15 июля был арестован бывший полковник ФСБ Михаил Поляков, предположительно являющийся администратором телеграм-канала с инсайдами о бизнесе и политике "Кремлёвская прачка". Следствие вменяет ему вымогательство 40 млн рублей за отказ от распространения негативной информации об IT-компании "Ланит". Но нас интересует одна публикация, появившаяся на этом канале незадолго до ареста Полякова. В ней рассказано об изданном в берлинском издательстве Lit Verlag сборнике "Перед лицом катастрофы", включающем в себя статью "Империя, или саморасширяющаяся пустота" за авторством Елены Петровской.
Елена Петровская — действующий сотрудник Института философии РАН, руководитель сектора эстетики. Вот уже 21 год Елена издаёт журнал "Синий диван", где проблемы современной философии, искусства и массовой культуры разбираются в контексте актуальной политики. Презентации тематических выпусков "Синего дивана" регулярно проводятся в эфире "Радио "Свобода"* (всем пламенный привет от Госдепа США!).
В крестовом походе против пугающей пустоты российского государства Петровская действует в тандеме со своим соавтором, гражданским мужем и, по странному совпадению, тоже сотрудником сектора эстетики ИФ РАН — Олегом Аронсоном. Сын Аронсона Даниил до своего недавнего побега в Израиль также получал зарплату из кассы ИФ РАН. Маленькая фабрика свободолюбивых философов уютно пригрелась в интимных складках дремлющей империи.
Елена Петровская великолепно пишет по-английски. Язык она выучила в школе ООН в Нью-Йорке — там с 1957 по 1971 год работал её отец, хрущёвский дипломат Владимир Петровский.
С 1971 и до 1986 года Петровский работал на различных должностях в МИД СССР. После прихода к власти Горбачёва он переместился на должность заместителя министра иностранных дел, был проводником "нового мышления" во внешней политике СССР. Мышление это привело к разрушению социалистического блока, утрате стратегических потенциалов, выводу советских войск из Восточной Европы.
Тогда же Петровский приметил, воспитал и выдвинул будущего главу ельцинского МИД Андрея Козырева, прославившегося своим высказыванием о том, что у России нет национальных интересов.
В 1991-м Петровский не потерял свою должность, став замминистра иностранных дел Российской Федерации. Именно Петровский занимался удалением из системы МИД сотрудников КГБ, способствовал лишению их дипломатического прикрытия.
В 1992-м Петровский стал представителем России в Совете сотрудничества НАТО, затем работал в должности заместителя генсека ООН Бутроса Бутроса-Гали по политическим вопросам, а с 1993 по 2002 год был заместителем генерального секретаря ООН и генеральным директором Европейского отделения ООН в Женеве, то есть, на минуточку! — вторым человеком в иерархии ООН. После отставки в 2003 году организовал НПО Comprehensive Dialogue Among Civilizations (CDAC, "Всеобъемлющий диалог между цивилизациями") со штаб-квартирой в Женеве, которую возглавлял до самой смерти, то есть до февраля 2014 года.
CDAC, знамо дело, всю дорогу продвигала "планетарное мышление", "глобальные ценности", "включение национального интереса в глобальный контекст", "ответственное глобальное управление", а также идею о том, что в "новом глобальном обществе возникает один универсальный вид суверенитета". Петровский также был председателем Maecenas World Patrimony Foundation (Всемирный фонд наследия Мецената) со штаб-квартирой в Женеве.
Этот фонд занимался объектами культурного наследия ООН (оценка, реставрация, выставки), активно поддерживался Фондом Рокфеллера в Нью-Йорке, особенно покойным Дэвидом Рокфеллером, как говорят, большим другом Петровского.
Петровский близко общался не только с Дэвидом Рокфеллером, но и с Джорджем Соросом, Збигневом Бжезинским, Артуром Хартманом и прочими игуанодонами глобализма.
Зловещий Владимир Фёдорович Петровский вырос не на пустыре. Его отец генерал НКВД — НКГБ — МВД Фёдор Петровский курировал строительство Волго-Донского канала, руководил отделом детских колоний МВД СССР. В 1956 году дедушку Елены Петровской лишили звания генерал-майора "как дискредитировавшего себя за время работы в органах МВД", но уже через год его сын стал референтом постпредства СССР при ООН в Нью-Йорке и оказался плотно замотанным в клубок международных связей.
Кстати, родной дядя другого влиятельного сотрудника Института философии РАН и ныне иноагента Рубена Апресяна, Дереник Апресян, служил наркомом внутренних дел Узбекской ССР и начальником особого отдела ГУГБ НКВД СССР Среднеазиатского военного округа. Позже был арестован и расстрелян по обвинению в "шпионаже в пользу Германии, Японии, Италии и подготовке террористических актов". Что интересно, в 2013 году определением Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного суда РФ признан не подлежащим реабилитации (sic!).
Напомним, что Рубен Апресян — это как бы смотрящий за российской философией сотрудник Фонда Сороса**, а по совместительству один из ведущих функционеров ИФ РАН.
Странное дело: тайные и явные иноагенты, такие как Петровская, Апресян, Альбац, Акунин, Ерофеев, Невзоров, Венедиктов, Гребенщиков, Гудков, Иртеньев, Шендерович, — сплошь все отпрыски высокопоставленных сотрудников НКВД.
С 1987 года Елена Петровская работает в Институте философии АН СССР, первоначально — в лаборатории философских проблем политики. В диссертации "Проблема войны и мира в современной политической мысли США" (1988 г.) и других работах периода перестройки Петровская декларировала отказ государств от национального суверенитета и создание наднационального органа, "гарантирующего всеобщую справедливость". Научный руководитель Петровской — Владимир Мшвениерадзе, директор отделения международного развития социальных наук Секретариата ЮНЕСКО в Париже, затем — замдиректора Института философии АН СССР. В октябре 1987 года Петровская сопровождала Мшвениерадзе в поездке по 12 крупнейшим советологическим центрам США, где приняла участие во встречах с более чем 100 философами, социологами и политологами в рамках советско-американского проекта "Философский анализ свободы и справедливости".
В ИФ АН Мшвениерадзе занимался увольнением специалистов по борьбе с идеологическими диверсиями против нашей страны, а также внедрением политологии по американскому образцу, для чего организовал сектор философии политики, где и начинала трудовой путь Елена Петровская.
В 1989-м Петровская сопровождала директора ИФ АН Вячеслава Стёпина для участия в семинаре "Политическая технология реформ в странах Центральной и Восточной Европы", проводившемся в The Inter-University Centre Dubrovnik на средства Фонда Сороса. На семинаре обсуждался план перехода к новому политическому устройству после распада СССР. Доклад Петровской был посвящён репрессивным практикам в СССР. В том же году Петровская участвовала в конференции "Партнёры, оппоненты, но не враги" в Варне, где обсуждалась "борьба с наследием авторитаризма в политической культуре стран социалистического блока".
Но это всё в далёком прошлом. Давайте поговорим о более близкой нам эпохе. В 2014-м вышел номер журнала "Синий диван". Он был целиком посвящён киевскому Майдану. В номере были опубликованы статьи украинских, американских и итальянских авторов. В предисловии от редактора Петровская пишет: "Мирный в своей основе протест уступил место открытому военному конфликту в юго-восточных регионах страны. Нет нужды говорить о том, что эта война не является в собственном смысле гражданской. В её основе — ложно понятые национальные интересы, которые уже однажды поставили Россию в положение государства-изгоя, решившего в одностороннем порядке пересмотреть контуры послевоенного мира в ситуации с Крымом. С тех пор её изоляция только усугубилась". Петровская в номере поместила также статью, где писала, что борьба за Украину — это борьба за будущее мира, где субъектом прямой демократии будет не государство, но стихийно самоорганизующаяся на площади масса. В статье Аронсона проводилась мысль, что человек может обрести достоинство, только участвуя в массовых акциях по типу майданной "революции достоинства". Заведующий сектором ИФ РАН Александр Рубцов написал, что опасность действий России на Украине — в последствиях перехода "от актов вторжения, аннексии и политического переподчинения до попыток переустройства миропорядка на новых условиях". В номере опубликовал статью бывший аспирант ИФ РАН (ныне живёт в Лозанне) Эдуард Надточий, который пишет: "Война в Украине помогает понять смысл войны за Европу… Происходит использование бандитского Донбасса российским негативным империумом. Сегодня Путин и его окружение много говорят о суверенитете, защитить который они готовы любыми средствами. Украина стала полем войны именно как место столкновения двух философий устроения сообщества — открытой космополитической транссуверенной идеи общей Европы и закрытой конспирологической и иерократической идеи замкнутого суверенного сообщества, пронизанного логикой спецопераций…" Майданный спецвыпуск "Синего дивана" был широко пропиарен на общественных площадках и в интернет-изданиях. Петровской были организованы презентации-обсуждения в Международном "Мемориале" в Москве (16 января 2015 г.), в Институте философии НАН Украины в Киеве (17 марта 2015 г.), в украинском Центре визуальной культуры в Киеве (31 мая 2015 г.).
В 2015 году в украинском Центре визуальной культуры в Киеве Петровская и Аронсон выступили с лекцией "Демократия мёртвых. Демократия живых" в рамках выставки "Говорят, там можно найти счастье" и проекта "Эксплуатация воображаемого" (20 мая — 15 июня 2015 г.). Они говорили "о связи демократии с войной", о неэффективности национальных государств и необходимости их замены в результате массовых акций сопротивления. Организатор и информационный спонсор лекции — украинская версия польского журнала "Политическая критика" (Krytyka Polityczna). Финансирование лекции Петровской и Аронсона осуществляли фонд ERSTE Austrian Spar-Casse — крупнейший частный фонд сберегательных банков Австрии, Фонд Розы Люксембург, известный своей радикально-феминистской повесткой (8 апреля 2022 г. российское представительство фонда было закрыто решением Минюста РФ) и Charles Stewart Mott Foundation, основанный соучредителем General Motors Чарльзом Моттом. В 2015-м Петровская и Аронсон совместно с "Мемориалом" организовали на "Радио "Свобода" круглый стол на тему "Нельзя терпеть". Майдан и война. О философии, психологии и социологии украинских событий". Петровская говорила о технологии организации массовых протестных акций, о роли в этом соцсетей, ссылаясь на идеолога цветных революций и основателя Агентства модернизации Украины Бернара-Анри Леви. В круглом столе участвовал бывший сотрудник ИФ РАН Анатолий Ахутин, эмигрировавший в Киев после участия в российских протестах "Стратегии-31", который заявил: "Украина теперь горячая точка, а идёт война, инициатором которой, источником которой и главным действующим лицом которой является нынешняя путинская Россия, война эта идёт — не больше и не меньше — против человечности человека, в человеке". В 2014-м Петровская прочитала лекцию "Фотография без фотографии" и выступила в дискуссии в рамках образовательной программы IX форума ART-KYIV Contemporary, прошедшего в Мыстецком арсенале в Киеве. Тематика программы — "Майдан — Революція духу". Майдану было посвящено до двух третей экспозиций ART-KYIV. Во время пребывания в Киеве Петровская дала интервью украинскому интернет-ресурсу Korydor.in.ua в связи с выходом спецвыпуска "Синего дивана" о том, "чего опасаются противники Майдана и возможен ли протест в России". Петровская сказала: "Вы воплотили в жизнь наши чаяния, которые нет возможности осуществить в России: теоретически мы всё ещё вроде активны, но реализовать себя, свою свободу не можем. А вы это сделали. Мы вам очень сочувствуем и солидарны с вами, потому что вы воплотили наши мечты… В академической среде, за редким исключением, есть единомыслие по этому вопросу… Полагаю, с высоты государственной власти мы ничтожны. Она в основном занимается контролем средств массовой информации, а поскольку мы таковым не являемся — это не интернет-ресурс, не газета, не ежемесячный журнал, — мы просто ей неинтересны". Воссоединение Крыма с Россией Петровская назвала актом "великодержавного шовинизма". По её оценке, "идея Новороссии и Русского Мира — не что иное, как доктрина неоимпериализма. Это то, что не имеет географической привязки и политически развязывает руки. Русский Мир хочет объединить в себе всех, кто говорит по-русски, где бы они ни находились. Это очень опасная доктрина. Так действовали немцы в известные годы, когда ссылались на интересы немецкоязычного населения в соседних странах".
В 2016-м Петровская была приглашена в качестве выпускающего редактора для подготовки специального номера американского журнала Russian Studies in Philosophy, посвящённого Майдану. В основу издания был положен "майданный" номер "Синего дивана". В номере помещена статья бывшего сотрудника ИФ РАН Анатолия Ахутина (напомню, эмигрировал на Украину), в которой утверждается: "Майдан — историческое событие, породившее широко влиятельные новые смыслы, реабилитировавшее идею человеческого достоинства и солидарности, выбор европейской идентичности… Европейская культура — это Майдан, она не создаёт конкретной идентичности и ставит под вопрос любую идентичность". В декабре 2019-го Петровская дала в Киеве интервью украинскому интернет-СМИ YourArt, где сказала: "В 2014-м между Россией и Украиной началась война. Война эта продолжается. Поэтому для вас ситуация размежевания приобретает особенно болезненный оттенок. Я это хорошо понимаю, и я на вашей стороне… Россия переживает изоляцию, обращаясь к старым образам мира и старым образам собственной истории… Это определённая архаика, которая связана с так называемыми традиционными ценностями… В целом это возвращение к древним, автохтонным, хтоническим устоям. "Хтонь", которая выходит на поверхность, заявляет о себе очень агрессивно. В России локально вспыхивают очаги протеста в разных местах, они рассредоточены, между ними нет налаженной связи. Что может сделать искусство в этом смысле и может ли оно вообще что-то сделать?" В связи с этим приводятся примеры акций Павленского (поджог двери здания ФСБ в Москве), выходка участниц группы Pussy Riot. Петровская рассказала о подготовке спецвыпуска "Синего дивана", посвящённого Майдану: "Как затевался номер? Когда наступил 2014 год — это было завершение Майдана, а также начало войны, — у меня не было сомнений, что эти события изменят ход всей новейшей истории. С нашей стороны — это был откровенный протест, а именно занятие позиции и в то же время способ проявить солидарность. Помню, мы приехали в Киев по собственной инициативе, чтобы представить этот номер в Институте философии. Нас приняли очень радушно. Собралось много людей. Должна отметить большую роль телеканала "Дождь"*, который вёл постоянные прямые трансляции с Майдана. Мои приятели ездили в Киев, чтобы увидеть всё своими глазами". В 2020-м в журнале The South Atlantic Quarterly Петровская опубликовала статью, в которой обсуждает технологию цветных революций. Она пишет, что "выступление возможно только тогда, когда массы коллективно вовлечены в действие", а условием этого является выдвижение удачно мобилизующего толпу лозунга: "Революции (особенно так называемые цветные революции) — это не просто хрестоматийные события: ими движет особый вид общительности, который указывает на динамику самой неинституциональной демократии".
Ещё в 2009–2011 годах Петровская выступала на конференции "Словарь войны" — совместной акции издательств Merve (Берлин) и "Логос" (Москва), приуроченной к годовщинам начала Второй мировой и Великой Отечественной войн. Московские сессии назывались "Выход из войны" и проходили в рамках совместного проекта фонда "Сивитас", издательства "Логос" и журнала Lettre International (LI, Berlin), при участии программы Евросоюза "Поддержка инициатив сотрудничества ЕС — Россия в области культуры" (IBPP). Мероприятия проводились при поддержке Представительства Евросоюза в РФ, Goethe-Institut (Москва), Информационного агентства "Росбалт" (признано иноагентом) и Польского культурного центра (Москва). Московской части проекта придавалось особое значение, так как именно Россия "из войны так и не вышла" и "знает все войны — мировую, холодную, локальную, гражданскую и ту террористическую, что государство развязывает со своим населением". Московские сессии проводились в Центре современной культуры "Гараж", в театре "Школа драматического искусства" и в "Гоголь-центре". В интервью по итогам проекта главный редактор издательства "Логос" Олег Никифоров и координатор проекта Алёна Громова пояснили, что "Словарь войны" — это "опыт нашего сопротивления", подготовки "среды" для митингов "за гражданские свободы" на Болотной. В секции, где спикером была Петровская, ими были также оппозиционер Аркадий Бабченко (эмигрировал на Украину, ныне, изгнанный даже с Украины, находится в Эстонии) и журналист "Новой газеты"* Вячеслав Измайлов. Кроме Петровской в сессиях участвовали её отец Владимир Петровский, сотрудники ИФ РАН Подорога, Рыклин и Аронсон. Коллеги Петровской проводили параллели между нацизмом и советским строем, Подорога утверждал, что СССР вёл войну против собственного населения на полное уничтожение.
В феврале 2022-го Петровская и сотрудники её сектора (Олег Аронсон, Александра Володина) подписали "Открытое письмо российских учёных и научных журналистов против войны с Украиной", инициированное газетой "Троицкий вариант"*, а также аналогичное обращение "Конгресса интеллигенции", распространявшееся по каналам "Эха Москвы"* за подписями Д. Быкова*, Д. Муратова и других. В марте того же года Петровская приняла участие в международном проекте Philosophers for Ukraine. Она заявила: "То, что мы наблюдаем в Украине, — это безжалостное уничтожение жизни. Другими словами, преступление против человечества, зло в чистом виде. Хотя это совершенно немыслимо, это стало реальностью. Кошмарная реальность. Но мы также должны понимать, что бредовые мании колониализма вернулись, и их нужно остановить с такой же решимостью". В декабре 2022-го Петровская и Аронсон приняли участие в спецвыпуске журнала Studies in East European Thought под названием "Война России на Украине: когда варварство захватывает цивилизацию". Петровская в статье "Пустые пространства: империя против жизни" пишет: "Продолжающаяся русско-украинская война анализируется с точки зрения колониального захвата, предпринятого угасающей, но агрессивной Российской империей. Эта в высшей степени политическая авантюра выражается в неразрешимом конфликте между существованием… и имперской экспансией, представляющей собой бесконечное завоевание пространства, безразличного ко всем формам жизни". Аронсон в том же номере пишет о "коллективном стыде" россиян за "позор" войны. Пользуясь разветвлёнными международными связями, Петровская принимает активное участие в выпуске наукообразных агиток и пропагандистской литературы, которая направлена на международную делегитимизацию России и дискредитацию Вооружённых сил РФ. "Мне крайне сложно затрагивать проблему конфликта в настоящее время, когда война всё ещё бушует в Украине, а моя страна является агрессором", "сострадание кажется почти насмешкой перед лицом насилия, совершаемого собственными соотечественниками, — и немедленной реакцией будет непреодолимое чувство вины. В самом деле, если вы не в состоянии помешать вторгшимся войскам вашей страны сеять хаос на мирной земле, что ещё вы можете чувствовать? Ничего, кроме вины и подавляющего чувства беспомощности". Петровская обвиняет Россию в колониализме — звучит особенно забавно в свете тщательного избегания намёков на любые огрехи подлинных колониалистов: "По сути, это колониальная война, хотя это может звучать совершенно абсурдно и немыслимо в начале XXI века. Однако цель России — превратить Украину в провинцию или периферию метрополии".
Апогеем антироссийских истерик стал выход в марте 2023 года упоминавшегося в начале текста сборника "Перед лицом катастрофы", в котором приняли участие сотрудники из сектора эстетики Института философии РАН — Елена Петровская и Олег Аронсон. Сборник выпущен под гастрольный тур по столицам ЕС. Он получил немыслимый промоушен в западной прессе — вал восхищённых статей, напичканных одинаковыми формулировками, говорит о спланированной медиакампании. Ничего нового в статье Петровской читатель не обнаружит: украинская пропаганда давно уже выбила из определённого набора аргументов все краски и намёки на оригинальность, так что назвать этот текст "вторичным" было бы серьёзным занижением градуса его интеллектуальной пошлости.
Елена Петровская, эта "энкавэдэшная аристократка", возможно, мнит себя воительницей. На практике она лишь несчастный отпрыск выдающегося разрушителя, недостойная продолжательница дела уничтожения Большой России.
Есть ли у таких, как Петровская, мировоззрение? Неужели все эти либеральные штампы, словесная ветошь, прошлогодняя листва тянут на высокое звание философии? Эти зловонные зады глобалистской пропаганды не очень-то похожи на озарение, выстраданное в процессе напряжённой мыслительной деятельности.
Отвратительный междусобойчик самопровозглашённых "голосов совести" кочует по международным форумам и конференциям, организованным транснациональными центрами и западными разведками. Дрессированные пудели настолько привыкли к своим трюкам, что с радостью прыгнут через любой обруч, брошенный умелой рукой заморского модератора.
Впрочем, время коллективных подписантов бесконечных либеральных манифестов уходит в прошлое, утягивается на дно истории чугунным якорем канувшего в вечность XX века. Скоро таким, как Петровская, не найдётся места ни в Киеве, ни в Лозанне, ни в Тель-Авиве, ни даже в предательски пыльных кабинетах Института философии РАН.
На фото: Джордж Сорос и Владимир Петровский, Давос, 1996 г.
* Иностранный агент
** Нежелательная в РФ организация