пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Сегодня 07 марта 2025
Авторский блог Станислав Тарасов 00:02 31 января 2025

Скажи, кто твой друз

ближневосточное досье Трампа

Вскоре после победы на президентских выборах Дональд Трамп заявил, что "закончить войну на Ближнем Востоке проще, чем на Украине, и гораздо быстрее". Тогда такое заявление новоизбранного президента воспринималось исключительно в контексте прекращения войны в Газе между Израилем и ХАМАС. Правда, высказываясь о перспективах создания палестинского государства, он заметил: "Есть и другие идеи, кроме двух государств, но я поддерживаю все, чтобы получить не просто мир, а длительный мир. Так не может продолжаться, когда каждые пять лет происходят трагедии. Есть альтернативы". Но какие?

Дело в том, что ещё до президентских выборов Трамп создал специальную аналитическую группу с целью "выработки формулы мира на Ближнем Востоке". Она должна была подготовить специальное досье. Для этого регион посещал ведущий советник Трампа по национальной безопасности Кит Келлог в сопровождении нескольких экспертов. После ряда встреч с политиками из разных стран региона они подготовили для Трампа спецотчёт, основные тезисы которого, по данным американских СМИ, сводились к следующему: в ближайшей перспективе решение о сосуществовании двух государств Израилем обсуждаться не будет; есть проблема с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху; и есть Иран с его ядерной программой, региональной стратегией, ориентированной на прокси-группы. Келлог заявлял, что эти проблемы "являются перекрывающимися файлами, и трудно рассматривать любой из них изолированно от другого, поскольку это перекрывание требует единого видения, которое обеспечит гармоничное взаимодействие между всеми файлами и устранит любые возможные противоречия между ними".

В таких суждениях нет ничего необычного. Политики и эксперты не раз пытались заострять вопрос "поиска нити, с помощью которой можно было бы распутать сложный клубок исторических противоречий региона". В этой связи известный американский эксперт Томас Фридман в своей еженедельной колонке в "Нью-Йорк таймс" направил письмо Трампу, призывая его "изменить Ближний Восток дипломатическим путём, потому что альтернативой является распад региона на национальные государства". Он считает, что после достижения мирного соглашения между Израилем и ХАМАС в Газе необходимо использовать этот момент для поиска "нового модифицированного курса с целью достижения стабильности в этом регионе, жизненно важном для американских интересов". Тем более, что, по его словам, Трамп "вступил в должность в один из редких моментов в истории, подобный периодам после Первой и Второй мировых войн и холодной войны, когда все процессы на Ближнем Востоке находятся в постоянном движении". При этом выставляется политический диагноз: Ближний Восток либо возродится как мощный регион, где поставленными целями являются нормальные отношения, торговля и сотрудничество, либо распадётся на несколько национальных государств, "окружённых обширными территориями хаоса, полевыми командирами и террористами". При этом Фридман выставляет существующие проблемы в следующей последовательности: использовать последний шанс в миротворчестве между израильтянами и палестинцами; предоставить Сирии возможность реинтеграции после 14 лет конфликта; нейтрализовать Иран "до того, как у него появится ядерная бомба". Но открывать первую тетрадь ближневосточного досье Трампа, по Фридману, нужно с Биньямина Нетаньяху, потому что "его политические и дипломатические устремления радикально противоречат устремлениям США". По его словам, "пожилой бывший президент Джо Байден был мечтой Нетаньяху, Трамп должен стать для него кошмаром".

Нетаньяху не будет стремиться к достижению спокойствия и стабильности в регионе, потому что это может привести к падению и дезинтеграции его правительства; его цель — сформировать внутреннее общественное мнение, что "Израиль сталкивается с экзистенциальной угрозой". Фридман считает, что нельзя позволить ему возобновить войну в Газе и блокировать решение о создании двух государств для двух народов. В противном случае регион изменится не только политически, но и географически. Поэтому Трампа призывают стать более откровенным в своих планах на Ближнем Востоке, чтобы утвердить позицию лидера, не оказаться зажатым между интересами других внешних игроков, усиливших свои позиции в регионе при Байдене, таких как Россия, Китай, Турция, Иран и Саудовская Аравия. При этом придётся двигаться в сторону от Израиля, после десятилетий партнёрства, основанного на военном и экономическом союзе, безопасности и инклюзивной либерально-демократической системе. В таком контексте не исключено, что в ближайшей и среднесрочной перспективе между американскими и израильскими интересами возникнут широкие разрывы, особенно если Нетаньяху удастся преодолеть свои внутренние кризисы и продолжить руководить нынешним правительством до конца его обычного срока полномочий.

В свою очередь, вышеперечисленное выводит на вторую тетрадь ближневосточного досье Трампа — иранскую: предотвращение производства Тегераном ядерного оружия и развитие его ракетной программы, с одной стороны, а с другой — предотвращение восстановления им своего регионального влияния путём возрождения и расширения "оси сопротивления". Советники Трампа уверены в том, что с Ираном необходимо искать политический горизонт, ведущий либо к достижению стабильности в регионе, либо — к широкой эскалации.

Другими словами, в перспективе Трампу необходимо достичь двух основных, как выясняется, взаимосвязанных целей. Первая — обеспечить выполнение соглашения о прекращении огня в Газе на всех этапах, что подталкивает его к успеху переговоров по второму этапу соглашения без столкновения с Нетаньяху. Вторая — искать способы, позволяющие вступить в серьёзные переговоры с Ираном, направленные на определение степени его готовности позитивно участвовать в договорённостях, связанных со стабильностью региона в целом, прежде чем использовать такие варианты, как санкции или военные действия.

В то же время Нетаньяху продолжает свои попытки убедить Трампа предпринять военные действия, которые приведут к свержению иранского режима, утверждая, что этот режим сейчас находится "в самом слабом состоянии после болезненных ударов, полученных его союзниками по "оси сопротивления".

Но Трамп начал действовать по иному сценарию. Отметим, что расхождение приоритетов Трампа и Нетаньяху не означает, что дело идёт к столкновениям между США и Израилем. Просто Нетаньяху — это одно, а Израиль — другое; это та сфера, которая ещё не затрагивается экспертами. Возможно, Трамп предпочёл бы иметь дело с другим премьер-министром Израиля. Факты свидетельствуют, что региональные приоритеты США и Израиля на данном этапе стали расходиться.

Как сообщает британское издание "Файненшиал таймс", Трамп собирается поручить спецпредставителю по Ближнему Востоку Стиву Уиткоффу заняться Ираном, что свидетельствует о его желании попробовать разговаривать с Тегераном языком дипломатии. Уиткофф сыграл большую роль в подписании мирного соглашения между Израилем и ХАМАС. Это — первое. Второе: Трамп поручил руководить ближневосточной политикой Министерства обороны США (Пентагона) бывшему аналитику ЦРУ Майклу ДиМино, который заявлял: "Мы на самом деле здесь (на Ближнем Востоке. — Авт.), чтобы противостоять Ирану, и это происходит по просьбе израильтян и саудовцев. Я категорически за снижение обязательств США в области безопасности в регионе, потому что Иран — это второстепенная и контролируемая угроза".

Но самой интригующей является третья, сирийская, тетрадь досье. В окружении Трампа многие советники придерживаются мнения, что "необходимо лишить Анкару возможностей прямого управления Дамаском", и осуществлять "прямую помощь арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией, Египтом и ОАЭ". Они намерены приподнять геополитический статус Саудовской Аравии. В этой связи арабские СМИ заявили, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман сообщил Трампу в поздравительном телефонном звонке о своём желании "расширить инвестиции Саудовской Аравии в США до 600 миллиардов долларов", что оценивается как своеобразная "плата за Сирию", которая должна сохранить свой арабский статус. По факту такой сценарий превращает Сирию в плацдарм противостояния таких активных внешних игроков, как Израиль, Турция, Иран, Саудовская Аравия и её союзники. При этом Вашингтон держит в рукаве козырной туз в виде курдского фактора, который формирует интригующую схему возможных действий США сразу на нескольких направлениях: турецком, сирийском и иранском.

Одновременно стала разыгрываться и "карта" хуситов, которые после подписания соглашения по Газе остановили ракетную атаку по Израилю. При этом Трамп внёс "Ансар Аллах" (хуситы. — Авт.) в список террористов. В этой связи министр информации в Сане Хашим Шараф ад-Дин заявил, что переклассификация "Ансар Аллах" в "иностранную террористическую организацию является ярким примером политических потрясений в Америке". По его словам, "мы находимся в списке терроризма, затем нас в нём нет, затем нас повторно включают в него, затем нас удаляют из него, а затем нас снова включают в список. Так мы являемся живым примером американских политических потрясений, странных американских противоречий и очевидного американского провала перед нами". Показательный нюанс: ранее для того, чтобы отсечь хуситов от Ирана и ослабить так называемую "ось сопротивления", США предлагали им частичное политическое признание и готовы были снять блокаду с важнейших йеменских портов. Теперь хуситы могут возобновить удары по Израилю. По мнению американской аналитической структуры "Стратфор", "вновь появляются риски возобновления конфликта с последующей региональной дестабилизацией, и этот сдвиг в политике США может вновь поставить Израиль в сложное положение — между решением проблем собственной и региональной безопасности". Плюс к этому — осложнение ситуации с судоходством в Красном море.

Происходящее, по мнению ливанского издания "Аль Маядин", "пока только зондирующие контуры предполагаемой новой политики Трампа на Ближнем Востоке, потому что его видение возможных изменений в этом регионе остаётся неясным в силу разных позиций членов его команды". Но бросается в глаза то, что он готов вступать в самые необычные региональные коалиции и предлагать нестандартные решения для реализации своих целей, ориентированных больше на выдавливание с Ближнего Востока России и Китая. Для этого ему необходимо пытаться разрушить складывающиеся региональные альянсы с участием этих стран. Речь о наметившемся стратегическом партнёрстве между Ираном, Россией и Китаем, а также "слишком далеко зашедших на этом направлении" Саудовской Аравией и ОАЭ, которые приглашены присоединиться к группе БРИКС, а крупнейшей арабской монархии был предоставлен статус партнёра по диалогу в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

В регионе, где назревают большие события, все застыли в ожидании перемен. Там всё происходит как в сказке: дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку. Решить проблему Газы или Палестины и стабилизировать ситуацию в целом невозможно без решения иранского вопроса. Поэтому остриё начинает переводиться в сторону Ирана и Сирии. Силы сирийского сопротивления ведут бои с курдскими формированиями на севере. Израиль, который оккупировал часть Голанских высот, стремится реализовать проект создания дружественного государства друзов на территории Ливана и Сирии. Политическое будущее пришедшей к власти в Дамаске группировки "Хайат Тахрир аш-Шам"* остаётся неопределённым. Турки пытаются оказывать ключевое влияние на Сирию только потому, что когда-то эта провинция являлась одной из самых богатых в Османской империи, — это исторические амбиции. В то же время арабы не хотят допускать туда турок и персов, считая Сирию арабской проблемой, так же, как и Палестину. США играют на этом и считают, что палестинский и сирийский вопросы нужно решать с учётом только арабского фактора.

Новый помощник Трампа по национальной безопасности Майк Уолтц заявил, что в феврале Трамп примет новые решения по Ближнему Востоку.

*запрещённая в РФ террористическая организация

12 февраля 2025
27 февраля 2025
20 февраля 2025
1.0x