В гостях у "Завтра" член Общественной палаты Союзного государства России и Белоруссии, председатель совета директоров российско-белорусской группы компаний "Евразийское Агентство Международного Сотрудничества" Александр Сергеевич Ольшевский.
"ЗАВТРА". Александр Сергеевич, насколько мы понимаем, Общественная палата Союзного государства — это орган, который призван дать отпор информационной войне, которая ведётся против нашего Союзного государства, и одновременно способствовать нашим интеграционным процессам. Так ли это?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. Всё верно. 19 июля произошло историческое событие: в Минске на первом съезде была сформирована Общественная палата Союзного государства. Минск при этом был выбран не случайно, он достаточно давно стал переговорной площадкой по самым серьёзным международным вопросам. Идея эта не новая, так как союзная Общественная палата уже существовала в конце 90-х — в начале 2000-х, только в форме Международного союза общественных объединений. Существовали и общественные комитеты содействия Союзу Белоруссии и России. Сейчас мы, фактически, к этой идее вернулись и сформировали орган, где предусмотрено двести человек, по сто с каждой из сторон. Это известные деятели культуры, науки, здравоохранения, образования, депутатский корпус, экономисты, историки, журналисты, политологи.
"ЗАВТРА". Каковы конкретные направления работы палаты?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. Здесь сфера исключительно узкая, в отличие от Общественной палаты России, которая решает массу внутренних вопросов. Мы рассматриваем только острые актуальные вопросы российско-белорусских отношений. Фактически Общественная палата берётся делать часть работы исполнительных органов, ускоряя, таким образом, решение целого ряда вопросов. Ведь заметим: силами просто исполнительных органов в Союзном государстве за двадцать лет до сих пор не утверждено даже символики Союзного государства, не говоря уже о более серьёзных вопросах.
Работа палаты предусматривает проведение по этим вопросам слушаний в оперативном режиме, выработку общих позиций и точек соприкосновения. А проблемы есть. Вспомнить хотя бы ситуацию с продовольственными разногласиями в последний год, когда силами чиновников-исполнителей она буквально вошла к тупик и привела к серьёзному конфликту двух ближайших союзников.
"ЗАВТРА". А сейчас решились как-то эти вопросы?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. Конечно, на последней встрече глав государств были достигнуты определённые договорённости, хотя экспертного взаимодействия всё же пока не хватает. Фактически на уровне ведомств Россельхознадзор делает свою работу: выявляет, протоколирует нарушения, останавливает поставки предприятий-нарушителей. А белорусский производитель в меру своих сил отстаивает свои права. Получается, что в частных случаях ситуация ещё не разрешилась, продолжаются приостановки поставок белорусских предприятий, продолжаются остановки партий продуктов. И продолжается недопонимание на уровне ведомств.
"ЗАВТРА". Чем это всё-таки вызвано: объективными причинами или недобросовестной конкуренцией?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. На самом деле причин здесь много. Это естественный живой рынок, а не учебник экономики. Конечно, белорусская продукция не идеальна, впрочем, как и российская. Хотя известно, что любой контролирующий орган в работе любого предприятия или любой партии продуктов в рамках одной проверки при желании может найти минимум десять нарушений. И потом, зачастую инспектор обычного контролирующего органа в ведомстве Минсельхоза берёт на себя слишком много: начинает определять внешнюю политику страны и делать очень серьёзные обобщающие заявления. Это опасная тенденция, тем более если учитывать, что и на российской, и на белорусской стороне, как, наверное, в любом государстве сегодня, на госслужбе есть люди, выражающие интересы не своей страны, а третьих стран. Так называемые прозападные силы. И, к сожалению, коррупционный фактор был, есть и будет, ни в одной стране мира его искоренить не получилось.
"ЗАВТРА". К сожалению, в нашем случае это приводит к глобальным последствиям, когда подрывается единство двух самых близких стратегических союзников. Кроме Белоруссии у нас нет друзей. Вы назвали серьёзную проблему. Что же Общественная палата здесь может решить?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. Палата в данном случае — это как раз недостающее звено диалога. Ни Парламентское собрание, ни Постоянный комитет Союзного государства не обладают организационными ресурсами, чтобы находить какие-то решения в подобных двухсторонних накладках. Этими ресурсами теперь обладает Палата, которая может собирать для обсуждения и решения актуальных проблем высокопрофессиональных экспертов и лидеров общественности. Общественная палата играет роль той самой площадки и фокус-группы для отработки решений.
"ЗАВТРА". Но любые решения, как бы они правильно ни были сформулированы, если они не имеют каналов распространения информации — до масс не дойдут. Это реальность XXI века. Есть ли какие-то СМИ у вашей организации?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. Главная и первая суть Общественной палаты Союзного государства состоит в том, чтобы донести свои предложения до глав государств. И потом с помощью лидеров мнений популяризировать те идеи, которые сформировались. Естественно, будет свой интернет-портал. Также в палату входит ряд видных деятелей СМИ, как российских, так и белорусских.
"ЗАВТРА". Одно время говорилось, что белорусская экономика и её модель — это альтернатива тому сложившемуся порядку вещей, который был в России. Насколько Белоруссия является примером в этой области?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. Сегодня даже в рамках Союзного государства, даже самые ярые сторонники активной интеграции уже не лелеют мечту о полном объединении Белоруссии и России, о соединении экономической и политической моделей.
"ЗАВТРА". То есть вы хотите сказать, что противникам интеграции удалось добиться своего?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. Нет. Всё-таки это именно союз двух государств, очень сильное интеграционное объединение, которое сохраняет при этом государственный суверенитет участников. Наши модели настолько разные, что они уже не объединимы в рамках одного унитарного пространства. В этом объединении не заинтересована ни та, ни другая сторона.
"ЗАВТРА". Почему не заинтересованы?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. Потому что они будут вступать во внутренний конфликт. Да, в Белоруссии очень высокий уровень социальных расходов, качественная и бесплатная медицина, очень хорошее инженерное высшее образование. Но есть и обратная сторона медали. Это, например, некоторая малоподвижность белорусских предприятий. Неполное погружение в тот же самый российский рынок. Российский поставщик за это время уже давно бы сориентировался, принял меры, перестроил свою систему работы и подстроился… Поэтому вряд ли можно говорить о том, что белорусское построение экономки является примером для возможного построения экономики даже в каком-то российском регионе. Просто надо учитывать позитивный опыт, который можно перенимать. Это сфера контроля качества продукции, организация крупных производств, некоторые технологии, подходы. С другой стороны, точно так же при создании частных белорусских компаний опыт перенимается у России.
"ЗАВТРА". Перейдём к теме политико-гуманитарной. Сейчас особенно актуальны разговоры о гражданстве. Как обстоят дела с возможностью для белорусов получать российские паспорта, возможностью для россиян брать белорусские паспорта?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. На самом деле, это не очень актуальный вопрос, так как граждане Белоруссии и России уравнены в возможности свободно перемещаться, трудоустраиваться и жить в стране союзника. Хотя, конечно, есть люди, которые меняют гражданство.
"ЗАВТРА". Двойное гражданство невозможно?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. Двойное гражданство законодательством не предусмотрено в случае с Белоруссией. В странах СНГ в подавляющем большинстве существует такая позиция. Конечно, всё время обсуждается вопрос о введении единых паспортов Союзного государства, обсуждаются вопросы о введении единых виз Союзного государства, которые действовали бы и с той, и с другой стороны. Есть проблема и в части полного уравнивания граждан соседней страны в правах. Например, посещая Белоруссию, граждане России могут заметить, что цены на те же медицинские услуги для россиянина примерно в три раза выше, чем для гражданина Белоруссии. С другой стороны, белорусы пеняют на то, что Россия не предоставляет равных внутренних цен на энергоносители. Поэтому, естественно, речь о формировании неких единых подходов к единому союзному рынку весьма своевременна.
"ЗАВТРА". Как Общественная палата будет работать? Это будут съезды или постоянная работа на местах?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. Это, в первую очередь, работа в комиссиях. В палате восемнадцать профильных комиссий. Причём где-то треть из них касается вопросов экономической интеграции, то есть той самой практики деловых взаимоотношений и аспектов торгово-экономического сотрудничества, законодательной базы в этой сфере. Часть касается вопросов гуманитарного сотрудничества, культуры, гражданско-патриотических вопросов. Часть касается науки, инноваций, то есть всех основных точек взаимодействия.
"ЗАВТРА". Где территориально она будет находиться?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. Одно подразделение будет находиться в Москве, другое в Минске. Имеется в виду точка — небольшая приёмная, основная работа идёт на общественных началах — в форме заседаний. Тем более что каждый член общественной палаты — это известная авторитетная фигура, он самодостаточен. Мы сознательно отказались от бюрократической концепции построения организации, поскольку все участники настроены что-то дать Союзному государству, а не брать у него на своё устроение.
"ЗАВТРА". Что ж, это замечательно! Лукашенко неоднократно говорил, что Белоруссия — это в какой-то степени передний край обороны России. Оборонная политика как-то затрагивается в работе Общественной палаты?
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ. У нас в составе палаты есть комиссия по сотрудничеству в сфере безопасности, куда включается, в том числе, и оборонная политика. Достаточно широко представлен генералитет. Порядка двенадцати генералов различных ведомств участвуют в составе палаты. Естественно, это момент обязательный.