Эти 3 года, 20-й, 21-й, 22-й, подвели черту сразу под несколькими эпохами различной длины. И мы, как бы, провалились в разрыв времени – хроноклазм. В такие времена люди, как бы, находятся в состоянии растерянности и упускают очень важный момент. Когда-то о таком моменте написала Надежда Мандельштам в книге «Второй»: «В период брожения и распада смысл недавнего прошлого неожиданно проясняется, потому что еще нет равнодушия будущего, но уже рухнула аргументация вчерашнего дня и ложь резко отличается от правды. Надо подводить итоги, когда эпоха, созревшая в недрах прошлого и не имеющая будущего, полностью исчерпана, а новая ещё не началась. Но этот момент почти всегда упускается, и люди идут в будущее, не осознав прошлого».
Мы постараемся не упустить этот момент и взглянуть как в прошлое, так и в будущее, использовав в качестве увеличительного стекла этот период, прежде всего, 22-й год – он был очень насыщенным - он стал кульминацией трёхлетия. Мы посмотрим на эти события – на события этих трёх лет – именно как на события. Когда-то великий французский историк Фернан Бродель сказал, что «события – это пыль». Что он хотел сказать? Он хотел сказать, что события приобретают смысл только, если они поставлены в более широкий контекст. Но дело в том, что бывают иногда события, особенно когда речь идёт о периодах очень быстрых изменений, которые говорят сами за себя. Это не отменяет необходимости рассматривать их в более широком контексте. Но сами события заслуживают внимания.
И я хотел бы сконцентрироваться на нескольких событиях 2022 года и попробовать их уложить в некую систему. А потом, с точки зрения этой системы, взглянуть на ту эпоху, которая закончилась – эпоха экспоненты, начавшаяся в конце XVIII века.
Нулевое событие - в начале декабря 21-го года в Иерусалиме были проведены учения «Коллективная сила». Хотя учения формально проводились под эгидой финансового ведомства Израиля, моделирование носило геополитический характер мирового масштаба, о чём говорит присутствие лиц из МВФ, Всемирного банка и самого главного банка банков – Банка международных расчётов из Базеля. Показательно, что ни китайцев, ни русских на учения в Иерусалиме, официально посвящённые борьбе с кибератаками и киберэпидемиями, не пригласили. А ведь на учениях «Ккиберполигон-2020» и «Киберполигон-2021» Россия присутствовала.
Более того, «Киберполигон-2021» проводился Всемирным экономическим форумом на базе Сбербанка в тесном контакте Шваба, Мишустина и Грефа. И, казалось бы, «Коллективная сила» тоже должна проводиться с этими людьми. Ан, нет! Ничего подобного – ни китайцев, ни нас. И здесь совершенно понятно, что обсуждалось нечто, о чём ни китайцы, ни мы не должны были знать.
Следующее событие на первый взгляд узко американское. Но это так только на первый взгляд. В августе 22-го года Байден подписал «Закон о снижении инфляции», Inflation Reduction Act. Позже, в соответствии с этим законом, была запущена программа субсидирования американской промышленности на общую сумму 369 миллиардов долларов. В рамках реализации этой программы в целях поддержки экологичных отраслей промышленности заводы, фабрики США будут получать от 600 до 800 миллионов долларов. Давайте сравним это, например, с Западной Германией, с ФРГ. В ФРГ на стимулирующие меры выделено всего 155 миллионов долларов. Не миллиардов, миллионов! Ну, понятно, в этой ситуации куда побежит производство из ЕС. Например, для Франции это будет означать минус 10 тысяч рабочих мест и минус 10 миллиардов долларов инвестиций, не говоря уже об опустошении кошельков рядовых граждан. На середину 22-го года цена электричества в Евросоюзе была 60 центов за 1 кВт/ч. А в большинстве штатов США – в 5-6 раз меньше.
Европейцы уже бьют тревогу по поводу байденовского закона. Так, еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка ЕС Тьерри Бретон в ноябре 22-го года охарактеризовал американский закон как «экзистенциальный вызов Европе». А президент BusinessEurope Фредрик Перссон назвал действия США «утоплением Европы». И перенос производственных мощностей из Европы в США, считают капитаны европейского бизнеса, это не естественно рыночный процесс, а результат направленного действия США в глобальной цепочки постановок, направленных на деиндустриализацию Европы. Ну, что называется, проснулись…Атлантистские элиты Европы проводили все десятилетия именно этот курс. И заканчивается это деиндустриализацией Европы.
Ещё одно событие заслуживающее упоминания: 14-15 сентября в Нур-Султане прошёл 7-й Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Тема звучит очень гуманно: «Роль лидеров мировых и традиционных религий в духовном и социальном развитии человечества в пост-пандемический период». Часть заседаний проходила внутри зданий в виде пирамиды и речь, по сути, шла о необходимости создать единую мировую веру. Кто-то из журналистов даже запустил термин «хрислам», то есть христианство и ислам.
Так же стоит вспомнить, что в октябре 22-го года прошёл ХХ Съезд Коммунистической партии Китая, завершившийся победой группировки Си Цзиньпина над противостоящими ему так называемыми комсомольцами, сторонниками союза с США и Великобританией. Я не буду подробно говорить об этом событии, единственное, что здесь можно сказать: откуда эта ориентация на англосаксов так называемых комсомольцев, которые в основном представляют южную часть Китая. Дело в том, что со времён ещё Первой Опиумной войны, то есть 1830-х годов, целый ряд семей, очень влиятельных, тесно связаны с англосаксами по линии торговли опиумом. И вот эта победа Си Цзиньпина ознаменовала конец длительного периода прямого или косвенного нахождения комсомольцев, китайских либералов у власти.
Следующее событие очень интересное, у него двойное дно. С 13-го по 15-е сентября состоялся апостольский визит папы Франциска I в Казахстан. До этого, в 2001 году, Казахстан посещал известный советофоб папа Иоанн Павел II. Приглашение Токаева посетить Казахстан Папа получил почти год назад, однако формально в сентябре 22-го года он приехал для участия в очередном Съезде лидеров мировых и традиционных религий. И вот здесь начинаются странности и совпадения. Во-первых, притом, что съезд вполне представительный, 100 делегатов из 50-ти стран, это не вполне уровень понтифика. Он мог вполне отправить на него кого-то из кардиналов. Например, РПЦ была представлена не патриархом, а митрополитом Антонием Волоколамским, председателем отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Во-вторых, Франциск стар и болен, передвигается в инвалидном кресле. И не так давно он из-за больного колена отказался ехать в Киев, который намного ближе к Риму, чем Астана. Тем не менее, в Астану он полетел. И третье, самое интересное. Почти одновременно со Съездом религиозных деятелей в Астане, в Самарканде начал работу саммит ШОС.
Перед самаркандской встречей Си Цзиньпин нанёс визит в Казахстан во время работы религиозного Съезда, 14-го числа. А 15-го начинался саммит в Самарканде. Официально встречи Си и Франциска не было, но мы-то хорошо знаем, что реальная политика – это тайная политика, и делается она главным образом неофициально. В принципе, в большой политике таких совпадений по времени и месту нахождения главных мировых игроков не бывает.
Создаётся впечатление, что в своём противостоянии с англосаксами за место в будущем посткапиталистическом и постзападном мире Ватикан и стоящие за ним религиозные и светские силы, как минимум, пытаются часть яиц положить в евроазиатскую корзину, при всей неприязни Ватикана к России.
Англосаксы для них, для Ватикана, опаснее на данном этапе. Во-первых, ранее Франциск приказал Святому престолу и связанными с ним организациями до 30 сентября 2022 года перевести все свои финансовые активы в Институт религиозных дел, он же Банк Ватикана. Во-вторых, существует директива папы о скорейшем обмене долларов и евро на золото или на иной надёжный актив, например, на юани… То следует согласиться с экспертами, которые предполагают, что Ватикан не верит в будущее глобальной долларовой системы, контролируемой англосаксами. И неверие это усугубляется противостоянием Ватикана и стоящей за ним большей часть романо-германской, по происхождению, элиты с англосаксами. Одно из отражений этого противостояния – это серьёзные изменения, который провёл Папа и Орден иезуитов, в Мальтийском Ордене. И направлены эти изменения были на ослабление влияния в нём британцев.