Авторский блог Денис Тукмаков 00:00 7 апреля 2016

Смерть компромата

В эти самые дни, после очередной порции “сливов” и “набросов”, стало вдруг ясно: время компроматов закончилось. Не из-за национальной толстокожести. Не из-за того, что любую правду-шок-видео легко объяснить всепобеждающим фотошопом — спасибо компьютерным технологиям и Голливуду. И даже не из-за девальвации журналистики как таковой: когда-то она ещё пыталась добывать за деньги реальную информацию, сегодня же эту “инфу” ей всюду в мире сливают спецслужбы; и, стало быть, перед нами даже не циничный торг между центрами силы, а остатки этого торга, плескающиеся в “сливных бачках”: не договорились о цене вопроса — вот и устроили слив в эфир… Причина в том, что девальвировалась сама жизнь, а ставки, напротив, резко возросли. Новые войны на дворе.

Почти вся эта заметка написана воскресным днём — за несколько часов до широко объявленной “сенсации, после которой мир уже не будет прежним”. Так внесистемная оппозиция, вслед за англоязычным Центром журналистских расследований, анонсировала второй вброс антикремлёвского — и не только — компромата. Многие сейчас в ажитации, я же решил не дожидаться: неинтересно. Что я услышу нового, чего не слыхал в тысячах подобных вбросов? Как свежий компромат способен заставить меня в него поверить — и переменить устоявшиеся взгляды?

Не очевидно ли, наконец, что никакой компромат больше не работает — ни в ту, ни в другую сторону?

Девальвация жизни

В эти самые дни, после очередной порции “сливов” и “набросов”, стало вдруг ясно: время компроматов закончилось. Не из-за национальной толстокожести. Не из-за того, что любую правду-шок-видео легко объяснить всепобеждающим фотошопом — спасибо компьютерным технологиям и Голливуду. И даже не из-за девальвации журналистики как таковой: когда-то она ещё пыталась добывать за деньги реальную информацию, сегодня же эту “инфу” ей всюду в мире сливают спецслужбы; и, стало быть, перед нами даже не циничный торг между центрами силы, а остатки этого торга, плескающиеся в “сливных бачках”: не договорились о цене вопроса — вот и устроили слив в эфир…

Причина в том, что девальвировалась сама жизнь, а ставки, напротив, резко возросли. Новые войны на дворе.

Когда каждые полгода то тут, то там вспыхивает по новому региональному конфликту… Когда буквально этим утром снаряды рвались сразу в трёх “горячих точках”, где понимают по-русски, и до одной из этих точек — Карабаха — тебе уже, если честно, лет двадцать нет никакого дела… Когда при этом тебя с оппонентом разделяют уже не взгляды на велодорожки или реформу образования, а принципиально разное отношение к праву твоей страны существовать дальше в истории, — то уже неважно, с кем он спит, у кого берёт деньги и куда их прячет.

И так уже всё про всех ясно: про своих и про чужих, про жизнь и смерть. Квартиры? Выборы? Офшоры? Да вы о чём вообще? Мы больше не глядим в замочные скважины, мы смотрим в прорези прицелов.

Смысла в подобныхвбросах не больше, чем в пропагандистских матюгальниках на линии фронта в октябре 43-го: "Иван, сдавайся! Сталин бежал! В немецкий плен ты получай еду, одежду и аусвайс для ехать в Германия!". Ответом на этот трёп может быть лишь пулемётная очередь.

Больше не дети

Кто-то возразит: пропаганда на войне многого стоит! Она способна деморализовывать армии и разрушать целые царства без единого выстрела. Разве не пропаганда сыграла решающую роль хоть в 1917-м, хоть 1991-м?

Во-первых, нет. Но, так или иначе, времена меняются. Нынешнее российское общество сложно назвать розовощёким — наивный взгляд на мир был расстрелян в нас вместе с Домом Советов, сожжён с Майкопской бригадой, разбомблен в Белграде, изрешечён пулями в Беслане, казнён в ливийской пустыне, похоронен с “Минским миром” в Донбассе.

Это вовсе не значит, что мы стали прожжёнными циниками. Нас до сих пор можно оскорбить, смутить, шокировать, обольстить. Но компромат “про баб и деньги”? В 2016 году, после всего, что было, и на фоне того, что нас ждёт, для компрометации власти в глазах соотечественников должны быть соблюдены, минимум, два условия: полнейшее доверие к источнику и по-детски восторженное, основанное на чувствах, отношение к объекту атаки, которое легко изменить на противоположное.

Что же мы имеем? Доверие к авторам антикремлёвскихвбросов — ниже плинтуса. К Путину же и его окружению у большинства наших граждан отношение давно уже, скажем так, утилитарное. И если завтра какой-нибудь свидомый агитатор из Львова покажет в картинках, что “в Кремле едят на завтрак детей”, ответ будет прост: “Что-то долго они завтракают. Не пора ли отвлечься и загасить зарвавшихся небратьев по самый Львов?”.

Мишу-2% предъявили публике словно для того, чтобы доказать это с другого ракурса. С обнародованием скрытой видеосъёмки выяснилось, что “человек, похожий на Касьянова”, помимо измены жене, скупает за бесценок и продаёт втридорога различные активы, выгораживает за это же олигархическое ворьё, оправдывает эмиграцию подальше из России, обещает политическое продвижение любовнице и презирает собственных соратников.

Ну, и как отреагировали последние? Да никак. Аморальность ситуации они видят лишь в том, что за оппозиционным лидером — но не генпрокурором Скуратовым, заметим! — подглядывали. Впрочем, и среди касьяноненавистников никто не выступил с идеей остракизма отставного премьера: в их глазах, на “МихеМихе” и так уже клейма ставить негде.

Что пугает всерьёз

Объекты атаки, как правило, давно научились понимать: при известной стойкости ни один компромат против них не стоит и гроша. Тот же Кремль был в курсе готовившейся на него информатаки, об этом свидетельствует предупреждение Пескова. Можно предположить, что и материалы-то были выплеснуты в свет потому, что Кремль поглядел их сперва — прямо в “красном чемоданчике Керри” — и махнул рукой: публикуйте эту чушь, шантажировать нас ею бесполезно.

В самом деле, любой слив “компры” на публику означает одно из двух. Либо по этой линии товарищ на шантаж не поддаётся, и дёргать тайную ниточку бесполезно. Либо он больше не нужен, и пора его топить. Вот Порошенко с его личным (!) офшором, к примеру, сейчас топят: у “небратьев” отношение к компромату всё ещё как у младенцев. В России же это не работает.

При этом находятся и те кто считает, будто нынешняя компроматная волна против Путина была инспирирована… самим Кремлём, — чтобы “снизить планку” по-настоящему убийственных вбросов, которые Запад вот-вот, совсем скоро выпустит против него. Аналогично и про “Касьянов день” заявляется, что никакой пользы от телепорнухи двух немолодых людей, рейтинг одного из которых колеблется в районе статпогрешности, для Кремля не было — и что это может быть поэтому “самострелом”, а то и “свиньёй”, подложенной конкурирующей оппозиционной группировкой в преддверии выборов. Как бы далеки от реальности ни были эти предположения, ценности компроматному ремеслу в глазах российских граждан они не добавляют.

Впрочем, если представить обратное: антикремлёвская заказуха про “дворцы для любовниц” и “офшоры у друга-виолончелиста” в самом деле изготовлена в ЦРУ на деньги Госдепа с твёрдым и абсолютно серьёзным расчётом на всероссийский антиправительственный бунт, — от этого становится действительно тревожно. Ведь это означает, что “наши западные партнёры” держат на зарплате “кремлинологов”-дилетантов, которые ничегошеньки не понимают ни в Путине, ни в России.

А так и до войны недалеко.

Илл. «Все ждут вброса, который изменит мир. Даже Ильич» (facebook.com)

1.0x