Авторский блог Денис Тукмаков 00:00 9 апреля 2015

Смертельный косяк

"Дальний Восток" был хорошим траулером, жадность только его сгубила. Такой печальный вывод следует из предварительных итогов расследования гибели судна в Охотском море в ночь на 2 апреля. И его капитан, Александр Притоцкий, был хорошим рыбаком — вот только в азарте погони, смертельно рискуя, взяв очень много рыбы и не запустив балласт в опустевшие топливные баки, он довёл остойчивость траулера до отрицательной, чем и спровоцировал трагедию.

"Дальний Восток" был хорошим траулером, жадность только его сгубила. Такой печальный вывод следует из предварительных итогов расследования гибели судна в Охотском море в ночь на 2 апреля.

И его капитан, Александр Притоцкий, был хорошим рыбаком — вот только в азарте погони, смертельно рискуя, взяв очень много рыбы и не запустив балласт в опустевшие топливные баки, он довёл остойчивость траулера до отрицательной, чем и спровоцировал трагедию.

Хочется верить, что и хозяева траулера, судовладельцы из фирмы "Магеллан", хоть и объявлены в розыск, тоже хорошие люди — а нелегалы с Бирмы и Вануату были наняты просто потому, что "выживать-то надо!" Поэтому-то и численность экипажа была превышена вдвое. И спасательных средств на траулере недоставало по той же ровно причине. Ведь, если нужно выбирать между суперуловом и дополнительными шлюпками для нелегалов — какой же капиталист выберет шлюпки?!

Смерть шестидесяти девяти человек была предопределена — прописана в платёжках, отчеканена в монетах, зафиксирована в вахтенном журнале. Сама гибель траулера не воспринята обществом как форс-мажор, как невозможное ЧП. Что же тут чрезвычайного? Всё логично: люди гибнут за металл. Рутина.

Корабли тонут, самолёты с вертолётами падают, вагоны сходят с рельс, горят отдельные здания и целые посёлки. Людей убивают, в одиночку и массово, ни за что. Но вообще-то, чтобы понять, что российское общество демобилизовано, не нужно много трагедий. Достаточно знать, что, если завтра случится что-то подобное — потонет корабль или рухнет вертолёт, — никто не удивится. Скажут: всё к этому шло. И добавят ещё: а что ж вы хотели, при таких-то раскладах?

Расклады просты: они исчерпываются двумя словами — "максимализация прибыли". Или тремя — "прибыль любой ценой!" Говорите, что "эпоха первоначального накопления капитала" в России давно прошла? Всё только начинается.

Как же уйти от этих падений в бездну? Как запустить мобилизацию?

У правительства на этот счёт имеется собственный план. Неолиберальные стратеги ставят на бизнес. Малый, средний, неважно какой. Лишь бы был частный интерес. Лишь бы предпринимательская инициатива звенела, как тетива, подначивая людей на движуху, на хватку и смётку. Чтоб вертелись. Чтоб заколачивали деньгу. И не изволь при этом "кошмарить" бизнес! Три года без проверок! Амнистия капиталам!

Но вот странность — то и дело всё кончается либо клубом "Хромая лошадь", либо теплоходом "Булгария". Сотни человек гибнут оттого, что их принесли в жертву лозунгу "Выживать-то надо!" Жесточайший "чёс бабла" время от времени становится смертельной жатвой.

Можно построить по всей стране миллион чебуречных. В глазах кабмина — выгода налицо. Одни заняты, другие накормлены. В результате передачи денег из кармана "А" в карман "Б" национальный ВВП неуклонно растёт. Красота в правительственных отчётах. Вот только единственным следствием этой затеи станут пожары и отравления, отравления и пожары. Ни к какой мобилизации миллион чебуречных отношения не имеют.

Что такое мобилизация, если взять то же рыболовство? Это такая концентрация усилий государства и общества, в результате которой на столе у каждой российской семьи в любой день может оказаться дешёвая русская рыба — просто пойди да купи. Не дорогущие японские крабы или норвежская сёмга, которые на поверку оказываются нашим уловом, проданным "налево" в иностранные порты. А наш собственный, копеечный товар.

Для этого требуются централизация, миллиардные траты, новые невиданные стройки, жесточайший "контроль и учёт", массовый подвиг и почти такой же стахановский риск, на который пошёл капитан "Дальнего Востока". Но страшную цену общество готово платить не ради чьих-то сверхдоходов, а ради общей выгоды. Новые "лексусы" или рост ВВП здесь — дело десятое. Тут не прибыль, тут уже победа любой ценой.

Сколько ещё должно погибнуть людей, чтобы стало понятно, что они погибли зазря? Какому разгореться пожару, чтобы нынешнее никчемное правительство пошло ко дну?

1.0x