Сообщество «Форум» 21:17 10 августа 2020

Скорый мир или затяжная война?

Эта ОШИБКА (или даже точнее – ПРЕСТУПЛЕНИЕ), к глубокому сожалению, является незыблемым принципом и священной коровой Кремля и до настоящего времени. По-прежнему, остаётся безапелляционным девиз «У Российской Федерации нет имперских амбиций»

двойной клик - редактировать изображение

1. К нынешнему обострению конфликта Республика Армения и Азербайджанская Республика, похоже, готовились несколько лет: закупали вооружение, обучали военных специалистов, искали новых «партнёров», кому-то даже показалось, что они их нашли, что усилит из позицию во внешней политике. А в развязывании боевых действий, как водится, они обвинили друг друга, как уже и делают более ста последних лет. За последние четыре недели стороны обменялись ракетными и артиллерийскими ударами, успели использовать танки и беспилотную авиацию. Уже есть потери среди людей. Возможно ли развязывание большой войны между ними? Попробуем оценить такую возможность исходя из расстановки военных сил в постсоветском Закавказье.

двойной клик - редактировать изображение

2. Примечательно, что самый крупный за последние четыре года вооружённый конфликт между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой вспыхнул не в Нагорном Карабахе (азерб. Dağlıq Qarabağ, арм. Լեռնային Ղարաբաղ), а непосредственно на границе двух государств. Речь идёт об участке между Тавушской областью Республики Армения и Товузским районом Азербайджанской Республики.

двойной клик - редактировать изображение

Исходя из заявлений обеих сторон можно сделать вывод, что решение судьбы Нагорного Карабаха – далеко не главная цель этого противостояния. Каждой стороне, похоже, важен статус победителя в нём, лидерство в более чем вековом противостоянии, поэтому уступки и односторонние потери кажутся неприемлемыми. Так, министерство обороны Азербайджанской Республики (азер. Azərbaycan Respublikasının Müdafiə Nazirliyi) заявило о готовности нанести ракетный удар по Армянской АЭС (арм. Հայկական ատոմային էլեկտրակայան), расположенной вблизи города Мецамор (Армавирская область, Республика Армения), если там решат атаковать азербайджанские стратегические объекты. Очевидно, что такое развитие событий приведёт к гуманитарному кризису во всём постсоветском Закавказье, и политики по обеим сторонам границы не могут этого не понимать. Это даёт повод надеяться, что они не пойдут на обострение и ограничатся угрозами на словах. Видимо, так же рассуждают и третьи стороны: Российская Федерация, США и ООН пока не демонстрируют намерения организовать миротворческую миссию и просто призывают прекратить бои. Но бывший депутат Национального собрания Республики Армения V и VI созывов (6 мая 2012 года – 8 мая 2018 года), бывший лидер фракции либерального политического партийного альянса «Блок „Елк“» (также «Выход», «Исход», арм. «Ելք» դաշինք, «Elkʿ» dashinkʿ) в Национальном собрании Республики Армения VI созыва (18 мая 2017 года – 8 мая 2018 года), 16-й премьер-министр Республики Армения (с 8 мая 2018 года, бывший 2-й врио премьер-министр Республики Армения (16 октября 2018 года – 14 января 2019 года)) Никол Воваевич Пашинян (арм. Նիկոլ Վովայի Փաշինյան, 1 июня 1975 года, город республиканского подчинения Иджеван, Армянская ССР, Закавказский экономический район, СССР (ныне – Иджеван, Тавушская область, Республика Армения)), можно смело сказать, прямо даже и «не парится» по этому поводу, всякий раз уповая на глобальный характер армяно-азербайджанского противостояния. Тем самым, несмотря на свою неспособность справиться с инфопандемией коронавируса в Республике Армения, Н.В. Пашинян даёт понять мировой общественности, что Республику Армения Российская Федерация сумеет всегда защитить от любых традиционных врагов, как это делают нормальные родители в отношении своих даже самых непослушных детей. А вот этот самый непослушный ребёнок может вполне даже и «не париться» относительно того, что он творит неразумное, идущее вразрез с интересами родителей и их положительного образа в мировом сообществе (непротивление деятельности иностранных некоммерческих и неправительственных организаций, отравляющих сознание простым гражданам Республики Армения и способствующих их устойчивой негативной оценки всякой роли Российской Федерации и русской культуры в целом).

двойной клик - редактировать изображение

3. Оценивая противоборствующие стороны, эксперты приходят к выводу, что последние годы армии двух государств последовательно вооружались.

Начать масштабное обновление техники и вооружений Национальной армии Азербайджанской Республики (НАА, азерб. Azərbaycan Milli Ordusu) позволил приток «нефтяных» денег. Получение лишних доходов вскруживает головы не только глупым людям. Этот закон действует не только на уровне личностей, но и на коллективном, общественном и государственном уровнях также. Нефть «сносит голову» практически всем в этом мире. За последние 10 лет Азербайджанской Республикой были закуплены современные танки, боевые бронемашины, зенитные ракетные комплексы, самолёты, вертолёты, противотанковые управляемые ракеты, артиллерийские системы, средства обнаружения (приборы ночного видения, лазерные приборы разведки, тепловизоры и беспилотные летательные аппараты). Основными поставщиками стали Государство Израиль, Украина, Республика Белоруссия, Грузия, Турецкая Республика и Российская Федерация.

Но эксперты отмечают, что перевооружение это происходило несистемно и к подавляющему военному преимуществу над главным предполагаемым противником не привело. Это показал и опыт четырёхдневной войны в Нагорном Карабахе (1 – 5 апреля 2016 года). Тогда войска Азербайджанской Республики, оснащённые более современной техникой, имели преимущество при ведении ночных боевых действий, но не более того.

двойной клик - редактировать изображение

Впрочем, с тех пор военные чиновники в министерстве обороны Азербайджанской Республики не сидели сложа руки. В 2018 году Азербайджанская Республика приобрела 10 комплектов белорусско-китайских 301-мм реактивных систем залпового огня В-200 «Полонез», поступившей на вооружение Вооружённых сил Республики Белоруссия только в 2016 году. В состав каждого из них входит пусковая установка с восемью 301-миллиметровыми корректируемыми со спутников ракетами. Дальность их полёта – до 300 километров. У Государства Израиль были закуплены новые разведывательные и ударные беспилотники, «умные» боеприпасы и дальнобойные ракеты.

двойной клик - редактировать изображение

Численность Национальной армии Азербайджанской Республики достигла 126 тыс. человек. А с учётом ведомственных частей, Национальной гвардии Азербайджанской Республики (азерб. Azərbaycan Milli Gözətçi), входящей в состав Особая государственная служба охраны Азербайджанской республики (ОГСО, азерб. Azərbaycan Respublikasının Xüsusi Dövlət Mühafizə Xidməti), и различных военизированных формирований, а также гражданского персонала общая численность людей под ружьём в Азербайджанской Республике составляет не менее 250 тыс. человек.

двойной клик - редактировать изображение

4. Республика Армения не могла себе позволить наращивать вооружение наравне с Азербайджанской Республике. В среднем её военные расходы составляют порядка 400 млн. $, что более чем в 3 раза меньше, чем у соседа. Но тут на помощь пришла Российская Федерация (в точном соответствии с представлениями Н.В. Пашиняна заботливая мама, видимо, негативно восприняла нарушение баланса сил не в пользу несносного (избалованного, капризного, озорного, непоседливого) ребёнка). Ещё в 2013 году Республике Армения был предоставлен кредит в размере 200 млн. $ на покупку российского оружия.

двойной клик - редактировать изображение

Поставки включали советские и российские реактивные системы залпового огня калибра 300 мм РСЗО 9К58 «Смерч» и ракеты к ним, переносные зенитно-ракетные комплексы, средства радиотехнической разведки, тяжелые огнеметные системы залпового огня ТОС-1А «Солнцепек» на базе танка Т-72, лёгкое и стрелковое оружие. Кроме того, после четырёхдневной войны в Нагорном Карабахе Республика Армения закупила индивидуальные приборы ночного видения и тепловизоры, датчики движения, лазерные приборы разведки и беспилотники, которых так не хватало её войскам в Нагорном Карабахе.

Эта четырёхдневная война в Нагорном Карабахе дала новый импульс к переоснащению Вооружённых сил Республики Армения (арм. Հայաստանի Հանրապետության Զինված Ուժեր). Республике Армения вновь удалось договориться с Российской Федерацией о льготных кредитах на закупку вооружений. В число приобретений вошли зенитно-ракетные комплексы среднего радиуса действия «Бук-М1-2» и всепогодные тактические зенитные ракетные комплексы «Тор-М2КМ», предназначенные для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена малого радиуса действия. Для вооружения пехотинцев были закуплены переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла-С» и «Верба», а также противотанковые ракетные комплексы «Корнет-Э», аппаратура радиоэлектронной борьбы. В декабре 2019 года в Республику Армения поступили первые 4 из 12 заказанных истребителей двухместных многоцелевых истребителей поколения 4+ «Су-30СМ». В итоге военно-технологический разрыв между конфликтующими сторонами значительно сократился, и произошло это в основном за счёт поставок российского оружия в Республику Армения.

двойной клик - редактировать изображение

Республика Армения стала первым иностранным получателем российских оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер». В её распоряжении, предположительно, имеется дивизион из четырёх пусковых установок. В экспортном исполнении они имеют дальность действия 280 километров. Но и этого достаточно, чтобы держать под прицелом значительную часть территории Азербайджанской Республики, включая жизненно важные военные и инфраструктурные объекты вокруг города республиканского подчинения Баку (Азербайджанская Республика).

При всём при этом о численном паритете сил говорить не приходится. В Вооружённых силах Республики Армения служат около 45 тыс. человек, причём цифра эта не изменяется уже 18 лет. Численность Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики (арм. Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետության պաշտպանության բանակ) составляет ещё около 20 тыс. человек, причём из них половина являются призывниками из Республики Армения.

Между тем, именно пехота и мотострелковые войска в данном конфликте имеют очень важное значение. Дело в том, что обе стороны располагают мощными системами противовоздушной обороны, в том числе, российскими зенитно-ракетными комплексами С-300 «Фаворит» как старых, так и современных модификаций. В этой ситуации эффективность авиации фактически сведена к нулю.

5. Республика Армения – член Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ, реже «Ташкентский пакт», «Ташкентский договор») – региональной международной организации, в которую помимо Российской Федерации входят Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Таджикистан. Согласно Уставу этой организации нападение на одного из участников альянса – это нападение на весь альянс. Таким образом, возникает перспектива вовлечения третьих сил, в том числе, Российской Федерации, в конфликт, если он будет разрастаться.

Эксперты уже обратили внимание, что 17 июля 2020 года, спустя пять дней после первых боевых стычек на границе Республики Армения и Азербайджанской Республики, началась внезапная комплексная проверка боевой готовности войск Краснознамённого ордена Суворова Южного военного округа (ЮВО), который включает также и Краснознамённый Черноморский флот (ЧФ, КЧФ), Краснознамённая Каспийская флотилия (ККФ) и 4-е Краснознамённое командование ВВС и ПВО Южного военного округа. Появились предположения, что напрямую это связано с армяно-азербайджанским обострением. Однако Министерство обороны Российской Федерации такую связь отрицает...

Впрочем, в случае втягивания Российской Федерации в вооружённый конфликт в первую очередь будет задействована расположенная в городе Гюмри (Ширакская область, Республика Армения) и городе Ереван (Республика Армения) 102-я ордена Александра Невского российская военная база (арм. Ռուսաստանի 102-րդ ռազմական բազա). На ней несут службу около 4 тыс. человек. Но следует иметь в виду, что создавалась она не для участия в наземных боестолкновениях, а для прикрытия российских воздушных рубежей. На ней есть аэродром, истребители и вертолёты. Кроме того, в Республике Армения дислоцированы два дивизиона российских универсальных многоканальных зенитных ракетных систем противовоздушной/противоракетной обороны фронтового звена сухопутных войск С-300В «Антей-300В», способных перехватывать не только воздушные цели, но и оперативно-тактические баллистические ракеты. Противовоздушную оборону ближней зоны обеспечивает дивизион установок «Бук-М1-2».

20 августа 2010 года Российская Федерация и Республика Армения продлили срок действия договора о размещении 102-й ордена Александра Невского российской военной базы на территории Республики Армения до 2044 года.

двойной клик - редактировать изображение

6. В заключение приведу слова доцента Факультета мировой политики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «МГУ имени. М.В. Ломоносова», руководителя независимого Центра военного прогнозирования Анатолия Дмитриевича Цыганка (28 марта 1946 года, Славгород, Славгород район, Алтайский край, РСФСР, СССР): «В большую войну этот виток напряжённости точно не выльется, хотя Азербайджан несколько превосходит Армению по количеству и качеству вооружения, кроме того, активно сотрудничает с НАТО через Турцию. Это не даёт Баку безоговорочного преимущества. Очевидно, пока не будет достигнуто подавляющего преимущества, ни одна из стран не будет предпринимать активных военных действий, поскольку это приведёт к большим потерям. Обе стороны прощупывают противника, пытаются понять, как можно достигнуть военного превосходства. Единственно, что может серьёзно повлиять на ситуацию, так это вмешательство третьих стран. Например, поддержка Турции может серьёзно изменить ситуацию в регионе в пользу Азербайджана. Россия будет стараться всеми силами не допустить разрастания конфликта в регионе».

Положение Российской Федерации на постсоветском пространстве, – мягко говоря, сильно неблестящее. Нет тех сил ни в одном из государств бывшего СССР, которые симпатизировали бы нынешнему Кремлю. В каждом из них присутствуют силы, завязанные либо на НАТО и Европейский Союз, либо на КНР, либо на ИРИ, либо на Турецкую Республику, либо на Румынию, либо на какое-то из скандинавских государств (Королевство Швеция, Королевство Дания, Королевство Норвегия, Финляндскую Республику и даже на Исландскую Республику), либо чёрт те знает на что и сбоку бантик. Но ни в одном из государств бывшего СССР нет сформировавшейся политической или общественной силы, ориентированной на интеграцию в единое государство с Российской Федерации. И, конечно же, в столь прискорбном и безусловном факте несомненна «заслуга» 2-го и 4-го Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина (7 октября 1952 года, Ленинград, РСФСР, СССР).

двойной клик - редактировать изображение

Приведу один яркий пример, указывающий на крайнее нежелание всерьёз затрагивать тему интеграции с Российской Федерации какого-либо государства бывшего СССР. 26 августа 2005 года в городе Казань (Республика Татарстан, Приволжский федеральный округ, Российской Федерации) состоялась Ежегодное заседание Совета глав государств Содружества Независимых Государств – высшего органа Содружества Независимых Государств, в который входят все главы государств – участников Содружества Независимых Государств. На нём тогдашний 2-й президент Республики Армения (30 марта 1998 года – 9 апреля 2008 года), уже бывший 6-й премьер-министр Республики Армения (20 марта 1997 года – 9 апреля 1998 года), уже бывший 1-й президент Нагорно-Карабахской Республики (29 декабря 1994 года – 20 марта 1997 года) и уже бывший 2-й премьер-министр Нагорно-Карабахской Республики (15 августа 1992 года – 24 декабря 1994 года) Роберт Седракович Кочарян (арм. Ռոբերտ Սեդրակի Քոչարյան, 31 августа 1954 года, город областного подчинения Степанакерт, Нагорно-Карабахская автономная область, Азербайджанская ССР, СССР (ныне – город республиканского подчинения Степанакерт, Нагорно-Карабахская Республика/город республиканского подчинения Ханкенди, Азербайджанская Республика) заявил о готовности Республики Армения войти в состав Российской Федерации. На это предложение тогдашний 2-й Президент Российской Федерации В.В. Путин парировал: «У Российской Федерации нет имперских амбиций».

Так что постоянные конфликты на постсоветском пространстве, с время от времени осуществляемыми в различных государствах бывшего СССР «оранжевыми революциями» с сильными антироссийскими, антисоветскими и антикоммунистическими общественными настроениями их элит – скорее, закономерность абсолютно тупикового и капитулянтского курса на конвергенцию позднесоветских высший партийных и, особенно, комитетских элит с их убеждённостью в якобы имеющиеся возможности всегда договориться с «партнёрами» из глобальных элит по любому вопросу при сохранении интересов хотя бы российского народа. Это была ГЛАВНАЯ ОШИБКА (или даже точнее – ПРЕСТУПЛЕНИЕ) СТРАТЕГИЧЕСКИХ И КОНЦЕПТАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ, точнее, ИХ ПОЛНОГО ОТСУТСТВИЯ И ДО НАШИХ ДНЕЙ. Эта ОШИБКА (или даже точнее – ПРЕСТУПЛЕНИЕ), к глубокому сожалению, является незыблемым принципом и священной коровой Кремля и до настоящего времени. По-прежнему, остаётся безапелляционным девиз «У Российской Федерации нет имперских амбиций».

Cообщество
«Форум»
26 апреля 2024
Cообщество
«Форум»
4 мая 2024
Cообщество
«Форум»
1.0x