США, Евросоюз и «Группа семи», она же «Большая семерка», G7, наконец-то договорились о «потолке цен» на российскую нефть — с 5 декабря этот потолок установлен на уровне 60 долларов за баррель и ни центом выше (правда, «дырок» в этом потолке предусмотрено более чем достаточно: и для Индии, и для Японии, и для США, и даже для ряда европейских стран, а на «переходный период» длительностью в 90 дней — вообще для всех, но «это другое»).
Здесь важно было показать, «кто на рынке хозяин» — вот и показали, как смогли. Поскольку речь идет о ценах в долларах, ясно, что данный шаг был предпринят в интересах Соединенных Штатов, а еще конкретнее — Джо Байдена и его демократической «команды», которые рассчитывают таким образом переформатировать мировой (и национальный) рынок «черного золота», который почти полвека был основой глобальной «империи доллара» (вернее, нефтедоллара), и над которым Белый дом теряет контроль.
Это выражается прежде всего в том, что все больше контрактов на поставку нефти заключается не в долларах, а в других валютах, и это приводит к пересыханию океана «бумажной» нефти, в котором продолжает крутиться гигантская долларовая масса. Если она там «вымрет», всей «экосистеме» мировых финансов и, соответственно, мировой экономике грозит разрушение. Курс гомеопатической терапии, с 1 апреля прописанный Белым домом (продажа до миллиона баррелей «черного золота» в сутки из стратегических резервов США), немного помог сдержать рост цен на энергоносители и общую инфляцию в США, но сами эти резервы к 1 декабря сократились более чем на 200 млн баррелей, или более чем на треть.
По текущим ценам в диапазоне 80-85 долларов за баррель нефти это означает «дыру» в 16-17 млрд долларов. Казалось бы, мелочь, поскольку Минфин и Федрезерв США практически в любой момент могут вынуть из своего «цилиндра фокусника» куда большие суммы и жонглировать ими как захотят. Но проблема здесь в том, что реальная нефть, в отличие от «электронных денег», не перебрасывается в нужное место по интернету нажатием кнопок на клавиатуре компьютеров — это достаточно долгий и трудоемкий процесс, для которого нужны и рабочие руки, и необходимое оборудование, танкеры, в том числе, и, собственно, сама нефть. Причем не абы какая, а строго определённых сортов. Так, для США реально нужны «средние» сорта нефти, которые на их территории сейчас практически не добываются. Как раз те, которые в основном и экспортируются Россией.
Поэтому «потолок цен» призван не столько «наказать» нашу страну, сколько простимулировать физическую добычу «черного золота» прежде всего в этом сегменте. Похоже, США и их союзники исходят из того — а информация о закупленном за последнее время «неизвестными или подставными инвесторами» целом флоте нефтетанкеров общей стоимостью чуть ли не 60 млрд долл. (чтобы создать впечатление о том, что за этим стоит Москва, называется эквивалент в рублях — около 1 трлн рублей) только подтверждает данную версию, — что даже если Россия откажется от прямой продажи своей нефти странам-импортерам, которые примут «потолок цен» (о чём на всех уровнях, вплоть до президента Путина, заявлялось неоднократно), она будет вынуждена продавать её другим потребителям — например, тем же Индии или Китаю — с большими скидками и в больших объёмах, чем ранее, это повысит предложение и общую насыщенность рынка, то есть затормозит рост цен, как это произошло в результате «зерновой сделки».
Впрочем, здесь многое зависело от позиции ОПЕК+. На состоявшемся 4 декабря онлайн-саммите этой организации страны-участницы подтвердили, что не будут увеличивать сокращенные еще в октябре квоты нефтедобычи (формально — на 2 млн, реально — на 1,2 млн баррелей в сутки). И если теперь Россия действительно установит — хотя бы временно, на те же 90 дней или чуть дольше, — не только запрет на прямые продажи, но и ограничения по реэкспорту своей нефти в страны, принявшие американский «потолок цен», ситуация на мировом рынке нефти и нефтепродуктов может просто «взорваться», и тогда отыграть ее назад для США будет не менее сложно, чем вернуть Украину к границам 1991 года. Что поделаешь, «на войне как на войне», и нынешняя линия фронта в конфликте России с «альянсом демократий» проходит, в том числе, по энергетической инфраструктуре. И от того, как ответит на западный «потолок цен» наша страна, во многом зависит дальнейшее развитие событий в рамках перехода к многополярному миру.
-
Олег
5 декабря 2022 в 22:15Невещий
Развивать внутренний рынок. Слушать Катасонова,Глазьева.
Нет,СВО не решает проблем,не отвечает на вызовы. Значит ,будет нечто посерьезнее,наверное.
-
Александр
6 декабря 2022 в 02:58Дмитриев
Олег
Невещий
5 декабря 2022 в 22:15
Олег, "наверное" у Тебя - как наверняка=ничтоже сумняшеся? Или,наоборот, с со-мнением,как не со своим мнением. Когда не ведаешь,туда тебя=незнайку занесло.
Вместе с твоей пирогой.
Рука,потрогай-ка весла -
Не то пирога -
Тебя туда б не занесла -
Где нету Бога.
-
Геннадий
6 декабря 2022 в 08:25Сергеев
Повышение цен на энергоносители в конечном результате не даёт странам-экспортёрам ощутимой выгоды, поскольку пропорционально растут цены на импорт.
А такое "уникальное" явление, как РФ, и в добрые старые года получала, как говорили, только половину денег за "проданные" ресурсы. Остальные оказывались в американской кубышке. Так что "Российской Федерации" не впервой прогибаться под "партнёров".
Сталинскому правительству я бы доверил решать всю нынешнюю совокупность проблем "60", прямых и косвенных. Путинскому - нет.