликованная на портале «Российская общественная инициатива», собрала на данный момент 18 204 подписи, причем голосовать за петиции РОИ могут только зарегистрированные пользователи портала «Госуслуги». В самом Сочи регулярно появляются плакаты с призывом голосовать за петицию, а клумба с кипарисом, которую установили на месте снесенного памятника, периодически становится информационным стендом, напоминающим жителям и гостям курорта о позорном деянии сочинских властей. Активисты организации «Общество. Будущее» дважды, 7 и 16 января 2021 г., превращали клумбу в народный мемориал — портреты русских героев, памятные даты славных побед России, свечи и цветы наглядно свидетельствовали о том, что быстро «высушить тему» не удалось.

Однако чиновники сочинской администрации с каким-то аутистическим упорством делают вид, будто черкесской проблематики не существует, будто памятник был демонтирован исключительно «по причине отсутствия разрешительных документов», ибо «данный объект не подходит под определение малой архитектурной формы», и администрация не имеет к демонтажу никакого отношения, поскольку именно «инициативной группой был произведен временный демонтаж». Сама инициативная группа, состоящая из таких же карьеристов, как и градоначальство, не подает признаков жизни. Эти ревнители по историческому прошлому родного края теперь искупают вину за неосторожный всплеск патриотизма, охотно выполняя роль громоотвода, щита и шапки-невидимки для местных властей. Бюрократический лабиринт сработан нехитро, но действенно: «До настоящего времени, — говорится в одной из отписок, — от инициативной группы в адрес межведомственной топонимической комиссии города Сочи обращений (заявлений) с просьбой повторно рассмотреть вопрос об установке … объекта не поступало». Эффективные менеджеры подстраховались и на тот случай, если какая-нибудь организация захочет взять на себя оформление и повторную установку памятника. Хотя, по словам администрации, «целостность композиции не нарушена», но сама композиция «находится на ответственном хранении у инициативной группы», которая является собственником памятника. Так что заполучить памятник невозможно. Все — круг замкнулся. А, впрочем, и про «целостность композиции» тоже наврали: полуразбитый постамент памятника по странному совпадению оказался перед входом в казачью управу, располагающуюся в здании Кудепстинской поселковой администрации.

Не то, чтобы местные власти, представители казачества и городской интеллигенции на содержании не заботились о сохранении исторической памяти. В феврале 2021 г. в здании Городского Собрания Сочи прошла двухдневная конференция, посвященная реализации программы «Привлечение внимания общественности к вопросам сохранения духовно-нравственного и культурного наследия на территории Краснодарского края на примере городов Сочи и Армавир». Сочи представляли греческое общество поселка Красная Поляна «Патрида», грузинский центр национальных культур «Истоки», сочинская школа №10 имени атамана С.И. Белого и общество «Адыгэ Хасэ». Конечно же, идиллия не была нарушена привлечением внимания той общественности, которая требует восстановления демонтированного памятника. Председатель краснодарской краевой общественной организации «Общество «Адыгэ Хасэ» причерноморских адыгов-шапсугов» Маджид Чачух — тот самый, который «был на встрече в администрации Сочи, где ему официально заявили о демонтаже нового монумента» — сообщил собравшимся о том, что совместно с сочинским Музеем истории «Адыгэ Хасэ» разрабатывает «проект по сохранению уникального дома-усадьбы причерноморского адыга-шапсуга, который был построен в ауле Лыготх еще в начале XIX века» и выразил желание «придать ему статус объекта историко-культурного наследия». Прекрасная инициатива. Только сначала неплохо бы восстановить скромный памятный знак в честь основания укрепления «Святого Духа» на мысе Адлер, «по технической ошибке» названный сочинской администрацией Монументом подвигу русских солдат. Ведь офицеры и нижние чины русской армии, строившие и защищавшие укрепления Черноморской береговой линии в тяжелейших условиях, несли службу действительно героически. «Гарнизоны многих укреплений, — доносил начальник Черноморской береговой линии, генерал-адъютант Анреп, военному министру, в рапорте от 6-го марта 1842, — кровью своей должны покупать каждое беремя хвороста для варения пищи». Или такое воспоминание о тех временах: «Добывание дров для варки пищи, пастьба скота, кошение сена, копание огородов и похороны мертвых всегда сопряжены с перестрелкой и потерей с нашей стороны». Неужели мы откажемся от права, да что там права, забудем о своей обязанности, чтить память этих людей? Кто же мы после этого? И что такое все наши патриотические речи как не сплошное лицемерие?

Пока что администрация проводит конференции и распускает обнадеживающие слухи о том, что мол монумент могут установить в сквере им. Бестужева-Марлинского после реконструкции, которая начнется аж осенью. Но со времени демонтажа прошло триста дней. А это значит, что за восстановление памятника придется бороться. Пока жареный петух в карьерный нарост чиновника не клюнет, он не пошевелится.

Не будем себя обманывать. Речь идет даже не о нашем прошлом, а о нашем будущем. Начинается все с демонтажа памятников, а заканчивается сооружением блокпостов и пунктов таможенного контроля. Не трудно представить себе, что произойдет с Сочи, если исполнятся вожделенные мечты борцов за независимую «Причерноморскую Шапсугию». Для этого достаточно посмотреть на соседнюю Абхазию, вспомнить, что представляла из себя Гагра в восьмидесятые, и сравнить с тем, что представляет собой этот город сейчас, достаточно сравнить нынешнюю Абхазию с нынешним Большим Сочи. Впрочем, нет, даже этого недостаточно. В «Причерноморской Шапсугии» будет гораздо хуже, чем в Абхазии, потому что там будут безраздельно хозяйничать турки и их англо-американские покровители, а местное население, за исключением, разумеется, чиновников из бывших активистов, окажется низведено до положения обреченной влачить жалкое существование обслуги. Как известно, „история повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.“ Кавказская война была трагедией столкновения непримиримых интересов и непримиримых мироощущений. Нынешние попытки оторвать от России черкесов, полностью интегрированных в российское общество, имеющих все возможности для развития своей национальной самобытности, — это фарс. И актеры в этом зловещем театре абсурда все те же: Турция, манящая черкесов, как и полтора столетия назад, ложными перспективами, и англосаксонские державы, использующие их как отмычку для вскрытия кавказского Причерноморья. Ирония ситуации, однако, в том, что на данном историческом этапе именно Россия является естественной союзницей черкесов, которые могли бы сыграть важную роль в евразийской интеграции, основанной на традиционных ценностях. В англо-американском глобальном мире черкесы с их консервативными идеалами почитания старших, жесткими гендерными ролями и т.п., совершенно чужие. Для России черкесы — ценность, для противников России они — инструмент, который сначала используют в «антиколониальной» борьбе, а потом отправят на свалку истории.

Но кроме раздела Российской Федерации возможен и еще один, не менее страшный, сценарий. Если консервативная патриотическая часть гражданского общества не успеет своевременно и мягкими средствами положить конец этой русофобской вакханалии, то уставший от бесконечного унижения в своей собственной стране государствообразующий народ может допустить к власти натуральных погромщиков — тупых, жадных до чужого имущества, должностей и денег, которые от имени «русской нации» будут вершить этническую политику так, как понимают ее они. И вот тогда мало не покажется никому, в том числе чиновникам, которые сегодня своей близорукостью и трусостью разжигают аппетитны антироссийски настроенных этно-активистов. Тогда лозунг «Бей (нужное вписать), спасай Россию!» станет мрачной повседневностью.

Как ни крути, а памятник в Адлере необходимо восстановить. Восстановить и назвать именно так, как, нечаянно, но очень удачно, назвала его администрация Сочи на своем сайте – Монументом подвигу русских солдат.

Да, и вот еще что: нужно будет непременно сохранить клумбу с кипарисом на месте снесенного памятника. В Сочи есть сад-музей «Дерево дружбы». Теперь должна появиться клумба-музей «Дерево подлости».

1.0x