Сколько в мире православных людей посещает храм Божий регулярно? Общаюсь со священнослужителями, молодыми и постарше, наблюдаю прихожан в разных богоугодных заведениях, поэтому вопросом задаюсь. Среди моих моложавых знакомых и друзей есть два воцерковлённых человека, которые могут запросто поговорить об определённых канонах, церковных реалиях, библии в целом. Слушать их интересно – они много читают православную литературу разного значения. Как жить и к чему прислушиваться? Они будто бы учителя из воскресной школы, как моя коллега Наталья Викторовна Курьякова, преподающая как в обыкновенной школе, так и при храме Иконы Казанской Божьей Матери.
Я сижу напротив протоиерея Олега Цветкова – в одном из помещений при Крестовоздвиженском Соборе. Крепкий мужчина среднего роста. С небольшой и подходящей ему бородой. Отцу Олегу тридцать шесть лет, а он – помощник Митрополита Омского и Таврического Владимира по социальному служению. Курирует немало проектов общественной направленности, следит за деятельностью таких организаций как МБОО «Покров» и «Нечаянная радость», выступающая против абортов. Говорит отец Олег спокойно, глядя в глаза.
Воспринимает шутки и сам расскажет весёлую историю со смыслом. Приятный человек, с которым время идёт (даже бежит) незаметно. Слушая этого священника, создаётся впечатление, будто знаешь его всю жизнь. Он остаётся ясным, открытым великому множеству вопрошающих людей и загадкой одновременно. Ни минуты не может он быть в одиночестве: дома воспитывает шестеро детей вместе с матушкой Иулией, а в Соборе – с прихожанами или с другими батюшками, в трапезной. И постоянно решает людские проблемы и намечает планы, дела. Крестить, помолиться или отпеть. Служение Богу как ежедневная работа терпения, воли, благодетели, по крайней мере, я так думаю и вижу.
Каков процент православных людей, посещающих храмы? Много ли глубоко верующих и где они? Когда я слышу от учителей, что тот или иной мирской деятель или специалист Епархии глубоко православный человек, то меня одолевают мысли, а насколько православен лично я. Что является мерилом православия? Поведение, образ мыслей и поступки?.. Не всегда удаётся делать и говорить, что думаешь и наоборот. На всё, вероятно, воля свыше. Обдумываешь поступки нечасто, а сделаешь и забываешь, если не сожалеешь, конечно. Быть может времени человеку даётся не столь много, как хотелось бы и задумываешься всерьёз очень редко?
– Виктор, ваше православие – это преувеличение одного символа над остальными, как обычно, – говорит Владислав, неплохой и внимательный тренер по бодибилдингу, из Ледового дворца спорта им. А. Кожевникова, где часто занимаюсь я. – Я читал Ветхий Завет, в нём – взаимоотношение людей с Богом. Кровожадный какой-то христианский ваш Бог – он сжигает, насылает и морит. Представь, что могучее существо так просто назвалось Богом, потому что следовало придумать себе имя!
Честно говоря, не нравятся мне рассуждения Владислава, по-моему, он язвит и проверяет реакцию. Последнее время он часто заходит на мою страницу «В контакте», а после него – вижу и других посетителей родного спортивного зала. Раньше я их не замечал, раньше тему православия не трогал вообще. Ребята интересуются постольку поскольку, вероятно, делают вид, или так хотелось бы мне – однозначно сказать трудно.
Но вот слушаю батюшку Олега и понимаю, что посетителем храма человек становится не просто, путь выбирает осознанно. Иначе, зачем прихожанину тратить время и мысли?..
Родился отец Олег в России, затем переехал в Самарканд вместе с мамой в 1986 году. Жили в Узбекистане до 1998 года.
– Я поступил в Ташкентскую Духовную Семинарию, – рассказывает он. – По окончании первого курса, продолжая учиться очно, был назначен настоятелем прихода в город Учкудук. Там прослужил более 12 лет священником. Процент православных людей в Узбекистане маленький. Хотелось бы, чтобы все были православные. Но русская диаспора там очень дружная – почти все ходят в храм.
– Как стали священником?
– Здесь нужно сказать о Владыке Владимире, который знает меня с 12-летнего возраста. Владыку я увидел раньше, когда он первый раз приехал в Самарканд, это было на Покров в 1990 году. С 12 лет я был пономарём в храме Великомученика Георгия, а Владыка приезжал в Самарканд и служил там всенощное бдение. Оставался ночевать при храме. Утром служил божественную литургию в Покровском соборе. Моё первое запомнившееся общение было таким: рано утром Владыка зашёл в Алтарь, священника там не было, а был я. Он приложился к престолу, целовал храмовый образ, потом спросил, как меня зовут, сколько лет, кем хочу стать, тогда я сказал, что хочу стать священником. Владыка сказал, что обязательно за меня помолится, чтобы мечта осуществилась. Несколько раз в году Владыка приезжал в Самарканд, каждый раз он помнил, как меня зовут, хотя ездил во множество приходов. 4 государства на территории его Епархии: Узбекистан, Киргизия, Туркмения и Таджикистан. Я понимал, какого масштаба этот человек, тем более мне было приятно, что меня запомнили и знают по имени.
– Как вы, отец Олег, оцениваете Владыку? Почему в советские годы всё в церкви было сложно?
– Владыка не просто умный, а очень мудрый человек. Иногда возникают ситуации, которые примеряешь на себя и удумаешь, какое бы принял решение. Решения Владыки и ответы для меня были неожиданными, но проходило время, я понимал, что это единственно верное решение. Ещё в 1965 году Владыка становится священником, а Хрущёв в это время обещал показать последнего попа, представляете, как сложно было? Мы имеем свою точку зрения и многие с ней считались, но мы – оппоненты. Расскажу вам такую историю, Виктор, о Владыке. Он заканчивал Одесскую духовную семинарию. В тёплое время года специалист по научному атеизму проводил в парке лекции. И на эти лекции ходил юный студент, он сидел в первом ряду. Лектор сказал, что Бога нет, вырвав из контекста Библии. Тогда лектор обратил внимание на молодого человека, сказал, мол, он так внимательно слушает, а люди могут не поверить, пусть прочитает всем. Он открыл и прочитал полностью, как было написано… «Бога нет! – сказал безумный в сердце своём». Лектор очень расстроился, потому что перед ним был человек думающий. Верующий. Когда синод перевёл Владыку в Омск, ему было 31 год. Это было таким потрясением для духовенства, для мирян в Средней Азии, для всех православных. Православное население Средней Азии связывает с именем Владыки мирное сосуществование ислама и православия в этом регионе. Владыка как щит, он – глава всех православных.
– Расскажите, батюшка, о преимуществе детского Православного центра «Зёрнышки» при Крестовоздвиженском Соборе. Что в нём делают дети?
– Надо сказать: чем меньше детей в детских садах, тем дороже обходятся различные нужды, содержание. Детские сады в основном муниципальные, в них 35-40 детей. Вносится оплата, оттуда оплачивается работникам и коммунальные услуги. Наш Православный детский центр – социальной направленности. Родители платят только 50 процентов, вторую часть доплачивает наш собор. Сотрудники нашего детского сада имеют высшее педагогическое образование, даже нянечка. Дети часто посещают богослужение, регулярно причащаются святых христовых тайн. Что мне очень нравится, что родители постигают основы христианской веры именно через детей и воцеркловляются. Становятся прихожанами. Родители считают себя номинально православными, но далеки на самом деле. Дети способны передать впечатление полно, заинтересовать родителей. С детьми мы совершаем паломнические поездки. Ездим в Ачаирский Монастырь, в Серафимовский Монастырь к матушке Варваре. Когда привозят святыни в Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, обязательно детки входят, чтобы приложиться, помолиться. Как они здорово молятся за своих родителей, Виктор! Главная наша проблема – некуда расширятся. Все помещения задействованы. Территория храма – 40 соток.
– Как люди вообще становятся священниками и приходят в храм?
– У каждого своя судьба. Расскажу. Ещё в Узбекистане. Пришёл к батюшке Иван, замученный, измождённый солдат, он скрывался несколько месяцев, как дезертир. Из Ленинграда. Был переломный момент революции, и надо было возвращаться. Иван остался. Пришёл в храм Георгия Победоносца. Как правило, скрывались в храмах, идти было некуда. Его искали, но батюшка не выдал. Иван помогал, и каждый раз слушал, присматривался. Даже когда в храме было пусто, солдат в него заходил и прогуливался. Нельзя оставаться безучастным, если проходит служба, осуществляются таинства. Бог распорядился так, что он стал священником в итоге. Расскажу про Алёшу, этот человек практиковал чёрную магию, был сатанистом в прямом смысле слова. И в Соборе Святителя Алексея Митрополита Московского делал ремонт. Находился на стремянке и стучал под кровлей. Внизу стояла железная бочка с цементом, с инструментами, лопаты и прочий инструмент торчали из неё будто копья. Я сидел с другими батюшками и вдруг Алёша падает, бух – поднимается облако дыма. Мы обомлели, всё – погиб! Он выбирается и на нём – ни царапины… Вскоре Лёша становится священником. И сейчас – пришёл один человек крестить сына и признался, что в 12 лет украл иконку из нашего Храма.
Посещает службу регулярно. Каждый приходит к Богу по-разному. Кого-то заставляет нужда, а кто-то сам чувствует потребность. Однако процент православных людей низкий. Давайте посмотрим на число населения в Омске – чуть больше миллиона. Если предположить, что православные люди – этот один процент с половиной от всего населения, то прихожан в каждом храме должно быть много, площади наших тридцати местных храмов должны ломиться от потока верующих. Но этого не происходит. Где православный народ? Мы не сдадимся!
– Побывал в Окунёво, мероприятие организовано неплохо, огонь и хороводы. Весело, короче!
– Это новая вера и культура – они не имеют отношения к Древней Руси, это абсолютно новая внесённая религия. Послушайте моё мнение, если их станет много, то по отношению к православному населению, они, скорее всего, будут применять физическую силу.
– Рон Хабард основал сайентологию, науку, возведённую в ранг религии, хорошо это или не очень?
– Сайентология – деструктивный культ, коммерческая религия. Передаю сообщение основателя, может не дословно, но смысл ясен: «Если хочешь стать миллиардером, то создай новую религию и возглавь её!» Читал статьи людей, которые вышли из этой организации, у них есть уровни посвящения и чтобы повыситься, надо заплатить. Своеобразная пирамида… Здесь у тебя одна информация и ты смотришь на тех, кто выше сидит, потом другая – инопланетяне создали людей и планету. Ха-ха, на втором уровне они, грубо говоря, думают, что их создали инопланетяне… – батюшка улыбается. Мне тоже смешно. Это прямо анекдот.
– Существует ли масонство?
– Оно есть. Масонские ложи – много литературы об этом. Февральскую революцию делали наши отечественные масоны. Октябрьскую делали масоны под названием «Великий Восток России». Но французские масоны наших не признавали. Надо сказать, что глобальными процессами пытаются управлять олигархические структуры и не важно, кто они: масоны или нет. Если денег много, то законы можно принять в собственную пользу. Не всегда показывают по телевизору тех, кто влиятелен на самом деле.
– Батюшка, «Битву экстрасенсов» и «Дом 2» стоит смотреть? У меня множество знакомых обсуждают каждую передачу.
– Вот и зря, Виктор, не стоит. Если бы народ не поддерживал ни рублём, ни голосом эти вещи, их бы не смотрели. Что касается неестественных способностей у человека, то они бывают. Но обращаясь к дьяволу, можно покалечить себя. Разговор у них явно не о благополучие другого, к Богу не обращаются за тем, чтобы найти скелет в шкафу.
– Не надоели Епархии специалисты, пришедшие из светских организаций, такие как Светлана Петровна Баранцева? – шучу, конечно. С этим удивительным человеком меня связывает в последнее время немало хороших дел. – Во время проведения мероприятия она здорово рассказывает о Вас.
– Виктор, как могут надоесть церкви умные люди, ещё и работающие за двоих-троих, - на полном серьёзе отвечает отец. – Не шутите так!
Заходит Матушка Иулия и приглашает на трапезу. Отца Олега продолжаю слушать с интересом – он осведомлён не только в делах духовенства. Рассказывает об опытах из физики и химии, о корабельном деле. Слушают его и другие батюшки, моложе. Каждый стремится поделиться воспоминанием. Я понимаю, что мне очень комфортно среди верующих людей. Я спрашиваю и спрашиваю, перехватывая отца Олега, он обещает познакомить с более молодыми священниками, их путь к православию также любопытен.
С Собором Воздвижения Креста Господня не прощаюсь. Звоню отцу Олегу через некоторое время и прошу встретиться ещё раз. Батюшка не отказывает, он – рад всем и каждому. Время у помощника Митрополита для людей есть всегда.
группа Виктора Власова вк: https://vk.com/moy_nakama