Авторский блог Алексей Журавлёв 00:00 22 февраля 2012

Слово и дело

<p>Председатель Конгресса Русских Общин, депутат Госдумы РФ отвечает на вопросы «Завтра».</p><p>«Русского человека ударили по лицу, а он говорит: »Где-то драка идёт… « Второй раз ударили: »Кого-то бьют… « В третий: »Так это ж меня бьют! « Мне кажется, что третий удар уже нанесён. И мне абсолютно очевидно, что самосознание у русского человека просыпается. По моим наблюдениям, русские люди сегодня не склонны к апатии. Напротив, они фонтанируют идеями. Горят желанием сделать жизнь в России лучше. Я встречаю это настроение повсеместно. Думаю, что никакие рекламные лозунги не нужны. Нужно дать русскому человеку возможность позитивного выхода скопившейся в нем энергии». </p>

Председатель Конгресса Русских Общин, депутат Госдумы РФ отвечает на вопросы «Завтра» .

"ЗАВТРА". Алексей Александрович, сегодня, при поддержке вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина и вашем непосредственном участии, формируется так называемое Добровольческое движение, призванное объединить тех, кто профессионально, духовно и эмоционально связан с армией, флотом и оборонно-промышленным комплексом. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: как выглядит современный доброволец? Сколько ему лет, чем он занимается, какие у него жизненные привычки и приоритеты?

Алексей ЖУРАВЛЕВ. Добровольческое движение возникло в виде широкой гражданской инициативы. Его представляют люди, разнящихся по возрасту и внешнему виду. Поэтому какого-то строго устоявшегося типа, четкого портрета нынешнего добровольца не существует. Добровольческое движение собирает людей, объединенных общим душевным настроем, а не уставом. Это порыв, а не структура. 

Традиционные русские ценности исповедуют миллионы людей. Народно-патриотическая идеология и державная психология близки большинству нашего народа. Однако, в российской политике эта огромная ниша остается незаполненной. Поэтому-то в России есть люди, которые готовы сегодня встать под добровольческие знамена. Вновь возникает центр кристаллизации национальных энергий. Такое уже было в начальный период существования партии "Родина". Но теперь объединение происходит на более широких, внепартийных принципах. Таково веление времени. 

Портретом нашего добровольца может быть лицо, убеленное сединами. То есть, это может быть заслуженный работник РАН из Академгородка, человек с колоссальным научным опытом, с мощнейшим интеллектом, способным генерировать новые идеи. Правда, большинство этих идей сегодня остаются невостребованными… 

Это может быть и довольно молодой человек — скажем, рабочий северодвинского Севмаша. Парень отлично понимает: он делает своими руками то, что в мире не делает больше никто. При этом такого уникального специалиста почему-то особо не замечают. Будто вся его высочайшая квалификация, все его передовое производство никому в стране не нужны… 

В ряду таких портретов и инженер, задействованный в космической отрасли. Когда-то его профессия пользовалась огромным уважением в обществе. Все специалисты, работающие в этой сфере, чувствовали себя на острие развития всей советской цивилизации. А сейчас конструктор, и даже генеральный конструктор — это малозначимый в городе человек… Что неправильно. 

"ЗАВТРА". Нынче в почёте актеры или шоумены… 

А.Ж. Да, теперь в России рулит "креативный класс"...

Можно написать портрет отставного офицера, по какой-то причине уволившегося из армии в расцвете лет. Это человек определенной культуры, обладающий внутренней дисциплиной, имеющий большой жизненный опыт, особые навыки. Он с большим трудом встраивается в гражданскую жизнь, приноравливается к правилам современного бизнеса, ищет для себя моральную и социальную нишу, желает обрести хоть какие-то точки опоры…

К слову сказать: то, что творится сейчас с армией, — это за гранью добра и зла. Помню с детства, у нас в семье царил культ военного человека. И не только у меня — во всем обществе к защитникам страны относились с большим пиететом. Сейчас всё перевернуто с ног на голову. Нам всем вместе надо добиваться восстановления нормальных отношений, правильно расставить приоритеты. 

"ЗАВТРА". Если немного модифицировать историческую формулу Александра III, то можно сказать следующее: у России есть только три союзника — ее армия, флот и ракетные войска стратегического назначения. 

При этом следует помнить, что продукция наших оборонных предприятий до сих пор выдерживает жестокую конкуренцию на мировых рынках. Чего не скажешь о других наших производствах… 

А.Ж. Верно, самые передовые русские технологии — в оборонке. Но мы никак не можем задействовать в полную силу этот ресурс. На базе этих технологий и этих потенциалов — кадровых и организационных — можно приподнять любые гражданские отрасли. Сами эти предприятия, эти коллективы, сейчас рассыпаны по стране отдельными разрозненными "пазлами". Необходимо превратить их сначала в созвездия, а затем в единое информационное, технологическое, социальное поле. Ведь это каркас будущей русской цивилизации! В них скрыт код русского будущего! При помощи этих потенциалов можно выстроить всю экономику заново. 

Если все интеллектуальные силы нашей "оборонки" собрать воедино, в один кулак, то это будет мощь. Россия сильна именно такими людьми. За ними будущее. 

Нельзя при этом забывать и про Русскую идею, на которой все это объединение будет строиться… Ведь русский человек, он, прежде всего, патриот. 

"ЗАВТРА". Общество задергано властью, задергано выборами, задергано оппозицией, замучено митинговым хождением в никуда. Люди склонны залечь ниже воды, тише травы, лишь бы ничего не видеть, ничего не слышать и ничего не говорить. Многие люди, особенно в провинции, так и делают: "спасаются" от тоски водкой, бессмысленным телевизором. Их надо как-то разбудить, вдохновить. Какие могут быть у добровольцев лозунги или "кричалки"? Чем по-настоящему можно сегодня зацепить людей? 

А.Ж. Русского человека ударили по лицу, а он говорит: "Где-то драка идёт..." Второй раз ударили: "Кого-то бьют..." В третий: "Так это ж меня бьют!" Мне кажется, что третий удар уже нанесён. И мне абсолютно очевидно, что самосознание у русского человека просыпается. По моим наблюдениям, русские люди сегодня не склонны к апатии. Напротив, они фонтанируют идеями. Горят желанием сделать жизнь в России лучше. Я встречаю это настроение повсеместно. Думаю, что никакие рекламные лозунги не нужны. Нужно дать русскому человеку возможность позитивного выхода скопившейся в нем энергии. 

"ЗАВТРА". Всё, что связано с армией, с оборонной промышленностью, — обладает особой эстетической привлекательностью. За этими понятиями стоит национальная мифология, скрывается целая галактика символов. Создаете ли вы свой, особый военизированный стиль, существует ли у добровольцев своя, отличная от всего остального, система знаков-распознаваний? 

А.Ж. У нас есть эмблема особого рода. На ней изображены моряк, солдат и рабочий, взявшиеся в едином порыве за щит и меч. Они, действительно, там вместе. Но наша страна невероятно многообразна. И всех участников движения подогнать под один формат — не удастся. Например, в нашем движении широко представлено казачье движение. В него собираются вступать как реестровые, так и нереестровые казаки, военно-спортивные клубы, а также политизированные структуры типа Конгресса русских общин и Консервативного альянса. В единую форму их одеть, вогнать их в общую стилистическую модель — невозможно. Да и цели такой нет. Мы создаем модель не эстетическую, но общественную. Организация общественной жизни, структурирование социальных энергий — это первостепенно для России. Организованное общество — великое дело. Как вернуть товарищеские суды на местах? Суды, которые общественными силами будут разрешать бытовые конфликты в отдельно взятом городе или поселке… Пока этого нет — пресловутый "креативный класс" будет нам рассказывать, как нам жить и что нам делать… 

"ЗАВТРА". Военно-патриотические кружки до сих пор существуют по всей стране, в них ведется преподавание отечественной истории, изучаются военные дисциплины. Организаторы таких секций — особые люди. В них — колоссальный потенциал. Как их собрать вокруг движения? 

А.Ж. Часть из них находят нас сами, другую часть — надо искать. Согласен, что это удивительные люди. Это люди одухотворенные, наполненные смыслом. Они почти ничего не получают за свою работу. Более того, они вкладывают в обучение свои собственные деньги. И делают это ради молодого поколения. И в этом их общественный подвиг.

"ЗАВТРА". Человек, который организовал секцию, кружок для детей, — он по факту, значит, хороший организатор, умет договариваться с властями, умеет привлечь какие-то средства. Но он еще и светоч. Он знаток своего дела и, одновременно, пример для подражания. Он учитель в самом высоком смысле этого слова. Кто из таких представлен в вашем движении?

А.Ж. Такие люди очень нужны не только нам. Они нужны всем. Это Александр Поветкин, Федор Емельяненко, Александр Поляничко… Это люди, на которых можно и нужно равняться. Более того, с помощью этих людей мы сейчас организуем по всей России сеть спортивных секций. Их личности будут являться неким "брендом" клубов — на них будет равняться молодёжь. В этих клубах пропагандируется здоровый образ жизни, ученики этих секций не пьют и не курят. Наша задача, как движения, стараться финансово этим клубам как-то помочь. Потому что пока все строится на энтузиазме добровольцев, которые все расходы берут на себя.

"ЗАВТРА". Как вы взаимодействуете с Русской православной церковью?

А.Ж. Русский человек без веры немыслим. Так получилось, что дата проведения нашего Учредительного съезда выпадает на Прощеное воскресенье. Как говорят в народе: "Кто сам идёт, а кого Бог ведёт…" А еще говорят: "Кому Церковь — не Мать, тому Бог — не Отец". Не все участники движения — молитвенники, но все они верующие патриоты. Отмечу, что все традиционные конфессии представлены в нашем движении. 

"ЗАВТРА". Отчистить наши улицы от хлама, освободить берега рек и опушки лесов от завалов накиданного за многие годы пластикового мусора, расчистить родники… Для всего этого нужны широкая агитация позитивных идей и ценностей. Чтобы социум приподнялся, нужно прогнать прочь уныние, выгнать печаль из нашего народа. Сталинская модель предполагала программирование людей на позитив, на развитие — общественное и индивидуальное. Сейчас эти вопросы крайне важны. 

А.Ж. В Советском Союзе очень сильно была развита агитация. И это были не только плакаты и лозунги, но и фильмы, и книги. Агитация шла через искусство, методами искусства. Произведения, которые были написаны тогда, содержали в себе какой-то позитивный заряд. Кстати, они так и остались с нами. А то, что создано за последние двадцать лет? Сейчас никакая агитация не ведется. 

"ЗАВТРА". Ведется, только это агитация с обратным знаком. Людей программируют на уныние, на деградацию и вымирание.  

А.Ж. Признаться, я тоже не люблю современное искусство. Инсталляции из дохлых мух… и прочее. Стране не хватает патриотической пропаганды, которая бы сплотила общество. Пусть меня сколько угодно обвиняют в тоталитаризме: я за то, чтобы создать Министерство пропаганды. 

Возьмем информационные войны XXI века, ведь мы их все проигрываем. Вспомните военный конфликт с Грузией. Как тяжело было тогда и сейчас пробиться сквозь толщу антирусского вранья и клеветы. К сожалению, это не единственный пример нашего отставания в этой области. Американцы ведут колоссальную пропаганду своих ценностей и своего образа жизни. Идет агитация за Америку, как спасительницу мира. Во многих фильмах американцы спасают мир. И делают это на фоне пьющих водку русских небритых мужиков, одетых в ушанки и ватники. Нам пока и ответить-то нечем. Увы! Мы боимся демонстрировать свой национальный дух.

"ЗАВТРА". Мы боимся заявить права на свою землю! 

А.Ж. А ведь у нас должны быть амбиции, чтобы наводить порядок не только на своей территории, но и на прилегающих землях. Ничего зазорного в этом нет. У нас пока достаточно мощи для подобных операций. Специалисты работали, чтобы развалить армию. Что ж, надо её восстанавливать. Недавно мы с Дмитрием Рогозиным проехали по стране, по оборонным предприятиям, и я убедился в том, что в наших загашниках сокрыты удивительные явления. Они, словно кусочки рассыпанной мозаики, части разорванной картины… Они живут отдельно друг от друга, как сироты живут собственной отдельной жизнью. Всех их нужно замкнуть, соединить друг с другом. Наши НИИ и сегодня разрабатывают такие вещи, которые, может быть, даже рано давать в руки нашей армии в нынешнем ее состоянии. Наши оборонные предприятия прошли "купель огненную", выжили вопреки всему благодаря абсолютно сумасшедшим, в хорошем смысле слова, руководителям-энтузиастам. Это подлинная элита нации, люди, которые могут всё. 

"ЗАВТРА". В "Повести временных лет" было написано: "Велика и обильна Русская земля, да наряда в ней нет". Нет в ней порядка! Наведение порядка — это у нас, с подачи либералов, ассоциируется теперь с репрессиями. Но порядок — это такая расстановка элементов жизни, чтобы удобно было жить и развиваться. Порядок — пусть и недостаточное, но необходимое условие для Русского возрождения.

А.Ж. Думаю, что с порядком в России всё обстоит сложнее. Пресловутый немецкий порядок для русского человека неприемлем. Порядок русского человека — это не внешний, но внутренний порядок. Русского человека не нужно подгонять кнутом. Ему надо дать работу, то есть, дать идею, ради которой он будет каждое утро вставать с одра. Появится дело, и мы быстро наведем у себя порядок. Я абсолютно уверен в этом. 

Вопросы задавал Андрей Фефелов.

1.0x