Рой Курцвел, технический директор Google, то соблазняет, то пугает «искусственным интеллектом»: тот превзойдёт человека, решит все его проблемы, а потом поработит. Под эти сказки, которыми отвлекают простаков, глобальные банкиры прагматично используют новые технологии для манипуляций клиентами, сокращения расходов и увеличения прибылей.
ДЕНЬГИ ВНЕ МОРАЛИ
Философы доверчиво транслируют россказни разработчиков «искусственного интеллекта» (ИИ) о его якобы «человекообразности». Углубляются в глубокомысленные, но бессмысленные бесконечные размышления о мнимых «этических вопросах». Зато помалкивают о подлинных проблемах подобных технологий − политических и экономических.
«Ценностное измерение» ИИ в банковском деле, конечно же, присутствует. Речь, конечно, о деньгах и прибылях, а морали пусть прихожанам читают. Гуманитарные риски ИИ те же самые, что и при применении машин, автоматизированных систем. Связаны эти риски не самой техникой, а с сопряженными с ней отношениями между людьми (общественными, производственными).
ИМИДЖ НИЧТО, ПРИБЫЛИ − ВСЁ
Риски использования ИИ в банковском деле схожи с другими отраслями экономики и социальной сферы. Для владельцев бизнеса, в первую очередь, главным критерием применения ИИ является его эффективность: способность снижать издержки и повышать прибыльность. Другим, не менее важным фактором использования ИИ для владельцев бизнеса выступает соблюдение правовых и регулятивных норм: не нарушать закон и требования отраслевых ведомств.
В более узком смысле для банковского бизнеса использование ИИ имеет ещё имиджевое значение − по линии подразделений, занимающихся рекламой и пиаром. Вне этих рамок собственно этические вопросы для банковского бизнеса, как, впрочем, и для бизнеса прочего, практического значения не имеют. Не больше, чем цвета фирменного стиля или начертание логотипа.
КЛИЕНТОВ МУЧАЮТ РОБОТАМИ
Также банкиры используют ИИ для автоматизированного анализа результатов обработки обращений клиентов и оптимизации этого сервиса и технической поддержки в целом, включая персонал. Втихаря программными средствами анализируют пользовательские профили сотрудников и клиентов в социальных сетях.
Моральных мук нет, заботы другие. Главное, чтобы автоматизированные сервисы самообслуживания были выстроены «дружелюбно» к пользователю. Иначе клиенты, измученные общением с голосовыми роботами и чат-ботами, убегут к конкурентам.
Хотя инерция велика: чтобы подобные риски реализовались, необходима «критическая масса» жалоб клиентов в государственные органы. Или же раскрутка этой темы в прессе кем-нибудь (конкурентами, «чёрный пиар»). И тут «виновата», конечно, тоже не технология, а плохая организация клиентских сервисов.
Глобальные финансисты и «цифровики» во сто раз умнее и хитрее, чем простаки-«философы». Для них ИИ на основе BigData («больших данных») − новое средство производства. Которое позволяет сокращать количество работников и издержки, расширять рынки сбыта и увеличивать прибыли. Не более того.
Источник: Hi-Hume Journal