Фильм режиссёра Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", снятый "на стыке" документализма и художественности, стал одним из откровений 71-го Венецианского кинофестиваля и получил "серебряного льва" за лучшую режиссуру, уступив главный приз шведской ленте "Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни" (режиссёр — Рой Андерссон), парадоксальным образом тоже связанному с Россией и Украиной (одним из героев "Голубя…" является король Карл XII перед Полтавской битвой).
То есть в городе святого Марка искусство кино лишний раз подтвердило свою социально-политическую ангажированность — члены жюри кинофестиваля своим выбором обозначили одновременно и некую объективность (представлены и "западная", и "российская" сторона), и жесткие приоритеты (победа отдана "западному" фильму), и неявную фальсификацию (всё-таки Андрею Кончаловскому ближе "грубая изнанка" и беды русской жизни, чем её великие победы). Но, слава Богу, всё-таки это "правда, только правда, ничего, кроме правды, хотя и не вся правда".
"Запад вообще не понимает, что такое Россия. Запад не понимает, что если отключить электричество, телефон, воду, в России ничего не изменится", — слова Кончаловского можно считать ответом на все прошлые, настоящие и будущие "санкции" Запада сразу, хотя сам он — отчасти искренне, отчасти лукаво — и настаивает на своём праве жить "в башне из слоновой кости": "За последние несколько лет я страдал от неуверенности, действительно ли я понимаю суть кино. Этот фильм стал моей попыткой открытия новых возможностей, предлагаемых движущимся изображением, сопровождаемым звуком… Возможно, этот фильм является моей попыткой заточить слух и попытаться услышать тихий шепот Вселенной".
Что ж, переплывая быструю реку, всегда надо брать выше по течению — иначе снесёт. Однако нынешний триумф Андрея Кончаловского в Венеции — прежде всего свидетельство не его художественного таланта (который никогда и никуда не исчезал), а нового всплеска интереса Европы к России, которая перестала быть "придатком Запада" и вновь выступает самостоятельной мировой величиной.
Кончаловский своей лентой этот интерес одновременно удовлетворяет и успокаивает: Россия — она по сути своей, как всегда, отсталая и в любой момент готова вернуться чуть ли не в Средние века — даже без бомбежек, просто ей там лучше… Последние золотые (и серебряные) сны Запада…