Итак, в столице Иордании Аммане 26 февраля состоялся Иорданский, или Амманский собор шести Поместных Православных Церквей. Как известно, на совещание, которое проходило по инициативе и на канонической территории предстоятеля Иерусалимской Церкви патриарха Феофила, приехали три предстоятеля Православных Церквей — патриарх Московский и всея Руси Кирилл, патриарх Сербский Ириней и глава Церкви Чешских земель и Словакии митрополит Ростислав, Румынская и Польская Церковь были представлены делегациями.
Понятно, почему приехали предстоятели именно этих Церквей. Речь идёт о их целостности и о бытии как таковом. Ведь патриарх Константинопольский Варфоломей самочинно предоставил автокефалию (т. е. Церковную самостоятельность) т. н. Православной Церкви Украины (ПЦУ) - самозванной структуре, возглавляемой раскольником т. н. Митрополитом Епифанием (Думенко), посягнув тем самым на каноническую Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата. Более того, своим томосом, или указом он создал её. При этом нет никаких гарантий, что завтра он не признает каких-нибудь катакомбников, или «истинно православных христиан» и не создаст из них альтернативную по отношению к Московской Патриархии.
Патриарх Варфоломей попытался также самочинно, в обход Сербской Матери-Церкви даровать автокефалию Македонской Церкви, посягнув тем самым на права и целостность Сербской Православной Церкви. Что же касается Чешской Православной Церкви, то Константинополь не первый год шантажирует её угрозой отнять автокефалию по причине того, что Чешская Церковь получила её в 1951 г. от Московского Патриархата, что Константинополь оспаривает, считая, что она получена чехами из рук Константинопольского патриарха Варфоломея в 1998 г.
Многие авторы, прежде всего, уважаемый Анатолий Дмитриевич Степанов, считают, что «в Аммане собрались, увы, делегации меньшинства Православных Церквей». Это и так, и не так. Дело в том, что Русская Православная Церковь представляет большинство православных верующих во всем мире. Этот факт не может не волновать патриарха Константинопольского Варфоломея, который не только отказался участвовать в Амманском соборе, но через своих сторонников в Госдепе США сделал всё, чтобы сорвать собор, или, по крайней мере, снизить уровень представительства на нём. Весьма показательным явился следующий эпизод, когда Болгарская Православная Церковь в последний момент отказалась участвовать в Соборе. Многие связывали это с активным давлением со стороны американского посла в Болгарии.
Следует отметить деятельное противодействие американской дипломатии и спецслужб относительно Амманского собора и, по контрасту, пассивность российских властей и ведомств. Перед собором в Иордании многие ожидали, что В.В.Путин активно на него откликнется и поддержит его, однако, к сожалению, этого не произошло. Нельзя сказать, что лично Президент Российской Федерации недопонимает значение единства Православных Церквей и защиты интересов Русской Православной Церкви, что он в свое время доказал, активно участвуя в примирении Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за рубежом, однако, возможно, в действие пришли достаточно могущественные факторы воздействия, которые способствовали его нейтрализации.
Многие отмечали обтекаемость формулировок в итоговом коммюнике, в особенности, относительно злободневного Украинского вопроса. Некоторые участники собора испытали легкое разочарование. Так, говоря о принятом по результатам Совещания Предстоятелей коммюнике, Митрополит Киевский и Всея Украины Онуфрий отметил: «То, что мы бы хотели увидеть в коммюнике, но не увидели… Я могу сказать о себе персонально. Я хотел бы, чтобы об Украине прозвучали более чёткие решения. Но вопрос об Украине был сформулирован так, что эти сборы призывают к тому, чтобы продолжить диалог по Украине со всеми Поместными Церквами».
И все же собор состоялся. Основная суть его работы состояла в обсуждении положения вокруг непризнанной Македонской Церкви, Черногорского раскола и церковной ситуации на Украине. Важность его решений состояла в том, что эти и подобные вопросы не могут являться прерогативой одного Константинопольского патриархата, они нуждаются во всеправославном обсуждении и решении. Тем самым, хотя и в мягкой форме была осуждена антиканоническая деятельность патр. Констанинопольского Варфоломея на Украине и в Македонии. На достаточно высоком общеправославном уровне был прорван «заговор молчания» относительно политики «восточного папизма» Константинопольского патриархата. В выступлении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла прозвучала четкая оценка неканоничных действий патриарха Варфоломея, когда он называл основные проблемы, стоящие перед мировым Православием.
Проблема понимания первенства в Церкви; отрицание необходимости консенсуса при принятии решений во всеправославном масштабе. Подобное отрицание прозвучало и в Украинском, и в Македонском вопросе.
Угроза институту автокефалии в Церкви; отсутствие общеправославно признанного, бесспорного для всех механизма предоставления автокефалии. Оно роковым образом сказалось в событиях 2018 г. Константинопольский патриарх самочинно предоставил автокефалию украинским раскольникам, а также в попытках попытки предоставить автокефалию Македонской церкви в обход Сербского Патриархата.
Претензии первого среди равных Предстоятелей в семье Поместных Православных Церквей на право принимать апелляции из любой Церкви. Иными словами, Константинопольский патриарх присваивает себе право, которого, по большому счёту, не было в Древней Церкви даже у папы Римского.
Все проблемы были названы. А это - первый шаг в их решении.
Важной является также поддержка участниками собора Сербской Православной Церкви в Черногории, которая столкнулась с перспективой конфискации всех храмов, построенных до 1918 г. в пользу раскольничьей т. н. Черногорской Церкви. Возможно, черногорские власти прислушаются к голосу православных иерархов. А если нет — они ещё более опозорят себя в глазах православного мира.
Следующее достижение собора — в том, что разомкнута круговая порука греческих церквей благодаря деятельности Иерусалимского патриарха Феофила, который выступил инициатором процесса примирения и преодоления раскола в мировом Православии и позволил себе, пусть и в очень мягкой форме критиковать антиканоническую деятельность неформального духовного лидера греческого мира — Константинопольского патриарха. За это на него обрушился шквал критики, начиная от послания патриарха Варфоломея, который, в достаточно жёсткой форме выразил свое возмущение тем, что патриарх Иерусалимскй позволил себе созывать собор, что будто бы является прерогативой только Константинопольского патриарха.
Основной вопрос: что будет дальше. Возможно, последует следующий собор, на сей раз в Иерусалиме. Со своей стороны, как сообщает информированный источник, патриарх Варфоломей готовит свой собор, не ранее лета, на который будут приглашены и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, и глава раскольничьей ПЦУ митр. Епифаний Думенко. Вряд ли, однако, они найдут общий язык и, скорее всего, если приедет один, то не приедет другой…
Многое сейчас зависит как от остатков здравого смысла у патр. Константинопольского Варфоломея, так и от расклада международных политических сил, прежде всего — от активной внешнеполитической позиции России. Тем не менее, процесс объединения здоровых православных сил начался. Дай Бог, чтобы он продолжился…
Фото: свящ. Игорь Палкин (Патриархия.ру)