Говорят, кто в армии служил, тот в цирке не смеётся.
Что-то похожее и с чиновниками.
Т.е. если вы работали чиновником, то всякие размышлизмы про бесполезность их труда отметаются сразу.
Нет более напряжённой работы, чем работа чиновника.
К тому же есть в ней какой-то ореол тайны и святости.
Если, конечно, не читать Салтыкова-Щедрина. Скажем, "Губернские очерки".
Там чиновник представлен маленьким, забитым существом с комплексами и вечным вопросом, где бы заработать денег, чтобы прокормить семью. Понятно, что такой чиновник рано или поздно найдёт этот способ и начнёт брать взятки.
Тем самым он убивает сразу двух зайцев: поправляет свои дела и встраивается в систему, где все висят на крючочках преступных зависимостей и общей вины.
Что касается самой работы, это же сплошной непрекращающийся аврал, когда порученное сегодня надо было сделать ещё вчера.
Понятно, что в такой ситуации о смысле самой работы, необходимости постоянных отчётов, да и работы как таковой уже никто не задумывается.
Но если бы задумались, то выяснилось бы, что, если убрать львиную долю ненужных отчётов ни о чём, ту же работу мог ни шатко, ни валко за 20 человек делать кто-то один. А может, и за 50.
Но это секрет, потому что в любой бюрократической системе работает принцип как в СССР, когда все нужны и всем нужно найти работу, потому что безработицы у нас нет. А смысл работы такого чиновника - найти работу всем подчинённым. И взять под свой контроль максимальное количество потоко-ресурсов.
О стране в такой ситуации просто думать некогда. Поэтому чем больше чиновников в стране, тем они тупее, хотя на чиновников (управленцев) идут учиться самые умные школьники.
Помните: "перед лицом начальствующим надо иметь вид лихой и слегка придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальств"? Поэтому в тупости наша сила.
Однако всегда находятся такие подлецы, которые пытаются выяснить, а нужны ли чиновники стране, особенно с учётом победы рынка, и если нужны, то сколько?
С чего им неймётся?
Да просто число людей, которые кормятся из бюджета, растет пугающими темпами. Корыта всем не хватает. Ну, или как сейчас говорят, кормовой базы. Особенно быстро размножаются в нашей стране чиновники – назовем так всех, кто работает в органах государственной власти и управления (о последнем скачке численности федеральных структур см. статью на этой же странице).
Госаппарат в СССР (в который кроме России входило еще 14 республик) в 1982 г. считался по тем временам огромным – 2,5 млн человек. Сейчас, по данным Росстата, численность госаппарата России – свыше 1,6 млн человек. А по экспертным оценкам, если сложить всех депутатов – федеральных, региональных и местных, – министерства и ведомства и их региональные подразделения, администрации всех регионов и муниципалитетов, сотрудников многочисленных контролирующих ведомств, социальных фондов и все их раздутые аппараты, в общей сложности получится около 6 млн человек.
Всех этих людей надо кормить. Только из федерального бюджета на содержание органов госвласти в 2011 г. было отпущено 844 млрд руб. Это примерно $29,5 млрд. Почти столько же – $31,2 млрд пошло на эти цели в США. Иными словами, наши чиновники проедают почти столько же денег, сколько американские, но при этом население у нас вдвое меньше, чем в Америке, а экономика в 9 раз меньше.
В конце 90-х российские госслужащие шли на работу не ради денег – зарплаты в госсекторе были небольшие. Зато на административном ресурсе можно было зарабатывать суммы, в десятки раз превышающие официальный заработок. Глядя на это, эксперты и твердили: на госслужбе слишком маленькие зарплаты, поэтому не воровать чиновники просто не могут, давайте приближать их заработки к доходам в частном секторе.
Руководствуясь этой мыслью, 10 лет назад правительство затеяло административную реформу, цель которой – повысить эффективность работы госаппарата при снижении расходов на его содержание. Казалось, что если сократить лишних, неэффективных госслужащих и резко повысить доходы оставшимся, то все само собою и сложится. Но, к сожалению, на практике все оказалось не так просто. На протяжении 10 лет события развиваются по закону Паркинсона – все преобразования госаппарата приводят лишь к увеличению числа госслужащих.
А главным результатом реформы стал постоянный рост зарплат чиновников, их количества и длинная очередь желающих работать на госслужбе.
Зарплаты в органах власти все эти годы растут не только гораздо быстрее, чем экономика, но и сильно опережают рост доходов всех остальных граждан. Например, в 2011 г. среднемесячная начисленная зарплата в Министерстве здравоохранения и социального развития была 77 565 руб., в Министерстве экономического развития – 79 743 руб., в Министерстве образования и науки – 62 344 руб., в Министерстве связи – 56 136 руб. (данные, собранные компанией ФБК Grant Thornton). В то же время средняя зарплата по экономике в 2011 г. была только 23 693 руб. Зарплаты госслужащих повышаются, несмотря ни на какие обстоятельства, – Минфин сейчас борется за то, чтобы их индексация происходила хотя бы вровень с инфляцией, а не опережая ее.
А что же эффективность? Похоже, деньги для российских госслужащих не имеют никакого значения – во всяком случае, на качестве их работы резкий рост зарплат никак не сказался.
Качество госуправления в 212 странах ежегодно измеряют специалисты Всемирного банка. По итогам они составляют рейтинг: судя по нему, эффективность работы российского правительства с 2002 г. почти не изменилась, а в некоторые годы даже существенно падала. По эффективности госуправления Россия в 2010 г. набрала 41,6 балла (в 2002 г. было 42,9). Для сравнения, у Дании – 100, у Норвегии – 98, у США – 93, у Франции – 89,5.
Очевидно, что многолетний эксперимент по опережающему повышению зарплат чиновников надо признать провалившимся. И, как минимум, приостановить его до тех пор, пока не будет найден четкий ответ на вопрос: почему рост зарплаты не заставляет российских госслужащих лучше работать и как увязать зарплату каждого с результатами его труда.
Источник