Украинские власти при участии американского Агентства по международному развитию (USAID) подготовили программу, в рамках которой потенциальные перебежчики из ВСН смогут претендовать не только на амнистию на Украине, но и на различные материальные блага. Однако, прежде чем участникам боевых действий против ВСУ протянут «руку помощи» (именно так называется программа) и пустят на контролируемую Киевом территорию, им придется пройти отбор.
Об этом говорится в письме министра Кабмина Украины Анны Онищенко, которое адресовано главе МВД, министру обороны, министру информационной политики, главе СБУ, руководителям Луганской и Донецкой ОВГА и другим высокопоставленным чиновникам. Письмо получено телеканалом LifeNews из источника в окружении главы Донецкой облгосадминистрации Павла Жебривского. В нем указанных лиц информируют о программе и просят делегировать представителей министерств в рабочую группу. В правительстве Украины первые встречи по обсуждению программы «Рука помощи» должны начаться уже в августе.
Перебежчикам планируют раздавать деньги «на ведение бизнеса», которые входят в стандартный пакет помощи, задуманной для переселенцев из Донецкой и Луганской областей. А молодежи до 30 лет обещают дать возможность учиться в вузах не только Украины, но и Чехии и Польши. Лицам старше 30 проект обещает хорошую работу и квартиры. Ополченцам ДНР и ЛНР авторы проекта хотят дать право перейти в ВСУ или Нацгвардию с сохранением воинского звания. Иностранцам и их семьям обещают украинское гражданство.
Однако не все так просто. В письме предлагается главам Донецкой и Луганской областей составить предложения по организации неких инфильтрационных лагерей для «социальной адаптации» потенциальных перебежчиков из ДНР и ЛНР. На организацию трех таких объектов планируется выделить чуть более 10 миллионов гривен (порядка 500 тысяч долларов).
Каким будет порядок проверки, и что на самом деле будет ждать перебежчиков на украинской территории – вот вопрос, которым задаются журналисты LifeNews. При этом приводятся аналогии с программой насильственного переселения лиц, реализованной в Германии в 1930—1940-х. Тогда выезжающим из Берлина и крупных городов Германии евреям тоже обещали благоустроенное жилье и работу на новой территории, а вместо этого переселенцы получили гибельный каторжный труд.
В распоряжении LifeNews также оказался ответ Жебривского. Тот с радостью информирует, что мест для перебежчиков хватит. Для воплощения очередного американского прожекта чиновник просит изыскать 10 млн гривен, а жилье и работа по его словам, «обязательно найдутся». В письме Жебривского указано, что для временного размещения перебежчиков запланировано создать около тысячи мест. Для агитации ополченцев предполагается создать так называемую «горячую линию», где всем желающим будут рассказывать о плюсах перехода на сторону Украины.
Стоит отдельно рассказать об американских спонсорах программы. Агентство США по международному развитию (USAID) было основано президентом Джоном Кеннеди еще в 1961 году, и с тех пор оно является одним из институтов федеральных властей, на финансирование программ которого ежегодно выделяется около 1% федерального бюджета.
Основные направления работы – поддержка торговли, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, оказание экстренной гуманитарной помощи, содействие в предотвращении конфликтов и поддержка демократии в беднейших странах мира. Однако по сути это структура непрямого влияния на внутреннюю политику разных стран занимается отбором и продвижением политических деятелей, отстаивающих интересы Вашингтона.
«Помогать» эта организация предпочитает странам с нестабильной обстановкой, охваченным конфликтами. В списке тех, кому уже «помогли» – Афганистан, Ирак, Киргизия, Грузия.
Отметим, что деятельность USAID запрещена в России с сентября 2012 года. На территории нашей страны агентство осуществляло финансирование 57 организаций, вкладывая в их развитие до 50 миллионов долларов в год. В российском МИДе тогда пояснили, что через распределение грантов USAID пыталось влиять на политические процессы в государстве, а потому было принято решение отказаться от его услуг.
По мнению украинского журналиста Андрея Манчука, подобные документы могут быть использованы для того, чтобы подтвердить готовность украинской стороны к выполнению минских соглашений, которые, в частности, среди прочего предусматривали амнистию для участников вооруженного конфликта со стороны киевской власти. Однако в нынешних условиях, когда боевые действия продолжаются, для реализации подобных программ не существует никаких реальных возможностей и механизмов. Скорее всего, это понимает и американская сторона — в случае, если этот документ подлинный.
Экс-руководитель пресс-службы МИД ДНР в Москве Дарья Митина считает, что это обычная практика Запада по завершению, «рассасыванию» застарелых военных конфликтов, активно применявшаяся в ходе войн на африканском, латиноамериканском континентах.
- Она используется тогда, когда вести войну или оказывать явную военную помощь одной из сторон оказывается неподъемно дорого для Запада, либо системное решение проблемы по тем или иным причинам невозможно.
- Может ли программа рассчитывать на успех? Много ли в ополчении людей, готовых принять такие условия?
- Успех или неуспех программы напрямую связан с общим ходом развития конфликта, мотивацией участников на их продолжение. Само по себе начало реализации этой программы — крайней тревожный маркер, указывающий на то, что мотивация народных республик на борьбу за независимость и воля к сопротивлению уже отнюдь не на такой высокой отметке, как, допустим, до «Минска-2» — в прошлом году такая инициатива со стороны Запада была бы немыслима. В нынешней патовой ситуации, когда ни одна из сторон не может одержать победу военным путем, а заинтересованные международные игроки не могут найти решение, в том числе и Россия, которая отказалась от наступательной стратегии в разрешении украинской проблемы и не может пойти даже на дипломатическое признание республик, мотивация ополчения на борьбу значительно снижается. Тем не менее, полагаю, что согласившихся продать независимость за пайку хлеба будет незначительное меньшинство. Но, как говорится, есть о чем задуматься.
- В попавшем в СМИ документе содержатся предложения донецким и Луганским губернаторам выработать предложения по организации неких лагерей инфильтрации для «лиц, что попадают под действие программы». Что на самом деле будет ждать на украинской территории тех, кто решит после года борьбы за независимость оставить позиции?
- Речь идет де-факто о концентрационных лагерях для «унтерменшей», в число которых попадут не только комбатанты и нелояльные фашистскому Киеву, но и просто «донецкое быдло», как любят выражаться дорвавшиеся до власти любители сжигать людей заживо. Удивляться не приходится, такие прецеденты в истории были. Это вполне сочетается с законотворческими инициативами ряда депутатов Верховной Рады о процедуре лишения украинского гражданства, когда подобные фильтрационные лагеря можно будет строить по всей Украине, и отнюдь не только для приехавших с Донбасса.
Алексей Албу, координатор объединения «Боротьба» и специалист по финансово-экономическим вопросам бригады «Призрак» не верит, что ополченца можно просто так взять и «купить».
- Нужно понимать характер ополчения – ведь люди, взявшие в руки оружие для того что бы отстоять свои принципы – не так легко от них откажутся. С другой стороны, нужно понимать характер киевской власти и бюрократического аппарата. Ведь там сидят люди любящие деньги, способные продать свои принципы и ищущие любую возможность заработать. То есть мотивы украинской стороны – это не желание купить ополченцев, не желание победить восставший Донбасс, а желание списать деньги.
- Может ли программа рассчитывать на успех? Много ли в ополчении людей, готовых принять такие условия?
- Повторюсь, я считаю, что человек, взявший в руки оружие из-за своих убеждений, человек рискующий своей жизнью для того, чтобы победить фашизм – никогда не продастся. Украинская сторона часто использует наёмников. Как правило это неофашисты из других стран. Но среди ополчения наёмников нет. Здесь есть добровольцы, приехавшие воевать за идею построения нового общества без фашизма и олигархов. Купить таких людей не получится.
А вот директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов и вовсе не уверен в аутентичности документа, обнародованного LifeNews
- В чем я точно уверен, так это в том, что деньги USAID на подобные цели выделяться не будут. Это бюджетные американские деньги, строго подотчетные, их распределение всегда широко обсуждается в самих Штатах. Напрямую на подобные цели данное агентство не может выделять деньги. Именно поэтому я и сомневаюсь в подлинности документа.
- А кому может быть выгоден подобный «фейк»?
- Вы знаете, я обратил внимание на то, что в последнее время в большом количестве появляются подобные фальшивки. Они как бы составлены на различных украинских бланках, но в самом документ обязательно содержатся фактические и грамматические ошибки. Забрасываются обычно через левые аккаунты в социальных сетях. А затем, когда их подхватит кто-нибудь, громко «разоблачаются». Я так понимаю, теми же, кто их и состряпал…