Авторский блог Кирилл Утюшев 14:12 1 декабря 2022

No sugar

Парадоксальным образом главные действующие лица политической пьесы часто оказываются забытыми, хотя творят свои дела у всех на виду. Речь идёт об инвесторах, продвигающих своих людей на нужные посты и лоббирующих принятие определённых решений. Мы помним, как покойный ныне казино-магнат Шелдон Адельсон поставил на Трампа задолго до того, как рыжего выскочку начали воспринимать всерьёз. Известны были и братья Кох, младший из которых умер в 2019-м: они в 2008–2012 годах стали спонсорами целого поколения консерваторов, изменивших саму суть этого понятия. Наконец, нельзя не упомянуть про великого и ужасного Сороса*, вливающего в продвижение и распространение прогрессистской заразы настолько много денег, что это нельзя объяснить ничем, кроме иррациональной и слепой веры в правильность догм этой религии. На днях Вашингтон дал повод вспомнить ещё об одной фамилии из списка этих покупателей политических услуг.

23 ноября администрация Джо Байдена анонсировала, что США заблокируют поставки сахара от компании Central Romana Corporation из Доминиканской Республики. По официальной версии данное решение было принято из-за нарушений условий труда рабочих на фабриках корпорации, в связи с чем возникает ряд вопросов. К примеру, чем мотивирована ненависть конкретно к Central Romana, хотя совершенно ясно, что Латинская Америка в принципе не отличается достойными условиями труда? Как удар по крупнейшей компании Доминиканской Республики, ввозившей в США около тысячи тонн сахара ежегодно, скажется на обстановке в латиноамериканской стране и в регионе в целом? И почему Вашингтон заметил происходящее именно сейчас, хотя факты этих нарушений проговаривались в американском же Конгрессе как минимум 11 лет назад?

Первый документ с носившими обязательный характер рекомендациями со стороны Соединённых Штатов об улучшении условий для рабочих доминиканской корпорации был составлен и опубликован ещё в 2011-м. В список нарушений тогда входило: использование детского труда, использование труда нелегальных мигрантов, небезопасные условия труда, нарушение прав на собрания, оплата труда ниже минимальной заработной платы в стране и прочие общепринятые для тех мест вещи. Согласно проводимым раз в несколько лет проверкам, существующие условия для работающих постепенно улучшались. К примеру, в последнем отчёте за 13 сентября 2022 года отмечалось, что теперь условия труда лучше, добавлены бонусы к зарплате, а детей и вовсе перестали допускать к опасным видам работ. В сентябрьском отчёте не было никаких намёков на прекращение сотрудничества с Central Romana Corporation, только о будущих целях и задачах по улучшению условий труда.

Спустя два месяца те же самые люди, которые весьма уверенно заявляли, что ситуация на фабриках улучшается и что нужно продолжать работу по защите прав трудящихся, приходят к прямо противоположному мнению и накладывают самые радикальные санкции на компанию, что с учётом её ориентации на американский рынок по сути означает закрытие крупнейшего работодателя гаитянской страны.

Лишение трудящихся места работы — самая радикальная защита их прав. Именно поэтому следует присмотреться к тому, кто стоит за сахарной корпорацией и почему такой внешне заметный поступок является лишь эпизодом внутриполитической борьбы.

Компанией владеют братья Фанджул. На протяжении уже нескольких десятилетий Альфонсо и Хосе Фанджул играют важную роль в американской политике. В списке их многочисленных заслуг числится сопредседательство одного из братьев в предвыборной кампании 42-го президента США Билла Клинтона в 1982 году. Даже сенатор от штата Флорида Марко Рубио, бывший на выборах 2016 года одним из самых перспективных кандидатов, проигравшим только Трампу, выразил им благодарность в своей автобиографической книге «Американский сын: Мемуары». Долгие годы Альфонсо и Хосе изящно использовали в своих интересах двухпартийную американскую систему, когда один из братьев спонсировал республиканцев, а другой — демократов. В начале 2010-х всё изменилось, и оба брата склонились к «партии слонов».

Знамениты владельцы сахарной корпорации не только как активные участники политической жизни США. Ещё в 1990-х в романе Карла Хайасена “Стриптиз” появляются персонажи, при создании которых автор явно вдохновлялся братьями Фанджул. Герои были показаны как подлецы, наживающиеся на труде нелегальных мигрантов и избегающие серьёзного наказания за счёт постоянного лоббирования своих интересов в Сенате. Упоминались они позже и в других информационных медиа, и всегда это было связано с использованием ими нелегального труда, наличия огромного капитала и беспринципного сотрудничества с обеими партиями США.

Братья прославились своей поддержкой политиков по обе стороны довольно условных вашингтонских баррикад, однако ключевой интерес для них представляет именно штат Флорида, где у них располагается достаточно крупная часть сахарного бизнеса. И Флорида за последние пять лет превратилась в главный оплот республиканцев. Штат, ещё на выборах 2016 года считавшийся колеблющимся, стал однозначно красным к сегодняшнему дню. Причиной тому — активная информационная работа. Так, резидентом Флориды считается Трамп, живущий в Мар-а-Лаго, где недавно проходили подозрительно похожие на банальное политическое преследование обыски ФБР. Во Флориде развернулась война корпорации «Дисней» и правительства штата, которое запретило упомянутой корпорации продвигать ЛГБТ-пропаганду среди школьников и лишило медиаконгломерат особых экономических прав и налоговых льгот, которыми компания обладала чуть ли не с 1980-х. Флорида же, благодаря упомянутому закону о пропаганде ЛГБТ и из-за запрета на преподавание особой, крайне прогрессистской, версии истории, невольно запустила аналогичные движения в ряде других штатов, то есть стала ядром вялотекущего консервативного бунта против сложившегося порядка. Лицом этого бунта стал 44-летний губернатор штата Рональд Десантис, которого после недавних промежуточных выборов в Конгресс и губернаторских выборов — после успеха на них самого Десантиса и после чувствительного провала некоторых ставленников Трампа — консервативная пресса принялась пророчить чуть ли не в президенты в 2024 году. Стоит сказать, что доля правды в этом есть: рейтинги Десантиса высоки как никогда, а о своей поддержке политика итальянского происхождения объявили такие звёзды консервативного движения, как Найджел Фараж и Биби Нетаньяху, а также вечная затычка в каждой бочке Илон Маск. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Вашингтон давит самого вероятного конкурента ударом по его спонсорам.

Некоторые экономические эксперты выражают обеспокоенность по поводу того, что подобные санкции могут привести к очередному увеличению цен на продукты и усложнению и так не самой простой экономической ситуации в Соединённых Штатах. Однако, несмотря на повышение нагрузки на кошельки рядовых граждан, администрация Байдена надеется на новую возможность для прославленной американской дипломатии.

По подсчётам, импорт сахарного песка из Доминиканской Республики составляет около 0,12% от общего объёма рынка сахара, поэтому подобная сделка не слишком навредит отношениям Вашингтона с южноамериканской страной. Не по Сеньке шапка — официальный Санто-Доминго (столица страны) ни за что не пойдёт на обострение со своим северным заморским соседом. Другое дело — экономический удар, который вызовет почти неизбежное банкротство крупнейшей компании страны. При этом, пускай и вовсе номинально, заключение новой сделки на поставки сахара может улучшить отношение с другой южноамериканской страной — Бразилией.

Бразилия и так с большим отрывом лидирует в списке экспортёров сахара. Объёмы иностранной торговли самой большой страны Южной Америки составляют около 612 миллионов тонн, и благодаря подходящей для сахарного тростника погоде эта цифра продолжает расти. Поэтому сделка с США не станет особо важной, но может рассматриваться как жест доброй воли со стороны администрации в Вашингтоне. На такой вывод наталкивает тот факт, что запрет на закупку сахара у Central Romana Corporation был объявлен менее чем через месяц после обнародования результатов выборов в Бразилии. Победу в бразильской президентской гонке одержал Лула да Силва, чьи политические взгляды демократическому Вашингтону намного ближе, чем взгляды Болсонару, которого принято было называть бразильским Трампом. Причём Джо Байден был одним из первых, кто поздравил нового президента с победой. Это и неудивительно: помимо того, что Лула идеологически ближе новой администрации, Вашингтон видит в этом также возможность для укрепления своего влияния в Южной Америке в целом, отношения с которой давно уже находятся не в лучшем состоянии. Лула из-за странных обстоятельств выдвижения и победы на выборах часто называется ставленником бразильского глубинного государства — той его части, что опирается на сельскохозяйственный бизнес в противовес делавшему ставку на Болсонару финансовому сектору.

Всё происходящее, даже если принимать на веру возможную, но неподтверждённую теорию о бразильском интересе, весьма слабо укладывается в рамки желания США вернуть себе лояльность западного полушария южнее своей южной границы. Вопреки ожиданиям, глобальный раскол, который в марте The Financial Times описала как «The West against The Rest» (Запад против всех остальных), оставил страны, от которых требовалась бесконечная лояльность линии Вашингтона, в позиции ярко выраженного нежелания выбирать сторону. Такой нейтралитет, как несложно догадаться, неприемлем лишь для одной стороны конфликта. Доктрина Монро, признающая оба американских материка зоной исключительных интересов Вашингтона, давно мертва, но живы попытки переманить занявшие активный нейтралитет страны Латинской и Южной Америки на свою сторону. Таким попыткам не очень способствует решение сиюминутных внутриполитических проблем за счёт создания кризисов в близких странах.

* Структуры Фонда Сороса признаны нежелательными в РФ

1.0x