Военная сталинская литература являла собой синтез национальных энергий столь разных и противоречивых до войны, но в пламени смертельной схватки сложившихся в мощный пласт фронтовой литературы — прозы и поэзии. Эта литература имела разные уровни. В ней была окопная правда, лейтенантская проза, генеральский взгляд на войну. Но все они были одухотворены идеей священной войны, героизмом и жертвенностью, которые венчались священной победой.
После войны, когда народ постепенно выходил из сталинского мобилизационного проекта, началось расслоение литературы на несколько ветвей. Из огненного моря военной словесности стала истекать река, в которой появилась проза Трифонова, поэзия Евтушенко и Вознесенского. И в ней всё отчётливей возникала тема истреблённой Сталиным ленинской революционной гвардии, истребление Сталиным Интернационала, который затеял и осуществил в России великую революцию. В этой прозе государство становилось главным виновником беды, постигшей российскую интеллигенцию. Вершиной этой антисоветской обличительной прозы стали работы Шаламова и Солженицына.
Вторая река, истекавшая из военной литературы, получила название деревенской прозы. Замечательные писатели Распутин, Белов, Абрамов, Астафьев, Носов рассказывали о трагической судьбе русской деревни, русского деревенского человека, растратившего свои физические и духовные силы в коллективизации, раскулачивании, в колхозном строительстве, в бесконечных поборах, которые валились на русскую деревню, в беспощадной индустрии, которая высасывала на гигантские стройки деревенскую молодёжь, заливала водохранилищами плодородные крестьянские земли, приводила к гибели великого деревенского уклада.
Советское государство в этой прозе явно или неявно называлось виновником русской беды. Обе эти культуры — городская трифоновская, сетовавшая о судьбе интеллигенции, и деревенская распутинско-беловская, горевавшая о попрании русской деревни, русского крестьянина, русского человека, — обе эти культуры отчаянно враждовали между собой, вели острейшую полемику, продолжавшую вековечный спор западников и славянофилов, русских и интернационалистов. Переписка Натана Эйдельмана и Виктора Астафьева обнажила всю сущность этой полемики.
Но как бы остро эти два направления ни отрицали друг друга, оба они объединялись в критике государства. Они пилили — кто лобзиком, кто бензопилой — могучий ствол советского государства. Из городской литературы возникла теория конвергенции с Западом, возникли диссиденты, обожавшие Запад, третья волна эмиграции из России.
Из деревенской литературы появилось знаменитое Общество охраны памятников и общество "Память". Начало советского проекта было отмечено книгами "Разгром" Фадеева, "Как закалялась сталь" Николая Островского, "Чапаев" Фурманова, "Оптимистическая трагедия" Вишневского, поэмы Маяковского, позднее — "Тихий Дон" Шолохова.
Советский проект завершался книгами — в равной степени трифоновцев и "деревенщиков". "Дети Арбата" Рыбакова, "Белые одежды" Дудинцева, "Зубр" Гранина принадлежали либеральным писателям. "Печальный детектив" Астафьева, "Пожар" Распутина были написаны прославленными "деревенщиками". Эти книги стали надгробьем советского государства.
Крах Советского Союза по-разному отозвался на этих двух ветвях литературы. Деревенщики, поставившие трагический русский вопрос о погибающей деревне, очень быстро истаяли и исчезли. Одни замолчали, другие умерли, как умерла и сама традиционная русская деревня, лишив деревенщиков их традиционных героев — мучеников и прозорливцев.
Либеральная городская проза, ослабевшая после краха советского "злодея", питавшего своими энергиями либеральных художников, либеральная литература некоторое время продолжала писать о ГУЛАГе. Но в её недрах возникли постмодернистские художники с их виртуозной всеядной стилистикой, которые, как маркитанты, бродили среди мёртвых литературных репутаций, направлений и стилистик, создавая яркую игру химерических персонажей, питаясь трупами советской эстетической школы, напоминали нарядных трупоедов, выползающих из туши мёртвого, лежащего на отмели кита.
Русское направление, лишившись духовной почвы своей прозы, закрыв глаза русской деревне, и само померкло и исчахло. Сегодня русское направление испытывает острейший дефицит ярких тем и художников, которые бесстрашно кинулись бы на поразительную, загадочную, прежде не существовавшую реальность. Эта реальность, как ток высокого напряжения: прикоснёшься — и может убить.
Либеральная постмодернистская культура наступает. Множатся либеральные издательства, господствуют либеральные литературные премии. Чиновники, стремящиеся управлять литературным процессом, патронируют либеральных писателей, направляя их на международные симпозиумы, книжные ярмарки, в заморские университеты с чтением лекций. Либеральная критика, пользуясь либеральными СМИ, создаёт литературных кумиров, подавляет остатки русской патриотически мыслящей культуры, которая ведёт неравный бой за своё выживание, за свои ценности, что вымарываются из культуры.
В чём может найти опору новая русская литература? Какое явление после краха деревни могло бы мобилизовать художников на огромное литературное дело — вернуть русской литературе её извечное идеологическое звучание? Что станет той силой, которая за пределами романов, стихов, литературных эссе будет создавать общественные движения и философские школы, будет пробивать русскую идею в её новых модификациях в несущемся историческом времени.
После краха советского государства, с исчезновением государства как такового, русскую мысль не покидало чувство обездоленности и сиротства. И это беспризорное чувство в горниле двух чеченских войн, пылающего Дома Советов стало превращаться в мучительное и противоречивое сочувствие к возрождающемуся новому государству Российскому. Это новое государство, пробиваясь сквозь чудовищные обломки предшествующего советского царства, сквозь руины городов и заводов, подвергаемая тотальной бомбардировке либеральных нигилистов, это чувство сформулировало и продолжает формулировать главный конфликт современной России — выстоять, сложиться в цветущую справедливую общность и снова рухнуть и испепелиться, не устоять под напором свирепых и ненасытных стяжателей, беспощадных либеральных отрицателей.
Множество русских героев сражается сегодня за государство Российское, создавая мощный эпический фон, в котором художник новой русской волны станет черпать образы и сюжеты своих поэм и романов. Образ этого нового государства — его уродливые отклонения и патетические победы, его новые герои и мученики, погибающие и побеждающие на полях сражений, среди возрождаемых великих заводов, ещё недавно лежащих в пепле. Новое понимание русской истории как мистического проявления божественных сил способно принести в русскую культуру категорию, которая управляет волей новых русских поколений — русское чудо, русская мечта, великие русские победы, святость русского оружия, величие и святость самой России, которая в очередной раз пережила страшную историческую драму — потерю государства. Русская жизнь, мучительная и трагичная, пребывает в согласии с божественным замыслом. Русская литература, осваивая эту таинственную вечную русскую реальность, способна породить новое учение, новое общественное движение, связанное с русским возрождением.
Недалёк час, когда среди новых поколений русских поэтов, прозаиков, среди русских критиков и философов, возникнет духовидец, который продолжит взгляд на Россию, что исповедовали Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Достоевский, Гумилёв и Есенин. И тогда русское слово громко отзовётся во всех областях бытия.
-
Петр
15 августа 2018 в 15:56Черный
Уважаемый Александр Андреевич, что-то Вы совсем упали духом...
Совсем недавно я видел Вашу фотографию в компании сельских тружеников...
Они уже сегодня намолотили миллионы тонн зерна...
А у них, как и во все времена, тысячи проблем.
Так зачем Вы плачетесь, что только, может быть, в будущем появятся писатели и поэты, которые осчастливят сельских тружеников своими произведениями.
Пишите сами, ищите тех, кто способен глубоко и творчески ВНИКНУТЬ в сущность сегодняшней деревенской жизни.
А эта жизнь НЕ хуже и НЕ лучше той, какой деревня России всегда жила. Десятки и тысячи всевозможных посредников и прочих короедов, как во все времена, сидят на шее крестьянина...
Странное дело, сегодня труднейшая жизнь простого («маленького человека»), но, как оказывается, НЕТ писателей, способных талантливо описать эту трудную сегодняшнюю его жизнь…
Кстати, и о сценариях для фильмов и театров – мрак…
Так, покажите пример, вместо того, чтобы публиковать здесь, то бравурные, то пессимистические статьи.
Жизнь, во все времена, была и остаётся трудным явлением («жизнь прожить – не поле перейти»).
Вы написали «…в чём может найти опору новая русская литература?...».
В описании ПРАВДЫ о сегодняшней русской (российской) жизни…
С уважением.
-
Сергей
15 августа 2018 в 16:03Ужакин
Хронотоп советской литературы в изложеии АА не очень впечатляет. В этом изложении все накидано большими мазками, плакатно. Пожалуй, наиболее емко советкую литературу обозначил редактор сатирической газеты "Редька", назвав ее литературой стального века. И это действитньно так , это литература героев- титанов, вне зависимости кем писанной антисоветчиками В. Астафьевым ( в герое Царь-рыбы) или Б. Васильева ( в его неприметном старшине Васкове, в тихих зорях), или в имперских книгах патриотов как Кавалер золотой звезды, С. Бабаевского и тем более руссофилов В. Пикуля и В. Чивилихина.
Водораздел между советской и новой антисоветской литературой прошел по трем книгам, вброшенным в общественное сознание одновременно: уже упомянутый роман -Дети Арбата( я бы его назвал иначе -Местечко Маросейка - это взлом истории), Ночевала тучка золотая - взлом межнациональных отношений и Белые одежды - взлом рациональности мышления.
Сегодня литературы пока нет, в российском обществе разгул рускоговорящей инородчины, гришковцов и рУбиных. Они пытаются сформировать новый литературны вкус, но безуспешно. Тут нужен философский камень к русской литературе. А его у них нет и быть не может.
-
Юрий
15 августа 2018 в 17:32Бурнаш
ПОВЕРХНОСТНЫЙ ВЗГЛЯД
странно, что никто из "литературных аналитиков" не сказал не слова о современной российской литературе, которую я назвал бы условно "запутинской"; пусть она низкопробная и похожа на гнусный антироман Стругацких "Хищные вещи", но она все же есть, ее много, и поэтому нельзя ее игнорировать даже при подпорке ножек комодов и растопке костров;
с ней очень тесно связан главный признак классификации литературы - "за справедливость" и "за подлость"; "запутинская", разумеется, относится ко второй группе, а "противопутинская" - к первой; вторая сейчас в фаворе и, пользуясь этим, уничтожает высоконравственную художественную литературу России, показывая молодым, талантливым, но глупым писателям, свой успешный антипример; ее фальшь очевидна, и поэтому после Путина она никому не будет нужна;
к этому выводу можно было бы многое добавить, привести примеры "запутинских" и "противопутинских" авторов, их трудов, выругать, похвалить, но зачем? все-равно это не повлияет на автора, разочаровавшегося и в смысле своей долгой жизни, и в своем писательском деле; это грустно, должно быть, понять под конец, что дело, которому ты служил, оказалось никчемным, антинародным, фальшивым, несмотря на благие намерения "пятую империю возродить"; ту самую, которой хана, несмотря на гонор и вранье "раба на галерах"; того самого, которого можно хоть сейчас засовывать, как чучело, в Ельцин-центр с соответствующей надписью: "тот, кто уничтожил Россию", - напротив "того, кто уничтожил СССР"; два сапога пара, и быть портянкой к этой паре смешно.
-
Евгений
15 августа 2018 в 17:59Волобуев
Мы уже говорили здесь много раз, что в будущем останутся известными имена только тех сегодняшних публичных деятелей, кто сделал что-то значительное для понимания отмены золотопаритетности денег, произошедшей в 1976 г., отменившей капитализм, открывшей дверь в коммунизм. А. А. Проханов попадает в пантеон, потому что позволил на сайте Завтра поднять эти жизненно важные проблемы для России и нашего народа.
-
Лев
15 августа 2018 в 21:49Козленко
Сейчас фэйки разрушают города.
Литература уходит на третьи роли.
Донцову читают торговки на базарах.Сам видел.
-
Людмила
15 августа 2018 в 22:36Федорова
"Сегодня русское направление испытывает острейший дефицит ярких тем и художников, которые бесстрашно кинулись бы на поразительную, загадочную, прежде не существовавшую реальность. Эта реальность, как ток высокого напряжения: прикоснёшься — и может убить".
Абсолютно верное и точное определение. Таланты есть, они рядом с нами, но зачастую остаются незамеченными в силу невозможности полноценно публиковать свои произведения из-за высокой стоимости книгоиздания.
Здесь, на портале "Завтра", также есть замечательные талантливые сочинители, владеющие прекрасным художественным языком. Восхищают удивительные, метафорично-образные, короткие, но емкие эссе и миниатюры Александра Штибина, а также деревенские записки Михаила Мороза, в которых звучит рефреном пронзительная боль о нашей русской умирающей деревне.
-
Сергей
16 августа 2018 в 01:33Ужакин
Читая "обсуждение литературы" в интротрепации инородческой эмиграции, стало любопытно - а вот присутствующая агентура влияния, наш маленький Брайтон, она читает современную буржуазную русскоязычную литературу?
Вот эти двое из боевой ячейки "Неспящие" которые недурственно ориентируются в Достоевском и по памяти цитируют Задонщину и второе письмо к Курбскомк, а они прочли хоть что-то из литературной мусорной свалки буржуазии? Или синопсиса из поисковика им уже вполне хватает?
-
Vladimir
16 августа 2018 в 06:20Barakhnin
Я перечислил Проханова, Крупина, Лиханова, Сегеня, Пелевина, Олесю Николаеву, Алексея Иванова.
Кто из них "буржуазный"?
-
Андрей
16 августа 2018 в 07:36Быков
Мы не захлебнулись, а Вы поговорите с таджиками, у нас их много на стройке, они Вам расскажут, как кровь, когда ручьем...
А сколько русских, еле унесли ноги из Чечни, а главное, СКОЛЬКО НЕ УНЕСЛИ!!!???
-
Евгений
16 августа 2018 в 08:53Шнуровский
Развитеизм - это не назад, а вперёд к Природе и с акцентом на общество, а не личность
Пыжиков и Фефелов обсуждают тему "Назад, к Природе!":
https://www.youtube.com/watch?v=H9_dzK3OzTs
1. Они правильно говорят, что всё человечество идёт неверным путём - что и проект "Просвещение", и "Библейский проект" отдаляют людей от Природы, что нужно возвращаться к дохристианской традиции. Но как это делать? Буквально копировать традицию - жить на земле, пахать, сеять, исполнять обряды и т.д.? Они признают, что это не выход из тупика, хотя такая буквальная близость к Природе и полезна для физического здоровья, духовной гармонии личности и т.д. Они остановились на том, что пока достаточно хотя бы поставить этот вопрос - а там как-нибудь что-нибудь да придумается.
2. Они заходят не с той стороны, ведь близость к Природе - это прежде всего подчинение общественных законов законам Природы, а уж во вторую очередь проживание на земле и т.д. Нужен взрослый Натурализм, а не детский - по образцу вульгарного материализма. Возвращение к Природе должно состояться на новом витке спирали Развития. То есть - прежде всего государственно-общественное устройство должно соответствовать природному. Общественная "природизация" важнее личной.
3. Я уже много лет как придумал такое устройство - Натур-Общество, которое построено на принципах Естественного Отбора (не путать с социал-дарвинизмом). В таком обществе не будет ни частной собственности, ни социальных гарантий, ни равного избирательного права, ни пенсий по возрасту и т.д. (то есть, никакого паразитизма, то есть - "Каждому по труду"):
https://natur-socialism.livejournal.com/
4. Но для общественного устройства необходим мировоззренческий базис - поэтому Натур-Общизм опирается на Развитеизм (Бог-Творец - это Воля к Власти, а Естественный Отбор - её инструмент):
https://natur-socialism.livejournal.com/2048.html
То есть, и Бог тоже - природный, а поэтому не требующий веры в себя. Только знание откроет путь к нему. Развитеизм - это светское мировоззрение на научной основе (например, "тёмная энергия" - это ближайший физический аналог Воли к Власти):
https://natur-christ.livejournal.com/11518.html
5. Тем не менее, Развитеизм подходит в качестве природного базиса и для христианства, и для язычества, и т.д. - поскольку в этих религиях есть фундаментальные параллели с ним (указывающие на необходимость их взросления-обновления):
https://natur-christ.livejournal.com/
https://natur-christ.livejournal.com/51117.html
Только так они смогут выйти из тупика - например, возрождение язычества слишком близко к тому, о чём говорили Пыжиков и Фефелов. Слишком много в нём детскости, этнографичности, вульгарности, буквальности и т.д. Поэтому несмотря на проязыческие настроения, витающие в воздухе - практикующих, организованных язычников очень мало до сих пор. Не говоря уже о том, что, не имея "взросло-природного" фундамента, многие неоязычники встают на деструктивные рельсы (нацизм, либерализм и т.д.).
А у христианства другая беда, но по той же причине - возрождение православия сводится к казённому формату, потому что ничего нового не предлагается, хотя человечество взрослеет и обратно в детский сад уже не пойдёт. Разве что для виду, со свечкой постоять, как руководство страны.
6. Кроме этого, Развитеизм поставит на природные рельсы национализм:
https://evolution-march.livejournal.com/692332.html
Имперство:
https://natur-socialism.livejournal.com/14154.html
Нравственность:
https://natur-christ.livejournal.com/63004.html
Демократию:
https://natur-socialism.livejournal.com/5779.html
Экономику:
https://natur-christ.livejournal.com/37487.html
Понятие "Власть":
https://evolution-march.livejournal.com/1013556.html
Политику - ведь для перехода к Натур-Обществу необходим Эволюционный Марш, который также опирается на природные законы, в частности, на Принцип наименьшего действия (минимизация издержек обновления):
http://evolution-march.livejournal.com/1574991.html
Причём, Эволюционный Марш нужен и для преодоления русского Раскола (и для христианства, и для язычества):
https://evolution-march.livejournal.com/1761965.html
И т.д. - в общем, все стороны человеческого бытия. Тогда буквальная, сельская близость к Природе не особо будет и нужна - люди и в городах заживут гармонично (хотя, конечно, настолько скученно жить всё-таки надо прекращать).
Только с помощью взрослого, рационального отношения к Природе можно понять необходимость Натурализма как альтернативы гуманизму:
https://natur-socialism.livejournal.com/1320.html
Призываю Пыжикова, Фефелова и других патриотов, думающих о новом пути России и всего человечества, рассмотреть мой вариант - в любом случае это будет полезно для поиска выхода из нынешнего тупика. Хоть с чего-то надо начать на серьёзном уровне - не ограничиваться же попытками Пыжикова объяснить языческие обряды с научной точки зрения (хотя в этом он молодец, конечно). Прежде всего нужно Бога объяснить наукой - лишь после этого возрождение народных традиций станет системным и прорывным.
-
Светлана
17 августа 2018 в 04:34Тамбовцева
Исчезнувший на время Евгений Шнуровский, автор Эволюционного марша, настойчиво пропагандирующий свои идеи, которые считал единственно верными, переходит на новый уровень, как он объявил. Он назвал его Развитеизм, т.к. он будет опираться на природные законы, общие для христианства и неоязычества.
Шнуровский ратует за возвращение язычества, силу, мощь и жестокость тёмных богов которого уже демонстрировали здесь некоторые сайтовцы. Шнуровский видит в этом новый путь России и всего человечества. Мировые глобалисты, не только мечтающие, но уже создающие в безопасных подземельях базы для сохранения "избранного" Натур-Общества, планируют идти дальше.
На принципах "Естественного Отбора" освободить человечество от лишних особей, слиться с природой, жить гармонично. Но для этого понадобится последняя III Мировая, которая уничтожит две трети человечества, как провидчески писал Иоанн Богослов в Откровении, и всю инфраструктуру. "Натурализм станет альтернативой гуманизму", как заявляет глашатай нового мирового порядка. Только для кого? Шнуровский, вы себя-то там мыслите?
Время поджимает ( в Откровении описаны приближающиеся признаки времён ), и Хозяева мира используют всех, кто стоит на антихристианских позициях.
-
Арина
17 августа 2018 в 15:08Черкасова
"ратует за возвращение язычества, силу, мощь и жестокость тёмных богов которого уже демонстрировали здесь некоторые сайтовцы"
Между Богами нет врагов.
Огромное Звездное небо
Скрывает иные миры,
Где каждый бывал, или не был -
Не знаем все мы до поры.
Творенье единого Бога
Не знает начала, конца,
И в нем бесконечна дорога,
Но Бога не знаем лица.
Общение с ним - недоступно
В сознаньи людском и земном.
Но с нами всегда неотступно
Все те, кто вещают о Нем.
И Бог проявляется в ликах
Великих и вечных Владык...
К явленьям энергий великих
Наш род человечий привык:
Гермес, Зороастр или Будда
Нам истины факел несет, -
Их гонит лукавый повсюду,
А после им славу поет.
Владыки! В тяжелое время
Сердца вспоминают про вас,
Берете вы тяжкое бремя
С планеты людей и сейчас,
Нас учите снова и снова...
И был Магомет, и Христос,
И чистое, мудрое слово
Нам каждый Владыка принес.
Из древних сказаний Востока
Владыка Майтрейя встает,
Он видит, что к Судному сроку
Приходит российский народ.
Простите нас! Нищие духом,
Идем мы во мраке времен.
Но солнце встает, и по слухам,
Достойны и мы перемен.
Примите, Владыки, молитву,
Услышьте простые сердца!
Идем на великую битву,
Чтоб не было миру конца...
-
Светлана
17 августа 2018 в 17:30Тамбовцева
Арине Черкасовой.
Бог Всемогущ и Един в Неразделимой Троице. Все остальные человеческие Владыки (Гермес, Зороастр, Будда) находятся, как вы, Арина, откровенно пишете, под контролем "лукавого", который им "славу поёт". Дьявол - противник Бога, ниспровергатель и лжец. С ним в союзе только тёмные боги. К Судному сроку придёт всё человечество, а не только российский народ.
Господь Вседержитель определяет все Начала и все Концы. "Великая битва, чтоб не было миру конца", против кого планируется? С кем? Чужие Владыки поведут российский народ? Никогда. Даже забывше Бога русские восстанут, в них заговорят православные предки, и они будут молиться Святой Троице. Господь не допустит дьявольского наваждения.
-
Владимир
16 августа 2018 в 09:34Бровкин
Самая лучшая фраза в полемике, в комментариях, в этом так сказать творческом диалоге — как все это еще можно назвать? — так это фраза Сергея Ужакина: «Бумажная книга уходит из жизни горожанина и это общая примета. Человек медленно возвращается в пещерное состояние».
И это одно из магистральных путей дегуманизации нашего общества.
Медленность — это тоже фирменный стиль сегодняшнего дня.
Медленно — но верно!
КАМАЗами, тому свидетель, выгружали из библиотек книги и везли их на Новоалтайский картонно-рубероидный завод. Интеллигенция топила книгами баню и с ужасом приходилось их выхватывать из их рук.
Обыденка — мешки с классикой у мусорных баков.
Книга потеряла ныне всякую ценность, а ныне выпущенные тома и фолианты чаще всего напоминают коробки из-под дорогих шоколадных конфет.
Уровень же нынешних профессиональных писателей в провинции — это ведь какой-то ужас. Вчерашние третьеразрядные писатели из провинции — просто классики мирового уровня в сравнении с нынешними инженерами человеческих душ. Самое главное в их сегодняшнем творчестве — это разного рода тусовки на разного рода ярморочных мероприятиях, приуроченных к дню рождения какого-либо, вот парадокс времени, советского автора.
-
Михаил
16 августа 2018 в 09:49Мороз
Злободневную проблему поднял А.А Проханов. Он знает, о чем говорит...
Хорошо, если бы эту тему на сайте подхватили и другие маститые литераторы, но не только "блогеры" и комментаторы...
-
Владимир
16 августа 2018 в 10:37Бровкин
Странно, правда, что в данной статье не нашлось место Василию Шукшину, писателю более чем крупному и провидческому.
«Будь человеком!» — вот главный завет, который он нам оставил и который сегодня так востребован, а так же его предостережение, не менее актуальное на каждый день: «Ванька, смотри!»
«Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания — не отдавай всего этого за понюх табаку... Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».
Василий ШУКШИН
Буду честным — было время, когда я сомневался в том, что Василий Шукшин — гениальный писатель. Большой, крупный — да! Но чтобы гений? Но время все расставило по своим местам. И сегодня его гениальность мне более чем очевидна и понятна. Проза его, его рассказы и повести, на первый взгляд кажутся раздерганными и написанными слишком на скорую руку. Действительно, в вопросах гладкости слога вопросы к нему могут быть. И герои его часто были слишком нервны, слишком невоздержанны и скандальны. И это все вместе с бытовухой его сюжетов порою раздражало. (Теперь видно, что по многим параметрам, он стоит рядом с другой глыбой нашей литературы — Алексеем Максимовичем Горьким, даже в этом плане) А он был глубоко нравственный и социальный писатель. А не юморист, как его иной раз пытаются представить. И одновременно до сентиментальности нежный писатель. Кто не помнит плачь его возле порушенного дома матери в его знаменитом фильме «Калина красная» (А там он плакал не только о матери и о родительском доме, но и о нашей порушенной ныне Родине) И видел прозорливо то, что многие его собратья по перу, с виду как бы и более мастеровитые, чем он, а уж про нас то и говорить тем более нечего, не видели в упор, да и не видят порою до сих пор. Он уже тогда видел в нашем обществе зарождающихся реформаторов, тем, кому раскаленным утюгом жгли ляжку деньги, и не хватало в стране трудового народа «демократии». И называл это все ясным словом — катастрофа. И только теперь в наше время в полный рост его гений стал ясен мне и очевиден. Это был прозорливый пророк, который кричал нам «Ванька, смотри!», и в крике этом захлебнулся и надорвался, о беде, именуемой перестройкой и реформами, которая на нас надвигалась. А потом, как японское цунами, обрушились нашествием. Как актуален его наказ сегодня, обращенный сегодня в век общечеловеческих ценностей у каждому: «Будь человеком!» Каждое слово его творчества, каждая запятая огнедышаще кричит и сегодня об этом.
-
Арина
17 августа 2018 в 15:15Черкасова
Просто необходимо найти в себе силу и стать человеком..
-
Папа-С-Мамой
16 августа 2018 в 11:30Морозовы
Пообъективней надо бы, если уж говорить о советском проекте, кроме русских Астафьева, Белова с Распутиным и Евтушка были не менее значимые, среди казахов, и узбеков с таджиками такие как Хамза Хаким - Заде Ниязи, джигиты гор Расул с Айтмтовым, а также всемирно известный чукча - Юрий Сергеевич Рытхэу и проживавший в узких улочках Риги Николай Павлович Задорнов, чей "Амур Батюшка" перевесит Матерую и Маму Ивана с дочкой вместе взятые. Распутину стали массово кланяться когда Валентин Сергеевич сопровождал Горбачева в составе делегаций и зарубежных поездках. Потом исправил точку зрения в "Слове к Народу" за что ему и от нас поклон нижайший.
Права Людмила Федорова утверждающая о том, что таланты есть, они рядом, но зачастую остаются незамеченными, как не заметил Александр Андреевич своего близкого друга - Владимира Личутина. Среди поэтов Леонид Корнилов, Глеб Логан, Юрий Савельев и мн. др.
-
Vladimir
16 августа 2018 в 20:42Barakhnin
Папа-С-Мамой Морозовы: "Распутину стали массово кланяться когда Валентин Сергеевич сопровождал Горбачева в составе делегаций и зарубежных поездках".
Распутин получил государственное признание еще до Горбачева:
Орден Ленина (16 ноября 1984 года),
орден Трудового Красного Знамени (1981),
орден «Знак Почёта» (1971),
Лауреат Государственной премии СССР (1977)
-
Виктор
16 августа 2018 в 11:39Савельев
Стареет наш АНДРЕИЧ!!! похоже современную Россию пытается не замечать, а ведь лет через пять стыдно будет Андреичу в своей слабости -ЛИЗАТЬ ТЕКУЩУЮ ВЛАСТЬ. А жаль, и вправду стареет....
-
Маврик
17 августа 2018 в 09:29Донской
Витиеватость и неопределённость позиции автора и комментаторов показывают итоги разрушительной силы слова за период перестройки на "новое мышление" с предательством основы построения бесклассового общества и возвращения к законам животного мира,лежащим в основе глобализма капиталистических отношений между государствами и социал-дарвинизма вместо интернационализма!!! Поэтому В.Бровкин частично прав,что нужно быть человеком,но не уточняет,что Человеком Разумным,а это самое главное в Прошлом,Настоящем и Будущем всего Человечества!!!
-
Светлана
17 августа 2018 в 20:14Тамбовцева
Проханов подверг рассмотрению в основном послевоенный период развития литературного творчества. Он определил две "реки", две "ветви", на которые разделилась вся военная высоко патриотическая проза и позия: городская либеральная, интернациональная и русская деревенская. Блогеры Папа-С-Мамой и "Редька" добавили недостающие имена "отверженных" (по сути дела) писателей и поэтов 60-х годов, которые возрождали традиции русской классики.
Но русское направление было побеждено, оно истаяло, ушли русские таланты. Еврейская литература в конечном итоге убила русскую. Постмодернистская культура победно закрепилась в жизни. Без русской литературы и культуры мы остались голыми сиротами. За кем идти? Что защищать? У кого учиться? Мертвеет дух обездоленного народа.
Почему произошла такая страшная трагедия со словесным народом, создавшим лучшие образцы мировой литературы? Не будет Слова - не будет и Победной Славы Завершения. Литературу, её идеи, её образы питает жизнь. Современная жизнь ненадёжна, зыбка, несправедлива, организована "по лжи" с потерей этических норм, с опорой только на ненасытных хищников у власти, с притеснениями русских, доходящих до геноцида в определённых проявлениях.
Такая жизнь не может родить "духовидца", способного на воссоздание русской литературной традиции, которого ждёт Александр Андреевич. У нас перед глазами пример преследований русского патриота Олега Платонова, создателя Энциклопедии Русской Цивилизации. Русская мечта, зовущая к высотам человеческого духа, может рассеяться, растаять, как утренний туман. Плеяду русских национальных талантов может возродить Сила Веры, Сила Воли и Сила Святого русского оружия.
-
Геннадий
18 августа 2018 в 02:04Сергеев
Русскую литературу убила "литература ниже пояса", приправленная полицейско-бандитским фаршем. Не знаю, какой она национальности, да и не интересует. Россия без Сталина беспомощна перед такой литературой, как дитё перед развратником.
-
Светлана
18 августа 2018 в 06:48Тамбовцева
Сильнее - не значит лучше. Еврейские большевики уничтожили всю русскую творческую интеллигенцию. Нет создателей и созидателей - нет и культуры. Чистое поле, создавай новое. Всё предельно просто. "Ваше слово, товарищ браунинг".
-
Светлана
18 августа 2018 в 08:07Тамбовцева
Прошу прощения: задумалась. Конечно, "маузер".
-
Юрий
18 августа 2018 в 22:55Николов
народ, недавно нашел уникальный способ как быстро накачать пресс (и другие мышцы) без физических усилий, диет и прочей лабуды. После двух недель использования миостимулятора убрал пивное пузу и начали проступать кубики, подкачал бицепс и ноги, а жена убрала в талии пару сантиметров и сделала красивый живот. Дa и прикoл что нe надo ничeгo дeлать прocтo надeл и включил, этo рeальнo cамый лeнивый и быcтрый cпocоб похудеть и подкaчатьcя, да и стоит копейки. Вот здесь я о нем и вычитал--- http://miblog.2sms.ru